Сущность франчайзинговой концепции ведения бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование франчайзинговой структуры как наиболее оптимальной формы ведения бизнеса. Для достижения поставленной мною цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга для франчайзера и франчайзи;
Изучить механизм работы франчайзинга и экономический механизм формирования взаимоотношений в нем;
Изучить законодательно-правовую базу франчайзинга в РФ (я предполагаю, что в других странах основные аспекты и понятия совпадают)

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Сущность франчайзинга 5
1.1. Понятие франчайзинга 5
1.2. Основные моменты договора франчайзинга 7
1.3.Преимущества ведения бизнеса в структуре франчайзинга 10
1.3.1. Преимущества франчайзера и франчайзи 10
1.3.2 Франчайзинг как выгодное ведение бизнеса в условиях кризиса 13
Глава II. Сфера применения франчайзинговых структур и особенности применения франчайзинга в России 14
2.1. Становление франчайзинга 14
2.2. Законодательно-правовая база франчайзинга в РФ 17
2.3. Франчайзинг в России 21
Глава III. Современные франчайзинговые структуры в России и Зарубежье на примере корпорации Макдоналдс 23
3.1. Место франчайзинга в классификации хозяйственных объединений 23
3.2 McDonald’s Corporation как пример успешной франчайзинговой сети 26
Заключение 31
Список использованной литературы и источников 32
Приложение 1

Файлы: 1 файл

Курсоваая_МЭО.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

Главную долю дохода франчайзера составляют текущие платежи, которые называются «роялти» и являются оплатой управленческой деятельности. В среднем, значение роялти выставляется на 6–7% от валового объема продаж франчайзи. Также роялти может рассчитываться, исходя из стоимости чистых продаж лицензионной продукции или её себестоимости, либо определяться в расчёте на единицу выпускаемой продукции.6 Кроме того, в зависимости от условий договора роялти может изменяться; также могут быть установлены его верхние и нижние пределы. Распространена практика, когда франчайзер получает роялти в виде наценки на продукцию, поставляемую партнерам.

Большинство договоров франчайзинга содержит положения о выплате определенных отчислений в совместный фонд рекламы и маркетинга. С точки зрения франчайзи, отчисления составляют в среднем 1,2-1,4% общего объема продаж. В договоре указывается, на что эти средства будут потрачены и кто будет ими управлять, а также каким образом франчайзер будет отчитываться перед франчайзи за расходы по этой статье. Весь объем рекламных инвестиций компании зависит от используемой схемы франчайзинга и обычно находится в границах от нескольких десятков тысяч до сотен тысяч долларов США, а в исключительных случаях может исчисляться и миллионами.

Еще одно возможное  положение договора – регулирование  поставок. Чаще всего франчайзер обязует франчайзи сотрудничать только с указанными поставщиками, либо с соответствующими критериям франчайзера. Иногда франчайзер может быть единственным поставщиком – в этом случае должна быть обеспечена уверенность франчайзи в том, что поставки осуществляются по справедливой цене. 

 В качестве вывода хотелось бы вернуться к идее о том, что именно договор составляет основу франчайзинговых отношений. Следует добавить, что законодательство обязывает включать в договор только основные пункты, которые касаются объема передаваемых франчайзи прав, его обязательств перед франчайзером и срока действия договора, а дополнительные положения остаются на усмотрении сторон. Это особенно ярко проявляется в используемом в России договоре коммерческой концессии (Глава 54 ГК РФ). Тем не менее, как российские, так и зарубежные франчайзеры не ограничиваются минимальными требованиями, а, наоборот, стремятся составить наиболее подробный договор, который освещал бы все возможные стороны партнерских отношений.

 

1.3.Преимущества ведения бизнеса в структуре франчайзинга

1.3.1. Преимущества франчайзера и  франчайзи

Преимущества  франчайзера:

Развитие франчайзинговой сети предприятий позволяет обойтись без огромных капиталовложений, которые трубуются для развития корпорации; при этом владелец каждого предприятия-франчайзи намного больше заинтересован в положительных результатах своей работы, чем наемный менеджер, управляющий филиалом. Риск потери капитала для франчайзера также в значительной мере сокращается: рискует, опять же, франчайзи.

Франчайзер  не занимается местными вопросами, ведение  которыми лежит на плечах партнеров, и может сосредоточиться на глобальном стратегическом планировании. Бизнес на местах при этом развивается не медленнее, чем при использовании других управленческих структур. Франчайзинг также может быть выгоден при экспансии бизнеса в новые регионы, в специфике которых гораздо лучше будут ориентироваться местные франчайзи.

Наконец, при  правильном составлении договора и  выборе партнеров будет расти  известность франчайзера, а заодно и его рыночная стоимость. К примеру, капитализация McDonald's Corporation составляет $64,2 млрд, при этом 79,8% из более чем 32 тысяч ресторанов управляются по франчайзингу.7

Еще одна выгода франчайзера кроется в облегчении правового оформления бизнеса. Так, франчайзер избавляется от необходимости создавать и регистрировать отделения или дочерние предприятия в отдаленных районах. Также он не обременен покупкой и обслуживанием земельных участков, оборудования и других основных фондов. Наконец, франчайзер не работает напрямую с персоналом создаваемых предприятий, а, значит, не несет в полной мере ответственности перед ними. При всем вышеперечисленном, предприятия-франчайзи, примыкают к системе франчайзера, который, согласно договору, может задавать почти такие же условия, как если бы они были его структурными подразделениями. Столь сильное снижение правовой нагрузки позволяет франчайзеру за более короткие сроки создавать более масштабные франчайзинговые сети.

 

Преимущества  франчайзи: 

Основная привлекательность франчайзинга с позиции франчайзи – возможность с минимальными затратами начать дело. При этом франчайзи — не работник франчайзера, а владелец собственного бизнеса, приобретенного по договору. Этот бизнес уже прошел испытание рынком, положительно зарекомендовал себя и признан как владельцем брэнда, так и потребителем. При этом франчайзер поделится как опытом прошлых лет, так и приобретенным в процессе сотрудничества, в том числе и с другими франчайзи.

Кроме того, без иных затрат на рекламу, кроме небольших отчислений, описанных в п.1.2, вся сила рекламной кампании франчайзера, как правило, масштабной, работает и на каждого конкретного франчайзи, что дает его продукции гораздо более широкую известность.

Франчайзер, как заинтересованная сторона, иногда может выступать гарантом при получении франчайзи кредитов или финансового лизинга. В частности, по этой причине банки и другие финансовые учреждения проявляют готовность работать с франчайзи.

Еще одно преимущество состоит в том, что франчайзи получает готовые каналы поставок сырья и материалов, причем распространяются зачастую по льготным ценам внутри сети, либо со скидками от сторонних поставщиков.

Особые  преимущества

Если говорить о Российской Федерации, российские банки, как правило, не слишком охотно выдают кредиты малому бизнесу – в первую очередь, из-за высокого риска разорения. Напомню статистику, которая приводилась в начале статьи: 85% предприятий разоряются в течение первых же нескольких лет. Франчайзинговые компании в этом отношении для банков куда более выигрышны: повторюсь, что только 12% компаний в течение первых пяти лет закрывается по различным причинам. Более квалифицированное бизнес-планирование и проработанная технология деятельности в этих компаниях также способствует снижению кредитных рисков. К тому же у франчайзинговых систем обычно за плечами длительная история, а значит и наработанный опыт ведения бизнеса. Да и наконец, «банкам просто удобнее кредитовать франчайзи – можно применить «поточную» технологию кредитования, что намного проще, чем разрабатывать отдельную схему кредитования для каждого предприятия в отдельности. «Поточность» возможна благодаря стандартизации ведения бизнеса во франчайзинговых компаниях.8» Кроме того, франчайзинговые предприятия характеризуются большей прозрачностью своей деятельности для банка, чем обычные малые предприятия.

Вдобавок, во многих кредитных организациях Западной Европы и США уже с середины 70-х  годов начали открываться специальные  отделения и департаменты по обслуживанию субъектов франчайзинга. Продолжается этот процесс и сейчас. Практика европейских банков показывает, что в результате работы с франчайзинговыми компаниями происходит значительный рост клиентской базы, притом за счет многообещающей и активно растущей категории клиентов. В России некоторые банки тоже пытаются внедрять кредитные программы для франчайзинга – однако пока что деталями эти программы мало отличаются от обычной системы кредитования малого бизнеса.

Как видно, существуют значительные выгоды от использования  франчайзинга, как для одной, так и для другой стороны. Таким образом, франчайзинг – сотрудничество не просто долгосрочное, но еще и взаимовыгодное на всем своем протяжении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.2 Франчайзинг как выгодное  ведение бизнеса в условиях  кризиса

Среди других явных последствий мирового финансово-экономического кризиса выделяется понижение платежеспособности как фирм, так и потребителей. Именно это следствие повлияло на привлекательность различных франшиз, и сейчас спрос сместился в сторону бизнеса, предлагающего потребителям товары по низким ценам. Среди таких предприятий – сети недорогого общественного питания, магазины одежды со скидками и пр. В данном случае франчайзинг позволяет инвестору оперативно реагировать на изменения спроса.

Однако, в целом, важнейшим показателем инвестиционной привлекательности бизнеса в условиях кризиса являются его устойчивость и надежность. С этой точки зрения любой крупный франчайзинговый бизнес будет привлекателен, поскольку он уже показал на практике свою успешность и жизнеспособность, и возможно, даже пережил не один кризис, что демонстрируют франчайзинговые компании с давней историей.

Еще одно следствие  кризиса – увеличение числа безработных, связанное со сворачиванием компаний либо с проведением сокращений персонала. Многие из этих людей, неожиданно ставших свободными, захотят попробовать себя в предпринимательстве, а в отсутствие опыта франчайзинг может стать для них наилучшим решением.9

Финансово-экономический  кризис предоставляет большое поле для использования франчайзинга. В одних случаях франчайзинг может стать лучшей из нескольких альтернатив, в других – предложить относительно простое решение проблемы.

 

Глава II. Сфера применения франчайзинговых структур и особенности применения франчайзинга в России

2.1. Становление франчайзинга

Практически любой вид бизнеса (более 70 отраслей хозяйства10) сегодня может быть расширен путем франчайзинга. Но такой популярности франчайзинг достиг лишь недавно, хотя истоки его уводят почти на 500 лет назад.

Франчайзинг начал зарождаться в Средние века, когда английские короли продавали дворянам лицензии на сбор налогов с различных территорий, с простых торговцев взимали плату за право продавать свои товары на специальных площадках, именуемых франчайзами (franchise). Позже, в XVII веке функционировали торговые гильдии, организация которых была похожа на современные франчайзинговые системы. Но значительным событием в истории франчайзинга стало введение схемы «связанных домов», согласно которой государство предоставляло право на торговлю спиртным только владельцам постоялых дворов путем продажи специальной лицензии. При этом большинство дворов не могло позволить себе соответствование требованиям лицензии и ее покупку, и тогда на помощь им пришли пивовары. Чтобы обеспечить себе рынок сбыта, они предоставляли владельцам денежные займы или сдавали в аренду имущество, выступая как своеобразные франчайзеры. При этом пивовар, обслуживающий двор, сохранял за собой право монополии на поставку туда спиртных напитков.

Франчайзинг в  своем современном виде впервые  был использован  в США в 1860-х, когда Айзек Зингер, производитель знаменитых швейных машин, начал заключать договоры с независимыми продавцами, в которых предоставлял им право покупать свои машины по $60 и продавать по $125, однако требовал реализовывать продукцию на оговоренной территории, а также осуществлять послепродажное обслуживание. Это позволило ему наладить продажи по всей территории США, что при условии создания сети собственных продавцов потребовало бы значительных капиталовложений.

Именно после  Зингера идея передачи права на обслуживание определенной территории стала находить применение во многих других отраслях хозяйства. Первые франшизы были в основном муниципальными – руководство городов предоставляло франшизы на перевозки, на использование системы канализации, а также на использование воды и газа, а потом и электричества.

Впоследствии  передачей прав на распространение  своей продукции стали активно  пользоваться крупные нефтеперерабатывающие  и автомобилестроительные компании. Если Форд прославился использованием поточной линии, то «Дженерал Моторс», ныне крупнейший автопроизводитель, а тогда молодая компания, преуспела за счет организации продаж паровых двигателей с помощью сети независимых дилеров. По договору, дилеры вкладывали свои средства в открытие предприятия, должны были действовать на определенной территории, обеспечивать должный уровень сервиса и поддерживать имидж «Дженерал Моторс». В свою очередь, компания гарантировала бесперебойные поставки продукции и защиту от действий других фирм. На сегодняшний день сеть компании формируют почти 11 тысяч дилеров только в США. Большинство других автопроизводителей по всему миру также осуществляют продвижение товара через франчайзинговые системы.

Еще один известный  пример крупной франчайзинговой  компании - «Кока-Кола», которая успешно функционирует уже на протяжении века. Компания предает своим франчайзи товарный знак, технологию и право на производство напитков, а также поставляет концентрат или сироп, который, из соображений защиты от недобросовестных конкурентов, производит самостоятельно.

Уже в 20-х годах  франчайзинг использовался в  основном оптовыми продавцами при сотрудничестве с розничными торговцами. Такой подход позволял небольшим автономным торговцам  успешно конкурировать с крупными розничными сетями, сохраняя относительную независимость.

Во время  Великой Депрессии в США крупные  нефтеперерабатывающие компании, в  качестве меры борьбы с убытками, перешли на управление бензоколонками как франчайзи. Сначала заправочные станции сдавались в аренду, при этом арендаторам предоставлялась относительная свобода в ценообразовании, что в итоге позволило увеличить продажи. Позже появились и полноценные франчайзи, которые организуют бензоколонку сами, а нефтяная компания, помимо бренда, предоставляет им бензин. На сегодняшний день подавляющее большинство заправочных станций функционируют именно на основах франчайзинга.

Еще одна знаменитая фигура в истории франчайзинга –  Ирвин Роббинс, который вместе со своим двоюродным братом Бертоном Баскином в 1945 году основал сеть кафе «Баскин Роббинс. 31 сорт мороженого». Отличаясь от других кафе бóльшим количеством сортов мороженого, их предприятие имело успех, однако при увеличении числа точек братья столкнулись с падением общей рентабельности и трудностями с налаживанием эффективного менеджмента. Придя к вполне современной идее о том, что у каждого кафе должен быть свой заинтересованный хозяин, они организовали продажу новых кафе желающим вести собственное дело. Братья оставили за собой право коммерческого планирования, а также сбыта основной продукции – мороженого. К 1949 году насчитывалось уже 40 точек «Баскин Роббинс», а сегодня их более 600011.

Информация о работе Сущность франчайзинговой концепции ведения бизнеса