Страхование организация коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 01:59, курсовая работа

Описание работы

В качестве объекта исследования в работе выступает страховая компания «ООО РЕСО-ГАРАНТИЯ». Предметом – маркетинг услуг данной организации, особенности коммерческой деятельности. Целью данной работы является поиск возможностей оптимизации финансовых потоков страховой компании.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
- рассмотрение особенностей формирования и оценки финансовых потоков страховой компании
- анализ финансовых потоков компании «Ресо-Гарантия»;
- формирование предложений о путях оптимизации финансовых потоков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……3
Структура рынка страхования……………………………………….………5
Понятие «страховой рынок»……………………………………………5
Структура страхового рынка……………………………………….….11
Финансовые потоки страховой компании: понятие, состав, управление и оценка………………………………………………..…..14
Анализ деятельности страховой компании «ООО РЕСО-ГАРАНТИЯ»…23
2.1 Анализ финансовых потоков «ООО РЕСО-ГАРАНТИЯ»…………..23
2.2 Уязвимые места компании «ООО РЕСО-ГАРАНТИЯ»……………..28
3. Рекомендации по совершенствованию денежных потоков страховой компании…………………………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………….……..39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.68 Кб (Скачать файл)

Введение…………………………………………………………………….……3

  1. Структура рынка страхования……………………………………….………5
    1. Понятие «страховой рынок»……………………………………………5
    2. Структура страхового рынка……………………………………….….11
    3. Финансовые потоки страховой компании: понятие, состав, управление и оценка………………………………………………..…..14
  2. Анализ деятельности страховой компании «ООО РЕСО-ГАРАНТИЯ»…23

   2.1 Анализ финансовых потоков «ООО РЕСО-ГАРАНТИЯ»…………..23

        2.2 Уязвимые места компании «ООО РЕСО-ГАРАНТИЯ»……………..28

3. Рекомендации по совершенствованию денежных потоков страховой    компании…………………………………………………………………………30

Заключение………………………………………………………………………38

Список использованной литературы…………………………………….……..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Страхование как специфическую  отрасль экономики можно отнести  к динамично развивающейся отрасли, о чем свидетельствует анализ следующих внешних факторов:

1. Либеральные условия  допуска на рынок в 1990-е гг. привели к появлению чрезвычайно  большого числа страховых компаний  с низким уровнем капитализации,  хотя со второй половины 90-х  гг. началось уменьшение числа  страховых организаций с одновременным  наращиванием уставного капитала.

2. В настоящее время  доля застрахованных рисков в  России составляет лишь 10 - 15% против 90 - 95 % в промышленно развитых  странах.

3. В течение всего времени  существования отечественный страховой  рынок демонстрирует постоянную  динамику роста объемов страховой  премии, хотя ряд сегментов российского  рынка страхования практически  не развит.

Как и другие субъекты рыночных отношений, страховые компании формируют стремятся повысить эффективность управления денежными потоками.

Актуальность темы исследования объясняется следующим. В настоящее время для многих компаний сокращение расходов является чуть ли не единственным способом избежать банкротства. Поэтому целью должно стать не сокращение, а оптимизация денежных потоков.

В качестве объекта исследования в работе выступает страховая компания «ООО РЕСО-ГАРАНТИЯ». Предметом – маркетинг услуг данной организации, особенности коммерческой деятельности. Целью данной работы является поиск возможностей оптимизации финансовых потоков страховой компании.

 

Для достижения данной цели были поставлены задачи:

- рассмотрение особенностей  формирования и оценки финансовых  потоков страховой компании

- анализ финансовых потоков  компании «Ресо-Гарантия»;

         - формирование предложений о путях оптимизации финансовых потоков.

Теоретической и методологической основой исследования данной работы послужили законодательные акты Российской Федерации, а также труды таких авторов как: Гвозденко А.А, Ефимов С. Л, Ермасов С.В, Шахов В.В, Щербаков В.А, используются материалы предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      1 Структура рынка страхования

1.1 Понятие «страховой рынок»

 

При исследовании проблем  развития рынка во многих случаях  само понятие «рынок» чаще всего  обходится вниманием, большинство  авторов предполагают, что данное понятие является само собой разумеющимся и не требующим дополнения определением. Во многих случаях принято обходиться довольно простыми (хотя и верными) определениями, данными в XIX в. учеными-экономистами. В то же время страховой рынок, несомненно, имеет ряд особенностей по сравнению с другими видами рынков, что вызывает необходимость формирования отдельной экономической категории «страховой рынок», с тем, чтобы при рассмотрении концепций развития страхования, национальной системы страхования или собственно страхового рынка в России была возможность четко представлять, что же необходимо и зачем развивать. Специфика страхового рынка по отношению к иным финансовым рынкам проявляется в сущности страховой услуги, а также в характере трансакционных издержек, возникающем также в связи с проявлениями социально-экономических особенностей страховых услуг. Имеет существенные особенности и механизм ценообразования на страховые услуги. В отсутствие взаимопонимания по базовым вопросам, лишь кажущимся давно решенными, остаются спорными даже основные приоритеты развития страховой отрасли. Например, существуют диаметрально противоположные взгляды на следующие важнейшие вопросы развития страхования в России: - чему отдать предпочтение - быстрому росту взносов за счет введения новых видов обязательного страхования или поэтапному развитию рынка добровольных видов страхования?; Какие меры должны приниматься для развития страховой культуры?; Требуются ли меры государственной поддержки обществам и организациям по защите прав страхователей?; Нуждаются ли российские страхователи в системе внесудебной защиты прав и интересов?; Необходима ли система взаимных гарантий?; Кому развивать инфраструктуру страхового рынка? и т.д. Рассмотрим подробнее, как ученые-страховщики определяют понятие «страховой рынок». Существует несколько научных определений страхового рынка, которые, однако, давались авторами лишь применительно к решению собственных научных и практических задач. Например, проф. Р. Т. Юлдашев предлагает следующее определение: страховой рынок - система экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи страхового покрытия в процессе удовлетворения общественных потребностей в страховой защите. А. К. Шихов предлагает считать страховым рынком сферу специфических экономических отношений, складывающихся между страхователями (застрахованными лицами, выгодоприобретателями), нуждающимися в силу возможного случайного наступления неблагоприятных для их материальных, нематериальных ценностей (благ) событий в страховой защите имущественных интересов, и страховщиками, обеспечивающими ее за счет использования ими в этих целях страховых фондов, формируемых из уплачиваемой страхователями денежных взносов (страховых премий). Существуют определения страхового рынка как сферы денежных или общественных отношений, где объектом купли - продажи является специфический товар - страховая услуга.[1;57] В книге известного российского исследователя страхования проф. В. В. Шахова определяется, что страховой рынок - это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее. При этом первичным звеном страхового рынка признаются страховые компании. На основе классического        определения       рынка       Макконнелла     и      Брю    и М. С. Жилкина указывает, что страховой рынок - это экономический механизм, соединяющий интересы страхователей и страховщиков в отношении страховых услуг. В книге «Страхование: принципы и практика» на страховом рынке выделяют продавцов - страховые компании, покупателей - граждан и юридических лиц, а также посредников - брокеров и агентов. Все вышеперечисленные трактовки в своей совокупности раскрывают базовые социально-экономические свойства страхового рынка. Существуют вполне обоснованные мнения о необходимости включения страхового рынка в более общие социально-экономические категории, по-разному выделяемые исследователями. Например, есть мнение о включении страхового рынка в так называемое страховое хозяйство, под которым понимаются «общественные отношения, связанные с учреждением, организационным устройством, деятельностью, управлением страховыми организациями, а также отношения по государственному регулированию деятельности страховых компаний, иных субъектов страхового рынка по поводу страхования, определения условий и предпосылок использования страхования в экономических отношениях». Рассмотрению особенностей страховой системы посвящена книга А. А. Зернова и А. Н. Зубца, которые понимают под этим термином подсистему третьего уровня, последовательно входящую в национальную финансовую и национальную экономическую системы.

Относительно последнего термина интересно отметить, что, несмотря на наличие правительственного документа, посвященного развитию национальной системы страхования России, четкого определения данной системы там не представлено.  Представляется обоснованным присоединиться к мнению проф. Л. А. Орланюк-Малицкой, считающей, что страховой рынок это не только «рынок продавцов страховой услуги», но более сложная адаптивная система, способная к самоорганизации и состоящая из нескольких подсистем и сама входящая в более крупные системы. Возникновение страхования возможно лишь в условиях достаточно развитых системы прав собственности, правовой системы в целом, поддерживающей систему контрактов (договоров). Помимо данного необходимого условия возникновения страхования в обществе, важно обеспечить включение страхования в совокупность правил и норм, вытекающих из обычаев и традиций, принятых в обществе. При этом под нормами и правилами понимают модели или образцы поведения, неформально регламентирующие поведение индивидуума в определенных ситуациях. В данном контексте под термином «страховая культура», принятым в общественно-политической литературе о страховании, следует понимать модель поведения, предполагающую в условиях доверия к страховым компаниям стремление заключить договор страхования при выявлении страховых рисков, а также постоянный контроль над рисками в течение жизни индивидуума или предприятия.  Необходимыми условиями для развития страхования в стране будут являться как создание адекватной современности правовой системы, поддерживающей систему контрактов (договоров) и систему прав собственности, так и формирование неформальных правил и норм, стимулирующих экономические субъекты к потреблению страховых услуг, такая система будет составлять институциональную среду страхового рынка.[3;44] Заметим, что существуют страны с высоким уровнем развития экономики, в которых страхование не развито ввиду отсутствия в обществе соответствующих традиций, например, ОАЭ или Кувейт. Становится понятно, что институциональная среда будет способствовать развитию страхового рынка только в случае полного набора соответствующих институтов. Это является необходимым условием устойчивого интенсивного развития страхования, в случае роста платежеспособности населения и хозяйствующих субъектов это условие становится необходимым и достаточным. В то же время рост платежеспособности в условиях недостаточной и неадекватной развитию экономики и финансов институциональной среды страхового рынка может привести лишь к экстенсивному росту путем учета роста страховых взносов, обеспеченного инфляцией, и введения новых обязательных видов страхования, что можно наблюдать в России.

В этой связи становится понятно, что для формирования в  целях обозначения приоритетов  развития страховой отрасли для  корректного экономического определения  страхового рынка следует учесть его особую зависимость от общества и традиций, установившихся в нем, а также от доверия, которые граждане испытывают либо нет к страховым компаниям. 

Говоря о страховом  рынке, следует дать интерпретацию основных экономических институтов применительно к страхованию (следует отметить, что при рассмотрении экономики в целом страхование представляет собой инфраструктурный институт, направленный на защиту прав собственности - базового экономического института). Так, система контрактов применительно к страхованию породила специфическую форму контракта - договор страхования, который имеет ряд существенных свойств, отличающих его от иных типов контрактов. Правила и нормы представлены в отношении страхования страховым законодательством, традициями делового оборота в страховании и перестраховании, а также, еще раз подчеркнем, специфическим институтом - «страховой культурой». Следует также отметить ряд институтов, существование которых направлено на снижение трансакционных издержек: обеспечение прав страхователей и иных лиц, страховой надзор, государственное регулирование и саморегулирование, институт страхового посредничества (брокеры, агенты и неспециализированные посредники).[4;67] Снижение трансакционных издержек, связанных с получением информации о страховых услугах, должно обеспечиваться в рамках информационно-аналитического обеспечения (рейтинговые агентства, независимые актуарные центры и т. п.). Необходимость снижения издержек, связанных с заключением договора страхования и его последующим исполнением, породила специфику в организациях, занимающихся оценочной деятельностью по заказу страховых компаний и страхователей (сюрвейеры, аварийные комиссары и т.д.).

Следует отметить, что все  эти трансакционные издержки можно интерпретировать как издержки, связанные с дефицитом информации. При детальном рассмотрении под трансакционными издержками понимаются:

- расходы на сбор информации,

- издержки по доведению  информации до потребителей (потенциальных страхователей и за интересованных лиц - выгодоприобретателей и застрахованных лиц),

- издержки по убеждению  в полезности страховых услуг;

- издержки по заключению  и исполнению договоров страхования  (оценка имущества и рисков, превенция  и т. п.);

- издержки контроля и  защиты выполнения условий договоров  страхования и т. п.

Данные обстоятельства показывают, что рассмотрение страхового рынка в отрыве от социально-экономических, политических и правовых структур, играющих значительную роль в функционировании рынка страховых услуг, не будет иметь перспектив. Например, институты страхового рынка, формирующие порядок упорядочивания цен и установления консенсуса по поводу цен, будут испытывать существенное влияние присущих именно страхованию системы государственного регулирования – страхового надзора, а также механизмов соцстрахования и перестрахования и др.

В итоге можно утверждать, что целесообразно уточнить определение  экономической категории «страховой рынок» с учетом специфики, присущей страхованию, с позиций институциональной  теории. Страховой рынок представляет собой совокупность различных институтов и соответствующих им механизмов, в целях снижения трансакционных издержек ограничивающих и структурирующих поведение экономических агентов по поводу создания, купли-продажи и потребления страховых услуг. При этом под экономическими агентами понимаются страхователи, страховщики и представители инфраструктуры страхового рынка.

Опираясь на предложенное выше определение страхового рынка, поясним, что под развитием страхового рынка следует, понимать деятельность, ведущую к снижению трансакционных издержек, связанных с созданием, куплей - продажей и потреблением страховых услуг. Страховой рынок может устойчиво и интенсивно развиваться в случае снижении всех издержек, а не только каких-либо отдельных. Например, снижение издержек по купле-продаже страховых услуг путем введения института обязательного страхования, может привести к негативным последствиям в случае непринятия мер по снижению иных трансакционных издержек. В частности, следует обратить внимание на возможный рост издержек по убеждению общества или его части в полезности законодательно навязываемых услуг обязательного страхования. Следует помнить, что существуют примеры неэффективного обязательного страхования. Данный факт, например, публично признается в отношении обязательного страхования пассажиров на транспорте. Введение новых видов обязательного страхования не всегда ведет к развитию страхового рынка, а может привести лишь к экстенсивному росту страховых взносов.

1.2 Структура страхового рынка

 

Страховой рынок представляет собой сложную систему, к звеньям  которой относятся страховые  организации, страхователи, страховые  продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения  страхователей и система его  государственного регулирования.

Информация о работе Страхование организация коммерческой деятельности