Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 16:37, курсовая работа
Цель курсового проекта: изучение и анализ деятельности ДЦС-2, определение перспектив развития и рекомендаций по ее осуществлению,а так же практическое применение знаний в области бюджетирования на предприятии, составления генерального бюджета коммерческой организации в условиях конкурентного окружения.
Введение…………………………………………………………………
4
1.
Стратегический анализ филиала ОАО «РЖД»:
1.1 Краткая характеристика ДЦС-2……………………………………
6
1.2 Сущность стратегического планирования и управления………
7
1.3 Формулировка миссии, целей и задач……………………………..
10
1.4 Анализ внешней и внутренней деловой окружающей среды:
1.4.1 Характеристика внешней деловой окружающей среды………..
12
1.4.2 Изучение внешней среда организации методом PEST-анализа………………………………………………………………….
16
1.4.3 Изучение внутренней среды организации методом SWOT-анализа…………………………………………………………………
19
1.5 Анализ ресурсного потенциала предприятия:
1.5.1 Анализ ресурсного потенциала (внутренних возможностей)…………………………………………………………..
20
1.5.2 Сравнительный анализ ресурсного потенциала предприятия…………………………………………………….………
22
1.6 Портфельный анализ:
1.6.1 Цели и основные этапы портфельного анализа………………
25
1.6.2 Матрица БКГ……………………………………..……………..
28
1.7 Анализ стратегических альтернатив……………………………..
31
1.8 Выбор стратегии……………………………………………………
32
Расчет генерального бюджета коммерческого предприятия:
2.
2.1 Методология составления бюджетов. Структура генерального бюджета предприятия………………………………………………….
33
2.2 Исходные данные проекта…………………………………………
38
2.3 Расчет операционных бюджетов:
2.3.1 Бюджет продаж……………………………………………………
39
2.3.2 Бюджет производства……………………………………………
40
2.3.3 Бюджет запасов………………………………………………….
41
2.3.4 Бюджет прямых затрат на оплату труда………………………
43
2.3.5 Бюджет общепроизводственных расходов……………………
44
2.3.6 Бюджет коммерческих расходов………………………………
48
2.3.7 Бюджет общехозяйственных расходов………………………….
50
2.4 Расчет финансовых бюджетов:
2.4.1 Бюджет капитальных вложений…………………………………
51
2.4.2 Бюджет движения денежных средств……..……………………
53
2.4.3 Бюджет прибыли и убытков……………………………………
53
Заключение……………………………………………………………
55
Список используемой литературы……………………………………
57
4. Руководство оценивает
бизнес-стратегии всех
Осуществляя портфельный анализ следует помнить, что это лишь инструмент, который хорошо работает в опытных руках. Кажущаяся простота построения портфельных матриц обманчива, так как они требуют полной и надежной информации о состоянии рынка, его сегментации, о сильных и слабых сторонах предприятия и его основных конкурентах.
Главный недостаток портфельного анализа заключается в использовании данных о текущем состоянии бизнеса, которые не всегда можно экстраполировать в будущее. Также следует помнить, что в любой портфельной матрице различные виды бизнеса оцениваются только по двум критериям, при этом множество других факторов (качество продукции, инвестиции и т. д.) остается без внимания.
Появление модели или матрицы БКГ явилось логическим завершением одной исследовательской работы, проведенной в свое время специалистами Бостонской консультативной группы (Boston Consulting Group) в области стратегического планирования. В основе матрицы БКГ лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-"проблема"), рост (товар-"звезда"), зрелость (товар-"дойная корова") и спад (товар-"собака").
Для оценки конкурентоспособности отдельных видов бизнеса в матрице БКГ используются два критерия: темп роста отраслевого рынка; относительная доля рынка. Темп роста рынка определяется как средневзвешенное значение темпов роста различных сегментов рынка, в которых действует предприятие, или принимается равным темпу роста валового национального продукта. Темпы роста отрасли 10% и более рассматриваются как высокие. Относительная доля рынка определяется делением доли рынка рассматриваемого бизнеса на долю рынка крупнейшего конкурента.
Значение доли рынка, равное 1, отделяет продукты – рыночные лидеры – от последователей. Таким образом, осуществляется деление видов бизнеса (отдельных продуктов) на четыре различные группы:
В основе матрицы БКГ лежат два предположения:
- Бизнес, имеющий существенную долю рынка, приобретает в результате действия эффекта опыта конкурентное стратегическое преимущество в отношении издержек производства. Отсюда следует, что самый крупный конкурент имеет наибольшую рентабельность при продаже по рыночным ценам и для него финансовые потоки максимальны.
- Присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в финансовых средствах для своего развития, т.е. обновления и расширения производства, проведения интенсивной рекламы и т.д. Если темп роста рынка невелик, например зрелый рынок, то товар не нуждается в значительном финансировании.
В том случае, когда обе гипотезы выполняются, можно выделить четыре группы рынков товара, соответствующие различным приоритетнымстратегическим целям и финансовым потребностям:
-"Проблемы" (быстрый рост/малая доля): товары этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств для поддержания роста. Применительно к этой группе продуктов необходимо решить: увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование.
-"Звезды" (быстрый рост/высокая доля) – это рыночные лидеры. Они приносят значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка.
-"Дойные коровы" (медленный рост/высокая доля): товары, способные принести больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста. Они являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Приоритетная стратегическая цель – "сбор урожая".
"Собаки" (медленный
рост/малая доля) – это продукты,
которые находятся в
В идеале сбалансированный номенклатурный портфель предприятия должен включать 2–3 товара – "коровы", 1–2 – "Звезды", несколько "проблем" в качестве задела на будущее и, возможно, небольшое число товаров – "собак". Избыток стареющих товаров ("собак") указывает на опасность спада, даже если текущие результаты деятельности предприятия относительно хорошие. Избыток новых товаров может привести к финансовым затруднениям.
Проанализировав предоставляемые услуги ДЦС-2 являющегося подразделением ОАО «РЖД», можно сделать вывод, что компания относится к «Звёздам», в связи с тем, что по объёмам продаж своих услуг является ведущей российской компанией.
Анализ стратегических альтернатив можно проводить по предприятию в целом или в отдельности по стратегическим хозяйственным подразделениям (СХП). Наиболее общими и основными являются следующие стратегии :
Стратегия ограниченного роста. Этой стратегической альтернативой придерживаются большинство организаций . Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Причина выбора этой альтернативы заключена в минимизации риска -действовать по проторенной дорожке. И действительно, если фирма была прибыльной в прошлом, придерживаясь стратегии ограниченного роста, то, вряд ли есть смысл искать чего-то нового (хотя и здесь бывает немало исключений).
Стратегия роста. Суть этой стратегии заключена в ежегодном значительном повышении уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Чаще всего эта стратегия применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями.
Рост бывает внутренним и внешним. Под внутренним ростом понимается, например, расширение ассортимента товаров. Под внешним ростом понимается рост в смежных отраслях, например, объединение нескольких фирм, приобретение одной фирмы другой.
Стратегия сокращения. Эту стратегию, как правило, оставляют на самый худой конец. Суть ее заключена в установлении уровня преследуемых целей ниже достигнутого в прошлом. Если говорить более конкретно о стратегии сокращения, то это могут быть варианты ликвидации фирмы, отсечения лишнего или сокращения и переориентации.
Стратегия сочетания. Суть этой стратегии заключена в сочетании вышеприведенных стратегий. Наверняка, этой стратегией будут пользоваться крупные и финансово устойчивые фирмы, действующие в нескольких отраслях.
Проанализировав деятельность компании, можно сделать вывод, что ДЦС-2 являющееся подразделением ОАО «РЖД» использует стратегию роста, так как происходит повышение уровня краткосрочных и долгосрочных по сравнению с предыдущими периодами.
1.8 Выбор стратегии
«Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям».
«Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.»
Существует четыре основных типа стратегий:
Для ДЦС-2, подразделения ОАО «РЖД» наиболее целесообразна стратегия концентрированного роста, потому что предприятие не до конца использовало возможности своих услуг и рынков. Стратегия направлена на изменение рынка сбыта или продукции, то есть фирма ищет пути усовершенствования своего продукта или пытается начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Так же происходит и в случае с рынком.
Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов. Создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, которые находятся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы. К числу основных задач бюджетирования относится следующее:
- обеспечение текущего планирования;
- обеспечения
кооперации, координации и
коммуникации подразделений
- обоснование затрат предприятия;
- создание базы для оценки и контроля планов предприятия;
- исполнение
требований контрактов и
Выгоды качественного составления бюджетов и контроля за их исполнением с излишком окупают затраты на их внедрение и разработку. Конечно, очень многое зависит от специфики деятельности предприятия, но даже небольшим фирмам рекомендуется применение бюджетирования (например, в сокращенном варианте).
Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические проблемы и организационные. Как правило, самым трудным в бюджетировании является этап его внедрения на предприятие. Приватизированные предприятия получили в наследство огромный опыт составления документов, ненужных предприятию в рыночной экономике. Поэтому принципиально важным является решение высшего менеджмента о внедрении бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. И с этого момента по существу начинается серьезная работа, основные этапы которой состоят в следующем:
- изучение внутренней
и внешней документации
- поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды предприятия в процесс бюджетирования;
- разработка
плана внедрения бюджетирования
(все дальнейшие действия
- пересмотр старых
или разработка новых
- создание информационной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности предприятия;
- создание новых
или реорганизация старых
осуществления процесса бюджетирования;
- разработка
или приобретение программного
обеспечения и его установка
на внутренней сети
- обучение персонала.
Далее перейдем к процессу бюджетирования как таковому. Бюджеты составляются как для структурных подразделений, так и для компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия называемый генеральным или основным.
С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного бюджета выделяют четыре составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:
- подготовка операционного бюджета;
- подготовка финансового бюджета;
- подготовка вспомогательных бюджетов;
- подготовка дополнительных бюджетов.
- перечень операционных бюджетов, как правило, исчерпывается следующим списком:
- бюджет продаж;
- бюджет производства;
- бюджет производственных запасов;
- бюджет прямых затрат на материалы;
- бюджет производственных накладных расходов;