Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:58, контрольная работа
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».
Международная передача технологий – это совокупность экономических отношений между фирмами различных стран в области использования зарубежных научно-технических достижений.
Понятие «технология» включает в себя:
1) собственно технологию, понимаемую как набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг;
2) материализованную технологию, т.е. технологию, воплощенную в машинах, оборудовании и т. п.
По определению экспертов ЮНКТАД, работавших над Кодексом передачи технологии, к международному обмену технологий относятся сделки на основе «соглашений между сторонами независимо от их правовой формы, которые преследуют в качестве цели или одной из своих целей уступку по лицензии или передачу своих прав на промышленную собственность, продажу или любой другой вид передачи технических услуг».
Международный обмен технологиями известен с начала XX века, однако формирование мирового рынка технологий приходится на 50-60-е годы. Именно к этому времени объем международных коммерческих операций с технологиями превзошел масштабы национального обмена. По сведениям Международного валютного фонда, занимающегося учетом платежей и поступлений за лицензии, число стран, участвующих в этом обмене с 1960 по 1985 год, возросло с 22 до 71, расширился национальный состав как продавцов (с 18 до 37), так и покупателей (с 49 до 71 страны).
Чем же объясняется
появление и интенсивное
Международное производственное
и научно-техническое
Предпосылки на уровне страны определяются тем, что объективная дифференциация инновационного процесса в фирмах разных стран обусловливает различия технологического уровня национальных экономик, и, как следствие, различные позиции государств на мировом рынке технологий. Межстрановые различия носят количественный и качественный характер. Количественные различия касаются объемов средств, выделяемых на научно-техническое развитие и импорт технологий. Иллюстрацией этих различий могут служить данные табл. 1.3 [5].
Качественные же различия касаются направлений исследований, разработок, ориентации экспорта и импорта научно-технической продукции и т.д.
Финансовое обеспечение науки развитых стран (доля расходов на НИОКР в ВВП, %)
Год |
США |
Япония |
Германия |
Франция |
Великобритания |
Италия |
Канада |
1985 г. |
2,8 |
2,6 |
2,7 |
2,3 |
2,3 |
1Д |
1,4 |
1990 г. |
2,7 |
2,9 |
2,8 |
2,4 |
2,2 |
1,3 |
1,5 |
1995 г. |
2,6 |
2,7 |
2,5 |
2,4 |
2,2 |
1,3 |
1,5 |
2000 г. |
2,8 |
2,9 |
2,7 |
2,4 |
2,3 |
1,7 |
1,6 |
2015 г. (прогноз) |
3,0 |
3,0 |
2,9 |
2,6 |
2,5 |
2,3 |
1,9 |
Сформированный в стране научно-технический потенциал, выражаемый через товарные или технологические характеристики, и возможности международной передачи технологий предполагают поиск оптимального сочетания собственных НИОКР, нововведений и заимствованных научно-технических результатов. Такое сочетание проявляется в селективном научно-техническом развитии государства или отдельной фирмы. В тех областях науки и техники, которые не входят в сферу специализации данной страны (фирмы), повышение технического уровня достигается за счет зарубежных технологий.
Анализ стран, добившихся успехов в реализации нововведений, выпуске и экспорте наукоемкой продукции, позволяет выделить некоторые типы стратегий инновационного развития.
Стратегия «переноса» заключается в использовании зарубежного научно-технического потенциала и переносе нововведений в собственную экономику. Она осуществлялась, например, в послевоенный период Японией, которая закупала у США, Англии, Франции и России лицензии на высокоэффективные технологии для освоения производства новейшей продукции, имевшей спрос за рубежом, и на этой основе создавала собственный потенциал, обеспечивший в дальнейшем весь инновационный цикл – от фундаментальных исследований и разработок до реализации их результатов внутри страны и на мировом рынке. В итоге экспорт японских технологий превысил их импорт, а страна, наряду с некоторыми другими, обладает передовой фундаментальной наукой.
Япония является ярким примером реализации селективной научно-технической политики, о чем свидетельствует целевой характер приобретения лицензий ее фирмами: 50-е годы – повышение качества продукции и эффективности; 60-е годы – снижение трудоемкости; 70-е годы – снижение затрат энергии, топлива и сырья; 80-е годы – то же плюс достижение технологической независимости.
Стратегия «заимствования» состоит в том, что, располагая дешевой рабочей силой и используется собственный научно-технический потенциал, страны осваивают производство продукции, производившейся ранее в более развитых странах, последовательно наращивая собственное инженерно-техническое обеспечение производства. Далее становится возможным проводить свои научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, сочетая государственную и рыночную формы собственности. Такая стратегия принята в Китае и ряде стран Юго-Восточной Азии. Классический пример – создание конкурентоспособной автомобильной промышленности, высокоэффективных средств вычислительной техники, бытовой электроники в Южной Корее.
Стратегии «наращивания» придерживаются США, ФРГ, Англия, Франция. Она заключается в том, что на базе использования собственного научно-технического потенциала, привлечения зарубежных ученых и специалистов, интегрирования фундаментальной и прикладной науки страны постоянно создают новый продукт, высокие технологии, реализуемые в производстве и социальной сфере.
Таким образом, на уровне страны приобретение технологии за рубежом можно рассматривать как своего рода «компенсатор» недостаточного объема затрат на НИОКР в непрофильных областях.
Локальные предпосылки международного научно-технического обмена на уровне предприятий и организаций включают в себя:
Особенно значимыми
являются международный научно-
Экономическая целесообразность экспорта технологии в том, что он есть:
1) средство увеличения дохода. Если нет условий для реализации новой технологии в форме производства и сбыта той или иной продукции, следует хотя бы реализовать технологию в качестве самостоятельного продукта. Это повысит финансовые возможности для последующих НИОКР, освоения производства на вновь реконструируемых или вводимых в строй мощностях, проведения маркетинга на внутреннем и зарубежном рынках;
2) форма борьбы за
товарный рынок. Первоначально
из-за отсутствия капитала
3) способ обойти проблемы экспорта товара в материальной форме: отсутствуют проблемы транспортировки и сбыта продукции, таможенные барьеры;
4) средство расширения товарного экспорта, если заключается комплексное лицензионное соглашение, предусматривающее поставку оборудования, материалов, компонентов;
5) способ установления контроля над зарубежной фирмой через такие условия лицензионного соглашения, как объем выпуска товаров покупателем лицензии, участие его в прибылях (роялти), контроль за техническими условиями производства, использование в качестве лицензионного вознаграждения ценных бумаг и акций лицензиата;
6) способ обеспечения доступа к другому новшеству через перекрестное лицензирование фирм;
7) возможность более
Экономическая целесообразность импорта технологий в том, что он есть:
1) доступ к новшествам высокого технического уровня;
2) средство экономии затрат на НИОКР, в том числе и во времени;
3) средство уменьшения
расходов на товарный импорт
и одновременно средство
4) условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям. Как показывает опыт, во многих странах доля изделий, выпускаемых по лицензиям, в валютном экспорте превышает долю национальных изделий. Одна из причин этого – высокое качество лицензионных изделий.
Это определило возникновение и интенсивное развитие мирового рынка технологий, имеющего своеобразную структуру и особенности.
Неоднородность научно-
Представление о размерах сегментов технологического рынка дают следующие цифры: мировой рынок лицензий приблизился к 30 млрд. долларов и имеет тенденцию к быстрому росту; мировой рынок наукоемкой продукции составляет 2,3 трлн. долл. в год; прямые зарубежные инвестиции в 1997 году превысили 827 млрд. долл., из них на высокотехнологичный капитал можно отнести, по разным оценкам, 10-20% инвестиций. По прогнозам, к 2015 году спрос на технику и оборудование высоких технологий достигнет 3,5-4 трлн. долл.
Отраслевая структура рынка технологий изменяется в зависимости от целей научно-технического развития стран. В 40-50-е годы главным было обеспечение военно-технического превосходства, в 60-80-е годы эта цель дополнялась задачами обеспечения стабильных темпов экономического роста и повышения глобальной конкурентоспособности отдельных отраслей. С 90-х годов страны сместили приоритеты научно-технической политики в сторону информационных услуг, медицины, экологии и других аспектов устойчивого роста и повышения качества жизни.
Поэтому современная структура мирового рынка технологий представлена наукоемкими отраслями промышленности, среди которых: электротехническая, электронная, химическая, фармацевтическая, производство средств связи, приборостроение, авиакосмическая, автомобильная.
Мировой рынок технологий имеет ряд особенностей.
Это один из наиболее интенсивно развивающихся в последние десятилетия мировых рынков, так как по своим динамическим параметрам технологический обмен одерживает верх над традиционными мирохозяйственными потоками, как товаров, так и денежных капиталов.
Мировой рынок технологий развит лучше, чем национальный, даже если принять во внимание внутренний технологический обмен любой развитой страны мира. Главную роль в этом процессе сыграли международные корпорации, создавшие специальный механизм совместного использования результатов НИОКР материнскими и дочерними компаниями. Оценивая роль международных корпораций в мировом развитии, авторы четвертого обзора Центра ООН по ТНК приходят к выводу о том, что «наиболее весомый вклад эти объединения внесли в область передачи технологий».
Технологический разрыв, существующий между странами, находящимися на разных ступенях экономического развития, определяет, по крайней мере, двухуровневую структуру рынка технологий: