Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности Республики Беларусь на современном этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении сущности, показателей и перспектив развития экономической безопасности.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- рассмотрение и анализ макроэкономических показателей и угроз экономической безопасности;
- определение направлений решения проблемы экономической безопасности в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Сущность и концепции экономической безопасности страны……………………………..5
1.1 Экономическая безопасность: понятие, критерии и виды…..…………………………….5
1.2 Экономическая безопасность как система: критерии и показатели……………………...8
1.3 Место экономической безопасности в системе национальной безопасности…….……11
2.Современное состояние развития экономической безопасности Республики Беларусь…………………………………………………………………………………………….15
3.Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности Республики Беларусь на современном этапе развития………………………………….………………….........23
3.1 Внешние и внутренние угрозы и их влияние на экономическую безопасность….…....23
3.2 Пути решения проблем экономической безопасности страны…………..……………...26
Заключение……………………………………………………………………………………...31
Список использованных источников………….……………

Файлы: 1 файл

научная работа.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

 

3.2 Пути решения проблем  экономической безопасности страны

 

Обеспечение экономической безопасности представляет собой целенаправленную постоянную деятельность институтов государства по защите жизненно важных национальных социально – экономических интересов страны на основе построения высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики [9, с. 740].

Главная задача в сфере обеспечения  экономической безопасности в 2011–2015 годах состоит в осуществлении  мер, направленных на мониторинг состояния  и угроз экономической безопасности, выявление причин выхода показателей экономической безопасности за пределы, принятие своевременных упреждающих и противодействующих мер по ограничению эскалации негативных явлений и процессов в социально-экономической сфере страны, вызванных внешними и внутренними угрозами.

На настоящее время Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года  № 136 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы.

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Поставленные цели будут достигаться  через реализацию следующих приоритетных направлений:

- развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;

- радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств; 

- стимулирование предпринимательства и деловой инициативы; 

- рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли; 

- развитие импортозамещающих производств; 

- устойчивое развитие регионов; 

- строительство качественного и доступного жилья; 

- повышение эффективности агропромышленного комплекса.

Основными задачами социальной политики государства являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Экономическая политика государства  в предстоящем  пятилетии будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

На основе совершенствования экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно -государственного партнерства.

Точка роста экономики республики в предстоящем пятилетии —динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%. 

Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.

В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.

Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития сельских территорий на 2011–2015 годы и другими отраслевыми программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и увеличение экспортных поставок.

Опережающее развитие получит сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.

Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности  являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза.

Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления.

В предстоящем пятилетии продолжится  реализация мер по дальнейшему развитию малых и средних городских поселений. Усилится их роль как центров развития предпринимательства и инновационных технологий, агропромышленного производства, туристско-рекреационной деятельности. 

Главным результатом реализации Программы  социально –экономического развития Республики Беларусь станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

Будет предпринят комплекс эффективных мер для того, чтобы страна не позднее 2015 года вошла в число пятидесяти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала.

В стране изменится технологическая  и отраслевая структура экономики  — она станет более наукоемкой, основанной на значительно возросшей доле высокотехнологичных отраслей и производств, что станет возможным в результате создания национальной инновационной системы. В экономике произойдет переход к быстрому обновлению основных средств.

Инвестиционная политика будет нацелена на модернизацию более трети существующих и создание около одного миллиона новых рабочих мест. Гарантированные высокопроизводительные хорошо оплачиваемые рабочие места позволят всем трудоспособным гражданам раскрыться в профессиональном плане, с максимальной отдачей применить свой опыт, квалификацию и способности, получать достойное вознаграждение за достойный труд.

Все это повысит долю производств  с высокой добавленной стоимостью, увеличит производительность труда.

В предстоящей пятилетке предусматривается обеспечить увеличение ВВП на 62 — 68 процентов, индекса промышленного производства — на 54 — 60 процентов, продукции сельского хозяйства — на 39 — 45 процентов, производства услуг — в 1,96 — 2 раза, инвестиций в основной капитал — в 1,9 — 1,97 раза.

Достижение намеченных целевых  ориентиров призвано увеличить объем  ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14,3 тыс. долларов США в 2010 году до 26 — 27 тыс. в 2015 году, производительность труда в расчете на одного занятого — с 26,2 тыс. до 49 — 51 тыс. долларов США.

В Программе определены основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы согласно таблице 4 [приложение] и важнейшие индикаторы экономической безопасности Республики Беларусь согласно таблице 5 [приложение].

Экономический уровень развития Беларуси к концу пятилетия будет сопоставимым со средней европейской страной.

Для  эффективного функционирования системы обеспечения экономической  безопасности, в целом, и в плане борьбы с экономической преступностью, в частности, необходимо учитывать особенности последней в современных условиях развития республики.

Не менее важно обеспечить и  такое функционирование органов  законодательной и исполнительной власти, которое позволило бы сократить временной отрезок между выявлением действий, наносящих ущерб жизненно важным экономическим интересам республики и принятием законов об ответственности за совершение новых видов преступлений. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод, что экономическая безопасность – это такое состояние национальной экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов. Экономическую безопасность следует рассматривать как систему взаимосвязанных уровней: международного, национального, регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности.

Важнейшими показателями экономической безопасности для Республики Беларусь являются:

- отношение государственного долга  к ВВП;

- отношение внешнего долга к  экспорту;

- коэффициент износа активной  части основных фондов промышленности;

- доля инвестиций в ВВП;

- удельный вес ведущей страны-партнера в географической структуре внешнего торгового оборота;

- доля населения, имеющая доход  ниже прожиточного минимума;

- уровень (норма) безработицы  к активной части населения;

- расходы на здравоохранение  из госбюджета к ВВП;

- доля импорта продовольствия  в общем объеме товарооборота  продовольственных товаров;

- уровень производства зерна  в среднем на душу населения.

Обеспечение экономической безопасности начинается с выявления имеющихся  и потенциальных угроз и выработки превентивных мер, направленных на упреждение возникновения данных угроз. Поэтому угрозы следует рассматривать не только как процессы, условия и факторы, но и как действия, направленные на ущемление жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства или использующие для этого последствия различных экономических, социальных, политических и природных факторов и процессов.

В группе факторов экономической безопасности особое место занимает именно деятельность субъектов экономических угроз, способы и методы нанесения ими экономического ущерба. Анализ социально-экономической ситуации в республике на сегодняшний день показывает, что наибольшую угрозу экономике Беларуси представляет деятельность внутренних субъектов хозяйствования, противодействующая реализации общенародных экономических интересов.

Экономическая безопасность Республики Беларусь в настоящий момент находится  в достаточно стабильном положении, наблюдается улучшение значений показателей с течением времени. Это достигается с помощью проведения правильной политики со стороны государства.

Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в первом полугодии 2012 г. характеризуются стабильным функционированием  экономики и улучшением большинства макроэкономических показателей. Одним из главных факторов экономического роста в отчетном периоде является рост производительности труда (по ВВП), которая увеличилась за январь-май 2012 г. на 5,4% .В первом полугодии 2012 г. сохранялась отрицательная динамика инвестиций в основной капитал. Индекс инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах составил 80,8% к первому полугодию 2011 г.

В январе-ноябре 2011 г. сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось отрицательное и составило 1 774,1 млн. долларов, в январе-мае 2012 г. сложилось положительное в размере 3 млрд. долларов США, при положительном сальдо как торговли товарами, так и услугами. Отношение сальдо внешней торговли товарами и услугами к валовому внутреннему продукту составило -3,4 процента при прогнозе на 2011 год на уровне (-8,9) – (-9) процентов,  и  в 2012 году (13,3%), значительно превышает прогноз на 2012 г. (2,3-2,7%).

Основным источником финансирования науки по-прежнему остаются средства бюджета. В 2011 году доля бюджетного финансирования научных исследований и разработок составила 45%, доля собственных средств организаций - 28%.

Численность безработных  на конец декабря 2011 г. составила 28,2 тыс. человек, что на 14,8 процента меньше.

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников в январе – ноябре 2011 г. составила 1 840,2 тыс. рублей, а в апреле 2012 г. составила 3 252,7 тыс. рублей.

Объем производства сельскохозяйственной продукции в  хозяйствах всех категорий увеличился в 2011 году на 6,6 процента, благодаря  восстановлению положительной динамики роста во второй половине года. Увеличение объема производства продукции сельского хозяйства в I пол. 2012г. обусловлено, главным образом, ростом производства продукции животноводства, доля которого в общем объеме продукции сельского хозяйства в январе – мае текущего года составляет порядка 95 процентов.

Информация о работе Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности Республики Беларусь на современном этапе развития