Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 16:37, курсовая работа
Цель курсового проекта: изучение и анализ деятельности ДЦС-2, определение перспектив развития и рекомендаций по ее осуществлению,а так же практическое применение знаний в области бюджетирования на предприятии, составления генерального бюджета коммерческой организации в условиях конкурентного окружения.
Введение…………………………………………………………………
4
1.
Стратегический анализ филиала ОАО «РЖД»:
1.1 Краткая характеристика ДЦС-2……………………………………
6
1.2 Сущность стратегического планирования и управления………
7
1.3 Формулировка миссии, целей и задач……………………………..
10
1.4 Анализ внешней и внутренней деловой окружающей среды:
1.4.1 Характеристика внешней деловой окружающей среды………..
12
1.4.2 Изучение внешней среда организации методом PEST-анализа………………………………………………………………….
16
1.4.3 Изучение внутренней среды организации методом SWOT-анализа…………………………………………………………………
19
1.5 Анализ ресурсного потенциала предприятия:
1.5.1 Анализ ресурсного потенциала (внутренних возможностей)…………………………………………………………..
20
1.5.2 Сравнительный анализ ресурсного потенциала предприятия…………………………………………………….………
22
1.6 Портфельный анализ:
1.6.1 Цели и основные этапы портфельного анализа………………
25
1.6.2 Матрица БКГ……………………………………..……………..
28
1.7 Анализ стратегических альтернатив……………………………..
31
1.8 Выбор стратегии……………………………………………………
32
Расчет генерального бюджета коммерческого предприятия:
2.
2.1 Методология составления бюджетов. Структура генерального бюджета предприятия………………………………………………….
33
2.2 Исходные данные проекта…………………………………………
38
2.3 Расчет операционных бюджетов:
2.3.1 Бюджет продаж……………………………………………………
39
2.3.2 Бюджет производства……………………………………………
40
2.3.3 Бюджет запасов………………………………………………….
41
2.3.4 Бюджет прямых затрат на оплату труда………………………
43
2.3.5 Бюджет общепроизводственных расходов……………………
44
2.3.6 Бюджет коммерческих расходов………………………………
48
2.3.7 Бюджет общехозяйственных расходов………………………….
50
2.4 Расчет финансовых бюджетов:
2.4.1 Бюджет капитальных вложений…………………………………
51
2.4.2 Бюджет движения денежных средств……..……………………
53
2.4.3 Бюджет прибыли и убытков……………………………………
53
Заключение……………………………………………………………
55
Список используемой литературы……………………………………
57
Цели миссии — это видение того, что из себя должна представлять организация или за что она должна бороться. В них должны быть отражены интересы всех групп влияния или различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования (собственники, менеджеры, сотрудники и рабочие, потребители, поставщики, банки, правительственные учреждения, местные органы управления, общественные организации и др.).
При разработке миссии учитываются следующие группы факторов:
Миссия ДЦС-2 состоит в удовлетворении необходимости осуществления контроля и обеспечении работы железнодорожных станций, повышении эффективности деятельности, качества услуг ОАЛ «РЖД».
Стратегические цели компании:
Задачи «Екатеринбургского центра организации работы железнодорожных станций»:
- организация и управление
перевозочным процессом, коммерческой
работой в сфере грузовых
- оптимизация технологии
управления вагонными парками
в условиях реализации Целевой
модели рынка грузовых
- формирование и проведение
технической политики в
- обеспечение безопасности
движения, выполнение законодательства
Российской Федерации об
1.4 Анализ внешней и внутренней деловой окружающей среды
1.4.1 Характеристика внешней деловой окружающей среды
Анализ внешней среды заключается в выделении наиболее значимых экономических, политических, социальных, технологических и прочих факторов, которые могут оказать влияние на деятельность организации. Основная задача, стоящая перед руководителем, проводящим анализ внешней среды, заключается в определении потенциальных угроз и новых возможностей, с которыми может столкнуться организация.
Любая организация существует и функционирует в определенной внешней среде, которая формирует культуру, структуры, создает благоприятные и угрожающие условия. Все внешние факторы делятся на две основные группы: прямого воздействия (ближняя среда) и косвенного воздействия (дальняя среда). Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на организацию и сами испытывающие на себе прямое влияние организации. К ним относятся поставщики, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, законы государственного регулирования.
Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, не оказывающие немедленного воздействия на организацию, но, тем не менее, влияющие на неё: состояние экономики, научно-технических прогресс, социокультурные и политические изменения. Изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других, то есть они являются взаимосвязанными. Число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора определяет сложность внешней среды. Скорость, с которой происходят изменения в окружении организации, называют подвижностью среды. Относительное количество информации, которой располагает организация о среде, и неуверенность в её точности определяет неопределенность внешней среды. Взаимосвязанность, сложность, подвижность и неопределенность – это основные характеристики внешней среды.
Существует несколько методов анализа внешней среды:
1)STEEP - анализ
Внешняя среда может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность организации. Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого руководитель может контролировать внешние факторы. Активную позитивную обстановку нужно умело использовать, а при появлении негативно влияющих факторов необходимо принимать меры по их компенсации.
Анализируя внешнюю среду необходимо ответить на несколько важных вопросов. Какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию организации? Какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии организации? Какие факторы предоставляют большие возможности для достижения целей организации?
Оценку внешней среды обычно проводят с помощью STEEP-анализа.
S (social) – социальные факторы;
T (technological) – технологические факторы;
E (economic) – экономические факторы;
E ( ) – экологические факторы;
P (political) – политические факторы.
Помимо STEEP-факторов целесообразно проанализировать рынок и конкурентов.
Разграничение тех или иных факторов является в значительной степени искусственным. Многие политические решения имеют экономическую подоплеку, и почти все экономические факторы следует рассматривать в политическом контексте. На изменение социального поведения большое влияние оказывает принятие решений политического характера. Защита окружающей среды тесно связана с социальными, политическими и экономическими факторами, а реализация этой защиты часто зависит от внедрения новых технологий. Поэтому важно не столько правильно классифицировать факторы внешней среды, сколько определить, как они воздействуют на деятельность организации, чтобы выбрать правильное управляющее воздействие.
Качественную оценку осуществляют по 9-балльной шкале экспертным опросом специалистов:
1 – влияние очень слабое,
3 – слабое,
5 – существенное,
7 – значительное,
9 – сильное.
После оценки влияния факторов на организацию необходимо провести критический синтез: разработать мероприятия по снижению отрицательного влияния негативных факторов и наметить действия, с помощью которых можно воспользоваться позитивной обстановкой.
Результаты детального анализа каждого фактора представляются в виде таблице.
2) SWOT-анализ
Аббревиатура SWOT обязана своим происхождением 4 англоязычным словам:
S (strength) – сила,
W (weakness) – слабость,
O (opportunity) – возможности,
T (threat) – угрозы,
SWOT-анализ позволяет
SWOT-анализ помогает ответить
на следующие вопросы: Использует
ли компания внутренние
Таблица 1
Возможности |
Урозы | |
Сильные стороны |
I |
III |
Слабые стороны |
II |
IV |
Сильные стороны организации — это то, в чем она преуспело или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности.
Слабые стороны — это отсутствие чего-то важного для функционирования организации или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит ее в неблагоприятное положение.
Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые организация может использовать в настоящий момент для получения преимущества.
Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на организацию и даже привести к ее разрушению.
Каждая характеристика записывается в соответствующий квадрант матрицы SWOT-анализа.
Для оценки предприятия можно воспользоваться следующими параметрами, характеризующими сильные, слабые стороны, возможности и угрозы организации.
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития организации: Как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?
Какие слабые стороны предприятия могут в этом помешать? За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы? Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?
На основе данных SWOT-анализа организация выбирает стратегию действий. Стратегии могут быть направлены следующим образом:
- на устранение проблем
(стратегия выживания –
- на использование существующих решений (стратегия оптимизации – квадрант II, III);
- на использование резервов (стратегия развития – квадрант I).
Отличие SWOT и STEEP анализа: STEEP-анализ изучает рынок, SWOT-анализ изучает положение организации на рынке.
1.4.2 Изучение внешней среда
организации методом PEST-
Для проведения PEST-анализа ДЦС-2 построим таблицу с группой факторов влияния.
Таблица 2 – PEST-анализ
Группа факторов |
События / факторы |
Опасность/возможность |
Вероятность события или проявления фактора |
Важность фактора или события |
Влияние на компанию |
Политические и правовые |
Сохранение политической стабильности в обществе |
+ |
6 |
7,0 |
+42,0 |
Резкое обострение политической нестабильности |
- |
2,0 |
8,0 |
-16,0 | |
Совершенствование законодательной базы в части регулирования транспортных услуг и тарифов |
+ |
6,0 |
4,0 |
+24 | |
Отсутствие совершенствования законодательной базы в части регулирования транспортных услуг и тарифов |
- |
5,0 |
3,0 |
-15,0 | |
Экономические |
Увеличение денежных доходов населения и юридических лиц |
+ |
6,5 |
7,5 |
+48,75 |
Снижение денежных доходов населения и юридических лиц |
- |
3,5 |
7 |
-24,5 | |
Развитие экономического кризиса |
- |
4 |
6,5 |
-26,0 | |
Стабилизация экономической ситуации |
+ |
5,0 |
7,5 |
-37,5 | |
Стабильность налоговой политики и невысокое налоговое бремя |
+ |
5,0 |
4,0 |
+21,0 | |
Нестабильность налоговой политики и высокое налоговое бремя |
- |
3,5 |
4,5 |
-15,8 | |
Рост инфляции (например гораздо выше прогнозируемого уровня) |
- |
9,0 |
5,5 |
-45,5 | |
Сохранение существующих темпов инфляции |
+ |
1,0 |
6,0 |
-6,0 | |
Социальные и культурные |
Увеличение населения |
+ |
6,0 |
6 |
+36 |
Уменьшение населения |
- |
2,5 |
5 |
-12,5 | |
Повышение уровня благосостояния и социальной защиещенности населения |
+ |
2,0 |
8,0 |
+16,0 | |
Снижение уровня благосостояния и социальной защищенности населения |
- |
6,0 |
8,0 |
-48,0 | |
Развитие транспортной отрасли и транспортной инфраструктуры |
+ |
7,5 |
9,0 |
+67,5 | |
Отсутствие развития транспортной отрасли и транспортной инфраструктуры |
- |
3 |
8,0 |
-24 | |
Технологические |
Общее развитие технологий IT (ноу-хау, сервис, проекты автоматизации) |
+ |
6 |
4,5 |
+27 |
Отсутствие общего развития IT (ноу-хау, сервис, проекты автоматизации) |
- |
2,5 |
7 |
-17,5 |
По результатам PEST-анализа можно сделать следующие выводы.
Значительное влияние на рынок транспортных услуг оказывают политические и правовые (общий итог +35 баллов) факторы. При этом влияние данных факторов в настоящее время положительное. Политическая обстановка в России способствует развитию рынка транспортных услуг.
Социальные и культурные факторы оказывают так же большое положительное влияние на развитие рынка транспортных услуг (общий итог +35).
Незначительное влияние на рынок транспортных услуг оказывают экономические факторы а также технологические (общий итог +12,7 баллов, 9,5 балов).
1.4.3 Изучение внутренней среды организации методом SWOT-анализа
Изучение внутренней среды ДЦС-2 как подразделения ОАО «РЖД» методом SWOT-анализа
Таблица 3 – SWOT-анализ
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
Профессиональный кадровый ресурс |
Недостатки технического обучения |
Стабильное финансовое положение |
Изношенность ОПФ и транспортной инфраструктуры |
Применение прогрессивных технологий |
Недостаток финансирования капитальных проектов в части улучшения состояния основных производственных фондов и транспортной инфраструктуры |
Статус крупнейшего холдинга в России |
Сложности управления: многочисленность кадров и отсутствие единой политики |
ВОЗМОЖНОСТИ |
УГРОЗЫ |
Рост рынка транспортных услуг |
Увеличение на транспортном рынке компаний, оказывающих транспортные услуги |
Реформирование РЖД |
Принятие РФ законодательных актов, которые так или иначе ограничивают полномочия предприятий транспортной отрасли |
Развитие технологий IT (ноу-хау, сервис, проекты автоматизации) |
Изменение структуры налоговых тарифов в отношении транспортных услуг |
Развитие партнерских отношений с компаниями-перевозчиками грузов |
Политическая нестабильность в обществе |
Проекты Правительства, связанные с реконструкцией транспортной отрасли РФ и финансирование таких проектов |
Возрастание экономических рисков в условиях кризиса |
Повышение цен на основное сырье и материалы поставщиков, используемые в процессе оказания транспортных услуг |