Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:22, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность антиинфляционной политики и ее особенности в современной России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и сущности инфляции и антиинфляции;
- изучить виды антиинфляционной политики;
- проанализировать модель инфляционной политики в России;
- представить перспективные направления антиинфляционной политики в современной России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………..5
1.1. Сущность, цели и задачи антиинфляционной политики государства.5
1.2. Виды антиинфляционной политики государства …………..………..13
2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ………………………….23
2.1 Модель антиинфляционной политики в России…………………........23
2.2Перспективные направления развития антиинфляционной политики в России……………………………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...48
Рисунок 3 - Динамика денежной массы, млрд. руб.
Таким образом, сжатие денежной массы не приводит к уменьшению уровня инфляции в российской экономике.
Прямым следствием проведения данной политики является демонетизации экономики, т.е. уменьшение насыщенности экономики ликвидными активами, а, следовательно, и лишение экономики внутренних резервов роста.
На снижение инфляции в 2009 году оказали воздействие следующие факторы: сокращения платежеспособного спроса населения, умеренная динамика долларовых цен на импорт в связи со снижением / замедлением роста мировых цен на основные виды продовольствия (зерно, растительное и сливочное масло, мясо, молоко и продукты из него, рыба, кофе, чай, какао-бобы и др.), применение более дешевых импортных ингридиентов при производстве молокопродуктов (разрыв между ценами на импортное сухое молоко в пересчете на цельное и ценами сельхозпроизводителей молока, составлял на конец февраля более двух раз), снижение долларовых цен на импорт мяса и др. [14].
2.2 Перспективы и направления развития антиинфляционной политики в России
Уменьшение темпов инфляции до относительно «безопасного» уровня (15–20% за год, или 1–2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективного производства и уровня качества управления. Эти цели могли быть достигнуты поэтапно, в течении длительного времени.
Все понимали, что в первые пять лет (1996–2000 гг.) угроза инфляции является критически острой. От степени ее снижения зависели сроки и условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса, отмена или ослабление действия «номинальных якорей» (в частности фиксированного валютного курса), усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно способствуют повышению инфляции. На это также накладываются инфляционные ожидания. Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15–20% в месяц. Это означает полный провал всей антикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:
Одним из вариантов программы по преодолению высоких темпов инфляции может бы быть следующий вариант развития и соответствующий комплекс мероприятий.
Несомненно, что в 1998–2000 гг. расширение конечного спроса требует особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики является снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35–40% в год. Для решения этих задач может осуществляться следующий комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.
1. Регулярная установка ориентиров («коридор») инфляции денежной массы с разбивкой на кварталы. Разработка системы действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры. Определение также критического уровня инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку действий, стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной политики.
2. Введение прямых ограничительных мер, направленных против роста цен в отраслях-монополистах.
3. Важно ограничить
дефицит бюджета уровнем 4–5%.
Наращивание государственных
4. Поддержание процентных ставок на уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом необходимо стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы. Следует отладить механизмы подводки централизованных субсидий и кредитов и субсидий через уполномоченные банки для предотвращения перекачки средств в спекулятивные операции на денежных рынках.
5. Ужесточение мер
против просроченной
6. Важно ограничение
доли доходов посредников в
конечных ценах
7. С тем, чтобы в
последующем перейти к
8. Для борьбы с сезонными
всплесками инфляции следует
стимулировать фьючерсную
Кризис проявился в
крахе финансового рынка
Крах всей системы
ГКО и ОФЗ, невозможность ЦБ удержать
доллар в рамках валютного коридора,
невозможность государства
Немаловажная причина была в общем мировом кризисе и мировом падении цен на нефть. Жесткая привязка к курсу доллара на рынке страны, в связи с его ростом, привела к резкому скачку цен. Рухнула вся банковская система, т.к. большинство банков имели своими активами ГКО, осложнилось проведение платежей и расчетов. Вслед за этим рынок стали покидать импортеры. Результатом произошедшего коллапса стало разорение 80% средних и малых предприятий, занимающихся импортом, с тенденцией дальнейшего его прекращения. В добавок к массовому обесцениванию денег у населения, добавились потери по вкладам банков, из-за их банкротства. Произошло резкое снижение платежеспособности населения.
Можно сказать, что Россия в своем экономическом развитии была отброшена на годы назад. Опасность ситуации заключается в том, что в последние пять лет Россия удовлетворяла свои потребительские потребности практически за счет 60% импортного товара. На данный момент встала реальная опасность создания товарного дефицита, т.к. восстановление промышленности требует долговременных усилий и значительных денежных вложений.
Каковы же возможные варианты выхода из кризиса? По этому поводу ведущими политиками и экономистами высказываются ряд мнений.
Без эмиссии. Одна из ключевых задач как для ЦБ, так и для Минфина – удержать курс доллара и инфляцию от чрезмерного роста. Меры, предлагаемые правительством, заключаются в ограничении вывоза валюты из страны и, напротив, увеличении притока долларов в Россию. Для этого уже были существенно увеличены прокачки нефти за границу, а вывоз капитала в счет оплаты внешнеторговых контрактов сократился сам собой – нынешняя ситуация в России не способствует импорту.
Однако, по мнению правительства, в нынешних условиях для прекращения роста валютного курса одного притока нефтедолларов мало: необходимо сбить панику и спекулятивные настроения на внутреннем рынке. Банки, предприятия и граждане должны прекратить скупку долларов. Для этого предлагается создать банковский пул, который вместе с ЦБ будет поддерживать курс рубля. Чтобы ограничить спрос на валюту со стороны откровенных спекулянтов, ЦБ ведет запрет на покупку такими банками валюты сверх заказанной их клиентами, а увеличить предложения валюты на внутреннем рынке планируется за счет того, что экспортеров обяжут продавать 75% валютной выручки (50% – на бирже, 25% – непосредственно ЦБ). ЦБ намерен также ограничить ликвидность межбанковского биржевого валютного рынка и с этой целью, возможно, введет сбор с оборота на валютной бирже. По предварительным оценкам эти меры вместе взятые в принципе могут обеспечить значительное увеличение ежедневного предложение валюты на рынке (до 100 $ млн.), а в совокупности в другими мерами поднять курс рубля почти в полтора раза. Это самый оптимистичный сценарий, в реальности которого сомневаются сами его составители на уровне руководителей ЦБ.
С эмиссией. Более реалистичный сценарий предполагает управляемую эмиссию и стабилизацию курса к конце года. (18–20 руб./$). Реалистичный он потому, что без более или менее широкой эмиссии не обойтись.
Деньги требуются на восстановление банковской системы. ЦБ предлагает кредитовать системообразующие банки и только в крайнем случае национализировать их. Существует идея формирования банков – партнеров ЦБ. Банковского пула для поддержания валютного рынка недостаточно, и власти предлагают создать фактически новую систему уполномоченных банков, но уже на правительства, ЦБ. Эти банки будут проводить платежи налогоплательщиков и получать кредиты ЦБ.
Но при данном ходе событий возможно развитие крайне нежелательного варианта, согласно которому ЦБ начинает масштабную эмиссию – кредитует не только банки, выплаты пенсий, социальных пособий, но и прочие текущие расходы бюджета. Это путь к провалу политики, которую пытаются проводить финансовые власти, так как избыточное предложение рублей в экономике вызовет не только рост цен, но и скачок курса доллара на черном рынке. Согласно нему к концу 98г. инфляция составит 400–500%, и курс рубля будет окончательно подорван.
Эмиссия так же отрежет возможность получения кредитов мировых организаций.
С кредитами. Правительство рассчитывает на то, что с финансирование наиболее глобальных его задач – от реструктуризации банковской системы до удержания курса рубля в приемлемых границах, поможет Международный валютный фонд, Мировой и Европейский банки реконструкции и развития. При этом ЦБ видит, что причины кризиса банковской системы проистекают не столько из-за замораживания рынка внутреннего госдолга, сколь из-за неправильной стратегии, которую выбрали банки, и из-за разбалансировки их активов и пассивов. Нынешний банковский кризис – это во основном кризис доверия частных инвесторов и предприятий к российским банкам, российскому рублю и российскому правительству. Здесь возможен вариант либерализации доступа иностранных банков на рынок банковских услуг России. Для того, чтобы все же убедить иностранцев в том, что России для них перспективный рынок и что их права на нем будет защищены, правительству просто необходимо будет предложить нерезидентам приемлемую схему реструктуризации долгов. Для российских же банков в новой схеме ничего не меняется, и она обернется огромными убытками на фоне произошедшей девальвации рубля. Иностранцы получат больше, т.к. они могут требовать с российских банков долги по форвардным контрактам замороженными ГКО и ОФЗ, а во-вторых, они смогут конвертировать рублевые облигации в валютные. Таким образом, новый план реструктуризации ГОК-ОФЗ не принесет облегчения российским банкам, зато поможет восстановить справедливость в отношении иностранцев – их потери потенциально уменьшаться примерно вдвое.
Мнения разные. Присутствуют
высказывания, что при втором варианте
остается надежда на стабильность темпов
роста курса доллара и
Дальнейшее прогрессивное развитие России не представляется возможным без снижения инфляции, а следовательно, и без грамотной государственной антиинфляционной политики. Для борьбы с инфляцией необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной политики и государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной политики и социальной политики. Эффективная антиинфляционная политика позволит держать под контролем цены, не подавляя роста национальной экономики в долгосрочной перспективе. Для построения такой эффективной антиинфляционной политики при всех существующих трудностях необходимо переходить к политике прямого таргетирования инфляции. Банк России, как и Европейский центральный банк, должен действовать по принципу установления целевого уровня инфляции. Речь идет о полнофункциональном таргетировании инфляции, т.е. четком институциональном обязательстве Банка России по достижению ее целевого ориентира. Главной функцией Банка России должно стать «поддержание стабильности цен».
Следует ввести жесткий
контроль за соответствием денежных
агрегатов и достижением
В частности, ставка рефинансирования должна стать эффективным инструментом политики и оказывать непосредственное влияние на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. В перспективе этот показатель, так же как в США, Европейском сообществе и многих других странах, должен стать ключевым ориентиром, индикатором и регулятором финансового рынка. Регулирующее влияние на темпы роста инфляции может оказывать политика повышения номинального эффективного курса рубля по отношению к валютам основных торговых партнеров России. Однако следует иметь в виду, что чрезмерное укрепление курса национальной валюты может негативно сказываться на конкурентоспособности экспортных поставок. Около половины инфляционного потенциала зависит от ценового фактора. Назрела необходимость разработки принципов государственной ценовой политики. Серьезное влияние на рост цен оказывают тарифы на услуги естественных монополий. В этой связи представляется целесообразным на правительственном уровне разработать действенные механизмы мониторинга и ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий. Требуется и правовое регулирование торговых наценок с учетом социального фактора и различной ценовой эластичности спроса на товары и услуги. Необходимо разработать рыночные меры по значительному сокращению количества торговых посредников.
Информация о работе Сущность, цели и задачи антиинфляционной политики государства