Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 18:26, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить теоретические основы стимулирования труда;
2. Оценить существующую систему стимулирования труда работников в ОАО "Северо-Западный Телеком" города Ухты, Республики Коми.
3. На основе выявленных недостатков разработать конкретные предложения по совершенствованию стимулирования труда в организации и определить их экономическую эффективность.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и значение стимулирования труда……………....5
1.1 Сущность, функции и значение стимулирования труда........................5
1.2. Виды стимулов к труду............................................................................9
1.3 Принципы стимулирования труда и требования к его организации..12
Глава 2. Анализ применяемой в организации системы стимулирования труда.......................................................................................16
2.1. Характеристика исследуемой организации.........................................16
2.2. Особенности системы материального стимулирования.....................21
2.3 Оценка эффективности применяемой системы стимулирования.......26
Глава 3. Выводы и предложения...............................................................30
3.1 Общие выводы об организации системы стимулирования труда......30
3.2 Пути совершенствования стимулирования труда в организации.......32
Заключение....................................................................................................36
Литература.....................................................................................................38
1.3 Принципы стимулирования труда и требования к его организации.
Принципы стимулирования труда:
- принцип прозрачности и доступности. Стимулы должны быть доступны для понимания каждого работника.
- принцип реальности стимула (ощутимости). Стимул должен быть реальным и действующим.
- принцип постепенности, своевременности. С одной стороны, нужно стремиться к жесткой связи «выполнил условия – получил». Но, если сразу завысить стимул, то можно этот уровень не удержать.
Современный этап развития народного хозяйства и общества предъявляет высокие требования к организации стимулирования. Эти требования связаны как с усложнением самого общественного труда: его содержания, орудий, средств, предмета, так и с изменением роли работника в общественном производстве, возросшими и усложнившимися его потребностями.
Стимулирование труда может быть эффективным лишь тогда, когда его организация отвечает целому ряду требований, важнейшими из которых являются комплексность, дифференцированность, гласность, гибкость и оперативность.
Комплексность стимулирования предполагает единство материальных и нематериальных, индивидуальных и коллективных, поощряющих и негативных стимулов.
Дифференцированность стимулирования предполагает использование разных стимулов по отношению к разным группам работников и отдельным работникам. Для одних социальных групп особенно важен размер вознаграждения, для других – публичная похвала, для третьих – продвижение по служебной лестнице, для четвертых – награждение туристической путевкой.
Дифференциация стимулирования предполагает учет восприятия разными работниками тех или иных стимулов. Более благоприятное восприятие усиливает действие применяемых стимулов.
Справедливость стимулирования означает соответствие вознаграждения трудовому вкладу и формирует ощущение равенства.
Важным требованием является гласность стимулирования. Реализация этого требования прямо способствует улучшению восприятия стимулирования через повышение информированности работников. Гласность в стимулировании позволяет дать общественную оценку труда работников, способствует формированию и поддержанию хорошего психологического климата в коллективе. Поэтому необходимо, чтобы каждый работник знал, за что и почему поощрен или наказан тот или иной член коллектива.
Правильная организация стимулирования
требует гибкости и оперативности. Гибкость
предполагает регулярный пересмотр существующих
условий стимулирования в соответствии
с изменением организационно-технических
и социально-экономических условий труда:
изменением технической базы труда (внедрение
нового оборудования, повышение уровня
механизации, сокращение ручного труда
и т.д.), внедрением новых форм организации
труда, изменением социально-демографического
и профессионально-
Гибкость предполагает также постоянное разнообразие в используемых стимулах, что не дает возможности привыкать к ним и тем самым снижать эффективность стимулирования.
Оперативность требует, чтобы поощрение или наказание следовало как можно быстрее за поступком. Для этого непосредственные руководители коллектива должны иметь в своем распоряжении определенные, предусмотренные законом фонды.
Стимулы к труду органично включают последовательное осуществление во всех сферах жизни принципа социальной справедливости, усиление связи доходов работника с трудом (его затратами и результатами). Практически этот принцип реализуется посредством социальных гарантий. Важнейшие из них:
Система материального стимулирования труда должна быть адекватной интересам как наемных работников, так и предпринимателей, объективным по своей природе. При разработке механизма стимулирования персонала за результаты труда необходимо использовать комплексный подход, включающий всю совокупность факторов и закономерностей, отражающих развитие производства и особенности перехода к рыночным отношениям. Система стимулирования труда призвана отражать цель и направленность вознаграждения применительно к каждой группе, коллективу и отдельному работнику. Она должна содержать показатели реального индивидуального и коллективного результатов труда и учитывать наряду со вкладом реальные потребности каждого работника.
Критерием оценки эффективности используемой системы стимулирования является подлинная заинтересованность работников в достижении максимальных индивидуальных и коллективных результатов труда, в наиболее полном использовании творческого потенциала. Отражение реальной заинтересованности выступает достижение стратегических и тактических целей предприятия и общества, будь то максимизация прибыли или развитие производства, расширение рынков сбыта или снижение цен на продукцию.
Глава 2. Анализ применяемой в организации системы стимулирования труда.
2.1. Характеристика исследуемой организации.
«Северо-Западный Телеком» (СЗТ) — ранее существовавшая российская телекоммуникационная компания, одна из семи межрегиональных компаний связи (МРК), принадлежавших ОАО «Связьинвест».
Реквизиты филиала в Республике Коми, г. Ухте:
Наименование филиала:
Коми филиал ОАО «Северо-Западный Телеком»
Юридический адрес : 191002, г. Санкт - Петербург, ул. Достоевского, д.15
Почтовый адрес: 167000, Республика Коми, г. Ухта, ул. Ленина, 60
ИНН 7707049388
КПП 10143001
Полное наименование — Открытое акционерное общество «Северо-Западный Телеком». Штаб-квартира располагалась в Санкт-Петербурге. Компания создана в 2001 году. Председатель совета директоров — Александр Провоторов. Генеральный директор — Владимир Акулич.
Коми филиал «Северо-Западный Телеком» предоставляет весь спектр телекоммуникационных услуг. Среди оказываемых компанией услуг:
- услуги местной и
- доступ к услугам междугородной (международной) телефонной связи операторов дальней связи;
- услуги телеграфа;
- услуги подвижной
- услуги сети передачи данных;
- доступ к сети Интернет («Авангард»);
- услуги интеллектуальной сети связи;
- услуги по трансляции
телевизионных программ по
- услуги по предоставлению в аренду физических каналов и трактов связи.
Приоритетным направлением в работе Коми филиала является предоставление всем жителям города Ухты услуг связи европейского уровня.
Для характеристики движения рабочей силы рассчитаем и проанализируем динамику следующих показателей.
1. Рассчитаем
среднесписочную численность
Среднесписочная численность за 2009 год = 117,08 чел./год
Среднесписочная численность за 2010 год = 136,5 чел./год
Среднесписочная численность за 2011 год = 153,6 чел./год
2. Рассчитаем среднюю численность принятых работников за год.
Средняя численность принятых работников за год определяется путем суммирования средней численности принятых работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.
Средняя численность принятых работников за 2009 год = 5,25 чел./год
Средняя численность принятых работников за 2010 год = 6,75 чел./год
Средняя численность принятых работников за 2011 год = 8,3 чел./год
3. Коэффициент оборота по приему.
Кп = Число работников, принятых за период / Среднесписочная численность за период х 100
Кп 2009 год = 4,5%
Кп 2010 год = 5%
Кп 2011 год = 5,4%
4. Рассчитаем среднюю численность уволенных работников за год.
Средняя численность уволенных работников за год определяется путем суммирования средней численности уволенных работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.
Средняя численность уволенных работников за 2009 год = 4,25 чел./год
Средняя численность уволенных работников за 2010 год = 2,6 чел./год
Средняя численность уволенных работников за 2011 год = 3,25 чел./год
5. Коэффициент оборота по выбытию:
Kв = Число работников, уволенных по всем причинам за период / Среднесписочная численность за период х 100
Кв 2009 год = 3,6%
Кв 2010 год = 2%
Кв 2011 год = 2,1%
6. Коэффициент сменяемости:
Коэффициент сменяемости исчисляется как отношение меньшего из числа принятых или уволенных к среднесписочному числу работников х 100
Ксм 2009 год = 1,7%
Ксм 2010 год = 3,6%
Ксм 2011 год = 4%
7. Коэффициент стабильности кадров:
Кст =1 – Ч уволившихся*/Ч* + Ч принятых
Кст 2009 год = 6,2%
Кст 2010 год = 7,7%
Кст 2011 год = 9,3%
8. Коэффициент текучести кадров определяется делением численности работников предприятия, выбывших или уволенных за данный период, на среднесписочную численность за тот же период:
Кт = Ч уволившихся/Ч принятых
Кт 2009 год = 6,2%
Кт 2010 год = 7,7%
Кт 2011 год = 9,3%
Расчёт коэффициента постоянства кадров
Число работников, состоящих в списочном составе весь период составила:
Чсп 2009 год = 110 – 51 = 59
Чсп 2010 год = 127 – 31= 96
Чсп 2011 год = 149 – 39 = 110
Количество постоянно работающих в 2009 г. = 59 / 117 х 100 = 50,4%
Количество постоянно работающих в 2010 г. = 96 / 136 х 100 = 70,6%
Количество постоянно работающих в 2011 г. = 110 / 153 х 100 = 65,4%
Количество постоянно работающих на предприятии работников в 2011 году увеличилось на 15%, но снизилось на 5,2% по сравнению с 2010 годом и составило 65,4% от списочного состава.
Таблица 1.
Показатели |
годы | ||
2009 |
2010 |
2011 | |
Коэффициент оборота по приему, % |
4,484113 |
4,945055 |
5,403645833 |
Коэффициент оборота по выбытию, % |
3,629997 |
1,904762 |
2,115885417 |
Коэффициент сменяемости кадров, % |
1,708234 |
3,663004 |
3,90625 |
Коэффициент стабильности кадров, % |
6,2137 |
7,730952 |
9,278841146 |
Коэффициент текучести кадров, % |
0,809524 |
0,385185 |
0,391566265 |
Из расчетов видно, что коэффициент оборота по приему в 2011 году по сравнению с 2008 годом вырос на 0,9%, а по выбытию снизился на 1,5%. Основной причиной увольнения явилось собственное желание.
Средняя численность работников работающих на предприятии за 2009 год равна 117 человек. По различным причинам за месяц из предприятия в среднем выбывает 4 человека, что в процентном выражении составило 4,25 %. При этом в среднем предприятие в месяц принимает на работу 5 человек, т.е. 5,25% от списочного состава.
Текучесть кадров назкая, не превышает нормы (3-5%), В 2011 году текучесть снизилась по сравнению с 2008 годом на 0,4%.
2.2. Особенности
системы материального
Для осуществления мероприятий по организации стимулирования персонала в Ухтинском филиале ОАО «Северо-Западный Телеком» создан Отдел мотивации труда и организационного развития. Данный отдел занимается созданием и реализацией системы стимулирования.
Информация о работе Стимулирование труда и пути его совершенствования