Сущность франчайзинговой концепции ведения бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование франчайзинговой структуры как наиболее оптимальной формы ведения бизнеса. Для достижения поставленной мною цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга для франчайзера и франчайзи;
Изучить механизм работы франчайзинга и экономический механизм формирования взаимоотношений в нем;
Изучить законодательно-правовую базу франчайзинга в РФ (я предполагаю, что в других странах основные аспекты и понятия совпадают)

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Сущность франчайзинга 5
1.1. Понятие франчайзинга 5
1.2. Основные моменты договора франчайзинга 7
1.3.Преимущества ведения бизнеса в структуре франчайзинга 10
1.3.1. Преимущества франчайзера и франчайзи 10
1.3.2 Франчайзинг как выгодное ведение бизнеса в условиях кризиса 13
Глава II. Сфера применения франчайзинговых структур и особенности применения франчайзинга в России 14
2.1. Становление франчайзинга 14
2.2. Законодательно-правовая база франчайзинга в РФ 17
2.3. Франчайзинг в России 21
Глава III. Современные франчайзинговые структуры в России и Зарубежье на примере корпорации Макдоналдс 23
3.1. Место франчайзинга в классификации хозяйственных объединений 23
3.2 McDonald’s Corporation как пример успешной франчайзинговой сети 26
Заключение 31
Список использованной литературы и источников 32
Приложение 1

Файлы: 1 файл

Курсоваая_МЭО.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И ФИНАНСОВ»

 

 

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Международные экономические отношения»

на  тему

«Сущность франчайзинговой концепции ведения бизнеса»

 

 

 

 

Выполнила:

 

студентка гр. 330/2 

Лычко М.А.

 

Научный руководитель:

 

ассистент кафедры международных

 экономических отношений 

Солодкина Н. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

Оглавление

 

Введение

Рыночная экономика предполагает развитие различных форм предпринимательства, причем особенно актуально стоит проблема выбора формы предпринимательства и становления малого бизнеса. Рассматривая всю сложность организации собственного дела традиционным путем, будущие предприниматели активно рассматривают различные модели предпринимательской деятельности. За последние годы появилось огромное количество предприятий, использующих бренды широко известных отечественных и зарубежных компаний и работающих под их именем. Так как очевидно, что создание сети филиалов потребовало бы гораздо более длительного периода времени и значительных денежных вложений, которые в последние годы, напротив, имели явную тенденцию к сокращению, можно предположить, что в данном случае имеет место какой-то другой способ организации бизнеса, позволяющий предприятиям использовать известные торговые марки. Данным способом является франчайзинг. Можно с уверенностью говорить, что франчайзинг в настоящее время - это один из самых действенных инструментов, позволяющих повысить эффективность бизнеса. Именно франчайзинг позволяет объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Стоит добавить, что предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.

Франчайзинг становится все более и более популярен и демонстрирует положительные тенденции в развитии целого ряда отраслей. В настоящее время лидирующую позицию по количеству франчайзинговых сетей, безусловно, занимает Америка – там франчайзинг охватывает более 50 отраслей: от ресторанов и кафе до банковского дела.

В общем случае франчайзинг выступает способом распределения товаров или услуг, согласно которому франчайзи получает от франчайзера право на использование торговой марки и бизнес-модели в обмен на право контроля со стороны франчайзера и определенные выплаты (паушальный платеж и роялти). Франчайзинг – не просто способ организации бизнеса, а целая система взаимоотношений между франчайзером и франчайзи, требующая внимательного участия в ней обеих сторон. Но при этом потраченные время и силы на тщательный отбор будущих партнеров, то есть на каждого потенциального франчайзи, в будущем в большинстве случаев окупаются и позволяют сети франчайзера расти и приносить стабильную прибыль.

Любое малое предприятие может выдумать свой собственный бренд, зарегистрировать его, но чтобы он засиял на рынке, чтобы завоевал преданность потребителей, нужно вложить немалые средства в создание и продвижение торговой марки. Необходима масштабная рекламная кампания, участие в выставках, активная работа торговых агентов, да и всего персонала предприятия. Это многим малым предприятиям сейчас не по карману. Им намного проще приобрести права на использование уже зарекомендовавшего себя товарного знака в рамках франчайзинга. В этой ситуации крупное предприятие-франчайзер предоставляет малой компании необходимое оборудование и технологию, организует обучение рабочих и персонала, а за это малое предприятие обязуется использовать торговую марку только этой компании, независимо от его местонахождения.

Как показывает отечественная и зарубежная практика, одно из главных преимуществ франчайзинга - снижение рисков, поэтому в промышленно развитых странах франчайзинговыми типами бизнеса в основном занимаются индивидуальный предприниматели и малые предприятия, которые экономически активны и сами непосредственно принимают участие в управлении своими компаниями.

Целью работы является исследование франчайзинговой структуры как наиболее оптимальной формы ведения бизнеса. Для достижения поставленной мною цели необходимо решить следующие задачи:

  • Определить понятие и выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга для франчайзера и франчайзи;
  • Изучить механизм работы франчайзинга и экономический механизм формирования взаимоотношений в нем;
  • Изучить законодательно-правовую базу франчайзинга в РФ (я предполагаю, что в других странах основные аспекты и понятия совпадают);
  • Проанализировать другие, наиболее близкие к франчайзингу, формы кооперативных объединений;
  • Обозначить современную стадию развития франчайзинга в России и Зарубежье на примере корпорации Макдоналдс (которая одна составляет 15% мирового объема франчайзинга).

Объект курсовой работы – франчайзинговая структура ведения бизнеса.

Предметом являются основные положения, преимущества и возможности франчайзинга.

Первая глава курсовой работы содержит в себе понятийную основу данных видов структур и раскрывает сущность франчайзинга; она включает также обозначение преимуществ обеих сторон. Вторая глава посвящена исследованию законодательно-правовых основ франчайзинга, анализу опыта становления франчайзинга в мировом масштабе, а также выделению преимуществ работы франчайзинговой структуры во время мирового финансового кризиса. И, наконец, третья глава состоит из сравнительного анализа форм корпоративного объединения и обозначает тенденции развития франчайзинговых компаний, как в России, так и в Зарубежье, на примере корпорации Макдоналдс.

Глава I. Сущность франчайзинга

    1. Понятие франчайзинга

Созданная в 1977 году Британская франчайзинговая ассоциация (БФА) (British Franchise Аssociation) дает определение франшизы как контрольной лицензии, выданной одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая:

  • дает разрешение или обязывает франчайзи заниматься в течение периода франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее или ассоциируемое с франчайзером;
  • дает право франчайзеру осуществлять контроль в течение всего периода франшизы за качеством ведения бизнеса, являющегося предметом франшизы;
  • обязывает франчайзера предоставлять франчайзи помощь при ведении бизнеса, являющегося предметом франшизы (помощь в организации предприятия, обучение персонала, управление продажами и т. д.);
  • обязывает франчайзи регулярно в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы в оплату франшизы или товаров, услуг, предоставляемых франчайзером франчайзи;
  • не является обычной сделкой между холдинговой и ее дочерней компаниями или между частным лицом и компанией, контролируемой им.1

Практика показывает, что более 85% малых предприятий по тем или иным причинам заканчивают свое существование, не проработав и пяти лет.2 Из предприятий, работающих в системе франчайзинга, за тот же период закрывается менее 12%. Таким образом, легко подсчитать, что из 8-9 вновь созданных франчайзинговых предприятий только одно оказывается явно неконкурентоспособным.

Можно с уверенностью говорить, что главной особенностью предприятия-франчайзи и одновременно преимуществом перед другими формами организации предприятий является надежность франчайзинга. Из множества определений франчайзинга лучше и проще всего, с моей точки зрения, характеризует его суть такое: франчайзинг – это метод тиражирования успешных предприятий. Метод оказывается столь эффективным благодаря двум технологиям: практическому обучению бизнес-процессам и системе субфранчайзинга (схемы отношений во франчайзинге), которая позволяет строить сетевой бизнес на любых, а в особенности на больших территориях.

Сама идея франчайзинга предусматривает разработанную систему обучения малому бизнесу. Ни в одном учебном заведении предприниматель не сможет получить такого качественного именно практического образования со стороны опытных, заинтересованных в успехах своих «учеников» преподавателей, как в учебных центрах франчайзеров.  

Франчайзинг – это перспективная, с низкими рисками, возможность попробовать себя в бизнесе. Даже новичок в этой области, загоревшись желанием начать собственное дело, может реализовать свои планы, при этом практически не рискуя (в сравнении с дургими формами организации бизнеса). Купив франшизу, предприниматель начинает работу под известным и уважаемым брендом, а значит получает все преимущества сетевой рекламы – не только в локальном, но и в национальном, а иногда и в международном масштабе.

Франчайзер дает франчайзи набор четких инструкций: как оборудовать предприятие, какое покупать сырье, как наладить связи с поставщиками и систему сбыта в целом, рассказывает о технологии ведения дела – и проводит курс обучения, чтобы франчайзи мог в кратчайшие сроки начать новый бизнес. В процессе работы франчайзер проводит консультации для своих партнеров и помогает решать возникающие трудности и проблемы.

Вдобавок франчайзер предоставляет франчайзи возможность приобретения (обычно, так как это оптовые закупки, по сниженным ценам) расходных материалов, сырья, комплектующих изделий либо у постоянных поставщиков, с которыми компания сотрудничает, либо у самой компании.3 Получается, что при меньших затратах надежность системы поставки ресурсов увеличивается.

Условия, перечисленные выше, являются важными признаками франчайзинговых отношений. Именно постоянное сотрудничество и кооперация выделяют франчайзинг среди других форм хозяйственных отношений.

 

1.2. Основные моменты договора франчайзинга

Итак, франчайзинг – это форма открытия своего дела, при которой одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) комплекс исключительных прав на использование бренда на установленной территории, ноу-хау, коммерческой информации, а также методических материалов и пакетов разнообразных услуг.4 Вся структура франчайзинговых отношений охватывает четыре стороны: франчайзера, конкретного франчайзи, остальных франчайзи, и, конечно, потребителя. Договор о франчайзинге, который заключается между франчайзером и франчайзи, должен, тем не менее, отражать взаимоотношения всех четырех сторон.

Естественно, что  для начала деятельности франчайзи  потребуется начальный капитал, но также ему понадобятся средства на покупку франшизы. Обычно франчайзер в обмен на передачу прав требует  так называемый паушальный платеж, который осуществляется один раз и, по своей сути, является стоимостью франшизы. В зависимости от политики франчайзера, ее стоимость может быть весьма высока.   

Широко распространена «семейная» концепция франчайзинга, в которой  каждый член семьи следует непреложным правилам для достижения общего блага. Такая модель иллюстрирует, почему франчайзи должны принимать договор таким, какой он есть: правила сотрудничества устанавливает франчайзер. Если франчайзи не готов или не желает следовать политике франчайзера, то либо он совершил неправильный выбор формы ведения бизнеса, либо такие взаимоотношения, в которых ограничивается его самостоятельность, ему вообще противопоказаны. Ограничение свободы не будет являться значительным недостатком для тех, кто изначально выбирает правильное направление деятельности, и правильного «наставника» в случае франчайзинга.

Как при введении новой бизнес-концепции, так и при расширении уже существующих франчайзинговых отношений предприятие должно отвечать некоторым критериям. Во-первых, франчайзер должен обладать известным именем и положительной историей своей деятельности, и при этом выделяться среди конкурентов. Во, вторых, его доходность должна быть достаточной, чтобы покрыть первоначальные и последующие затраты франчайзи, а также их платежи в пользу франчайзера. Несоответствие этим критериям делает бизнес франчайзера непривлекательным для потенциальных партнеров.

Обычно предприятие, желающее стать франчайзером, для  начала сотрудничает с несколькими  «пилотными» франчайзи. Изучив деятельность первых партнеров, франчайзер получает получает информацию для создания всех необходимых функциональных руководств, которые составят документальную основу для сотрудничества с будущими партнерами. В среднем через год после начала исследований компания уже может составить свой договор франчайзинга.

Договор франчайзинга –  основа франчайзинговых отношений, и очень важно, чтобы он был  грамотно составлен и включал  в себя все необходимые положения. Как правило, большинство договоров  о сотрудничестве заключаются на короткий срок и по достижении цели теряют силу, однако важная особенность договора франчайзинга состоит в том, что он заключается на длительный срок, и его целью как раз и является установление долгосрочных партнерских отношений. 

Доход франчайзера состоит из двух компонентов — первоначального взноса (паушальный платеж) и регулярных периодических платежей (роялти). Основной вопрос при составлении схемы франчайзинга – определение размеров выплат. Итоговые значения должны являть собой компромисс между интересами франчайзера и франчайзи, поскольку конечная цель сотрудничества — извлечение максимальной прибыли для всей системы в целом. 

Паушальный платеж – это первичный взнос за покупку франшизы. Этот платеж компенсирует затраты франчайзера, связанные с обучением франчайзи и его персонала, открытием нового предприятия и другими расходами в этот период. Договор содержит в себе положения о расчете, выплате и проверке этих регулярных взносов. Обычно франчайзеры в своих требованиях указывают еженедельные, реже ежемесячные взносы. Как правило, величина паушального платежа составляет 5–10%5 от всего объема инвестиций, необходимых для начала работы предприятия-франчайзи.

Информация о работе Сущность франчайзинговой концепции ведения бизнеса