Сущность, цели и задачи антиинфляционной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность антиинфляционной политики и ее особенности в современной России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и сущности инфляции и антиинфляции;
- изучить виды антиинфляционной политики;
- проанализировать модель инфляционной политики в России;
- представить перспективные направления антиинфляционной политики в современной России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………..5
1.1. Сущность, цели и задачи антиинфляционной политики государства.5
1.2. Виды антиинфляционной политики государства …………..………..13
2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ………………………….23
2.1 Модель антиинфляционной политики в России…………………........23
2.2Перспективные направления развития антиинфляционной политики в России……………………………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...48

Файлы: 1 файл

Antiinflyatsionnaya_politika_gosudarstva.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.

В течение последних  шести лет Центробанк вместе с Министерством финансов России активно проводил политику сдерживания цен, которая основывалась на принципах «стерилизации». Другими словами, она состояла из рублевых заимствований денежных средств из обращения для сокращения ликвидности и

Цикличность инфляционных процессов в российской экономике (1992, 1998, 2004 гг.) говорят о том, что  в экономике действуют свои механизмы  накопления скрытой инфляции, которая  достигнув границы меры, превращается в открытый инфляционный процесс. В  современной России стала преобладать инфляция, вызванная чрезмерными издержками (по сравнению с инфляцией спроса).

По оценкам экспертов, в апреле 2009 г. темпы роста цен сократились почти вдвое по сравнению с предыдущим месяцем – с 1,3% до 0,7%. Впервые по сравнению с апрелем прошлого года (1,4%) темп инфляции за месяц замедлился вдвое. С января по апрель 2009 года потребительские цены на товары и услуги выросли в среднем на 6,2% против 6,3% за аналогичный период годом ранее. В годовом выражении, после резкого увеличения в марте (до 14,0%) в апреле Индекс потребительских цен снизился до 13,2%. Таким образом, ускорение инфляции в I квартале 2009 г., обусловленное почти полуторным ослаблением курса рубля (по состоянию на февраль 2009 г.), приостановилось. Снижение темпов роста инфляции происходит под давлением сжатия платежеспособного спроса – реальные доходы населения за последние полгода снизились на 3,9% (год к году), а товарооборот с февраля по апрель 2009 г. сократился на 4,1%. Вследствие этого в наибольшей мере замедлился рост цен на рыночные услуги – темпы роста цен -3,9% на них замедлились в 1,6 раза против аналогичного периода прошлого года, при этом в марте и апреле 2009 г. рост цен на них опустился до минимальных значений – 0,2% и 0,3% соответственно. На товары рост цен также замедляется, несмотря на высокую зависимость от импорта. В апреле 2009 г. прирост цен составил 0,8% против 1,7% и 1,6% в феврале и марте 2009 г. [14].

В наибольшей степени  затормозился рост цен на продовольственные  товары – в апреле 2009 г. подорожание на 0,7%, а без учета динамики цен на плодоовощную продукцию – на 0,8%, тогда как месяцем ранее прирост цен был равен 1,7% и 1,4% соответственно.

На непродовольственные  товары рост цен ослабевает медленнее  – до 1% против 1,4% в марте и 1,6% в феврале, чем на продукты, несмотря на более значимое сокращение спроса, в связи с большим присутствием на рынке импорта и слабой конкурентной средой на отдельных рынках (хотя резервы снижения цен выше, чем по группе продовольствия из-за высоких торговых наценок) [14].

На рис. 1 представлена диаграмма, отражающая динамику цен на товары и услуги.

 

 

Рисунок 2 – Динамика цен на основные группы товаров и услуг, 2007–2009 г.

Цель антиинфляционной политики не подавление инфляции любой  ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.

Основными мерами, применяемыми в рамках антиинфляционной политики в России являются:

  1. Регулирование ставки рефинансирования,
  2. Регулирование обязательных резервов,
  3. Регулирование цен и тарифов.

Анализ изменения ставки рефинансирования в России в период с 2000 по 2010 гг. (таблица 1) свидетельствует о том, что реального воздействия на уровень инфляции этот инструмент пока не оказывает.

Таблица 1- Динамика изменения ставки рефинансирования и инфляции в России

Год

Ставка рефинансирования, на конец года (%)

Уровень инфляции (%)

2000

25

20,2

2001

25

18,6

2002

23

15,1

2003

18

12

2004

13

11,7

2005

13

10,9

2006

11

9,0

2007

10

11,9

2008

13

13,3

2009

8,75

8,8

2010

8,25

8,8


 

С 2000 г. наметилась устойчивая тенденция к понижению ставки рефинансирования. За период с 2000 по февраль 2008 г. данный показатель снизился в 2,5 раза (до 10%). Однако для преодоления инфляционных процессов в начале 2008 г. Банк России начал проводить политику постепенного повышения ставки рефинансирования. В частности, в феврале 2008 г. ставка была повышена на 0,25%, затем повышалась еще 4 раза и к концу года составила 13%. Следует подчеркнуть, что в это время практически во всех промышленных странах происходило сокращение учетных ставок.

Действия властей мотивировались необходимостью остановить отток капитала за рубеж и аргументом о необходимости следования принципу соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции. Однако, по итогам года инфляция превысила 13%, а повышение ставки сделали недоступными кредиты для реального сектора экономики, что способствовало усугублению кризисных явлений.

С апреля 2009 года Банк России начал снижать ставку рефинансирования, доведя ее к концу года до 8,75%.

Банк России второй раз  с начала 2010 года принял решение  снизить ставку рефинансирования. С 29 марта ставка была понижена на 0,25 процентного пункта до 8,25 процента, говорится в официальном пресс-релизе ЦБ.

Уровень ставки рефинансирования в России в очередной раз обновил  исторический минимум. Предыдущий раз  Центробанк снижал ставку 24 февраля 2010 – также на 0,25 процентного пункта.

В начале 2009 года ставка рефинансирования составляла 13 процентов  годовых. На протяжении всего прошлого года ЦБ снижал ставку десять раз, реагируя таким образом на замедление темпов роста цен в стране.

Обычно изменение ставок монетарными властями используется как инструмент влияния на экономику  страны. Повышение ставок означает, что ЦБ активно борется с инфляцией, а снижение – что пытается повысить темпы экономического роста. За счет более низких ставок банки могут привлекать средства по более выгодным ценам и, следовательно, снижать ставки по кредитам населению и предприятиям.

Таким образом, в России ставка рефинансирования до сих пор  скорее остается экономическим индикатором, чем регулятором уровня инфляции. При этом необходимо заметить, что когда Банк России увеличивал ставку рефинансирования в целях борьбы с инфляцией, рост цен непременно превышал ее.

Одним из наиболее действенных  инструментов антиинфляционной политики является норма обязательного резервирования. В период с 2000 г. по начало 2004 г. ставка отчисления в Фонд обязательного резервирования (ФОР) по рублевым вкладам населения составляла 7%, а по средствам юридических лиц и валютным вкладам – 10%. Общий объем средств ФОР в России в начале 2004 г. оценивался в 160 млрд. руб. (примерно 5,6 млрд. долл.).

В целом средние нормы  обязательного резервирования в  России в начале 2000-х годов значительно превышали аналогичные показатели ведущих индустриально развитых стран, что значительно снижало конкурентоспособность российских банков по сравнению с иностранными.

По настоятельному требованию коммерческих банков совет директоров Банка России принял решение о  понижении с 1 апреля 2004 г. ставки отчисления в ФОР на 1% по средствам юридических лиц и валютным вкладам, которая составила 9%. В последующие годы эта тенденция продолжилась.

Однако уже в 2008 г. Банк России в целях борьбы с инфляцией трижды повышал нормы обязательного резервирования. В сентябре 2008 г. нормативы обязательных резервов по обязательствам банков перед физическими лицами в рублях повысились до 5,5%, перед банками нерезидентами в рублях и иностранной валюте – до 8,5%, по другим обязательствам в рублях и иностранной валюте – до 6%.

В сентябре 2008 г. в разгар финансового кризиса Банк России вынужден был снизить ставки резервирования для российских коммерческих банков с 5,5 до 1,5% по рублевым розничным депозитам, с 8,5 до 4,5% по иностранным кредитам. Эта мера позволила увеличить денежные средства на балансах банков на 300 млрд. руб. (примерно 12 млрд. долл.) и смягчить проблему нехватки ликвидности в банковской системе. С 2004 г. одним из основных инструментов регулирования инфляции является Стабилизационный фонд Российской Федерации (образован 1 января 2004 г.). Целью создания Фонда является обеспечение сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс). Также одной из основных целей Фонда является изъятие поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену для предотвращения скопления излишней денежной массы на рынке страны.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие  от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

В период 2000–2009 гг. в рамках антиинфляционной политики использовался такой метод, как регулирование цен.

Снижение темпов потребительской инфляции в российских условиях за период с 2002 по 2006 г. (на 6,1%) было достигнуто за счет государственного регулирования цен на продукты первой необходимости и сельскохозяйственную продукцию. Однако, искусственное регулирование цен дает эффект только в краткосрочной перспективе. Замораживание цен при увеличении себестоимости отрицательно влияет на рентабельность производства и может вызвать стагнацию в экономике страны, а уменьшение товарной массы при росте издержек в конечном итоге приведет к дополнительному повышению цен, провоцируя следующий виток инфляции.

Таким образом, антиинфляционная политика, проводимая в России, осуществляется на принципах монетаризма, в частности  на изъятии избыточной денежной массы  в условиях инфляции.

Начиная с 2000–2001 гг. Правительство позволяло рост денежной массы в стране (таблица 3.3). С 2001–2008 гг. денежный агрегат увеличился более, чем в 6 раз. При этом его минимальное увеличение произошло в 2008 г., который характерен увеличением темпа инфляции.

Таблица 2 - Динамика изменения денежной массы и инфляции в России

 

Год

Денежная масса 

, млрд. руб.

Уровень инфляции (%)

2001

1613

18,6

2002

2135

15,1

2003

3213

12

2004

4363

11,7

2005

6045

10,9

2006

8996

9,0

2007

13272

11,9

2008

13493

13,3

2009

13161

8,8

2010

17690.2

8,8


 

В разгар кризиса –  с января по июль 2009 г. – происходило сжатие денежной массы с 13,5 трлн. руб. до 13,16 трлн. руб., и по итогам 2009 г. уровень инфляции снизился на 4,5 процентных пункта. Однако данное уменьшение, прежде всего, связано с общемировой экономической конъюнктурой, а не с эффективной антиинфляционной политикой правительства.

В декабре 2010 года рост денежной массы (агрегат М2) составил 8.9%; всего по итогам года денежная масса выросла на 28.5% или на 4 476 млрд. руб. Для сравнения, номинальный объем ВВП в 2010 году вырос всего лишь на 14.7% или на 5 694 млрд. руб. Рост денежной массы второй год подряд кардинально обгонял рост номинального ВВП, в результате монетизации экономики (М2 к ВВП), составлявшая на конец 2008 года 33%, подскочила за два года до 45%.

Важно подчеркнуть, что  инфляция в современной России не носит монетарного характера, т.е. на прямую не связана с увеличением денежной массы. Сравнительный анализ динамики изменения денежной массы и инфляции в России это подтверждает. В период с 2001 по 2009 гг. денежная масса в России увеличилась в 8,2 раза, а инфляция, в свою очередь, сократилась в 2,1 раза, т.е. данные показатели характеризуется противоположными тенденциями.

Информация о работе Сущность, цели и задачи антиинфляционной политики государства