Супермаркет как современая тип розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, к широкому развитию частной инициативы и предпринимательства.
С точки зрения маркетинга, первостепенное внимание в оптовых торговых фирмах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы потоварную структуру спроса начисления. Процесс сбыта товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции.

Файлы: 1 файл

САМА КУРСОВАЯ (7).docx

— 85.08 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Переход к рыночной экономике, появление  большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность  в новых подходах к организации  и технологии торговых процессов, к  широкому развитию частной инициативы и предпринимательства.

Ассортиментная политика — это  одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании.

Вопрос о расширении или сужении  ассортимента выпускаемой-продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.

Формирование ассортимента – это  процесс подбора групп, видов  и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью  его более полного удовлетворения.

С точки зрения маркетинга, первостепенное внимание в оптовых торговых фирмах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой  номенклатуры товара, которая удовлетворила  бы потоварную структуру спроса начисления. Процесс сбыта товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции.

Прежде всего, это конкуренция  в планировании ассортимента и разработке новых образцов, следует отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагают на рынке.

Управление ассортиментом достигается  посредством решения оптимизационных  задач на всех уровнях иерархии управления.

При этом наиболее важным являются следующие  разработки:

  • установление механизма формирования ассортимента продукции;
  • определение основных функциональных связей между ведущими звеньями этого механизма;
  • исследование информационных потоков рассматриваемого процесса;
  • выявление важнейших направлений совершенствования функционирования механизма формирования ассортимента.

На современном этапе планирование требует выявления тех условий, при которых изделию были бы обеспечены устойчивый спрос и прибыльный сбыт, удовлетворительные потребительские свойства продукции, необходимый ассортимент размеров.

Подобная информация необходима для  своевременного предъявления обоснованных требований к сырьевой и технологической  базе производства, для того чтобы  планомерно готовить ее к возможным  перестройкам в связи с намечаемыми  изменениями в ассортименте продукции.

Формирование ассортиментной политики и ее реализация приобретают особое значение при наличии свободы  выбора сферы и направления деятельности.

    Ассортиментная политика предполагает наличие информации о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, макроэкономических тенденций, уровня внешнеэкономических связей с зарубежными странами.

Все перечисленные факторы необходимы для определения условий безубыточной работы и управления массой прибыли  с целью оптимизации налогообложения, прогнозирования возможных вложений собственных средств в развитие бизнеса.

 

1. Супермаркет как современный тип предприятий розничной торговли

1.1 Супермаркет

Характерной чертой супермаркетов  стало увеличение ассортимента товаров  и торговой площади. Площадь супермаркета в  среднем составляла 2000 кв.м. и 6000 наименований товаров и ассортимент  до 8000 наименований. В современном супермаркете предлагается до 25000 наименований товаров, и ежегодно появляется 8 тысяч новых товаров. Техника изменила внешний вид и характер супермаркета: были установлены системы кондиционирования воздуха, входные двери автоматически открываются и закрываются, продукты продвигаются к кассиру по ленточному транспортёру.

Появление нового упаковочного материала  помогло введению самообслуживания в овощном и молочном отделах; открытые морозильники способствовали расширению ассортимента замороженных продуктов; в хлебном отделе расширился ассортимент  хлебобулочных изделий, выпекаемых на месте. Появился гастрономический отдел, где можно купить готовые закуски. Последним важным нововведением были компьютеры. Счётную кассу начал заменять компьютер, расшифровывающий специальный штрихкод на этикетке продукта. Компьютеры повысили производительность, ускорив работу кассиров и уменьшив количество ошибок, а также сократили расходы магазина, регистрируя продвижение продукта и проводя быструю инвентаризацию.

Покупки в супермаркетах и гипермаркетах  обычно делаются на неделю вперёд, так  как выгоднее покупать продукты в  больших количествах.

   Некоторые фирмы стали открывать супермаркеты с ограниченным ассортиментом товаров и упрощённым обслуживанием: ассортимент таких магазинов не превышает 500 видов непортящихся продуктов.

Другие предприниматели, стремясь увеличить сбыт, наоборот, предлагают клиентам ещё большие удобства. Они увеличили размеры супермаркетов почти до 5000 кв.м. и обеспечили ещё более широкий выбор продуктов питания, напитков и других товаров. Их цель — охватить большую территорию, чем это удавалось сделать обыкновенным продуктовым супермаркетам.

Появились комбинированные магазины: супермаркеты и аптеки, которые тоже должны привлекать покупателей и  повысить сумму отдельных операций.

Все больше людей отдают предпочтение экологически чистым продуктам. производители обязаны помещать на этикетках полную информацию о качестве продуктов (калорийность, общее количество жира, соли, холестерина, углеводов, сахара, белка), а также рекомендуемое количество продукта для разового потребления. На скоропортящихся продуктах обозначается крайняя дата потребления или продажи. Кассы в супермаркетах оборудуются лазерными сканирующими устройствами, мгновенно считывающими название и цену расфасованного товара. Чтобы не создавались очереди в «часы пик», многие супермаркеты искусственно «рассасывают» их, предоставляя пенсионерам скидки на покупки в будничные дни в определённые часы. На покупках в супермаркете можно сэкономить, если воспользоваться специальным талоном на скидку с обозначенным сроком действия. Эти талоны, поощряющие покупателя, могут быть приложены к находящемуся на стеллаже продукту, часто их присылают по почте постоянным или потенциальным клиентам. В ряде случаев присылаемый талон (купон) предполагает дополнительную покупку на конкретную сумму.

Администрация супермаркетов обязана  следовать определённым правилам торговли. Например, в супермаркетах:

на каждом продукте должна быть чётко обозначена его цена;

определённые виды продуктов, к  которым относятся мясо и рыба, соки и прохладительные напитки, детское питание, масло, кофе, джемы, пища для домашних животных, макаронные изделия, а также стиральные и  моющие средства должны иметь не только общую продажную цену за упаковку, но и цену за вес или объём;

скоропортящиеся товары, к которым  помимо молочных и мясных продуктов  относятся также яйца, хлеб, кулинарные изделия, должны иметь чётко обозначенные даты последнего дня продажи или  потребления;

весы должны находиться между продавцом  и покупателем, и их шкала должна быть ясно видна;

на упаковке с мясным фаршем должны быть обозначены все сорта мяса, входящего в него;

на всех продуктах в фабричной  упаковке должны быть чётко указаны  название продукта, вес нетто, содержащиеся в продукте ингредиенты, а также  название компании-производителя и  её адрес.

Также в супермаркете существует продажа  через прилавок за которыми стоят  продавцы, как правило такие прилавки установлены в таких отделах как: бакалея, рыбный отдел, мясной отдел, кондитерский отдел.

 

 1.2      Формы и виды розничной торговли

В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю конечным звеном является розничная торговля. При розничной торговле материальные ресурсы становятся собственностью потребителя. Розничная торговля включает продажу товаров населению для  личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного  потребления или хозяйственных  нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной  торговли и общественного питания. Продажа потребительских товаров  осуществляется со складов предприятий - изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных  пунктов и т.д.

Функции розничной торговли:

  • исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
  • определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
  • осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
  • проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
  • осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;
  • проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
  • оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

Целям активного стимулирования сбыта  товаров служит реклама. Рекламная  компания должна формироваться в  различных направлениях, начиная  с самых простых её замыслов - оформление оконных и внутримагазинных витрин - до организации рекламных выставок товаров с использование печатной, транспортной, радиотелевизионной, видеороликовой рекламы и другими её видами.

Виды розничной торговли:

 Стационарная торговая сеть  является наиболее распространённой, включает в себя как крупные  современные, технически оборудованные  магазины, так и ларьки, палатки,  торговые автоматы.

Существует много видов магазинов, среди них: традиционное обслуживание через прилавок, магазины самообслуживания в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам, в результате сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации. Оплата за отобранные товары проводится в узлах расчёта, обслуживаемых контролерами-кассирами.

 

2. Короткая экономическая  характеристика деятельности          супермаркета

 

2.1 Характеристика предприятия

Данная курсовая работа рассмотрена  на примере магазина «Фора».

В лице руководителя предприятия выступает  Олексюк М.В., магазин занимается торговой деятельностью по продаже продовольственных товаров. Магазин является смешанным, обслуживает контингент покупателей с различным уровнем дохода. Это и пожилые люди, военные, молодежь, дети. Но в основном магазин ориентирован на покупателей со средним уровнем достатка. Магазин работает в зимнее время с 800 до 2200, в летнее время с 730 до 2230, без перерыва и выходных.

Режим работы этого торгового предприятия  хорошо продуман, т.к. он позволяет жителям  этого микрорайона, т.е. потенциальным  покупателям, совершать в удобное  время для них.

Магазин имеет очень удобное  место расположение, так как рядом две школы, поликлиника, почта, детский сад. Это говорит о том, что в нем всегда есть покупатели.

Общая площадь предприятия 651 м2. Есть 4 складских помещения, кафетерий. Площадь торгового зала 205 м2. Отопление в магазине водное, центральная отопительная система. Источником тепла являются батареи. Вентилируется помещение за счет приточно-вытяжного циркулирования воздуха.

Форма торгового зала имеет прямоугольную  конфигурацию с соотношением сторон 1:2. Эта форма удобна, т.к. позволяет  рационально разместить торговое оборудование, организовать процесс подачи товара в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков. Вся площадь торгового зала подразделяется на:

  • площадь для размещения торгового оборудования; движение покупателей;
  • выкладки товаров;
  • площадь для работы продавцов.

Рабочие места продавцов расположены  ближе к подсобным помещениям. Оборудование в торговом зале расположено  вдоль стен и называется линейной планировкой. Чтобы оценить эффективность  использования торговой площади, я узнаю коэффициент установочной площади и коэффициент экспозиционной площади.

Использование торгово-технологического оборудования в магазине связано  с его общей площадью, планировкой  основных помещений, особенностей товаров, системой товароснабжения, формой продажи. В торговом зале используют пристенное оборудование, прилавки, прилавки-витрины, охлаждаемые витрины.

В подсобных помещениях используют следующее оборудование: подтоварники для хранения товаров в упакованном  виде (мешках, ящиках), стеллажи для  хранения распакованных товаров, вешала для хранения продовольственных  товаров.

Все торгово-техническое оборудование, используемое в магазине, соответствует  экономическим, эргономическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим  требованиям. Сейчас, выбор торгово-технологического оборудования очень большой. Но, к  сожалению, не каждый руководитель предприятия  позволит иметь в магазине современное  оборудование.

В магазине имеется 3 отдела: Гастрономический, Бакалея, соки и Воды. Численность работников магазина – 22 человека.

По моему мнению, штатное расписание составлено с учетом пропускной способности  продавцов. В отделе Гастроном – 8 человек, Бакалея – 4 человека, и  отдел Соки, воды – 2 человека. Разделение труда по функциональному признаку между работниками магазина осуществляется, прежде всего, по линии обособления  функций управления, а так же отделения  основной работы (обслуживания покупателей) от вспомогательной. По функциональному признаку весь персонал магазин подразделяется на следующие группы работников:

Информация о работе Супермаркет как современая тип розничной торговли