Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:58, курсовая работа
Целью работы является исследование франчайзинговой структуры как наиболее оптимальной формы ведения бизнеса. Для достижения поставленной мною цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга для франчайзера и франчайзи;
Изучить механизм работы франчайзинга и экономический механизм формирования взаимоотношений в нем;
Изучить законодательно-правовую базу франчайзинга в РФ (я предполагаю, что в других странах основные аспекты и понятия совпадают)
Введение 3
Глава I. Сущность франчайзинга 5
1.1. Понятие франчайзинга 5
1.2. Основные моменты договора франчайзинга 7
1.3.Преимущества ведения бизнеса в структуре франчайзинга 10
1.3.1. Преимущества франчайзера и франчайзи 10
1.3.2 Франчайзинг как выгодное ведение бизнеса в условиях кризиса 13
Глава II. Сфера применения франчайзинговых структур и особенности применения франчайзинга в России 14
2.1. Становление франчайзинга 14
2.2. Законодательно-правовая база франчайзинга в РФ 17
2.3. Франчайзинг в России 21
Глава III. Современные франчайзинговые структуры в России и Зарубежье на примере корпорации Макдоналдс 23
3.1. Место франчайзинга в классификации хозяйственных объединений 23
3.2 McDonald’s Corporation как пример успешной франчайзинговой сети 26
Заключение 31
Список использованной литературы и источников 32
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Международные экономические отношения»
на тему
«Сущность франчайзинговой концепции ведения бизнеса»
Выполнила:
студентка гр. 330/2
Лычко М.А.
Научный руководитель:
ассистент кафедры международных
экономических отношений
Солодкина Н. А.
Санкт-Петербург
2011 г.
Рыночная экономика предполагае
Франчайзинг становится все более и более популярен и демонстрирует положительные тенденции в развитии целого ряда отраслей. В настоящее время лидирующую позицию по количеству франчайзинговых сетей, безусловно, занимает Америка – там франчайзинг охватывает более 50 отраслей: от ресторанов и кафе до банковского дела.
В общем случае франчайзинг выступает способом распределения товаров или услуг, согласно которому франчайзи получает от франчайзера право на использование торговой марки и бизнес-модели в обмен на право контроля со стороны франчайзера и определенные выплаты (паушальный платеж и роялти). Франчайзинг – не просто способ организации бизнеса, а целая система взаимоотношений между франчайзером и франчайзи, требующая внимательного участия в ней обеих сторон. Но при этом потраченные время и силы на тщательный отбор будущих партнеров, то есть на каждого потенциального франчайзи, в будущем в большинстве случаев окупаются и позволяют сети франчайзера расти и приносить стабильную прибыль.
Любое малое предприятие может выдумать свой собственный бренд, зарегистрировать его, но чтобы он засиял на рынке, чтобы завоевал преданность потребителей, нужно вложить немалые средства в создание и продвижение торговой марки. Необходима масштабная рекламная кампания, участие в выставках, активная работа торговых агентов, да и всего персонала предприятия. Это многим малым предприятиям сейчас не по карману. Им намного проще приобрести права на использование уже зарекомендовавшего себя товарного знака в рамках франчайзинга. В этой ситуации крупное предприятие-франчайзер предоставляет малой компании необходимое оборудование и технологию, организует обучение рабочих и персонала, а за это малое предприятие обязуется использовать торговую марку только этой компании, независимо от его местонахождения.
Как показывает отечественная и зарубежная практика, одно из главных преимуществ франчайзинга - снижение рисков, поэтому в промышленно развитых странах франчайзинговыми типами бизнеса в основном занимаются индивидуальный предприниматели и малые предприятия, которые экономически активны и сами непосредственно принимают участие в управлении своими компаниями.
Целью работы является исследование франчайзинговой структуры как наиболее оптимальной формы ведения бизнеса. Для достижения поставленной мною цели необходимо решить следующие задачи:
Объект курсовой работы – франчайзинговая структура ведения бизнеса.
Предметом являются основные положения, преимущества и возможности франчайзинга.
Первая глава курсовой работы содержит в себе понятийную основу данных видов структур и раскрывает сущность франчайзинга; она включает также обозначение преимуществ обеих сторон. Вторая глава посвящена исследованию законодательно-правовых основ франчайзинга, анализу опыта становления франчайзинга в мировом масштабе, а также выделению преимуществ работы франчайзинговой структуры во время мирового финансового кризиса. И, наконец, третья глава состоит из сравнительного анализа форм корпоративного объединения и обозначает тенденции развития франчайзинговых компаний, как в России, так и в Зарубежье, на примере корпорации Макдоналдс.
Созданная в 1977 году Британская франчайзинговая ассоциация (БФА) (British Franchise Аssociation) дает определение франшизы как контрольной лицензии, выданной одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая:
Практика показывает, что более 85% малых предприятий по тем или иным причинам заканчивают свое существование, не проработав и пяти лет.2 Из предприятий, работающих в системе франчайзинга, за тот же период закрывается менее 12%. Таким образом, легко подсчитать, что из 8-9 вновь созданных франчайзинговых предприятий только одно оказывается явно неконкурентоспособным.
Можно с уверенностью говорить, что главной особенностью предприятия-франчайзи и одновременно преимуществом перед другими формами организации предприятий является надежность франчайзинга. Из множества определений франчайзинга лучше и проще всего, с моей точки зрения, характеризует его суть такое: франчайзинг – это метод тиражирования успешных предприятий. Метод оказывается столь эффективным благодаря двум технологиям: практическому обучению бизнес-процессам и системе субфранчайзинга (схемы отношений во франчайзинге), которая позволяет строить сетевой бизнес на любых, а в особенности на больших территориях.
Сама идея франчайзинга предусматривает разработанную систему обучения малому бизнесу. Ни в одном учебном заведении предприниматель не сможет получить такого качественного именно практического образования со стороны опытных, заинтересованных в успехах своих «учеников» преподавателей, как в учебных центрах франчайзеров.
Франчайзинг – это перспективная, с низкими рисками, возможность попробовать себя в бизнесе. Даже новичок в этой области, загоревшись желанием начать собственное дело, может реализовать свои планы, при этом практически не рискуя (в сравнении с дургими формами организации бизнеса). Купив франшизу, предприниматель начинает работу под известным и уважаемым брендом, а значит получает все преимущества сетевой рекламы – не только в локальном, но и в национальном, а иногда и в международном масштабе.
Франчайзер дает франчайзи набор четких инструкций: как оборудовать предприятие, какое покупать сырье, как наладить связи с поставщиками и систему сбыта в целом, рассказывает о технологии ведения дела – и проводит курс обучения, чтобы франчайзи мог в кратчайшие сроки начать новый бизнес. В процессе работы франчайзер проводит консультации для своих партнеров и помогает решать возникающие трудности и проблемы.
Вдобавок франчайзер предоставляет франчайзи возможность приобретения (обычно, так как это оптовые закупки, по сниженным ценам) расходных материалов, сырья, комплектующих изделий либо у постоянных поставщиков, с которыми компания сотрудничает, либо у самой компании.3 Получается, что при меньших затратах надежность системы поставки ресурсов увеличивается.
Условия, перечисленные выше, являются важными признаками франчайзинговых отношений. Именно постоянное сотрудничество и кооперация выделяют франчайзинг среди других форм хозяйственных отношений.
Итак, франчайзинг – это форма открытия своего дела, при которой одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) комплекс исключительных прав на использование бренда на установленной территории, ноу-хау, коммерческой информации, а также методических материалов и пакетов разнообразных услуг.4 Вся структура франчайзинговых отношений охватывает четыре стороны: франчайзера, конкретного франчайзи, остальных франчайзи, и, конечно, потребителя. Договор о франчайзинге, который заключается между франчайзером и франчайзи, должен, тем не менее, отражать взаимоотношения всех четырех сторон.
Естественно, что для начала деятельности франчайзи потребуется начальный капитал, но также ему понадобятся средства на покупку франшизы. Обычно франчайзер в обмен на передачу прав требует так называемый паушальный платеж, который осуществляется один раз и, по своей сути, является стоимостью франшизы. В зависимости от политики франчайзера, ее стоимость может быть весьма высока.
Широко распространена «семейная» концепция франчайзинга, в которой каждый член семьи следует непреложным правилам для достижения общего блага. Такая модель иллюстрирует, почему франчайзи должны принимать договор таким, какой он есть: правила сотрудничества устанавливает франчайзер. Если франчайзи не готов или не желает следовать политике франчайзера, то либо он совершил неправильный выбор формы ведения бизнеса, либо такие взаимоотношения, в которых ограничивается его самостоятельность, ему вообще противопоказаны. Ограничение свободы не будет являться значительным недостатком для тех, кто изначально выбирает правильное направление деятельности, и правильного «наставника» в случае франчайзинга.
Как при введении новой бизнес-концепции, так и при расширении уже существующих франчайзинговых отношений предприятие должно отвечать некоторым критериям. Во-первых, франчайзер должен обладать известным именем и положительной историей своей деятельности, и при этом выделяться среди конкурентов. Во, вторых, его доходность должна быть достаточной, чтобы покрыть первоначальные и последующие затраты франчайзи, а также их платежи в пользу франчайзера. Несоответствие этим критериям делает бизнес франчайзера непривлекательным для потенциальных партнеров.
Обычно предприятие, желающее стать франчайзером, для начала сотрудничает с несколькими «пилотными» франчайзи. Изучив деятельность первых партнеров, франчайзер получает получает информацию для создания всех необходимых функциональных руководств, которые составят документальную основу для сотрудничества с будущими партнерами. В среднем через год после начала исследований компания уже может составить свой договор франчайзинга.
Договор франчайзинга – основа франчайзинговых отношений, и очень важно, чтобы он был грамотно составлен и включал в себя все необходимые положения. Как правило, большинство договоров о сотрудничестве заключаются на короткий срок и по достижении цели теряют силу, однако важная особенность договора франчайзинга состоит в том, что он заключается на длительный срок, и его целью как раз и является установление долгосрочных партнерских отношений.
Доход франчайзера состоит из двух компонентов — первоначального взноса (паушальный платеж) и регулярных периодических платежей (роялти). Основной вопрос при составлении схемы франчайзинга – определение размеров выплат. Итоговые значения должны являть собой компромисс между интересами франчайзера и франчайзи, поскольку конечная цель сотрудничества — извлечение максимальной прибыли для всей системы в целом.
Паушальный платеж – это первичный взнос за покупку франшизы. Этот платеж компенсирует затраты франчайзера, связанные с обучением франчайзи и его персонала, открытием нового предприятия и другими расходами в этот период. Договор содержит в себе положения о расчете, выплате и проверке этих регулярных взносов. Обычно франчайзеры в своих требованиях указывают еженедельные, реже ежемесячные взносы. Как правило, величина паушального платежа составляет 5–10%5 от всего объема инвестиций, необходимых для начала работы предприятия-франчайзи.
Информация о работе Сущность франчайзинговой концепции ведения бизнеса