Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:22, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность антиинфляционной политики и ее особенности в современной России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и сущности инфляции и антиинфляции;
- изучить виды антиинфляционной политики;
- проанализировать модель инфляционной политики в России;
- представить перспективные направления антиинфляционной политики в современной России.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………..5
1.1. Сущность, цели и задачи антиинфляционной политики государства.5
1.2. Виды антиинфляционной политики государства …………..………..13
2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ………………………….23
2.1 Модель антиинфляционной политики в России…………………........23
2.2Перспективные направления развития антиинфляционной политики в России……………………………………………………………………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...48
Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.
В течение последних шести лет Центробанк вместе с Министерством финансов России активно проводил политику сдерживания цен, которая основывалась на принципах «стерилизации». Другими словами, она состояла из рублевых заимствований денежных средств из обращения для сокращения ликвидности и
Цикличность инфляционных процессов в российской экономике (1992, 1998, 2004 гг.) говорят о том, что в экономике действуют свои механизмы накопления скрытой инфляции, которая достигнув границы меры, превращается в открытый инфляционный процесс. В современной России стала преобладать инфляция, вызванная чрезмерными издержками (по сравнению с инфляцией спроса).
По оценкам экспертов, в апреле 2009 г. темпы роста цен сократились почти вдвое по сравнению с предыдущим месяцем – с 1,3% до 0,7%. Впервые по сравнению с апрелем прошлого года (1,4%) темп инфляции за месяц замедлился вдвое. С января по апрель 2009 года потребительские цены на товары и услуги выросли в среднем на 6,2% против 6,3% за аналогичный период годом ранее. В годовом выражении, после резкого увеличения в марте (до 14,0%) в апреле Индекс потребительских цен снизился до 13,2%. Таким образом, ускорение инфляции в I квартале 2009 г., обусловленное почти полуторным ослаблением курса рубля (по состоянию на февраль 2009 г.), приостановилось. Снижение темпов роста инфляции происходит под давлением сжатия платежеспособного спроса – реальные доходы населения за последние полгода снизились на 3,9% (год к году), а товарооборот с февраля по апрель 2009 г. сократился на 4,1%. Вследствие этого в наибольшей мере замедлился рост цен на рыночные услуги – темпы роста цен -3,9% на них замедлились в 1,6 раза против аналогичного периода прошлого года, при этом в марте и апреле 2009 г. рост цен на них опустился до минимальных значений – 0,2% и 0,3% соответственно. На товары рост цен также замедляется, несмотря на высокую зависимость от импорта. В апреле 2009 г. прирост цен составил 0,8% против 1,7% и 1,6% в феврале и марте 2009 г. [14].
В наибольшей степени затормозился рост цен на продовольственные товары – в апреле 2009 г. подорожание на 0,7%, а без учета динамики цен на плодоовощную продукцию – на 0,8%, тогда как месяцем ранее прирост цен был равен 1,7% и 1,4% соответственно.
На непродовольственные товары рост цен ослабевает медленнее – до 1% против 1,4% в марте и 1,6% в феврале, чем на продукты, несмотря на более значимое сокращение спроса, в связи с большим присутствием на рынке импорта и слабой конкурентной средой на отдельных рынках (хотя резервы снижения цен выше, чем по группе продовольствия из-за высоких торговых наценок) [14].
На рис. 1 представлена диаграмма, отражающая динамику цен на товары и услуги.
Рисунок 2 – Динамика цен на основные группы товаров и услуг, 2007–2009 г.
Цель антиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.
Основными мерами, применяемыми в рамках антиинфляционной политики в России являются:
Анализ изменения ставки рефинансирования в России в период с 2000 по 2010 гг. (таблица 1) свидетельствует о том, что реального воздействия на уровень инфляции этот инструмент пока не оказывает.
Таблица 1- Динамика изменения ставки рефинансирования и инфляции в России
Год |
Ставка рефинансирования, на конец года (%) |
Уровень инфляции (%) |
2000 |
25 |
20,2 |
2001 |
25 |
18,6 |
2002 |
23 |
15,1 |
2003 |
18 |
12 |
2004 |
13 |
11,7 |
2005 |
13 |
10,9 |
2006 |
11 |
9,0 |
2007 |
10 |
11,9 |
2008 |
13 |
13,3 |
2009 |
8,75 |
8,8 |
2010 |
8,25 |
8,8 |
С 2000 г. наметилась устойчивая тенденция к понижению ставки рефинансирования. За период с 2000 по февраль 2008 г. данный показатель снизился в 2,5 раза (до 10%). Однако для преодоления инфляционных процессов в начале 2008 г. Банк России начал проводить политику постепенного повышения ставки рефинансирования. В частности, в феврале 2008 г. ставка была повышена на 0,25%, затем повышалась еще 4 раза и к концу года составила 13%. Следует подчеркнуть, что в это время практически во всех промышленных странах происходило сокращение учетных ставок.
Действия властей мотивировалис
С апреля 2009 года Банк России начал снижать ставку рефинансирования, доведя ее к концу года до 8,75%.
Банк России второй раз с начала 2010 года принял решение снизить ставку рефинансирования. С 29 марта ставка была понижена на 0,25 процентного пункта до 8,25 процента, говорится в официальном пресс-релизе ЦБ.
Уровень ставки рефинансирования в России в очередной раз обновил исторический минимум. Предыдущий раз Центробанк снижал ставку 24 февраля 2010 – также на 0,25 процентного пункта.
В начале 2009 года ставка рефинансирования составляла 13 процентов годовых. На протяжении всего прошлого года ЦБ снижал ставку десять раз, реагируя таким образом на замедление темпов роста цен в стране.
Обычно изменение ставок монетарными властями используется как инструмент влияния на экономику страны. Повышение ставок означает, что ЦБ активно борется с инфляцией, а снижение – что пытается повысить темпы экономического роста. За счет более низких ставок банки могут привлекать средства по более выгодным ценам и, следовательно, снижать ставки по кредитам населению и предприятиям.
Таким образом, в России ставка рефинансирования до сих пор скорее остается экономическим индикатором, чем регулятором уровня инфляции. При этом необходимо заметить, что когда Банк России увеличивал ставку рефинансирования в целях борьбы с инфляцией, рост цен непременно превышал ее.
Одним из наиболее действенных инструментов антиинфляционной политики является норма обязательного резервирования. В период с 2000 г. по начало 2004 г. ставка отчисления в Фонд обязательного резервирования (ФОР) по рублевым вкладам населения составляла 7%, а по средствам юридических лиц и валютным вкладам – 10%. Общий объем средств ФОР в России в начале 2004 г. оценивался в 160 млрд. руб. (примерно 5,6 млрд. долл.).
В целом средние нормы обязательного резервирования в России в начале 2000-х годов значительно превышали аналогичные показатели ведущих индустриально развитых стран, что значительно снижало конкурентоспособность российских банков по сравнению с иностранными.
По настоятельному требованию коммерческих банков совет директоров Банка России принял решение о понижении с 1 апреля 2004 г. ставки отчисления в ФОР на 1% по средствам юридических лиц и валютным вкладам, которая составила 9%. В последующие годы эта тенденция продолжилась.
Однако уже в 2008 г. Банк России в целях борьбы с инфляцией трижды повышал нормы обязательного резервирования. В сентябре 2008 г. нормативы обязательных резервов по обязательствам банков перед физическими лицами в рублях повысились до 5,5%, перед банками нерезидентами в рублях и иностранной валюте – до 8,5%, по другим обязательствам в рублях и иностранной валюте – до 6%.
В сентябре 2008 г. в разгар финансового кризиса Банк России вынужден был снизить ставки резервирования для российских коммерческих банков с 5,5 до 1,5% по рублевым розничным депозитам, с 8,5 до 4,5% по иностранным кредитам. Эта мера позволила увеличить денежные средства на балансах банков на 300 млрд. руб. (примерно 12 млрд. долл.) и смягчить проблему нехватки ликвидности в банковской системе. С 2004 г. одним из основных инструментов регулирования инфляции является Стабилизационный фонд Российской Федерации (образован 1 января 2004 г.). Целью создания Фонда является обеспечение сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс). Также одной из основных целей Фонда является изъятие поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену для предотвращения скопления излишней денежной массы на рынке страны.
С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
Резервный фонд фактически
заменил собой Стабилизационный
фонд Российской Федерации. В отличие
от Стабилизационного фонда
В период 2000–2009 гг. в рамках антиинфляционной политики использовался такой метод, как регулирование цен.
Снижение темпов потребительской инфляции в российских условиях за период с 2002 по 2006 г. (на 6,1%) было достигнуто за счет государственного регулирования цен на продукты первой необходимости и сельскохозяйственную продукцию. Однако, искусственное регулирование цен дает эффект только в краткосрочной перспективе. Замораживание цен при увеличении себестоимости отрицательно влияет на рентабельность производства и может вызвать стагнацию в экономике страны, а уменьшение товарной массы при росте издержек в конечном итоге приведет к дополнительному повышению цен, провоцируя следующий виток инфляции.
Таким образом, антиинфляционная политика, проводимая в России, осуществляется на принципах монетаризма, в частности на изъятии избыточной денежной массы в условиях инфляции.
Начиная с 2000–2001 гг. Правительство позволяло рост денежной массы в стране (таблица 3.3). С 2001–2008 гг. денежный агрегат увеличился более, чем в 6 раз. При этом его минимальное увеличение произошло в 2008 г., который характерен увеличением темпа инфляции.
Таблица 2 - Динамика изменения денежной массы и инфляции в России
Год |
Денежная масса |
Уровень инфляции (%) |
2001 |
1613 |
18,6 |
2002 |
2135 |
15,1 |
2003 |
3213 |
12 |
2004 |
4363 |
11,7 |
2005 |
6045 |
10,9 |
2006 |
8996 |
9,0 |
2007 |
13272 |
11,9 |
2008 |
13493 |
13,3 |
2009 |
13161 |
8,8 |
2010 |
17690.2 |
8,8 |
В разгар кризиса – с января по июль 2009 г. – происходило сжатие денежной массы с 13,5 трлн. руб. до 13,16 трлн. руб., и по итогам 2009 г. уровень инфляции снизился на 4,5 процентных пункта. Однако данное уменьшение, прежде всего, связано с общемировой экономической конъюнктурой, а не с эффективной антиинфляционной политикой правительства.
В декабре 2010 года рост денежной массы (агрегат М2) составил 8.9%; всего по итогам года денежная масса выросла на 28.5% или на 4 476 млрд. руб. Для сравнения, номинальный объем ВВП в 2010 году вырос всего лишь на 14.7% или на 5 694 млрд. руб. Рост денежной массы второй год подряд кардинально обгонял рост номинального ВВП, в результате монетизации экономики (М2 к ВВП), составлявшая на конец 2008 года 33%, подскочила за два года до 45%.
Важно подчеркнуть, что инфляция в современной России не носит монетарного характера, т.е. на прямую не связана с увеличением денежной массы. Сравнительный анализ динамики изменения денежной массы и инфляции в России это подтверждает. В период с 2001 по 2009 гг. денежная масса в России увеличилась в 8,2 раза, а инфляция, в свою очередь, сократилась в 2,1 раза, т.е. данные показатели характеризуется противоположными тенденциями.
Информация о работе Сущность, цели и задачи антиинфляционной политики государства