Структура мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:58, контрольная работа

Описание работы

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

Файлы: 1 файл

пособие.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Значительные средства привозятся мигрантами в виде валютных средств и ценных бумаг. В последние годы реэмигранты стали привозить все больше товаров производственного назначения, вплоть до машин и оборудования, с целью организации небольших производств у себя на родине. В большинстве стран максимально поощряется ввоз мигрантами средств производства путем снижения или снятия таможенных пошлин и других барьеров. Еще работая за рубежом и собираясь возвращаться домой, эмигранты начинают организовывать кооперативы для приобретения необходимой техники общими усилиями. Такие кооперативы пользуются финансовой поддержкой банков, которые предоставляют им кредит в случае, если их сбережения не достаточны для приобретения необходимого оборудования для полного производственного цикла.

Миграция рабочей силы часто  позволяет повысить профессиональные качества работников, которые по возвращению на родину готовы стать организаторами трудового процесса, могут передать приобретенные профессиональные навыки другим. Очень важно умело распорядиться этим ценнейшим капиталом, создать реэмигрантам благоприятные условия в экономическом, социальном, моральном и даже политическом плане. Выгоду от экспорта рабочей силы получает не только экономика в целом, но и государственный бюджет страны-экспортера. Это, прежде всего налоги от фирм-посредников по трудоустройству. Кроме того, в ряде стран эмигранты вносят прямые платежи в бюджет в виде налогов, если это оговорено в законодательстве или межправительственном соглашении. Так, в Турции молодые мигранты вносят в госбюджет специальную сумму за предоставленную отсрочку от воинской службы.

Международная миграция рабочей силы в силу экономических причин всегда была направлена из стран с низким заработком в страны с более высоким. Поехав на заработки за рубеж, человек может, прежде всего, восстановить начальный воспроизводственный процесс, приобрести новые производственные навыки, купить технику, в том числе производственного назначения. Вооруженный современной техникой человек становится более активным в социально-экономическом плане и более грамотным в техническом отношении. Постоянные потоки выезжающих и возвращающихся (когда этот процесс «устоялся») позволяют «прокачать» рабочую силу (или хотя бы ее наиболее активную часть) через зарубежные рынки труда.

Оценка экономических эффектов иммиграции часто упрощается, сводится к отрицательным последствиям, так как рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного населения. Признавая существование такой проблемы, следует отметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. Такие страны, как США, Канада и Австралия, возникли в результате иммиграции. В других странах иммигранты повышают динамизм экономического развития целых отраслей. Примером могут служить китайские промышленные рабочие в Индонезии и Малайзии, предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские и ливанские бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающих странах Персидского залива. Иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения. Некоторые отрасли производства, в том числе и обеспечивающие экспортный доход, не выжили бы без иммигрантов. Например, горнорудная промышленность в ЮАР, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике, Малайзии, Испании. Негативные последствия иммиграции в развитых странах связаны с понижением реальной зарплаты неквалифицированной рабочей силы в результате притока иммигрантов.

В статистике платежного баланса показатели, отражающие движение рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и квалифицируются по следующим трем статьям:

1) трудовой доход, выплаты  занятым (зарплата и прочие  выплаты наличными или натурой);

2) перемещение мигрантов (оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, уезжая в другую страну);

3) переводы работников (пересылка денег и товаров  мигрантами своим родственникам, оставшимся на родине).

Последние две статьи в рамках текущих операций объединяются в группу «частные неоплаченные переводы» (оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров на родину).

Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции рабочей силы совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения. По приблизительным оценкам, ежегодное миграционное сальдо к середине 90-х годов составляло примерно 1 млн. чел., т.е. в принимающие страны приезжало в среднем на 1 млн. чел. больше, чем уезжало. По прогнозам, в ближайшие годы в связи со стабилизацией мировой экономики миграционное сальдо будет сокращаться.

Процессы регулирования  миграции рабочей силы

Проблемы, которые порождает  международная миграции рабочей  силы, привели к созданию целой  системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось гораздо раньше, чем регулирование международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течение XIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивающие въезд нежелательных лиц, часть которых действует по настоящее время. В то время как большинство стран мира продвигается по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они принимают меры, ограничивающие международную миграцию.

Во многих странах  мира национальные правительства активно  воздействуют на процессы миграции. При  этом регулируется не только количество иммигрантов, их профессиональная, половозрастная структура, но и продолжительность пребывания в стране.

В странах – импортерах рабочей силы сложилась система  государственного регулирования миграции, включающая следующие элементы: 1) законодательство о юридическом, политическом и профессиональном, статусе иммигрантов; 2) национальные службы иммиграции; 3) межгосударственные соглашения в области миграции.

Обычно государственное регулирование  осуществляется через принятие финансируемых  из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, уровню образования, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.

Иммиграционная политика непосредственно  проводится через национальные службы иммиграции, которые обычно создаются  при министерствах труда, юстиции или внутренних дел. В России таким органом является Федеральная миграционная служба.

На межгосударственном уровне странами-участницами  ОЭСР создана служба СОПЕМИ (Система  постоянного наблюдения за миграцией), которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. Поскольку государственный аппарат привлечения иностранной рабочей силы на практике часто оказывается довольно громоздким и неповоротливым, вербовку иностранных рабочих нередко разрешают проводить самим коммерческим структурам. При этом широкое распространение получило частное посредничество. Однако при отсутствии действенного контроля со стороны государства в этой области частная вербовка способствует росту нелегальной иммиграции.

Особенно быстро нелегальная иммиграция растет в периоды кризисов. Для борьбы с нелегальной иммиграцией страны используют как «мягкие» методы (выплата премий иммигрантам за возвращение на родину, создание системы профессиональной подготовки иммигрантов и т.д.), так и жесткие принудительные методы, вплоть до насильственной высылки из страны. О мерах борьбы с нелегальной иммиграцией объявили Австрия, Швеция, Финляндия. Так, Швеция намерена требовать от иммигрантов не только подписанный контракт на работу, но и знание шведского или английского языка, подтверждение достоверности о найме жилья.

Оценивая развитие нелегальной  иммиграции, следует учитывать, что  это поток иммигрантов, при котором  одна категория иностранной рабочей силы каждый раз заменяется на другую, менее социально защищенную и более легко управляемую. Поэтому не случайно, что даже при наличии во многих странах мира строгого иммиграционного контроля, направленного против нелегальной иммиграции, последняя продолжает расти. В последние годы среди нелегальных иммигрантов растет число граждан из стран Восточной Европы, в том числе из бывшего СССР.

В процессе становления национальной рыночной экономики в большинстве стран мира уже достаточно давно сформировались и получили развитие национальные рынки рабочей силы. Со временем по мере интернационализации хозяйственной жизни на базе национальных рынков рабочей силы возникают региональные рынки рабочей силы, а затем и международный рынок рабочей силы.

Международный рынок рабочей силы представляет собой не просто сумму национальных рынков, а качественно новое, по существу, наднациональное образование, основанное на постоянном росте спроса и предложения иностранной рабочей силы, которая может соединяться с капиталом двояким образом: путем перемещения самой рабочей силы в места повышенного спроса на нее из одной страны в другие страны; путем перемещения капитала в районы избыточного предложения рабочей силы (соответствующей требованиям капитала, – дешевизна, образовательный и квалификационный уровень и др.). Это – открытые, явные формы проявления международного рынка труда. Но существуют и более скрытые формы: временная работа по контрактам за рубежом; работа в совместных с зарубежными фирмами организациях и предприятиях; работа на импортном оборудовании и по программам, представляющим интерес для иностранного капитала, и т.д. Таким образом, тенденция развития международного рынка рабочей силы проявляется как за пределами национальной экономики, так и внутри нее.

Огромную роль в формировании и  развитии международного рынка труда играют транснациональные корпорации, в рамках которых действуют специфические формы перемещения квалифицированных кадров.

 

Международное регулирование  миграционных процессов

Система межгосударственного регулирования  миграционных процессов включает в себя: двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав; деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (МОМ) и др.

 

Ведущая роль в регулировании процессов  международной миграции принадлежит МОТ, имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 году, согласно Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций, как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.

Согласно уставу целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраны труда, безопасности и распространения всех названных норм на иммигрантов и т.п. Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства – от правительства, работодателей и профсоюзов.

МОТ осуществляет деятельность по следующим  направлениям:

1. Разработка конвенций и рекомендаций  о труде.

2. Оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки.

3. Обучение и просвещение по  вопросам, входящим в круг деятельности  МОТ.

Разработка конвенций и рекомендаций о труде – важнейшая форма деятельности МОТ. Содержащиеся в них международные нормы о труде охватывают самые различные области трудовых отношений и социальных вопросов, относящихся к трудящимся-мигрантам. Среди них: защита трудящихся-мигрантов; равноправие граждан страны и иностранцев в области социального обеспечения; сохранение прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения по инвалидности, старости, на случай потери кормильца.

МОТ рекомендует всем странам, включенным в процессы миграции, координировать политику в области занятости, улучшать медицинское и общественное обслуживание мигрантов, бороться против привлечения подготовленных кадров и «утечки умов», облегчать добровольное возвращение мигрантов на родину.

Назовем некоторые из Рекомендаций МОТ:

  • Об отношениях к трудящимся-иностранцам (1919 г.);
  • О  защите женщин-эмигранток на борту корабля (1926 г.);
  • О вербовке, трудоустройстве и условиях труда трудящихся-мигрантов (1939 г.);
  • О защите трудящихся-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях (1955 г.).

На Генеральных конференциях МОТ обсуждались, например, такие проблемы:

  • миграция в целях получения работы (1949 г.);
  • равноправие граждан страны и иностранцев в области социального обеспечения (1961,1962 гг.);
  • сохранение прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения (1982 г.).

Таким образом, вопросами использования труда мигрантов МОТ занимается на всем протяжении своей истории. Уже в Рекомендации 2 от 1919 года всем членам организации предлагалось распространить на трудящихся-иностранцев действие своих законов относительно защиты их прав. В 1922 году была одобрена Рекомендация 19 о предоставлении в Международное бюро труда статистических и других сведений, касающихся эмиграции, иммиграции, репатриации.

Первым нормативным  актом МОТ, направленным на решение вопросов миграции рабочей силы, по существу, стала Конвенция 48, принятая в 1935 году, вступившая в силу в 1938 году. В соответствии с этой Конвенцией устанавливалась система международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости, на случай потери кормильца. Права распространялись на всех проживающих на территории Члена организации иностранцев, независимо от гражданства.

Информация о работе Структура мировой экономики