Сущность франчайзинговой концепции ведения бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование франчайзинговой структуры как наиболее оптимальной формы ведения бизнеса. Для достижения поставленной мною цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга для франчайзера и франчайзи;
Изучить механизм работы франчайзинга и экономический механизм формирования взаимоотношений в нем;
Изучить законодательно-правовую базу франчайзинга в РФ (я предполагаю, что в других странах основные аспекты и понятия совпадают)

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Сущность франчайзинга 5
1.1. Понятие франчайзинга 5
1.2. Основные моменты договора франчайзинга 7
1.3.Преимущества ведения бизнеса в структуре франчайзинга 10
1.3.1. Преимущества франчайзера и франчайзи 10
1.3.2 Франчайзинг как выгодное ведение бизнеса в условиях кризиса 13
Глава II. Сфера применения франчайзинговых структур и особенности применения франчайзинга в России 14
2.1. Становление франчайзинга 14
2.2. Законодательно-правовая база франчайзинга в РФ 17
2.3. Франчайзинг в России 21
Глава III. Современные франчайзинговые структуры в России и Зарубежье на примере корпорации Макдоналдс 23
3.1. Место франчайзинга в классификации хозяйственных объединений 23
3.2 McDonald’s Corporation как пример успешной франчайзинговой сети 26
Заключение 31
Список использованной литературы и источников 32
Приложение 1

Файлы: 1 файл

Курсоваая_МЭО.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

На основе проделанной  работы были сделаны соответствующие  выводы:

  • Франчайзинг – это не просто одна из многих форм ведения бизнеса, а целая система выстраивания взаимоотношений с партнером, имеющая свои правила, традиции, свою историю и свою философию. Франчайзинг не всегда является лучшим выбором, однако его применение возможно практически в любой отрасли хозяйства.
  • Главным преимуществом франчайзинга является: для франчайзера – возможность расширения без серьезных капиталовложений и рисков; для франчайзи – безопасный способ открыть свое собственное дело.
  • Франчайзинг в России продолжает развиваться, и отношения такого рода в нашей стране строятся на основе договора коммерческой концессии. Существуют некоторые препятствия для развития франчайзинга, которые присущи российской экономике, однако они не являются непреодолимыми.
  • Франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки, и основная цель, с которой он применяется – быстрое территориальное распространение зарекомендовавшего свою упешность бизнеса при минимальных затратах капатала. Возможность этого является основной выгодой компании-франчайзера, а для малого бизнеса франчайзинг привлекателен предоставлением «готового», зарекомендовавшего себя бизнеса с сохранением относительной свободы его ведения.

Список использованной литературы и источников

  1. ГК РФ, Глава 54 «Коммерческая концессия»
  2. Деловая Россия: гид по предприятиям. - журнал, №4 , май 2009
  3. Киреев А.П. Международные бизнес-схемы на основе франчайзинга., М., Экспо., 2005.
  4. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М., - 2001. –247 с.
  5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер, 2004.
  6. Майлер А. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей.-М.,-2002.- 315 с.
  7. Рогов В. Франчайзинг – эффективная форма сотрудничества. – Экономика и жизнь.-2001.-№5.-187 с.
  8. Спинелли Стивен «Franchising», 2006 –506 с.
  9. www.abc.informbureau.com – Экономический словарь
  10. www.bportal.ru
  11. www.coolidea.ru/franchising - каталог франшиз
  12. www.evolutsia.com
  13. www.e-xecutive.ru – Бизнес-энциклопедия
  14. www.e-xecutive.ru/blog/franchising - Блог-форум о франчайзинге
  15. www.franchisee.rusfranch.ru  - Российская Ассоциация Франчайзинга
  16. www.franchise-kooperation.com/gloss_fr.php - Глоссарий. Основные термины франчайзинга
  17. www.hoovers.com – Hoover's Business Research Company
  18. www.lawmix.ru - юридический портал
  19. www.mbs-seminar.ru - Moscow Business School
  20. www.mcdonalds.ru – МакДоналдс Россия
  21. www.omskcpp.ru - Центр поддержки предпринимательства
  22. www.rmhc.ru – фонд Роналда МакДоналда
  23. www.ru.wikipedia.org - Википедия
  24. www.russia-business.ru - портал малого бизнеса «Деловая Россия»

 

Приложение 1

В зависимости  от содержания франшизы (франчайзингового пакета) выделяются такие виды франчайзинга:

  • производственный;
  • товарный;
  • сервисный;
  • франчайзинг бизнес-формата.

Производственный  франчайзинг

Производственный  франчайзинг предполагает передачу франчайзером запатентованных технологий и сырья для производства определенного продукта. Чаще всего при этом франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология производства которых не разглашается.

В наибольшей степени  этот вид франчайзинга представлен  в производстве безалкогольных напитков. Практически все предприятия, осуществляющие разлив и упаковку продукции таких известных компаний, как Coca Cola, Pepsico и другие, осуществляют свою деятельность в рамках производственного франчайзинга. При этом франчайзер продает франчайзи необходимые для производства концентраты. Франчайзи затем распределяет готовую продукцию среди местных дилеров.

Производственный  франчайзинг имеет много общих  черт с лицензионным соглашением. Однако франчайзи в отличие от лицензиата во взаимоотношениях с потребителями, работая под фирменным наименованием или товарным знаком франчайзера, ассоциируется с ним и является представителем его товаров (услуг).

В рамках производственного  франчайзинга предметом соглашения является продажа на льготных условиях специального оборудования для производства определенной продукции. При этом франчайзинговый пакет, как правило, включает в себя: требования к производственным и складским помещениям, руководство по организации производства и инструкции по управлению производственным персоналом, право использования защищенных патентами технологий и торговой марки.

 

Франчайзинг товара

При товарном франчайзинге франчайзи на льготных условиях получает от франчайзера товары для их дальнейшей реализации. При этом франчайзером, как правило, выступает крупный производитель, предоставляющий франчайзи право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера товаров, изготовителем которых может быть как сам франчайзер, так и другие компании. Как правило, франчайзер поставляет франчайзи определенный товар в рамках оговоренного ассортимента для продажи по оговоренной технологии. В отличие от дилерских договоров, в рамках соглашений о торговом франчайзинге детально прописываются требования к технологии продаж и условия использования товарного знака. Кроме того, франчайзер, как правило, обеспечивает франчайзи финансовой (в случае приобретения или строительства объектов недвижимости), рекламной, консультационной и информационной поддержкой, предоставляя также услуги обучения и стажировки персонала.

Такой подход давал  гарантию производителям в том, что  их товары попадут к покупателям  точно в таком виде, в каком  они были созданы. При этом имя  и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили  все выгоды потребителям.

В целом, по мнению экспертов, товарный франчайзинг в большей степени выгоден франчайзеру, поскольку обеспечивает продвижение его товарного знака и расширение сети сбыта при минимальных капитальных и текущих затратах. Чаще всего товарный франчайзинг используется в продаже бензина, автомобилей, велосипедов, алкогольных и безалкогольных напитков и других товаров в рознице.

Сервисный франчайзинг

В рамках сервисного франчайзинга франчайзер, кроме передачи оборудования и предоставления права  на продажу услуг, осуществляет передачу технологий продаж, обслуживания клиентов, а также контролирует все аспекты их применения. В целом, сервисный франчайзинг представляет собой синтез двух описанных выше видов франчайзинга в сфере услуг. Сущность его заключается в том, что франчайзи предоставляется право на осуществление определенного вида деятельности под торговой маркой франчайзера.

Знакомая всем франчайзинговая система McDonalds наряду с товарным знаком и технологией  приготовления бутербродов имеет  свои стандарты внутреннего и внешнего дизайна помещений, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд и обслуживания клиентов.

Франчайзинг бизнес-формата

Наиболее же перспективным на сегодняшний день видом франчайзинга является франчайзинг  бизнес-формата. Здесь франчайзер, кроме прав на использование товарного знака, передает франчайзи отработанную модель организации и ведения бизнеса. Франчайзинг бизнес-формата предполагает составление франчайзером обширного пакета сопутствующих аренде торговой марки документов - так называемого brand-book, включающего в себя детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. В результате, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы. Во многих случаях, как это, например, происходит в сетях фаст-фуд McDonald's, франшизные точки обслуживаются централизованными поставками продуктов, следуют единому подходу в части технологического процесса, ассортимента, стиля обслуживания и так далее. Исключения в виде незначительных отклонений от стандарта допускаются очень редко. К примеру, несмотря на то, что во всем мире в ресторанах сети McDonald's напитки, содержащие алкоголь, не входят в ассортимент продукции, в Германии и Чехии в меню включено пиво, поскольку оно является неотъемлемой частью национальной культуры.

Франчайзер  при таком франчайзинге может  быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным  торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.

1  «История франчайзинга» - http://evolutsia.com/content/view/1329/36/

2  По данным Администрации малого бизнеса США.

3 ЦПП г. Омска - http://www.omskcpp.ru/info/franch1/

4 Глоссарий - http://franchise-kooperation.com/gloss_fr.php/

5 Эти и дальнейшие данные о долях объема инвестиций и продаж с сайта http://www.bportal.ru/franchise/

6 Ст. «Роялти» - http://ru.wikipedia.org/wiki/Роялти

7 Данные на июнь 2009 г. – «Ведомости», 22.06.2009, № 112 (2382)

8 Ст. «Об особенностях франчайзинга в России» -  http://russia-business.ru/page/show/articles/franchise/dr3.html

9 А. Майлер - Журнал "Деловая Россия: гид по предприятиям", № 4 , май 2009

10 официальный сайт Международной Ассоциации Франчайзинга в РФ и СНГ

11 На 2011 год - http://www.baskinrobbins.com/About

12 Г.К. Малышева - http://www.lawmix.ru/

13 Российская Ассоциация Франчайзинга - http://franchisee.rusfranch.ru/

14 А. Майлер - Журнал "Деловая Россия: гид по предприятиям", № 4 , май 2009

15 В.В. Зябриков. Презентация «Экономика предприятия и предпринимательства». Тема 4.

16 http://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/Стратегические_альянсы

17Совместное предприятие (СП) - Глоссарий.RU

18 McDonald’s — Financial Statements — Hoover’s

19 Макдоналдс - http://mcdonalds.ru




Информация о работе Сущность франчайзинговой концепции ведения бизнеса