Сущность, цели и задачи антиинфляционной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность антиинфляционной политики и ее особенности в современной России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и сущности инфляции и антиинфляции;
- изучить виды антиинфляционной политики;
- проанализировать модель инфляционной политики в России;
- представить перспективные направления антиинфляционной политики в современной России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………..5
1.1. Сущность, цели и задачи антиинфляционной политики государства.5
1.2. Виды антиинфляционной политики государства …………..………..13
2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ………………………….23
2.1 Модель антиинфляционной политики в России…………………........23
2.2Перспективные направления развития антиинфляционной политики в России……………………………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...48

Файлы: 1 файл

Antiinflyatsionnaya_politika_gosudarstva.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

В качестве первоочередных антиинфляционных мер можно выделить:

  1. совершенствование денежной политики;
  2. повышение учетной ставки (ставки рефинансирования), обеспечение ее положительного значения;
  3. сдерживание кредитной эмиссии, повышение нормы обязательных резервов в национальной банковской системе;
  4. сокращение государственных расходов, обеспечение бездефицитного бюджета;
  5. совершенствование налоговой системы и увеличение денежных поступлений в бюджет, повышение степени доходности государственного имущества;
  6. подавление в национальной экономике монополистических тенденций;
  7. реформирование национальной экономики, освобождение ее от убыточных предприятий, повышение уровня рентабельности реального сектора экономики, включение специального противозатратного механизма;
  8. стабилизация обменного курса национальной валюты.

В рамках государственной  денежно-кредитной политики в последнее  время стали активно использовать такой прием, как таргетирование инфляции. Денежные власти страны с учетом тенденций, сложившихся в национальной экономике, определяют прогнозное значение инфляции и сравнивают его с допустимым уровнем (целевой показатель). После этого разрабатывается комплекс мер денежно-кредитной политики, чтобы обеспечить плановое значение инфляции.

В качестве важнейших предпосылок успешной реализации политики таргетирования инфляции выделяются:

а) компетентность органов денежно-кредитного регулирования;

б) устойчивость национальной банковской системы;

в) сбалансированность государственного бюджета;

г) развитие в  стране полноценного финансового рынка [13, с. 158].

Приведенные примеры показывают серьезность  проблемы инфляции и в связи с  этим необходимость и возможность  ее решения, причем набор методов  здесь достаточно широк – от прямого (через эффективную ценовую политику) до косвенного (ограничение денежной массы в обращении) регулирования.

 

 

1.2. Виды антиинфляционной  политики государства

 

 

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней  два подхода. В рамках первого  подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос [12, с. 127].

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется  экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика  инфляционна по своему характеру, поскольку  в ней невозможно устранить все  факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать  инфляцию нереальна. Видимо, поэтому  многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Фискальная политика - это манипулированием государственным  бюджетом (правительственными расходами  и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.

Рассмотрим дискреционную  сдерживающую фискальную политику, под  которой понимается сознательное манипулирование  налогами и правительственными расходами  с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание 1) и 2). Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта.

Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы, могут рекомендовать ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор [6, с. 38].

В некоторой степени  необходимые изменения в относительные  уровни государственных расходов и  налогов вводятся автоматически. Эта  так называемая автоматическая, или  встроенная стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики.

Если налоговые поступления  колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически  появляться во время экономических  подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.

Бюджетно-налоговая политика и инфляция.

Фискальная политика может сыграть позитивную роль в  борьбе с инфляцией.

Предотвращение прогнозируемой инфляции. Экономическая система  какое-то время находится в состоянии  равновесия (реальный объем производства поддерживается на естественном уровне). Проект государственного бюджета на будущий финансовый год пессимистичен: по мнению экспертов, вероятно усиление инфляционных моментов, которое обусловливается предполагаемым ростом следующих компонентов совокупного спроса: резким повышением спроса на экспортные товары, бума потребительских расходов, повышением уровня планируемых инвестиций и затрат.

Результатом явится общее  повышение уровня цен, но рост инфляции на этом не закончится. Общий рост цен на товары и услуги заставит фирмы со временем изменить свои ожидания относительно заработной платы и цен на привлекаемые факторы производства и другие ресурсы. Вследствие этого на краткосрочных временных интервалах кривая совокупного предложения сместится вверх. Когда реальный объем производства вновь упадет до своего естественного уровня, уровень цен будет продолжать увеличиваться до тех пор, пока не достигнет состояния нового долгосрочного равновесия.

Использование «сдерживающей» налогово-бюджетной политики - один из путей устранения угрозы инфляции. Государственный бюджет на следующий год может быть составлен таким образом, чтобы сокращение объема государственных закупок и заказов сочеталось с увеличением чистых налогов, компенсируя ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики. Правильное сочетание сокращения объема государственных заказов, трансфертных платежей и повышения налогов удержит кривую совокупного спроса в желаемом положении, а экономическую систему - в состоянии стабильности [14, с. 158].

Автоматическая фискальная политика

Тот тип фискальной политики - изменение заказов, касающихся государственных  закупок и заказов, структуры  налогообложения и трансфертных платежей с целью повышения или  понижения совокупного спроса, называется дискреционной налогово-бюджетной политикой.

Однако на практике уровень  государственных заказов, так же как и уровень чистых налогов, может измениться даже при отсутствии каких-либо изменений в законах, их регулирующих. Это происходит потому, что многие законы, касающиеся структуры налогообложения и затратных механизмов, составлены таким образом, что параметры фискальной политики автоматически изменяются при перемене экономических условий. Такие изменения государственных закупок и заказов и чистых налогов, которые называются автоматической налогово-бюджетной политикой, наиболее тесно связаны с изменениями реального объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок [10, с. 58].

Изменения уровня цен. Повышение  уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета - доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Там, где налоговые ставки не индексируются, т.е. не изменяются автоматически при изменении темпов инфляции, инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов. (Классический пример - федеральный подоходный налог. Однако подоходные налоги в экономической практике США ныне индексируются и не ложатся дополнительным бременем на плечи налогоплательщиков). В то же время повышение уровня цен увеличивает номинальные расходы. Это происходит отчасти потому, что большинство трансфертных программ не индексированы в зависимости от роста стоимости жизни, отчасти - так как инфляция поднимает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в рамках госзаказа. Заметим, что некоторые виды государственных закупок «проходят» по статьям бюджета в номинальной величине. Такое положение вещей приводит к тому, что номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся.

Если все статьи бюджета  индексируются, то повышение уровня цен никак не влияет на реальный дефицит государственного бюджета. На практике бюджет индексирован далеко не полностью, вследствие чего номинальные размеры налогов, как в абсолютном, так и в процентном отношении растут быстрее, чем номинальные величины государственных закупок и затрат. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.

Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.

Проблемы фискальной политики:

  • Временной лаг распознавания. Проходит некоторый промежуток времени между началом инфляции и тем моментом, когда происходит сознание этого факта.
  • Административная задержка. Колеса правительства часто крутятся довольно медленно.
  • Функциональное запаздывание. Имеет место временной лаг между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на уровень цен.
  • Политические проблемы. Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики.
  • Эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке.
  • Шоки совокупного спроса, имеющие корни за рубежом.
  • Эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. Результатом этого является снизившийся внешний спрос на национальную валюту, обесценение этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта (совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающей фискальной политике) [14, с. 158].

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней  два подхода: фискальную и денежно-кредитную политики.

Фискальная политика – это манипулированием государственным  бюджетом (правительственными расходами  и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Основными инструментами фискальной политики являются государственные расходы и налоги. Различают экспансионистскую (стимулирующую) и рестриктивную (сдерживающую) фискальную политику.

Экспансионистская фискальная политика предполагает увеличение государственных  расходов, снижение налогов либо сочетание этих мер. Краткосрочный эффект данной политики заключается в преодолении циклического спада производства. Долгосрочный результат может состоять в оживлении инвестиционной активности фирм и устойчивом росте совокупного предложения.

Информация о работе Сущность, цели и задачи антиинфляционной политики государства