Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 14:07, курсовая работа
Цель работы состоит в рассмотрении сущности, показателей и перспектив развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотрение и анализ макроэкономических показателей и угроз экономической безопасности;
- определение направлений решения проблемы экономической безопасности в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Сущность и концепции экономической безопасности страны……………………………..5
1.1 Экономическая безопасность: понятие, критерии и виды…..…………………………….5
1.2 Экономическая безопасность как система: критерии и показатели……………………...8
1.3 Место экономической безопасности в системе национальной безопасности…….……11
2.Современное состояние развития экономической безопасности Республики Беларусь…………………………………………………………………………………………….15
3.Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности Республики Беларусь на современном этапе развития………………………………….………………….........23
3.1 Внешние и внутренние угрозы и их влияние на экономическую безопасность….…....23
3.2 Пути решения проблем экономической безопасности страны…………..……………...26
Заключение……………………………………………………………………………………...31
Список использованных источников………….……………
Стратегия наращивания доли отечественной продукции, реализуемой через все каналы сбыта, является особенно важной в условиях мирового экономического кризиса и роста напряженности текущего счета платежного баланса Беларуси. Доля импорта продовольственных товаров в общем объеме их розничного товарооборота находится ниже порогового значения в 25%.
Уровень безработицы к активной части населения составил 0,7%. Доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума имела устойчивую тенденцию снижения, составив 5,2%, при пороговом значении не более 10.
Степень износа части основных производственных средств в 2010 году находилась в зоне риска, снизившись до 55,8% за счет роста инвестиций в ВВП.
Величина доли новой продукции в общем объеме составляет 17,5%. Для завоевания и удержания высокотехнологичных сегментов рынка, необходимо ежегодное обновление 20% продукции.
В период 2000 – 2010 гг. наблюдалась устойчивая тенденция увеличения доли собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива. Согласно Стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь прогнозные значения этого индикатора к 2015 году ожидаются на более высоком уровне – 28-30%, а в 2020 году – 32 – 34% при пороговом значении 30%. Прогнозные сценарии потребления ТЭР и энергоемкости ВВП показаны в таблице 3[приложение].
Отношение валового внешнего долга к ВВП в 2008 году находилось почти в пределах его порогового значения, составив 24,9%. В 2010 году оно увеличилось в два раза, составив 52% к ВВП. Такое положение валового внешнего долга к ВВП оказывает негативное влияние на сокращение объемов средств, которые могут быть направлены на инвестирование, усиление зависимости республики от иностранных государств, предоставивших кредиты. Для ликвидации некоторой части внешней задолженности могут быть предложены следующие экономические инструменты [16, с. 35]: погашение долга в обмен на собственность, погашение долга в обмен на налоги, погашение долга в обмен на наличные.
В 2003- 2011 гг. быстрыми темпами нарастало отрицательное сальдо внешней торговли Республики Беларусь с остальным миром, что можно увидеть на рисунке 2.3. Это обусловлено в основном ростом цен на импортируемые энергоносители и опережающими темпами роста ВВП.
Рисунок 2.3 – Сальдо внешней торговли, включая услуги, к ВВП,%
Примечание. Красная линия – пороговое значение, не более (-5)%. Маркер красного цвета показывает наличие угрозы устойчивому и сбалансированному развитию национальной экономики; желтого цвета – наличие опасности; зеленого цвета – отсутствие опасности и угрозы.
Отрицательное сальдо внешней торговли является одной из причин, по которой Национальный банк Республики Беларусь не может накопить достаточные международные резервы (МРА). Несмотря на рост золотовалютных резервов в первой половине 2012 года, их объем по отношению к импорту находился в пределах 2,1-2,7 месяцев, а со второй половины 2012 года вновь наблюдается сокращение золотовалютных резервов.
Исходя из вышеизложенных показателей экономической безопасности в период 2000-2011 гг., можно сделать вывод, что на общем фоне развития мировой экономики Беларусь сохранила достаточно высокий уровень специализации. Затраты на энергоресурсы и сальдо торгового баланса республики находятся практически в зеркальной зависимости: меньше затраты – меньше дефицит, больше затраты – больше дефицит. Следовательно, при сохранении высоких мировых цен на нефть и повышении стоимости других энергоресурсов дефицит торгового баланса Беларуси всегда будет увеличиваться. Такая ситуация ухудшает конкурентоспособность белорусской продукции. Недостаток инвестиций сдерживает рост белорусского экспорта, развитие технологий. В результате факторы производства конкурентоспособной продукции задействованы не в полной мере.
Таким образом, основной стратегией экономической безопасности Беларуси должна выступать реструктуризация экономики, ориентированная на специализацию в рамках реализации целей стратегии социально – экономического развития страны. Для этого необходимо дальнейшее развитие экспортного потенциала, улучшение его структуры; повышение конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на мировом рынке; рационализация импорта; регулирование привлечения иностранных инвестиций для технической модернизации и создания потенциала расширенного воспроизводства.
3. СЩЕСТВУЮЩИЕ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
НА СОВЕРШЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
3.1 Внешние и внутренние
угрозы и их влияние на
В системе обеспечения
Система обеспечения экономической
безопасности — это совокупность
методов, обеспечивающих стабильное функционирование
экономических отношений в
Под угрозой национальной безопасности понимаются действия, явления и процессы (или их совокупность), препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства [17, с. 2].
Концепция ООН в качестве угроз экономической безопасности государства рассматривает необеспеченность сырьем, энергоресурсами, продуктами питания, производственно-техническими и научным потенциалом, стихийные бедствия, деградацию окружающей среды, неэквивалентный международный обмен, ограничение по политическим причинам доступа на рынки кредитов, объема помощи, частые колебания процентных ставок и др.
Отсюда следует, что источниками угроз могут быть как факторы природного, так и техногенного характера, как объективные процессы экономического развития, так и действия субъектов экономических отношений.
При классификации угроз
- по сфере человеческой деятельности - политическая, экономическая, социальная, правовая, военная, экологическая, демографическая, генетическая, научно - техническая, технологическая, идеологическая, психологическая, интеллектуальная, информационная, сырьевая;
- по источнику угрозы - внутренняя и внешняя;
- по отношению к человеческой деятельности - объективная, формирующаяся независимо от целенаправленной деятельности, и субъективная, которая создается сознательно;
- по вероятности реализации - реальные и потенциальные;
- по последствиям - всеобщие, локальные, частные
Кроме того, угрозы могут характеризоваться:
по временному критерию - долговременные и текущие;
- по степени предсказуемости - прогнозируемые и непрогнозируемые. [8, с. 64].
Внутренними угрозами экономической безопасности могут быть целенаправленная деятельность разнообразных социальных субъектов, преследующих собственные интересы, в том числе экономические (извлечение наибольшей прибыли), политические (получение власти) и др.
Можно определить следующие внутренне угрозы экономической безопасности страны:
- низкая конкурентоспособность продукции;
- высокая степень монополизации экономики;
- структурное деформирование экономики;
- ухудшение научно-технического потенциала;
- высокий уровень инфляции;
- усиление тенденций к расслоению общества на бедных и богатых;
- отсутствие побудительных мотивов для эффективного производства;
- кризис в большинстве регионов;
- истощение земель; криминализация экономики;
- ухудшение здоровья населения.
К внешним угрозам можно отнести в основном деятельность иностранных государств, их правительств, спецслужб, фирм и корпораций, направленную на подрыв экономической безопасности государства. К внешним угрозам экономической безопасности также можно отнести следующее:
- потерю отдельных традиционных рынков сбыта продукции;
- зависимость государства от импорта ТЭР, многих видов сырья, а также комплектующих изделий для машиностроения;
- замкнутость экспорта на сырье;
- дискриминационные меры иных стран, их сообществ во внешнеэкономических отношениях;
- высокий внешний долг;
- высокий уровень внешнего долга, усиление попыток его использования для воздействия на принятие экономических и политических решений;
- необустроенность государственной границы, недостаточный экспортный и валютный контроль;
- неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций.
Вышеперечисленные угрозы являются общим списком основных угроз экономической безопасности каждого государства.
Основные факторы, создающие угрозу безопасности Республики Беларусь:
- рост изношенности производственных мощностей, использование несовершенных технологий, характеризующихся повышенной энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства;
- несогласованность отношений собственности и структуры производственных отношений, неравенство условий для субъектов хозяйствования с различными формами собственности;
- ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития. Потеря требуемой динамики развития фундаментальной и прикладной экономической науки;
- снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Ограничение прав товаропроизводителей;
- снижение качества товаров и услуг отечественных производителей, низкая их конкурентоспособность на внутреннем рынке;
- снижение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках. Принятие зарубежными государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров и условий по осуществлению экспортно-импортных операций;
- отток наиболее квалифицированных специалистов за рубеж;
- отсутствие стабильных условий хозяйственной деятельности. Несовершенство правового регулирования экономических отношений [17 с. 5].
В настоящее время для
В экономике Республики Беларусь мониторинг
индикаторов экономической
Особую безопасность для государства представляет теневая экономика. Она охватывает практически все сферы общественного производства и имеет место во всех странах мира, в том числе и Беларуси.
Существование теневой экономики обусловлено корыстными целями, желанием путем организации подпольного производства, незаконной перепродажи товаров и услуг, сокрытия доходов, использования механизмов недобросовестной конкуренции и монополизма получить дополнительный, скрытый от уплаты налогов доход.
Существование теневой экономики наносит огромный ущерб обществу, представляет угрозу национальным интересам и национальной безопасности государства. Основные опасности и угрозы теневой экономики национальным интересам современной Беларуси:
- уклонение от налогообложения, обход таможенных правил;
- снижение уровня и качества жизни, бедность, вымирание населения, разрушение системы социального;
- сращивание государственной бюрократии с теневой экономикой;
- коррупция, воровство, мошенничество;
- ухудшение управляемости экономикой;
- вакуум социального идеала, разрушение правосознания и морали;
- формирование агрессивной информационной среды, культ населения, безнравственности, навязывание западного образа жизни;
- допуск криминальных структур к оружию и торговле им;
- нелегальное трудоустройство, нарушение условий охраны труда [14, с.13.].
Учитывая все
Проанализировав сущность экономической безопасности, основные факторы ее обеспечения, угрозы как внешнего, так и внутреннего характера и их особенности, необходимо определить их влияние на обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь. При принятии решений по регулированию экономической безопасности на первом уровне иерархии управления наиболее значимыми являются макроэкономические показатели.