Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 18:26, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить теоретические основы стимулирования труда;
2. Оценить существующую систему стимулирования труда работников в ОАО "Северо-Западный Телеком" города Ухты, Республики Коми.
3. На основе выявленных недостатков разработать конкретные предложения по совершенствованию стимулирования труда в организации и определить их экономическую эффективность.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и значение стимулирования труда……………....5
1.1 Сущность, функции и значение стимулирования труда........................5
1.2. Виды стимулов к труду............................................................................9
1.3 Принципы стимулирования труда и требования к его организации..12
Глава 2. Анализ применяемой в организации системы стимулирования труда.......................................................................................16
2.1. Характеристика исследуемой организации.........................................16
2.2. Особенности системы материального стимулирования.....................21
2.3 Оценка эффективности применяемой системы стимулирования.......26
Глава 3. Выводы и предложения...............................................................30
3.1 Общие выводы об организации системы стимулирования труда......30
3.2 Пути совершенствования стимулирования труда в организации.......32
Заключение....................................................................................................36
Литература.....................................................................................................38
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра экономики труда и управления персоналом
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Прикладные социологические исследования труда
НА ТЕМУ: «Стимулирование труда и пути его совершенствования».
Преподаватель: Петроченко Н.П.
Работа выполнена Долженковой Мариной Сергеевной
факультет менеджмента и маркетинга
специальность: экономика труда
группа № 1С-ЭТ502
номер личного дела 07МЭБ00429
Москва 2012
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность и значение стимулирования труда……………....5
1.1 Сущность, функции и значение стимулирования труда........................5
1.2. Виды стимулов к
труду.........................
1.3 Принципы стимулирования труда и требования к его организации..12
Глава 2. Анализ применяемой
в организации системы стимулирования
труда.........................
2.1. Характеристика исследуемой
организации...................
2.2. Особенности системы
материального стимулирования..
2.3 Оценка эффективности
применяемой системы
Глава 3. Выводы и предложения...................
3.1 Общие выводы об организации
системы стимулирования труда..
3.2 Пути совершенствования
стимулирования труда в
Заключение....................
Литература....................
Приложения
Введение.
Тема данной курсовой работы «Стимулирование труда и пути его совершенствования» была выбрана, так как данная тема является, и всегда будет являться, актуальной и важной для любого предприятия. Актуальность данной темы обоснована тем, что без стимулирования работника невозможно нормальное развитие предприятия. Используя наиболее современные и передовые методы стимулирования можно добиться значительного улучшения работы предприятия. Работники будут более качественно выполнять работу, увеличится общая производительность предприятия, грамотность и квалификация работников, уменьшится текучесть кадров. В данный момент человеческий фактор является одним из наиболее важных факторов производства и работы фирмы, поэтому необходимо правильно стимулировать персонал.
Ни одна система управления не будет хорошо функционировать, если не будет разработана эффективная система стимулирования труда, так как она побуждает каждого конкретного сотрудника и коллектив в целом к достижению личных и общих целей.
Система стимулирования труда является действенным инструментом управления персоналом только в том случае, если она грамотно разработана и правильно используется на практике.
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ эффективности существующей системы стимулирования в выбранной мной организации, а также изучение теоретических основ по выбранной теме.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы стимулирования труда;
2. Оценить существующую систему стимулирования труда работников в ОАО "Северо-Западный Телеком" города Ухты, Республики Коми.
3. На основе выявленных недостатков разработать конкретные предложения по совершенствованию стимулирования труда в организации и определить их экономическую эффективность.
Глава 1. Сущность и значение стимулирования труда.
1.1 Сущность, функции
и значение стимулирования
С развитием предпринимательской деятельности предприятия получили свободу в решении вопросов организации производства и оплаты труда работников. Целью предоставления широких полномочий предприятиям в решении этих вопросов являлось создание предпосылок для повышения производительности труда, улучшения качества продукции и совершенствования механизма оплаты труда, что заинтересовало бы работников в результатах их труда.
Понятие стимулирования связано с понятием производственного коллектива. Производственный коллектив и каждый его член являются объектами стимулирования.
Стимулирование направлено на увеличение объема, расширение ассортимента, повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции с учетом достижений научно-технического прогресса. В свою очередь, эффективная и качественная работа влечет за собой снижение себестоимости и повышение рентабельности производства, что дает возможность дополнительно материально поощрить работников.
Говоря о стимулировании наемных работников, мы подразумеваем всех работников предприятия, а не только производственных рабочих. В связи с этим необходимо разделять понятия "эффективность труда" и "производительность труда" работников. Производительность труда работников определяется не только усилиями самого работника, но и зависит от других причин: ввода новой техники и технологии, применения новых видов сырья и материалов, внедрения более совершенных форм организации производства и труда. Эффективность же труда работников целиком зависит от них самих, от их личных качеств и способностей при прочих равных условиях.
При стимулировании труда как предоставлении работнику вознаграждения за труд, которое он использует для удовлетворения своих потребностей, необходимо учитывать, что разные люди по-разному подходят к этому вопросу, определяя для себя различные ценности. Так, для человека высокого материального достатка лишнее время для отдыха может быть более значимо, чем дополнительный заработок, который он получил бы за сверхурочную работу. Для многих людей, например, работников, занимающихся интеллектуальным трудом, более значимыми будут уважение со стороны коллег и интересная работа, чем дополнительные деньги, которые он мог бы получить, займись торговлей или став коммерческим агентом.
Поэтому вознаграждение за труд может быть двух типов: внутреннее и внешнее.
Внутреннее вознаграждение – это удовольствие, получаемое человеком от работы, от уважения со стороны коллег, от причастности к коллективу.
Внешнее вознаграждение – это материальные выгоды, продвижение по служебной лестнице, повышение социального статуса.
Поэтому при стимулировании работников, не только материальном, руководителю необходимо выявлять потребности работников, чтобы потребности более низкого уровня удовлетворялись прежде, чем потребности более высокого уровня.
Существуют функции стимулирования труда: экономическая, социальная, социально-психологическая и нравственная.
1. Экономическая функция
– повышение эффективности
2. Смысл социальной функции
стимулирования труда в том, что
социально-экономическое
3. Социально-психологическая
функция стимулирования
4. Нравственная функция
стимулирования отражает вклад
стимулирования в формирование
нравственных качеств
Результатом действия системы стимулирования на предприятии должно быть повышение эффективности деятельности предприятия, чего можно добиться, в свою очередь, за счет повышения эффективности и качества труда каждого работника предприятия. При этом предпринимателю нужно руководствоваться необходимостью привлечения и сохранения на длительный срок высококвалифицированных работников, повышения производительности труда и повышения качества выпускаемой продукции, увеличения отдачи от вложений в персонал, повышения заинтересованности работников не только в личных успехах, но и в успехах всего предприятия в целом и, наконец, повышения социального статуса работников. Поэтому применяются как материальные, так и нематериальные формы стимулирования персонала, которые включают заработную плату, различные системы участия в прибылях, системы коллективного премирования, индивидуализацию заработной платы, моральные стимулы, стимулирование работников, занимающихся творческим трудом, путем применения свободного графика работы, социальные льготы для сотрудников.
Значение стимулирования труда работников заключается в следующем:
1. Стимулирование высоких
трудовых показателей
2. Формирование определенного
трудового поведения работника,
направленного на развитие
3. Побуждение работника
к наиболее полному
1.2. Виды стимулов к труду.
Важнейшим видом стимулирования является материальное стимулироование. Оно играет ведущую роль в повышении трудовой активности работников. Этот вид состоит из материально-денежного и материально-неденежного стимулирования, последнее содержит часть социальных стимулов.
Вторым видом является духовное стимулирование, которое содержит в себе социальные, моральные, эстетические, социально-политические и информационные стимулы. В психологическом подходе моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда.
Как и всякая совокупность явлений, стимулы могут быть классифицированы по разным основаниям. Исходя из того, что отправным моментом в процессе стимулирования являются потребности, их содержание и служит основным критерием классификации. Потребности работника многообразны, но все они могут быть разделены на материальные и нематериальные. В соответствии с этим и стимулы делятся на материальные и нематериальные.
Рассмотрим существующие виды стимулирования:
1. Материально-денежное стимулирование – это поощрение работников денежными выплатами по результатам трудовой деятельности.
Применение материльно-денежных стимулов позволяет регулировать поведение объектов управления на основе использования различных денежных выплат и санкций:
- доплата является формой
вознаграждения за
- надбавка к заработной
плате – денежные выплаты
- компенсации – денежные
выплаты, установленные в целях
возмещения работникам затрат, связанных
с исполнением ими трудовых
или иных предусмотренных
- премирование – денежные выплаты за особые повышенные результаты труда.
2. Социальное стимулирование – представляется как материальное неденежное. Главной направленностью выступают отношения между людьми, выраженные в признательности руководства заслуг работника. Это поощрение материально неденежными стимулами и социальными отношениями в коллективе.
3. Моральное стимулирование – самая развитая и широко применяющаяся подсистема духовного стимулирования труда и основывается на специфических духовных ценностях человека.
Моральные стимулы – это такие стимулы, действие которых основывается на потребности человека в общественном признании.
Сущностью морального стимулирования является передача информации о заслугах человека, результатах его деятельности в социальной среде. Источником информации о заслугах человека выступает субъект управления.
Предназначение стимулов к труду заключается в развитии системы потребностей людей, структуры их личных интересов, в раскрытии способностей работника, повышении его экономической и социальной ответственности.
Система морального и материального стимулирования труда предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности работающих и, как следствие, повышение эффективности труда, его качества. Но при этом работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения. Поэтому система стимулов должна опираться на определенную базу (нормативный уровень трудовой деятельности). Сам факт вступления работника в трудовые отношения предполагает, что он должен выполнять некоторый круг обязанностей за предварительно оговоренное вознаграждение. В этой ситуации для стимулирования еще нет места. Здесь находится сфера контролируемой деятельности, в которой работают мотивы, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявляемых требований. Таких наказаний, связанных с потерей материальных благ, может быть как минимум два: частичная выплата обусловленного вознаграждения либо разрыв трудовых отношений.
Информация о работе Стимулирование труда и пути его совершенствования