Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:41, курсовая работа
Целью работы является изучение места и роли стратегическим управлением решений в системе стратегического менеджмента
К основной задаче курсовой работы относится изучение теоретических аспектов темы, а именно:
• сущности и принципов стратегического управления;
• задач стратегического управления;
• роли менеджеров фирмы в решении стратегических задач;
• элементов стратегического управления: стратегического управленческого решения, стратегического планирования, стратегического маркетинга;
Введение 3
I Глава. Общая характеристика стратегического управления 7
1.1. Сущность и история развития стратегического менеджмента 7
1.2. Стратегический менеджмент как процесс. Основные этапы стратегического управления 9
1.3. Организация стратегического управления на предприятии: подходы
и модели 13
1.4. Роль менеджеров фирмы в решении стратегических задач 19
II Глава. Стратегические управленческие решения 21
2.1. Методика принятия стратегических управленческих решений 21
2.2. Особенности стратегических решений 25
III Глава. Принятие стратегических управленческих решений в процессе стратегического управления муниципальным бюджетным специальным учебно-воспитательным учреждением открытого типа «Специальной общеобразовательной школе №14 «Подросток» открытого типа»
г.Чусовой. 26
3.1. Характеристика МБСУВУ от СОШот №14 «Подросток» 26
3.2. Анализ стратегических управленческих решений в процессе стратегического управления школой 27
3.2.1. Методы управления 30
3.2.2. Проектная деятельность 32
3.2.3. Управление инновационной деятельностью 33
3.3. Рекомендации по совершенствованию процесса принятия стратегических управленческих решений. 35
4. Заключение 37
5. Список использованной литературы 38
По Хиггенсу, "стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением".
Дж. Пирс и Р. Робертсон определяют стратегическое управление "как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации".
Г. Джонсон и К. Склуз сводят стратегическое управление к анализу текущего положения фирмы в конкурентной среде; разработке, оценке и выбору альтернатив; реализации выбранной стратегии.
Основными особенностями стратегического управления являются:
Миссия
стратегического управления направлена
на выживание организации в
Объектом концентрации внимания стратегического управления является взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении.
Стратегическое управление ориентировано на долгосрочную перспективу.
Основой
построения системы управления являются
люди, системы информационного
Персонал организации является ее основой, представляет ее главную ценность и источник ее благополучия (при оперативном управлении - взгляд на работников как на ресурс организации, стратегическом управлении - как на исполнителей отдельных работ и функций).
Критерием
эффективности стратегического
управления является своевременность
и точность реакции организации
на новые запросы рынка и
Обобщая
рассмотренные особенности
В настоящее учеными выделяется пять основных этапов стратегического управления:
1. Определение сферы
2. Разработка долговременных и
краткосрочных целей
3. Разработка стратегии
4. Реализация стратегии
5. Оценка эффективности
Эти задачи в определенной степени отражают и последовательность основных шагов по стратегическому управлению (менеджменту).
Основная задача заключается в определении руководством предназначения или миссии компании.
Миссия компании (предназначение, стратегические установки) – основная цель или задача компании, четко выраженная причина ее существования, ее предназначение.
Рассмотрим каждый этап стратегического управления подробнее.
Первый этап. Определение сферы деятельности организации предполагает:
– определение удовлетворяемой потребности;
– идентификацию потребителей;
– определение способа
То есть необходимо ответить на вопрос: "Что? Для кого? Как мы производим?"
Например компания Polaroid так определила свой бизнес: «Разработка и продвижение быстрой фотографии для удовлетворения потребностей состоятельных семей в любви, дружбе, добрых воспоминаниях и юморе».
Миссия помогает определить, чем в действительности занимается предприятие, при этом она фокусирует внимание на потребителе, а не на товаре. Следовательно, определение миссии предполагает ответ на вопрос: «Какую пользу фирма может принести потребителям, достигая при этом большего успеха на рынке?»
Примеры миссий:
«Два века традиций – гарантия качества» (Фольгопрокатный завод, Санкт-Петербург).
«Мы экономим ваше время и деньги» (Инкомбанк). «Стихии не подвластен» (Онэксимбанк).
Миссия бизнеса имеет огромное
значение для коммуникации внутри предприятия
(позволяет сотрудникам фирмы
лучше понять ее деятельность, а
руководителям – иметь
Второй этап. Определение долгосрочных
и краткосрочных целей
После того, как миссия сформулирована, необходимо определить долгосрочные (3 – 5 лет и более) и краткосрочные (1 – 2 года) цели организации. [1]
Можно выделить восемь ключевых направлений, в рамках которых предприятие определяет свои цели.
1. Положение на рынке. Рыночными
целями могут быть завоевание
лидерства в определенном
2. Инновации. Целевые установки
в этой области связаны с
определением новых способов
веяния бизнеса: организацией
производства новых товаров,
3. Производительность. Более эффективно
то предприятие, которое
4. Ресурсы. Определяется
5. Прибыльность. Эти цели могут
быть выражены количественно:
достигнуть определенного
6. Управленческие аспекты.
7. Персонал. Цели в отношении
персонала могут быть связаны
с сохранением рабочих мест, обеспечением
приемлемого уровня оплаты
8. Социальная ответственность.
В настоящее время большинство
западных экономистов признает,
что фирмы должны
Цели предприятия должны соответствовать следующим характеристикам:
1. Цели должны быть конкретными и измеримыми.
2. Цели должны иметь конкретный горизонт планирования, то есть определять когда должны быть достигнуты результаты.
3. Цель должна быть достижимой.
4. Цели должны быть гибкими
и иметь пространство для их
корректировки в связи с
5. Множественные цели
Пример долгосрочной цели транспортной компании: «Стать самой большой и лучшей транспортной компанией в мире»; компании General Electric: «Стать самой конкурентоспособной компанией в мире и занимать первые и вторые места во всех сферах бизнеса, где работает компания». [1]
Краткосрочные цели формулируются по тем же принципам, что и долгосрочные, но являются более конкретными и предполагают оперативные действия в короткие сроки 1-2 года, направленные в совокупности на достижение долгосрочной цели.
Третий этап. Формулирование стратегии
Формулировка стратегии –
Стратегический план – документ, содержащий цель организации, ее направления развития, долгосрочные и краткосрочные задачи и стратегию развития.
Стратегия необходима как всей компании в целом, так и отдельным ее связующим звеньям – научные исследования, продажа, маркетинг, финансы, трудовые ресурсы и т.д.
При формировании стратегии из многих выполнимых вариантов менеджер, выступая в качестве индикатора, изыскивает новые возможности и является своего рода синтезатором разных течений и подходов, взятых в разное время и в разных подразделениях компании.
Стратегия организации постоянно развивается. Всегда находится что-то новое, на что надо реагировать, и в результате этого открываются новые стратегические ниши. Поэтому задача усовершенствования стратегии бесконечна.
Стратегия компании всегда должна сочетать
в себе запланированную линию
поведения и возможность
Четвертый и пятый этапы. Реализация стратегии, оценка ее эффективности и корректировка предыдущих этапов
Два последних этапа
Реализация стратегии – это функция не только высшего руководства, а работа для всей управленческой команды. Все менеджеры выступают как реализаторы стратегии в рамках своих полномочий и ответственности.
Последний этап является мостиком, возвращающим компанию к исходным первым пунктам, но на качественно новом уровне.
Таким образом, процесс стратегического менеджмента можно представить в виде непрерывной восходящей вверх спирали [4].
1.3.Организация стратегического управления на предприятии: подходы и модели.
Для управления процессом
Рис. 2 Стратегические подходы управления
Главный - стратегический подход.
Руководитель организации
Подход
«делегирование полномочий». Ответственный
управляющий передает выработку
стратегии другим, возможно, персоналу
по стратегическому планированию или
специальной комиссии доверенных подчиненных.
Управляющий наблюдает со стороны,
с помощью отчетов и
При таком
подходе у управляющего есть возможность
выбора одной оптимальной стратегии
из нескольких, а также имеет место
широкое участие и вклада со стороны
управляющих всех уровней. Вместе с
тем при таком подходе
Совместный
подход – это промежуточный вариант
между предыдущими двумя
Инициативный подход. При этом подходе управляющий лично не заинтересован ни в выработке деталей стратегии, ни в том, чтобы возглавлять группу «генераторов идей» для выработки согласованной стратегии. Скорее управляющий побуждает подчиненных ему менеджеров выработать, защитить и претворить в жизнь разумную стратегию. В этом случае стратегия движется снизу вверх. Руководство организации (предприятия) может сформулировать главные стратегические направления как директивы для организации в целом. Но ключом к выработке стратегии является стимулирование и вознаграждение новых стратегически инициатив, задуманных инициативными сотрудниками. При этом подходе вся стратегия сформирована из сумы инициатив, которые должны быть одобрены и защищены.
Информация о работе Стратегические управленческие решения в системе стратегического менеджмента