Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 11:45, курсовая работа
Для управления эффективностью деятельности предприятия необходима разработка единых принципов и подходов к управлению, измерению и оценке развития и работы предприятия.
Стратегическое управление развитием организации заключается в умении моделировать ситуацию, способности выявлять необходимость изменений, разработке самой стратегии, а также в способности воплощать стратегию в жизнь. Вместе с тем стратегическое управление представляет собой систему действий, необходимых для достижения поставленных целей, зачастую в условиях ограниченности ресурсов. Кроме того, стратегия организации состоит как из продуманных целенаправленных действий, так и из действий, которые являются реакцией на непредвиденное развитие событий.
Стратегические проекты, равно как и стратегические программы и функциональные стратегии, построены на корпоративной стратегии организации, т.е. представляют собой подсистему общей стратегической системы развития предприятия.
Детская мебель, произведенная ООО «Стройлаин» является конкурентоспособной и значительно отличается по стоимости. Важным моментом является то, что торговые павильоны ООО «Стройлаин» расположены в центре города.
В таблице 8 приведен балльный анализ конкурентной среды рынка детской мебели в г. Алексин по пятибалльной шкале.
Таблица 8
Параметр сравнения |
ООО «Стройлаин» |
Белорусская мебель |
Производство предприятий Тульской области |
Польская мебель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Экологическая безопасность |
5 |
3 |
3 |
4 |
Прочность |
5 |
3 |
3 |
4 |
Цена |
3 |
4 |
4 |
3 |
Эстетические свойства |
5 |
4 |
3 |
5 |
Сопутствующие услуги |
4 |
2 |
4 |
2 |
Итого |
22 |
16 |
17 |
18 |
По итогам сравнения видно, что ООО «Стройлаин» значительно превышает конкурентов по многим показателям.
Цена продукции ООО «Стройлаин»
Основным сегментом
В таблице 9 представлена оценка показателей стабильности внешней среды.
Таблица 9
Показатели стабильности внешней среды | ||
Показатель |
Количественная оценка (0-6) |
Качественная оценка |
1 |
2 |
3 |
Спрос |
4 |
существует |
Темп инфляции |
3 |
высокий |
Разброс цен конкурирующих предприятий |
5 |
весомый |
Давление конкурентов |
4 |
выше среднего |
Среднее |
4 | |
Вектор |
Среднее – 6 = 6 – 4 = -2 |
Оценка производится также по 6-бальной шкале. По данным таблицы рассчитывается средний показатель стабильности среды, который уменьшается на 6 баллов, так как ось стабильности на графике конкурентной позиции отрицательная.
4. Анализ показателей привлекательности рынка сбыта детской мебели в г. Алексин.
В таблице 10 представлена
оценка показателей
В таблице 10 рассчитано среднее значение показателя привлекательности рынка, которое оставлено неизменным, так как ось привлекательности на графике конкурентной позиции предприятия положительная.
Таблица 10
Показатели привлекательности рынка сбыта детской мебели
Показатель |
Количественная оценка (0-6) |
Качественная оценка |
1 |
2 |
3 |
Скорость роста |
5 |
высокая |
Потенциальная прибыльность |
5 |
высокая |
Концентрация конкурентов |
5 |
высокая |
Среднее |
5 |
На основании анализа таблиц 3-10 можно построить график, характеризующий конкурентную позицию ООО «Стройлаин» на рынке сбыта детской мебели. (Рис. 5).
На каждой из осей соответственно откладываются средние значения рассчитанных показателей, и строится четырехугольник, характеризующий конкурентную позицию ООО «Стройлаин».
Рис. 5. Конкурентная позиция ООО «Стройлаин»
Таким образом, ООО «Стройлаин»
позиционируется в правой части
графика, причем почти симметрично
в правых квадрантах. Данное положение
характеризуется
Для агрессивной конкурентной позиции предприятия, к которой и относится, как показал анализ конкурентная позиция ООО «Стройлаин», многими авторами рекомендуются следующие Стратегии интенсивного роста:
Выбор оптимальной, из вышеназванных
стратегий, относящихся к стратегиям
интенсивного роста, позволит менеджменту
качественно и максимально
3.1 Выбор оптимальной
стратегии развития
Для выбора конкретной стратегии в рамках поставленных стратегических целей предприятия воспользуемся методом анализа иерархии Саати Т. [17] Метод анализа иерархии (МАИ) является систематической процедурой для иерархического представления элементов, определяющих суть любой проблемы. Метод состоит в декомпозиции проблемы на все более простые составляющие части и дельнейшей обработке суждений лица, принимающего решения.
В результате может быть выражена
относительная степень
Так, необходимо осуществить выбор одной из двух возможных стратегий развития ООО «Стройлаин»: Стратегии расширения границ рынка и Стратегии глубокого внедрения на рынок.
Критериями, которым должна соответствовать выбранная стратегия являются стратегические цели предприятия:
Проблема выбора оптимальной стратегии решается в несколько этапов с помощью экспертов, в качестве которых выступили специалисты экономического профиля ООО «Стройлаин».
Первый этап. Структурирование проблемы в виде иерархии. Иерархия строится с вершины целей – с точки зрения управления, через промежуточные уровни (критерии, от которых зависят последующие уровни) к самому низкому уровню – перечень альтернатив. (Рис. 6)
Рис.6. Структурирование проблемы выбора
оптимальной стратегии ООО «
Элементы нижнего уровня иерархии должны быть сравнимы по отношении к элементам следующего уровня и т.д. вплоть до вершины иерархии.
Второй этап. Попарное сравнение альтернатив с использованием шкалы относительной важности, представленной в таблице 11.
Таблица 11
Шкала относительной важности критериев
Интенсивность относительной важности |
Определение |
Объяснения |
1 |
2 |
3 |
1 |
Равная важность |
Равный вклад двух видов деятельности в цель |
3 |
Умеренное превосходство одного над другим |
Опыт и суждения дают легкое превосходство одному виду деятельности над другим |
5 |
Существенное или сильное превосходство |
Опыт и суждения дают сильное превосходство одному виду деятельности над другим |
7 |
Значительное превосходство |
Одному виду деятельности
дается настолько сильное |
9 |
Очень сильное превосходство |
Очевидность превосходства одного вида деятельности над другим подтверждается наиболее сильно |
2, 4, 6, 8 |
Промежуточные решения
между двумя соседними |
Применяется в компромиссном случае |
Обратные величины приведенных чисел |
Если при сравнении одного вида деятельности с другим получено одно из вышеуказанных чисел, то при сравнении второго вида деятельности с первым получают обратную величину |
Далее построена квадратная матрица попарных сравнений для 2-го уровня – стратегических целей развития, и представлена в таблице 12.
Таблица 12
Матрица попарных сравнений критериев - стратегических целей ООО «Стройлаин»
Критерии |
Обеспечение роста продаж |
Изыскание новых сегментов сбыта |
Развитие сети оптовых продаж |
Увеличение доли рынка |
Обеспечение роста продаж |
1 |
3 |
1 |
1 |
Изыскание новых сегментов сбыта |
1/3 |
1 |
1/4 |
1/3 |
Развитие сети оптовых продаж |
1 |
4 |
1 |
1/2 |
Увеличение доли рынка |
1 |
3 |
2 |
1 |
Правила ее построения следующие. По диагонали ставятся единицы. Сравнивается относительная важность левых элементов с элементами наверху. Если элемент слева важнее, чем наверху, то в клетку заносится целое число от 1 до 9, в противном случае – обратное число (дробь). Далее строятся матрицы попарных сравнений для 3-го уровня (столько, столько критериев – стратегических целей развития ООО «Стройлаин»). (Таблица 13)
Таблица 13
Матрица попарных сравнений альтернатив - стратегий развития
ООО «Стройлаин»
Обеспечение роста продаж |
Стратегии расширения границ рынка |
Стратегия глубокого внедрения на рынок |
Изыскание новых сегментов сбыта |
Стратегии расширения границ рынка |
Стратегия глубокого внедрения на рынок |
Стратегии расширения границ рынка |
1 |
1/5 |
Стратегии расширения границ рынка |
1 |
4 |
Стратегия глубокого внедрения на рынок |
5 |
1 |
Стратегия глубокого внедрения на рынок |
1/4 |
1 |
Развитие сети оптовых продаж |
Стратегии расширения границ рынка |
Стратегия глубокого внедрения на рынок |
Увеличение доли рынка |
Стратегии расширения границ рынка |
Стратегия глубокого внедрения на рынок |
Стратегии расширения границ рынка |
1 |
1/3 |
Стратегии расширения границ рынка |
1 |
1/2 |
Стратегия глубокого внедрения на рынок |
3 |
1 |
Стратегия глубокого внедрения на рынок |
2 |
1 |
Третий этап. Определение относительной важности критериев. По данным таблицы 13 определена относительная важность критериев. При этом использовались следующие формулы:
, (3)
, (4)
где wi – весовой коэффициент, отражающий важность i-го критерия. Относительная важность критериев представлена в таблице 14.
Таблица 14
Относительная важность критериев – стратегических целей развития
ООО «Стройлаин»
Стратегии |
Обеспечение роста продаж |
Изыскание новых сегментов сбыта |
Развитие сети оптовых продаж |
Увеличение доли рынка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Стратегии расширения границ рынка |
0,17 |
0,8 |
0,25 |
0,34 |
Стратегия глубокого внедрения на рынок |
0,83 |
0,2 |
0,75 |
0,66 |