Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности Республики Беларусь на современном этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении сущности, показателей и перспектив развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотрение и анализ макроэкономических показателей и угроз экономической безопасности;
- определение направлений решения проблемы экономической безопасности в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Сущность и концепции экономической безопасности страны……………………………..5
1.1 Экономическая безопасность: понятие, критерии и виды…..…………………………….5
1.2 Экономическая безопасность как система: критерии и показатели……………………...8
1.3 Место экономической безопасности в системе национальной безопасности…….……11
2.Современное состояние развития экономической безопасности Республики Беларусь…………………………………………………………………………………………….15
3.Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности Республики Беларусь на современном этапе развития………………………………….………………….........23
3.1 Внешние и внутренние угрозы и их влияние на экономическую безопасность….…....23
3.2 Пути решения проблем экономической безопасности страны…………..……………...26
Заключение……………………………………………………………………………………...31
Список использованных источников………….……………

Файлы: 1 файл

научная работа.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

Субъекты экономической безопасности осуществляют деятельность по обеспечению  экономической безопасности, то есть по защите своих жизненно важных экономических интересов при условии возникновения внутренних и внешних угроз. Субъектами экономической безопасности являются: министерства, комитеты, департаменты, органы судебной власти, банки, биржи, фонды, страховые организации, производители и продавцы продукции, работ и услуг и общества потребителей. Государственные органы должны быть выделены как самостоятельные особые субъекты обеспечения экономической безопасности, которые призваны создать надлежащие условия и гарантии для успешной реализации национальной экономической безопасности юридическими и физическими лицами [12, с. 40].

Для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, необходимо развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, сохранение и укрепление существующих систем международной и региональной безопасности. К сожалению, несмотря на существование массы международных организаций, включая ООН, а также союзов и блоков, конкретного практического воплощения общих и универсальных подходов к безопасному существованию на планете пока не произошло. Главный системный недостаток заключается в отсутствии глобальных гарантий соблюдения принципа неделимости безопасности. Соблазн укреплять собственную безопасность за счет других стран зачастую перевешивает все доводы здравого смысла. Как следствие, каждое государство, для которого суверенитет, независимость и территориальная целостность не просто высокие слова, а выстраданное право принимать на своей земле самостоятельные решения и действовать на этой территории , исходя из интересов своего народа, вынуждено опираться в вопросах обеспечения безопасности в первую очередь на собственные возможности.

Создание условий для перехода  к устойчивому развитию является одним из приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности. Под переходом к устойчивому развитию предполагается обеспечение динамичного экономического роста, осуществление хозяйственной деятельности на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, развитие традиционных и новых технологий, формирование эффективной системы устойчивого развития и создание соответствующих механизмов воспитания и образования, стабильной социально – политической ситуации. Все это будет способствовать обеспечению национальной безопасности.

 

 

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  РААЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ 

БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

С середины 90 – ых годов прошлого века обеспечение экономической  безопасности Беларуси развивается  в рамках концептуального подхода  «нейтрализации угроз», методологически основанного на концепции национальной безопасности, заимствованной из теории международных отношений [13, с. 2-9]. В Программе социально – экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005, 2006-2010  годы, Национальной стратегии устойчивого развития до 2020 г. имеются разделы по обеспечению экономической безопасности. Для количественной оценки угроз в этих документах используются индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения.

Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. Выход за пределы пороговых значений указывает на негативные разрушительные тенденции в обеспечении безопасности, которые препятствуют нормальному социально – экономическому развитию страны. Другими словами, пороговые значения индикаторов экономической безопасности можно назвать границей между опасностью и безопасностью. Они придают национальным экономическим интересам страны количественную безопасность.

Пороговые значения являются важнейшим  инструментом системного анализа, прогнозирования социально – экономического планирования. В Республике Беларусь сформирована и законодательно закреплена (Постановление  Министерства экономики РБ № 198 от 13 октября 2008 г.) группа макроэкономических индикаторов, отражающих главные национальные интересы страны в экономической сфере, а также система их пороговых значений. В их число входят индикаторы, характеризующие результативность обеспечения экономической безопасности [14, с. 15-16].

В Программе социально – экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы стратегической целью развития экономики являлось повышение благосостояния белорусских граждан. Она предполагала повышение конкурентоспособности белорусской экономики; отстаивание ее интересов; обеспечение устойчивости экономики от воздействия внешних экономических кризисов.

Достигнуты высокие темпы Программы  социально-экономического развития за 2006-2010 годы. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличился за данный период почти на 70 процентов. На результаты выполнения данной Программы существенное влияние оказали изменения условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово–экономического кризиса.

В 2006 — 2010 годах в развитии экономики  можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).

В первые три года пятилетки наблюдались  высокие темпы роста: среднегодовые  темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности — 10,5, инвестиций в основной капитал — 23,8, реальной заработной платы — 12,1 процента.

Мировой финансово–экономический  кризис оказал отрицательное влияние  на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы — 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года). Особенно его негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП. Вместе с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП.

Предварительная оценка выполнения основных показателей Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры достигнуты.

Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины.

Ускоренными темпами осваивается  выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в  настоящее время поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличится в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза.

Валовой объем производства зерна  за текущее пятилетие достиг 38 млн. тонн, что в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001 — 2005 годы. Урожайность зерновых культур устойчиво превышает по стране 30 центнеров с гектара.

Численность занятых в экономике  составила в январе – апреле 2012 г. 4 560,5 тыс. человек, или 97,7 процента к аналогичному периоду 2011 года. Уровень безработицы сохраняется на уровне 0,7 процента к численности экономически активного населения.

Реальные располагаемые денежные доходы в январе – апреле 2012 г. практически достигли уровня прошлого года (99,9 процента) и демонстрируют тенденцию дальнейшего роста. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в апреле 2012 г. составила 3 252,7 тыс. рублей, средний размер назначенных пенсий в мае текущего года – 1 415,2 тыс. рублей.Реальная заработная плата в январе – апреле 2012 г. достигла уровня соответствующего периода прошлого года.

Построены, реконструированы и оснащены современным технологическим оборудованием 100 комплексов по откорму свиней и 60 птицефабрик. По производству мяса и молока уровень предыдущего пятилетия превышен в 1,6 и 1,5 раза соответственно.

Укрепилась национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, а в общем объеме потребления продовольствия импорт составил менее 10 процентов.

Сельское хозяйство стало существенным источником пополнения валютных резервов страны. Объем экспорта продовольствия за пятилетие увеличится в 2 раза и составит в 2010 году около 3 млрд. долларов США.

В строительном комплексе в 2006 — 2010 годах обеспечен высокий рост объема подрядных работ (почти в 2 раза).

Обеспечена устойчивость белорусского рубля. Изменение его курса не выходило за установленные основными  направлениями денежно–кредитной  политики границы. Уровень золотовалютных резервов вырос с 1 января 2006 г. по 1 октября 2010 г. в 4,6 раза.

Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения — с 12,7 процента в 2005 году до 5,4 процента в 2010 году.

Замедлились темпы сокращения численности  населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 68,8 года в 2005 году до 71 года в 2010 году. Уровень младенческой смертности по сравнению с 2005 годом сократился в 1,7 раза и является самым низким среди стран СНГ.

Вместе с тем в ходе реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь в истекшей пятилетке не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые оказывают сдерживающее влияние на динамичное социально–экономическое развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высоких импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По–прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.

Важнейшие индикаторы экономической  безопасности за период 2009 – I пол. 2012гг. приведены в таблице 1 [приложения А].

На рисунке 2.1 показано, что в  течение 2000-2011 годов дефицит консолидированного бюджета не превышал 3% ВВП, хотя в  отдельные годы наблюдался не только его дефицит, но и профицит, начиная  с 2005 года.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Дефицит (-), профицит (+) консолидированного бюджета к ВВП,%

Примечание. Красная  линия – пороговое значение, не более (-3)% к ВВП.

 

В кризисном 2011 году профицит составил (+3)% к ВВП.

Также за  истекшее десятилетие  наблюдался устойчивый рост инвестиций в основной капитал в % к ВВП. В 2010 г. удельный вес ВВП составил 39,6%, в два раза выше порогового значения. Целесообразным будет продолжить совершенствование инвестиционного законодательства. Для ускорения процессов обновления активной части основных средств на новой технической основе необходимо значительно обновить ассортимент выпускаемой продукции. Инвестиции в основной капитал за 2005-2010 годы приведены в таблице 2 [приложение].

Инвестиции в сельское хозяйство  в целом позволили создать экспортный потенциал, что имеет большое значение, и установить обеспечение страны основными продуктами питания. Производство зерна на душу населения в 2010 году составило 0,74 тонны, превысив пороговое значение в 1,2 раза.

В 2010 году фактическое значение отношения внутреннего государственного долга к ВВП при пороговом значении 20% составило 5,7%, при этом большая часть долга является долгосрочной. Отношение внешнего государственного долга к ВВП, как и внутреннего,  не представляет опасности для экономики страны и не превышает порогового значения показателя в периоде 2000-2010 гг. На рисунке 2.2 видно, что в  2011 году внешний государственный долг превысил предельно допустимое значение в 25% и составил 28% по отношению к ВВП. Стоит отметить, что особенностью экономического развития последних 5 лет является быстрое нарастание внешнего государственного долга.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 – Отношение  внешнего государственного долга к ВВП, %

Примечание. Красная линия –  пороговое значение, принятое в ЕС (не более 60%), зеленая линия – пороговое значение, принятое в РБ (не более 25%).

 

Международные рейтинговые агентства, МВФ, Всемирный банк, и другие международные организации, пока не ставят под сомнение способность Республики Беларусь погашать и обслуживать свой внешний долг.

Информация о работе Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности Республики Беларусь на современном этапе развития