Сущность, цели и задачи антиинфляционной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность антиинфляционной политики и ее особенности в современной России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и сущности инфляции и антиинфляции;
- изучить виды антиинфляционной политики;
- проанализировать модель инфляционной политики в России;
- представить перспективные направления антиинфляционной политики в современной России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………..5
1.1. Сущность, цели и задачи антиинфляционной политики государства.5
1.2. Виды антиинфляционной политики государства …………..………..13
2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ………………………….23
2.1 Модель антиинфляционной политики в России…………………........23
2.2Перспективные направления развития антиинфляционной политики в России……………………………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...48

Файлы: 1 файл

Antiinflyatsionnaya_politika_gosudarstva.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Рестриктивная фискальная политика предполагает сокращение государственных расходов, увеличение налогов либо сочетание этих мер. Краткосрочный эффект в рассматриваемом случае состоит в определенной нейтрализации факторов инфляции со стороны совокупного спроса ценой сокращения занятости и даже возможного спада производства. Долгосрочный результат может состоять в стагфляции, что наиболее отчетливо демонстрирует российская экономика переходного периода.

Различают два вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую.

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над  инфляцией. Она включает в себя: уменьшение правительственных расходов, увеличение налогов, или сочетание вышеуказанных мер.

Основными инструментами  дискреционной налогово-бюджетной  политики считаются государственные  программы капиталовложений, проекты  по трудоустройству населения, временные  изменения ставок налогообложения. Однако дискреционная налогово-бюджетная политика связана с длительными лагами времени, поскольку любые изменения структуры государственных расходов и налоговых ставок требуют продолжительного обсуждения в органах законодательской власти.

Недискреционная фискальная политика представляет собой автоматическое изменение величины правительственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний дохода. Современная налогово-бюджетная система имеет свойство автоматической стабильности, под которой понимается экономический механизм, позволяющий уменьшать амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска без дискреционных решений правительства. В качестве автоматических, или «встроенных стабилизаторов» обычно выступает прогрессивное налогообложение и система государственных трансфертов, или «отрицательных налогов».

«Встроенные стабилизаторы», в отличие от дискреционных фискальных мер, представляют собой быстродействующие механизмы экономической политики, поскольку «включаются» без непосредственного специального вмешательства органов законодательной власти. Недискреционная, автоматическая фискальная политика несколько сглаживает циклические колебания в экономике, однако не устраняет их полностью.

Монетарная политика – инструмент, при помощи которого правительства стараются воздействовать на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу.

Одним из самых распространенных инструментов монетарной политики с  целью борьбы с инфляцией является учетная ставка процента. Ее повышение  затрудняет получение кредитов у центрального банка и соответственно, сокращая ресурсы прочих банков, ограничивает их операции.

Мероприятия по регулированию  учетной ставки обычно сопровождаются операциями центрального банка на открытом рынке. Имеется в виду продаж государственных ценных бумаг, которая влияет на размеры свободных ресурсов банковской системы. Центральный банк может также продавать иностранную валюту коммерческим банкам с целью, с одной стороны, сокращения их кредитных способностей, а с другой – стимулирования этих банков к инвестициям за границей.

Действенной формой регулирования  в денежно-кредитной области выступает  изменение норм обязательных резервов, т.е. резервов, которые кредитные институты должны держать в центральном банке. Важно, чтобы эти нормы дифференцировались в зависимости от сроков привлечения банками вкладов. Увеличение обязательных резервов непосредственно ведет к соответствующему сокращению ликвидности банковской системы и ограничению кредитных операций. Если высокие нормы устанавливаются для вкладов в иностранной валюте, это служит средством борьбы с импортом инфляции. С середины 70-х годов в странах Запада начала активно использоваться политика, предложенная монетаристами и направленная на введение целевых ориентиров прироста денежной массы или таргетирования. Такая политика предполагает, что в качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает установление контроля над изменением денежной массы со стороны центрального банка.

Возможность же достижения положительных результатов такого регулирования связывается, прежде всего, с воздействием центрального банка на «денежную базу» (т.е. на сумму наличных денег, а также остатков на резервных счетах коммерческих банков в центральном банке). Центральный банк, воздействуя на «денежную базу», имеет возможность влиять на размеры денежной массы.

Однако последствия  такого регулирования могут быть неоднозначны. Так, сокращение темпов роста денежной массы может и  не привести к снижению цен. Вполне вероятной реакцией на уменьшение спроса, особенно в условиях монополистической структуры рынка, явится сокращение инвестиций и объемов производства. С самого начала характер и способы таргетирования отличались значительным разнообразием. Иногда установление целей носило во многом формальный характер, выступало в роли обычных прогнозов. В то же время в ряде стран оно сыграло более серьезную роль. При этом сами целевые ориентиры фиксировались по-разному, либо твердой контрольной цифрой допускаемого роста по одному или сразу по нескольким денежным агрегатам на предстоящий период (как правило, на год), либо «вилкой» («коридором»), показывающей верхний и нижний пределы колебаний. Установление целевых ориентиров и наблюдений за реальной динамикой денежной массы позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях.

 

 

 

2 антиинфляционная политика в россии

 

2.1 Модель антиинфляционной политики в России

 

 

Инфляция в России возникла не в начале 90-х годов. История  ее появления простирается в далекой  ретроспективе, когда только первые семь послевоенных лет (1947 – 1955) оказались не во власти инфляции. Но уже с 1955 г. инфляция наблюдалась постоянно, хотя и в скрытой форме. Пороки централизованной экономики требовали огромных расходов, которые нельзя было нести, не прибегая к инфляции.

Более того, в условиях планово-централизованной экономики  в СССР господствовала ошибочная  концепция о неприменимости к  ней самого понятия «инфляция» и  о неуклонном повышении покупательной  способности рубля.

Главной причиной скрытой  инфляции были милитаризованная экономика  и структурные перекосы в народном хозяйстве. Основные фонды страны всегда были связаны с развитием и  модернизацией добывающих отраслей – нефти и газа, что было недопустимо, поскольку с позиций сравнительных издержек продукция добывающих отраслей не может быть перспективной ни с какой точки зрения. В общем, экономическая политика административно-командной системы способствовала формированию огромного инфляционного потенциала [12, с. 48].

В условиях шокового перехода России к рыночной экономике произошли структурные изменения. В результате приватизации сформировался частный сектор, появились миллионы акционеров. Россияне были вовлечены в массовую спекулятивную игру на повышение курса ценных бумаг, а также доллара США и снижение курса рубля. Возникло множество финансовых пирамид, типа МММ на частном уровне и ГКО-ОФЗ на государственном.

Нарождающуюся рыночную экономику сотрясают финансовый, банковский, валютный кризисы в условиях экономического спада. Скрытая инфляция, проявлявшаяся ранее в товарных дефицитах, стала явной.

С 1992 г. инфляция в России переросла в стагфляцию (сочетание  экономического спада – стагнации  – с инфляцией). Розничные цены выросли в 1992 г. в 26, 1 раза, в 1993 г. – 9, 4 раза, в 1994 г. – 3, 2 раза , 1995 г. – 2, 3 раза при условии снижения ВВП, промышленного производства и инвестиций.

Резкий рост импорта  товаров народного потребления  с 1992 г., позволивший в какой-то мере приостановить и предотвратить  катастрофическое падение уровня жизни в России, стал главным фактором социальной стабильности. Но он же одновременно означал усиление зависимости от заграницы, начало массовой долларизации хозяйственных отношений в стране. Выбранный курс реформ предполагал «жизнь взаймы», наращивание внешнего и внутреннего долга. Естественно, что следствием всего этого стал рост инфляции.

Объявляя либерализацию  цен с 1 января 1992г., реформаторы, конечно, предполагали ее рост. По их расчетам цены в стране должны были возрасти не более  чем в 3 – 4 раза. Фактически же рост цен составил 26 раз. Это был первый просчет, но не основной. Основная ошибка заключалась в неверном представлении о природе инфляции в России и соответственно выборе неправильных средств борьбы с ней. Нашими реформаторами была взята на вооружение одна из разновидностей количественной теории денег – монетаризм [11, с. 158].

В этой связи с 1994 г. монетаристская антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:

- ограничение  эмиссии денег Центральным Банком  РФ;

- сокращение  бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов;

- сдерживание  колебания курса рубля по отношению  к иностранным валютам путем  установления их пределов и  использования валютной интервенции.

Но оказалось, что монетаристскими  методами невозможно подавить неденежные факторы инфляции, скрытые в сфере воспроизводства. Поэтому снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное – застой в экономике и инвестициях.

Вот это несоответствие природы российской инфляции и метода «борьбы» с нею и составили  главную особенность инфляционной ситуации в стране в период с 1992 по 1996 год.

Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г., помимо безоглядного ограничения денежной массы включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Если «замораживание» денежной массы и денежный голод в хозяйстве с самого начала вызывали сомнения, то переход от кредитования бюджета к выпуску государственных долговых обязательств внешне представлялся вполне оправданным и никакой особой критики не вызвал. Напротив, его приветствовали сторонники различных взглядов на проведение реформ в России.

Начиная с 1995 г. выпуск государственных  ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 – 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но затем  система, что называется «начала давать сбои». Главной причиной конечного провала «цивилизованного» покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов. В первые три года высокой инфляции (1992 – 1995 гг.) такое сочетание еще наблюдалось, но затем сокращение темпов инфляции, являвшееся главной целью реформаторов, затормозило рост доходов, а нагрузка на бюджет осталась прежней. С другой стороны, объем производства и реальных доходов резко сократился, и для обеспечения традиционной величины государственных расходов потребовались дополнительные, т.е. заемные средства. Их рассчитывали получить на рынке государственных ценных бумаг, и первые два года это вполне удавалось. Но затем ситуация резко ухудшилась.

Развитый и бесперебойно действующий рынок ценных бумаг  предполагает определенный уровень  доходов населения. Сбережения населения являются главной опорой финансовых рынков. Между тем реформаторы сами ликвидировали эту опору либерализацией цен и жесткой денежной политикой.

Более или менее существенные денежные средства были только у банков. С ними-то государство и начало игру в ГКО (государственные казначейские обязательства) и ОФЗ (облигации федерального займа). ГКО изначально базировались на очень шаткой основе: они продавались на короткий срок и были высокодоходны. Вот это и предопределило, с учетом падения производства и реальных доходов, судьбу ГКО. Государство быстро подошло к роковой черте: поступления денег от продажи новых выпусков государственных бумаг стали меньше платежей по погашению прежних выпусков (включая, разумеется, и колоссальные проценты). Это произошло уже в конце 1997 – начале 1998 г. [13, с. 67].

Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 – 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция – сжатие спроса – в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс. Одной из причин дефляционной политики явилось возведение в ранг официальной догмы либерализма и монетаристской концепции без учета трудностей перехода России к рыночной экономике и вопреки опыту зарубежных стран.

В экономической жизни  России после семи лет активных рыночных реформ, после достижения официально провозглашенной финансовой стабильности разразился финансовый крах, страна, по существу, объявила себя банкротом. В тот момент правительство заявило, что государство не в состоянии осуществлять текущие платежи по внешнему и внутреннему долгу, а российские банки не в состоянии погасить свои обязательства перед вкладчиками и внешними кредиторами. Одним из первых следствий краха, естественно, стал рост цен.

Объем доходов, аккумулируемых в бюджетной системе, снижается  на протяжении последних лет, сделав к 1998 г. практически невозможным нормальное финансирование бюджетной сферы. Периодически проводимые денежные зачеты в разных формах значительно искажали реальную ситуацию с доходами бюджета.

Таким образом, инфляционные последствия финансового кризиса  весьма ощутимы. Это проявляется особенно рельефно, если учесть, что последовательное снижение темпов инфляции и относительное (с учетом инфляции) укрепление рубля являлись наиболее заметными достижениями в результате семи лет реформ.

Информация о работе Сущность, цели и задачи антиинфляционной политики государства