Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности Республики Беларусь на современном этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении сущности, показателей и перспектив развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотрение и анализ макроэкономических показателей и угроз экономической безопасности;
- определение направлений решения проблемы экономической безопасности в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Сущность и концепции экономической безопасности страны……………………………..5
1.1 Экономическая безопасность: понятие, критерии и виды…..…………………………….5
1.2 Экономическая безопасность как система: критерии и показатели……………………...8
1.3 Место экономической безопасности в системе национальной безопасности…….……11
2.Современное состояние развития экономической безопасности Республики Беларусь…………………………………………………………………………………………….15
3.Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности Республики Беларусь на современном этапе развития………………………………….………………….........23
3.1 Внешние и внутренние угрозы и их влияние на экономическую безопасность….…....23
3.2 Пути решения проблем экономической безопасности страны…………..……………...26
Заключение……………………………………………………………………………………...31
Список использованных источников………….……………

Файлы: 1 файл

научная работа.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

Классификация видов экономической безопасности по степени развития экономики:

- экономическая безопасность развитых стран;

- экономическая безопасность в условиях импорта ресурсов;

- экономическая безопасность в условиях потребления в основном внутренних ресурсов.

Нарушение пропорций и связей между  разными компонентами экономической системы ведет к ее дестабилизации, означает возникновение опасностей. Это создает необходимость постоянного изменения методов и средств государственного регулирования в зависимости от изменения условий экономического развития.

Как показывает опыт обеспечение экономической  безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности общества, путь к достижению успеха. Поэтому обеспечение ее — один из национальных приоритетов.

 

1.2 Экономическая безопасность  как система: критерии и показатели

 

Мы отчетливо понимаем, что существует комплекс мер, сил, средств, организаций, составляющих систему национальной безопасности страны. Важнейшим элементом этой структуры является подсистема экономической безопасности Республики Беларусь, включающая в себя подсистемы экономической безопасности отдельно взятых предприятий. Что важно для понимания распределения функций в системе экономической безопасности, ответственности за их исполнение, координации и взаимодействие государственных и частных субъектов экономической безопасности.

Отсюда вытекает вывод – государство, общество и предпринимательство имеют единые цели и являются партнерами в этой области.

Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности: производственная; финансовая; продовольственная; энергетическая; инфраструктурная; инновационная; внешнеэкономическая.

Производственная безопасность –  это основа экономической безопасности. Она определяется как способность реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребностей страны.

Финансовая безопасность страны охватывает все сектора экономики. Ее устойчивость определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, развитием финансового  рынка и рынка ценных бумаг, размерами  внешних и внутренних долгов, дефицита платежного баланса. Финансовое состояние реального сектора экономики и государства определяет, насколько успешно будут решаться проблемы по другим направлениям экономической безопасности.

Продовольственная безопасность является самостоятельным направлением. Для ее обеспечения требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства.

Энергетическая безопасность –  важнейшее слагаемое экономической безопасности Республики Беларусь. Она требует создания механизма надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики.

Главной задачей инфраструктурной безопасности является обеспечение  устойчивого развития экономики  и благоприятных условий жизнедеятельности населения.

В государствах с ограниченными  природными ресурсами роль научно –  технической и инновационной  деятельности является решающей в обеспечении  экономической безопасности. Так и для Беларуси инновационная безопасность имеет первостепенное значение.

Внешнеэкономическая безопасность страны должна обеспечить сохранение экономического суверенитета, рост конкурентоспособности  национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей.

Обладая властными полномочиями, государственные организации не только направляют и контролируют деятельность других субъектов экономической безопасности, но и берут на себя функцию организации их координации и взаимодействия при решении общих задач.

Стратегия обеспечения экономической  безопасности, помимо выделения, отслеживания, характеристики ее внешних и внутренних угроз, предполагает определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны.

Критерий экономической безопасности — это оценка состояния экономики  с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической  безопасности.

Национальные интересы в сфере  экономики страны можно охарактеризовать по следующим критериям:

-способность экономики функционировать в режиме расширенного и эффективного воспроизводства;

-приемлемый уровень жизни населения, обеспечивающий социально-политическую стабильность;

 - устойчивость финансовой системы;

- сохранение единого экономического пространства страны;

- создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества;

 - оптимальная встроенность в мировую экономику (конкурентоспособность национальной экономики, рациональная структура внешней торговли); поддержание научного потенциала [7, с. 9].

В целях оценки состояния экономики  с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности, используется система показателей — количественных характеристик социально-экономических явлений и процессов, измерение и сравнение которых позволяет выявить динамику экономической безопасности.

В мировой практике существует около 20 параметров, которые позволяют  придать измеримый смысл экономическим  понятиям. Основные показатели, характеризующие  экономическую безопасность Республики Беларусь, можно сформировать в 7 блоках:

Показатели, отражающие способность  экономики функционировать в  режиме общественного воспроизводства. Это темпы роста ВВП, ВВП на душу населения, структура и доля в нем налогов и сборов, удельный вес в ВВП внутренних инвестиций, государственных инвестиций; доля государственного потребления к ВВП.

Показатели, обеспечивающие социальную стабильность: потребление основных продуктов питания на душу населения в соответствии с научно обоснованными нормами; обеспеченность населения товарами длительного пользования (в расчете на одну тыс. человек); доля людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума; уровень безработицы; средняя продолжительность жизни населения.

Показатели, свидетельствующие об устойчивости финансовой системы: темпы инфляции; дефицит государственного бюджета; объем государственного долга к ВВП; удельный вес в ВВП расходов на оборону; величина золотовалютных резервов; сальдо платежного баланса.

Показатели оптимального функционирования регионов в рамках страны: разрыв в уровне ВВП на душу населения по регионам; дифференциация регионов по прожиточному минимуму; доля собственных доходов в бюджетных доходах региона.

Показатели, характеризующие степень  криминализации экономики: доля теневой  экономики в ВВП; доля налогов и сборов в ВВП; доля налоговых отчислений в добавленной стоимости, созданной на предприятии.

Показатели, характеризующие степень  оптимальности "встроенности" национальной экономики в мировую: экспортная и импортная квоты, структура экспорта и импорта, доля импорта во внутреннем потреблении, объем внешнего долга и ВВП; платежи по обслуживанию внешнего долга.

Показатели развития и поддержки  научного потенциала: доля расходов на НИОКР в ВВП, уровень образования  населения, расходы на образование в % к ВВП, количество студентов на 10 тыс. человек населения [8, с. 140].

Построение системы количественных показателей, измерение и сравнение  значений позволяют изучить динамику экономической безопасности. Однако для оценки ее уровня в первую очередь важны не столько показатели, сколько сравнение их с нормативными значениями. Степень экономической безопасности определяется мерой приближения показателей к пороговым значениям.

Государство должно осуществлять свою функцию защиты экономической безопасности, а значит, через пороговые значения индикаторов экономической безопасности отслеживать границу между безопасной и опасной зонами в различных сферах экономики. Иными словами, пороговые значения индикаторов экономической безопасности придают национальным интересам страны в области экономики количественную определенность. 

1.3 Место экономической  безопасности в системе национальной  безопасности

 

Для обеспечения безопасности государства  все возрастающую роль играет конкурентоспособность национальной экономики. Устойчивое развитие национальной экономики является основополагающим условием сохранения государственного суверенитета каждой страны. Экономика как основа любого государства и его общественно – политической системы определяет уровень жизни населения, национальную безопасность и обороноспособность страны.

Национальная безопасность — защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

В соответствии с законом Республики Беларусь 10 июля 2012 г. N 390-3 «ОБ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» основными задачами обеспечения национальной безопасности являются:

- защита независимости и территориальной целостности Республики Беларусь;

- оценка текущего состояния национальной безопасности Республики Беларусь, прогнозирование его развития, а также разработка и осуществление комплекса мер по предупреждению и выявлению угроз национальной безопасности Республики Беларусь;

- обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь в политической, экономической, военной, научно-технологической, информационной, социальной, демографической и экологической сферах;

- информирование Президента Республики Беларусь и по его поручению соответствующих государственных органов и иных организаций по вопросам состояния национальной безопасности Республики Беларусь;

- разработка и проведение мероприятий по оказанию содействия государственным органам и иным организациям в осуществлении мер в области политического, социально-экономического развития и научно-технического прогресса Республики Беларусь;

- организация и осуществление в пределах своей компетенции контрразведывательной деятельности и внешней разведки;

- осуществление предусмотренных законодательством Республики Беларусь полномочий в сфере государственных секретов.

Национальная безопасность государства  определяется имеющимся потенциалом, характером международных связей страны и ее геополитическим положением. В мире не существует полностью самодостаточных государств.

В 2001 г. утверждена приказом Президента Республики Беларусь Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. В ее содержании находятся методологические основы построения системы обеспечения национальной безопасности белорусского государства. В Концепции показываются жизненно важные интересы  государства, основные угрозы и приоритетные направления обеспечения безопасности в отдельных сферах.

Составные части национальной безопасности – безопасность в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах.

Важнейшей составной частью общей  системы национальной безопасности является экономическая безопасность. Она, в свою очередь, подразделяется на энергетическую, продовольственную, финансовую и другие виды безопасности. Все эти виды национальной безопасности тесно взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Экономическая безопасность является основополагающей частью национальной безопасности. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Это обусловлено важностью и первостепенностью значения удовлетворения потребностей индивидов, субъектов хозяйственной деятельности, общественных групп в процессе функционирования и развития как экономики отдельной страны, так и экономики мирового хозяйства.

Так как экономическая система  страны представляет собой сложную  иерархическую структуру, то в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения  разного уровня [10, с. 55]:

- уровень семьи и личности — экономические интересы каждого гражданина страны;

- микроэкономический уровень — экономические интересы субъектов хозяйствования;

 - региональный и отраслевой уровень — экономика областей и отраслей;

- макроэкономический уровень — национальные экономические интересы;

- общемировой экономический уровень — планетарные экономические интересы.

Особое внимание экономической  безопасности страны уделяется в  программе социально – экономического развития Республики Беларусь, где выделен специальный раздел «Обеспечение экономической безопасности и укрепление обороноспособности страны». В нем определены важнейшие задачи и меры по обеспечению экономической безопасности в ее важнейших сферах.       

Если национальная безопасность —  это форма проявления безопасности, то экономическая — это одна из форм проявления национальной безопасности, являющаяся ее подсистемой [11, с.52].

Информация о работе Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности Республики Беларусь на современном этапе развития