Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:00, научная работа
Цель исследования – определить способы стимулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
Задачи:
- изучить теоретические основы инвестиционной политики в Республике Беларусь
- показать особенности формирования инвестиционного климата в Республике Беларусь;
- провести анализ инвестиционной деятельности, направлений и объектов инвестирования в Республике Беларусь;
- определить методы формирования дополнительных источников инвестиционных ресурсов и стимулирование инвестиционной активности.
Что касается законодательства, то Главой государства в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 24 апреля 2007 г. во главу угла поставлена задача обеспечения его стабильности и комплексности. Современный процесс формирования и совершенствования национального законодательства должен обеспечить разработку законов прямого действия, которые будут соответствовать ожиданиям общества, делать жизнь людей проще, легче и комфортнее.
Активную позицию в деле улучшения инвестиционного климата занимает Консультативный Совет по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь, в состав которого входят представители иностранных компаний и международных организаций, работающих в Беларуси. На его заседаниях регулярно рассматриваются проблемные вопросы, препятствующие эффективной работе иностранных инвесторов на территории республики, и предлагаются Правительству пути их нивелирования.
Важным аспектом улучшения инвестиционного климата является поддержание и повышение суверенного кредитного рейтинга Республики Беларусь, который был получен в 2007 году. Рейтинг имеет значение «В+» и характеризуется, как «стабильный» однако еще не входит в инвестиционную категорию. В ходе визита в феврале месяце т.г. управляющего директора (ведущего аналитика) рейтингового агентства «Стэндарт энд Пурз» и его помощника проведены встречи в Совете Министров, Минфине, Национальном банке, Минэкономики, Минэнерго, МИД, концерне «Белнефтехим», банках, представительствах ЕБРР и МФК, Посольстве Великобритании и ИП «МЦС». Аналитикам представлены необходимые материалы об экономической ситуации в республике на современном этапе. Свое заключение агентство представит позднее.
В банковской сфере активно реализуется Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 28 мая 2002 года № 274), которой предусмотрен постепенный выход государства из состава акционеров отдельных банков, зарегистрированных на территории республики. В частности, завершена продажа иностранным инвесторам акций Белвнешэкономбанка, Славнефтебанка, принадлежавших государству.
Задействован новый механизм привлечения иностранных инвестиций, предусмотренный Инвестиционным кодексом Республики Беларусь - институт концессий. Сегодня республика предлагает для передачи в концессию 4 объекта: это месторождение гипса (Бриневское), 2 месторождения железных руд (Околовское и Новоселковское) и месторождение бентонитовых глин (Острожанское) (Указ Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 г. № 44).
В целях создания благоприятной деловой среды, совершенствования инвестиционной, инновационной, бюджетно-налоговой, ценовой политики, развития финансового рынка и внешней торговли за два последних года и за истекший период текущего года уже принято более 30 нормативных актов. В их числе:
Декрет Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2007 г. № 7, согласно которому упрощается порядок лицензирования деятельности юридических лиц;
Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 8, предусматривающий упрощение процедуры государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе переход на заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования, сокращение сроков государственной регистрации, перечня предоставляемых документов;
Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9, предусматривающий ряд льгот для организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся (проживающих) в сельских населенных пунктах в целях стимулирования экономического развития сельских населенных пунктов;
Декрет Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. № 145, предусматривающий сокращение периодичности уплаты отдельных платежей в бюджет и сроков представления налоговых деклараций;
Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 2008 г. № 5, предусматривающий снижение налогообложения операций с ценными бумагами;
Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1, направленный на стимулирование производства в населенных пунктах республики с населением до 50 тыс. человек и предусматривает целый ряд льгот для организаций, созданных после 1 апреля 2008 г. отечественными и иностранными инвесторами;
Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. №667, в соответствии с которым:
Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 40 и от 27 марта 2008 г. № 178, в соответствии с которыми упрощен порядок осуществления внешнеторговой деятельности, а лицо, обладающее статусом "добросовестный участник внешнеэкономической деятельности", освобождается от обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении отдельных ввозимых товаров, а также получает возможность производить таможенное оформление таких товаров в упрощенном порядке;
Указ Президента Республики Беларусь от 21 марта 2008 г. № 168, предусматривающий льготы при реализации инвестиционных кредитов за счет иностранных кредитов и займов под государственные гарантии;
Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 42, предусматривающий стабильные условия функционирования резидентов в свободных экономических зонах, совершенствование порядка регистрации резидентов СЭЗ, расширение полномочий администраций и ряд налоговых льгот;
Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 44, направленный на начало практического применения института концессии;
Указ Президента Республики Беларусь от 4 марта 2008 г. № 144, отменяющий институт "золотой акции", которая вызывала постоянные нарекания международных организаций и иностранных компаний, и другие.
В рамках проводимой работы по улучшению условий ведения бизнеса существенно упрощены административные процедуры (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2007 г. № 1102):
отменено - 58 процедур;
упрощено путем объединения – 20 процедур;
сокращен перечень документов, представляемых для совершения – по 158 процедурам;
сокращены сроки совершения – по 125 процедурам[5].
Приходя на территорию любого государства, инвестора интересуют, прежде всего, гарантии защиты его прав и интересов. И здесь необходимо напомнить, что в республике, основным законодательным актом, определяющим правовые условия осуществления инвестиционной деятельности, является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, согласно которому государство гарантирует инвестору: право собственности; равенство и защиту прав и законных интересов инвесторов независимо от форм собственности безо всякой дискриминации. Инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью после уплаты всех налогов, гарантируется беспрепятственный перевод полученной прибыли за пределы Республики Беларусь.
В соответствии с Кодексом инвестор получил право на заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь в лице Правительства либо уполномоченного им органа. В Инвестиционный договор вносятся дополнительные гарантии, льготы, а также необходимые для реализации инвестиционного проекта обязательства сторон. Это говорит об изменении политики государства по отношению к инвестору. Здесь на первый план на смену административному управлению выходит иная основа сотрудничества — договорная.
В целях обеспечения привлекательности республики для потенциальных иностранных инвесторов, в Беларуси существуют территории с преференциальными режимами. Кратко остановимся на таких территориях.
- резиденты зон освобождены
от уплаты ввозных таможенных
пошлин и налога на
- прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение пяти лет с даты ее объявления, по истечении этого срока – налог уплачивается в размере 50% от установленной ставки, но не более 12%.
С 1 января 2008 года предусмотрены дополнительные льготы для резидентов СЭЗ (Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 42):
- неизменность перечня налогов и сборов, уплачиваемых резидентами СЭЗ в течение семи лет, начиная с 1 января 2008 г.;
- льготные условия
по арендной плате за
- дополнительное освобождение резидентов СЭЗ от налога на недвижимость и налога на приобретение автомобильных транспортных средств, от обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
II. Парк высоких технологий.
Резиденты парка освобождены от:
- налога на прибыль;
- налога на добавленную стоимость с оборота;
- налога на недвижимость;
- оффшорного сбора;
- ввозных таможенных
пошлин; налогов, сборов и иных
обязательных платежей в
III. Населенные пункты с численностью населения до 50 тыс. человек.
Потенциальные иностранные инвесторы, которые готовы создавать в таких населенных пунктах новые производственные организации, освобождены с 1 апреля 2008 г. от уплаты (декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 года № 1):
- в течение пяти лет налога на прибыль и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
- ввозных таможенных пошлин
и налога на добавленную
Декретом предусмотрена возможность свободного ценообразования, определения поставщиков или покупателей произведенной продукции, установления заработной платы работникам, страхования своего имущества за рубежом и др.
Дополнительной гарантией является то, что в случае ухудшения условий деятельности совместных и иностранных организаций, в течение 5 лет к данным организациям применяется законодательство, действовавшее на дату их регистрации.
Постановлением Правительства (от 31.03.2008 г. № 483) по согласованию с Главой государства утвержден перечень населенных пунктов, на которые распространяются указанные льготы.
IV. Малый бизнес.
Для его развития также предусмотрен ряд преференций:
- организации с численностью
до 100 человек вправе применять
упрощенную систему
- коммерческие организации
со средней численностью
уплаты НДС
ведения бухгалтерского учета и отчетности;
- расширены полномочия
местных органов власти по
предоставлению субъектам
V. В республике закреплен заявительный принцип государственной регистрации коммерческих организаций (декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. №8). Действует принцип «одного окна» при регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.
Слабым звеном в инвестиционной деятельности ранее являлось отсутствие достаточной информированности иностранных инвесторов в целом о республике и инвестиционном климате в частности. Сегодня создан Национальный инвестиционный сайт (www.invest.belarus.by) и сайт Минэкономики (www.economy.gov.by), проводятся республиканские и региональные инвестиционные форумы, распространяются печатные материалы об инвестиционной деятельности и правовых условиях ее осуществления на территории республики, предлагаются через представительства за рубежом инвестиционные проекты для поиска потенциальных инвесторов. В рекламных целях в 2008 году планировалось проведение инвестиционного форума в г. Лондоне (Великобритания).
Развивается недавно созданное Национальное инвестиционное агентство, призванное обеспечить единство подходов к вопросам поиска инвесторов, реализации инвестиционных проектов «под ключ», оказание консультационных услуг, пропаганды инвестиционных возможностей Беларуси, установления долгосрочного сотрудничества между организациями, связанными с инвестиционной деятельностью.
Информация о работе Стимулирование инвестиций в Республике Беларусь