Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 14:07, курсовая работа
Цель работы состоит в рассмотрении сущности, показателей и перспектив развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотрение и анализ макроэкономических показателей и угроз экономической безопасности;
- определение направлений решения проблемы экономической безопасности в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Сущность и концепции экономической безопасности страны……………………………..5
1.1 Экономическая безопасность: понятие, критерии и виды…..…………………………….5
1.2 Экономическая безопасность как система: критерии и показатели……………………...8
1.3 Место экономической безопасности в системе национальной безопасности…….……11
2.Современное состояние развития экономической безопасности Республики Беларусь…………………………………………………………………………………………….15
3.Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности Республики Беларусь на современном этапе развития………………………………….………………….........23
3.1 Внешние и внутренние угрозы и их влияние на экономическую безопасность….…....23
3.2 Пути решения проблем экономической безопасности страны…………..……………...26
Заключение……………………………………………………………………………………...31
Список использованных источников………….……………
Субъекты экономической
Для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, необходимо развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, сохранение и укрепление существующих систем международной и региональной безопасности. К сожалению, несмотря на существование массы международных организаций, включая ООН, а также союзов и блоков, конкретного практического воплощения общих и универсальных подходов к безопасному существованию на планете пока не произошло. Главный системный недостаток заключается в отсутствии глобальных гарантий соблюдения принципа неделимости безопасности. Соблазн укреплять собственную безопасность за счет других стран зачастую перевешивает все доводы здравого смысла. Как следствие, каждое государство, для которого суверенитет, независимость и территориальная целостность не просто высокие слова, а выстраданное право принимать на своей земле самостоятельные решения и действовать на этой территории , исходя из интересов своего народа, вынуждено опираться в вопросах обеспечения безопасности в первую очередь на собственные возможности.
Создание условий для перехода к устойчивому развитию является одним из приоритетных направлений обеспечения экономической безопасности. Под переходом к устойчивому развитию предполагается обеспечение динамичного экономического роста, осуществление хозяйственной деятельности на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, развитие традиционных и новых технологий, формирование эффективной системы устойчивого развития и создание соответствующих механизмов воспитания и образования, стабильной социально – политической ситуации. Все это будет способствовать обеспечению национальной безопасности.
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РААЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
С середины 90 – ых годов прошлого века обеспечение экономической безопасности Беларуси развивается в рамках концептуального подхода «нейтрализации угроз», методологически основанного на концепции национальной безопасности, заимствованной из теории международных отношений [13, с. 2-9]. В Программе социально – экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005, 2006-2010 годы, Национальной стратегии устойчивого развития до 2020 г. имеются разделы по обеспечению экономической безопасности. Для количественной оценки угроз в этих документах используются индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения.
Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. Выход за пределы пороговых значений указывает на негативные разрушительные тенденции в обеспечении безопасности, которые препятствуют нормальному социально – экономическому развитию страны. Другими словами, пороговые значения индикаторов экономической безопасности можно назвать границей между опасностью и безопасностью. Они придают национальным экономическим интересам страны количественную безопасность.
Пороговые значения являются важнейшим инструментом системного анализа, прогнозирования социально – экономического планирования. В Республике Беларусь сформирована и законодательно закреплена (Постановление Министерства экономики РБ № 198 от 13 октября 2008 г.) группа макроэкономических индикаторов, отражающих главные национальные интересы страны в экономической сфере, а также система их пороговых значений. В их число входят индикаторы, характеризующие результативность обеспечения экономической безопасности [14, с. 15-16].
В Программе социально –
Достигнуты высокие темпы
В 2006 — 2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).
В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности — 10,5, инвестиций в основной капитал — 23,8, реальной заработной платы — 12,1 процента.
Мировой финансово–экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы — 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года). Особенно его негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП. Вместе с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП.
Предварительная оценка выполнения основных
показателей Программы
Беларусь существенно
Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличится в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза.
Валовой объем производства зерна за текущее пятилетие достиг 38 млн. тонн, что в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001 — 2005 годы. Урожайность зерновых культур устойчиво превышает по стране 30 центнеров с гектара.
Численность занятых в экономике составила в январе – апреле 2012 г. 4 560,5 тыс. человек, или 97,7 процента к аналогичному периоду 2011 года. Уровень безработицы сохраняется на уровне 0,7 процента к численности экономически активного населения.
Реальные располагаемые
Построены, реконструированы и оснащены
современным технологическим
Укрепилась национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, а в общем объеме потребления продовольствия импорт составил менее 10 процентов.
Сельское хозяйство стало
В строительном комплексе в 2006 — 2010 годах обеспечен высокий рост объема подрядных работ (почти в 2 раза).
Обеспечена устойчивость белорусского
рубля. Изменение его курса не
выходило за установленные основными
направлениями денежно–
Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения — с 12,7 процента в 2005 году до 5,4 процента в 2010 году.
Замедлились темпы сокращения численности населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 68,8 года в 2005 году до 71 года в 2010 году. Уровень младенческой смертности по сравнению с 2005 годом сократился в 1,7 раза и является самым низким среди стран СНГ.
Вместе с тем в ходе реализации
Программы социально–
Важнейшие индикаторы экономической безопасности за период 2009 – I пол. 2012гг. приведены в таблице 1 [приложения А].
На рисунке 2.1 показано, что в
течение 2000-2011 годов дефицит
Рисунок 2.1 – Дефицит (-), профицит (+) консолидированного бюджета к ВВП,%
Примечание. Красная линия – пороговое значение, не более (-3)% к ВВП.
В кризисном 2011 году профицит составил (+3)% к ВВП.
Также за истекшее десятилетие наблюдался устойчивый рост инвестиций в основной капитал в % к ВВП. В 2010 г. удельный вес ВВП составил 39,6%, в два раза выше порогового значения. Целесообразным будет продолжить совершенствование инвестиционного законодательства. Для ускорения процессов обновления активной части основных средств на новой технической основе необходимо значительно обновить ассортимент выпускаемой продукции. Инвестиции в основной капитал за 2005-2010 годы приведены в таблице 2 [приложение].
Инвестиции в сельское хозяйство в целом позволили создать экспортный потенциал, что имеет большое значение, и установить обеспечение страны основными продуктами питания. Производство зерна на душу населения в 2010 году составило 0,74 тонны, превысив пороговое значение в 1,2 раза.
В 2010 году фактическое значение отношения внутреннего государственного долга к ВВП при пороговом значении 20% составило 5,7%, при этом большая часть долга является долгосрочной. Отношение внешнего государственного долга к ВВП, как и внутреннего, не представляет опасности для экономики страны и не превышает порогового значения показателя в периоде 2000-2010 гг. На рисунке 2.2 видно, что в 2011 году внешний государственный долг превысил предельно допустимое значение в 25% и составил 28% по отношению к ВВП. Стоит отметить, что особенностью экономического развития последних 5 лет является быстрое нарастание внешнего государственного долга.
Рисунок 2.2 – Отношение внешнего государственного долга к ВВП, %
Примечание. Красная линия – пороговое значение, принятое в ЕС (не более 60%), зеленая линия – пороговое значение, принятое в РБ (не более 25%).
Международные рейтинговые агентства, МВФ, Всемирный банк, и другие международные организации, пока не ставят под сомнение способность Республики Беларусь погашать и обслуживать свой внешний долг.