Стратегический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Для управления эффективностью деятельности предприятия необходима разработка единых принципов и подходов к управлению, измерению и оценке развития и работы предприятия.
Стратегическое управление развитием организации заключается в умении моделировать ситуацию, способности выявлять необходимость изменений, разработке самой стратегии, а также в способности воплощать стратегию в жизнь. Вместе с тем стратегическое управление представляет собой систему действий, необходимых для достижения поставленных целей, зачастую в условиях ограниченности ресурсов. Кроме того, стратегия организации состоит как из продуманных целенаправленных действий, так и из действий, которые являются реакцией на непредвиденное развитие событий.
Стратегические проекты, равно как и стратегические программы и функциональные стратегии, построены на корпоративной стратегии организации, т.е. представляют собой подсистему общей стратегической системы развития предприятия.

Файлы: 1 файл

Стратегический.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Для управления эффективностью деятельности предприятия необходима разработка единых принципов и подходов к  управлению, измерению и оценке развития и работы предприятия.

Стратегическое управление развитием  организации заключается в умении моделировать ситуацию, способности выявлять необходимость изменений, разработке самой стратегии, а также в способности воплощать стратегию в жизнь. Вместе с тем стратегическое управление представляет собой систему действий, необходимых для достижения поставленных целей, зачастую в условиях ограниченности ресурсов. Кроме того, стратегия организации состоит как из продуманных целенаправленных действий, так и из действий, которые являются реакцией на непредвиденное развитие событий.

Стратегические проекты, равно  как и стратегические программы и функциональные стратегии, построены на корпоративной стратегии организации, т.е. представляют собой подсистему общей стратегической системы развития предприятия.

Перспективы развития предприятия  связаны в первую очередь  с решением стратегических проблем, среди которых необходимо выделить проблемы действующей стратегии и вновь обнаруженные проблемы.

По мнению многих современных специалистов, к ключевым факторам успеха работы организации следует отнести наличие стратегии, целевого единства в отношении реализации стратегии в команде управления и наличие необходимых ресурсов. Других факторов, влияющих на эффективность управления, так много, что определить самый важный из них непросто.

Насколько эффективна действующая  стратегия, можно судить по количественным и качественным результатам деятельности предприятия.

Оценка стратегии с качественной точки зрения заключается в ее целостности и внутренней согласованности, а также обоснованности и соответствии реальной ситуации.

Количественные результаты — это результаты финансовой и хозяйственной деятельности организации, что находит свое подтверждение в занимаемом месте среди конкурентов - захват лидерства или своя ниша.

Стратегическое  управление предполагает, что предприятие  определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетных целей. Отсюда возникают разные типы стратегий, по которым предприятие может ориентироваться в своей деятельности, и различные типы классификаций стратегии.

Актуальность темы исследования заключается в том, что эффективность стратегического планирования и управления во многом определяется анализом и рассмотрением всех возможных вариантов стратегий предприятия. Для этого необходим качественный анализ, направленный на выбор оптимальной стратегии предприятия и ее формирование. Выбор параметров оптимальности для составления классификации стратегий предприятия определяется целью и задачами ее составления, характеристикой анализируемого объекта, а также конкретной факторно-временной ситуацией. Особенно важно формирование классификации стратегий для предприятий, действующих на динамичных рынках с высокой степенью неопределенности параметров внешнего окружения, так как это требует от предприятия гибкости в формировании стратегии.

Целью дипломной работы является разработка предложений по формированию оптимальной стратегии ООО «Стройлаин».

В ходе исследования решались следующие  задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность стратегии предприятия;
  • изучить классификацию стратегий предприятия;
  • дать характеристику ООО «Стройлаин»;
  • провести анализ стратегических целей развития и конкурентной позиции ООО «Стройлаин»;
  • осуществить разработку предложений по выбору и формированию оптимальной стратегии ООО «Стройлаин».

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Стройлаин» (далее - ООО «Стройлаин»).

Предметом исследования является стратегия ООО «Стройлаин»

В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты РФ, книги  ведущих отечественных ученых-экономистов, финансовая отчетность ООО «Стройлаин».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие и сущность  стратегии

Изначально  понятие стратегии использовалось в военном деле как искусство  ведения войны.

По мнению А. Чандлера, стратегия – «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей».

Известный специалист в области стратегического планирования И. Ансофф дал следующее определение  стратегии: «Набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности».

Г. Минцберг, Б. Альтсрэнд, Д. Лемпел определяют пять неотъемлемых элементов стратегии «5P»:

- Plan - план, руководство,  ориентир или направление развития  из настоящего в будущее;

- Pattern - принцип  или модель поведения;

- Position - позиционирование;

- Perspective - перспектива;

- Ploy - прием,  маневр с целью перехитрить  соперника. 

Данное определение  является наиболее обобщенным и объединяет в себе два предыдущих.

По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется  в своей деятельности для органичного, последовательного приспособления к изменяющимся требованиям внешней  среды.

Соответственно термином «стратегические решения» обозначаются решения, которые имеют кардинальное значение для функционирования бизнеса и ведут за собой долговременные и необратимые последствия. Таким образом, в качестве отличительного признака стратегического уровня принятия решений используются две характеристики — необратимость и долгосрочность последствий. Это означает, что принятие стратегических решений меняет потенциал предприятия, и возврат к предыдущему состоянию объекта управления если и возможен, то требует больших затрат времени, ресурсов или усилий.

Решения, касающиеся использования  имеющегося потенциала производственной базы, целесообразно относить к тактическим. Наиболее важные решения, касающиеся процессов  формирования и изменения потенциала, можно отнести к стратегическим.

Несмотря на наличие огромного  числа определений понятия стратегии, современные исследователи в  основном едины в его определении, однако имеются различия в расшифровке  отдельных его составляющих.

Так, И. Ансофф считает, что стратегии  имеют несколько отличительных черт:

  • процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
  • сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание на определенных участках работы и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией. [6]

В своем исследовании Дж. Квин рассматривает стратегию  как «систему или план, которые  интегрируют главные цели, политику и последовательность действий организации  в связующее целое. Хорошо сформулированная стратегия помогает выстраивать и размещать ресурсы организации в уникальную жизнеспособную структуру, основанную на ее относительных внутренних знаниях и недостатках, способную предвосхищать изменения во внешнем окружении организации».

По мнению В.С. Ефремова, необходимо рассматривать стратегию с разных сторон:

  1. стратегия — это средство достижения конечного результата;
  2. стратегия объединяет все части организации в единое целое;
  3. стратегия дает ответы на ключевые вопросы относительно сущности организации: Что из себя представляет бизнес сегодня? Каким должен стать наш бизнес завтра? Каковы наши товары, функции, рынки? Что нам надо сделать, чтобы достичь поставленных целей;
  4. стратегия — это результат анализа сильных и слабых сторон организации, а также определения возможностей и препятствий для ее развития;
  5. стратегия — это заранее спланированная реакция организации на изменения внешней среды. Резюмируя, можно сказать, что сформулированная стратегия не означает отмену принятия самостоятельных решений, она предоставляет некую отправную точку, некоторое общее видение или рамки, в которых могут действовать как менеджеры высшего звена, так и руководители отдельных подразделений фирмы.

Стратегический процесс можно  разделить на три части:

  • стратегическое планирование;
  • стратегическая организация;
  • стратегический контроль и регулирование.

Стратегическое планирование состоит в постановке целей развития, формулировке стратегии на основе анализа стратегических позиций, исследования внутренних и внешних факторов и действий, которые могут привести к достижению и развитию конкурентных преимуществ.

Стратегическая организация  относится к внутренним аспектам предприятия, которые помогают достижению стратегических целей. В зависимости от того, как фирма соединяет организационную культуру, структуру, менеджмент, людей и ресурсы, в значительной степени зависит достижение ее конкурентных преимуществ.

Стратегический анализ и контроль — это процесс оценки хода реализации стратегии и управление изменениями в тех случаях, когда текущие стратегические действия не отвечают требованиям поставленных целей фирмы.

1.2 Подходы  к разработке стратегии

Понимание природы, структуры  и различных аспектов стратегий  развития деятельности компании позволяет  сделать ряд обобщающих выводов.

Во-первых, стратегия  должна содержать в себе три важные составляющие: основные цели и задачи деятельности, существующие правила и процедуры, ограничивающие сферу деятельности, последовательность мероприятии направленных на достижение цели.

Во-вторых, эффективные  стратегии развиваются вокруг нескольких количественно ограниченных концепций и направлений, что придает им устойчивость и сбалансированность. Одни направления могут быть временными, другие сохраняются до конца реализации стратегии. При этом необходимо координировать деятельность таким образом, чтобы каждое направление было в должной мере обеспечено ресурсами независимо от соотношения «издержки/доходы».

В-третьих, стратегия  имеет дело не только непредсказуемыми, но зачастую и с неизвестными факторами. Никто из "специалистов не, сможет дать точный прогноз того, как поведут себя конкурирующие силы, какое воздействие окажут факторы влияния и вообще будет ли компанию ожидать ошеломляющий успех или глубочайшая неудача. Несмотря на точные расчеты и детальную разработку стратегии по затоплению космической станции «Мир», только после самого факта затопления специалисты и все остальные люди вздохнули с облегчением. Следовательно, суть процесса разработки стратегии состоит в том, чтобы выстроить позицию достаточно сильную и гибкую для обеспечения достижения поставленных целей.

В-четвертых, для каждого  уровня управления необходимо разрабатывать свою стратегию. При этом должна быть четко определена соподчиненность стратегий, согласованность со стратегиями более высокого уровня. Неважно, как разработана стратегия, но крайне необходимо, чтобы учитывались выделенные обобщающие выводы.

Требования  к эффективной стратегии.

Для того чтобы экономическая  стратегия была эффективной, при  ее разработке необходимо учитывать  некоторые требования, к числу  которых можно отнести:

• наличие четко сформулированных стратегических целей. Если компания не знает, чего она хочет достичь  в перспективе, то бесполезно начинать разработку каких бы то ни было стратегий. Стратегические цели должны быть ясны и понятны для всех структурных подразделений фирмы;

• обеспечение маркетингового мышления для всех сотрудников организации. Стратегия будет эффективна в том случае, если интересы и ценности сотрудников соответствуют возлагаемой на них роли и если они кровно заинтересованы в процветании своей компании. Значение человеческого капитала, Т.е. знаний, умений, ноу-хау, аккумулированного опыта, капитализированных в сотрудниках фирмы, постоянно повышается;

• стратегия должна быть достаточно гибкой, обеспечивая возможность влияния на внешнюю среду, например осуществления неожиданных атак на противника, которые ведут к усилению конкурентных позиций фирмы;

• стратегия будет  эффективной в том случае, если она обеспечивает защиту позиций компании. Фирма должна заботиться о создании надежной системы обороны на случай наступления со  стороны конкурентов, а также об усилении своих сильных сторон и избавлении от слабостей.

Если изложенные выше требования к стратегии наводят на мысль, что, соблюдая их, можно с успехом разрабатывать эффективные стратегии, то это далеко не так. их учет поможет компании разработать стратегию развития, однако эффективность данной стратегии будет во многом определяться тем, насколько гибкой является система управления ее реализацией. Все описанные в учебной и научной литературе рационально-аналитические подходы к созданию стратегии являются лишь необходимым, но отнюдь не достаточным условием успеха. Процесс создания стратегии носит скорее не запланированный, а фрагментарный, эволюционный и во многом интуитивный характер. В ряде случаев большая свобода в принятии решений менеджерами отдельных структурных подразделений, позволяющая своевременно корректировать стратегию компании на функциональном и операционном уровнях, приводит. К успеху, а отсутствие такой свободы - к поражению.

Информация о работе Стратегический менеджмент