Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:58, курсовая работа
Целью работы является исследование франчайзинговой структуры как наиболее оптимальной формы ведения бизнеса. Для достижения поставленной мною цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга для франчайзера и франчайзи;
Изучить механизм работы франчайзинга и экономический механизм формирования взаимоотношений в нем;
Изучить законодательно-правовую базу франчайзинга в РФ (я предполагаю, что в других странах основные аспекты и понятия совпадают)
Введение 3
Глава I. Сущность франчайзинга 5
1.1. Понятие франчайзинга 5
1.2. Основные моменты договора франчайзинга 7
1.3.Преимущества ведения бизнеса в структуре франчайзинга 10
1.3.1. Преимущества франчайзера и франчайзи 10
1.3.2 Франчайзинг как выгодное ведение бизнеса в условиях кризиса 13
Глава II. Сфера применения франчайзинговых структур и особенности применения франчайзинга в России 14
2.1. Становление франчайзинга 14
2.2. Законодательно-правовая база франчайзинга в РФ 17
2.3. Франчайзинг в России 21
Глава III. Современные франчайзинговые структуры в России и Зарубежье на примере корпорации Макдоналдс 23
3.1. Место франчайзинга в классификации хозяйственных объединений 23
3.2 McDonald’s Corporation как пример успешной франчайзинговой сети 26
Заключение 31
Список использованной литературы и источников 32
Приложение 1
Совместное
предприятие (Joint Venture, Joint Enterprise) – форма
организации компании, объединяющей
капиталы партнеров из двух и более
стран при осуществлении
В следующей
таблице приводится сравнительный анализ
трех форм хозяйственного объединения
по наиболее важным критериям (свод данных
из различных источников):
Таблица 1. Сравнительный анализ форм кооперативного
объединения
Критерий |
Франчайзинг |
Стратегический альянс |
Совместное предприятие |
Хозяйственная самостоятельность |
Да |
Да |
Ограничена |
Юридическая самостоятельность |
Да |
Да |
Нет |
Форма контроля |
Договор |
Договор |
Перекрестное владение акциями |
Интеграция |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Иерархия |
Прямая |
Инверсная |
Инверсная |
Объединение капиталов |
Нет |
Да |
Да |
Затраты капитала |
Низкие |
Высокие |
Высокие |
Передача технологий и опыта |
Да |
Да |
Да |
Совместное стратегическое планирование |
Нет |
Да |
Да |
Продолжительность отношений |
Долгосрочные |
Неопределенные |
Долгосрочные |
Общие цели |
Да |
Нет |
Нет |
Одинаковые функции |
Нет |
Нет |
Да |
Возможность участия конкурентов |
Нет |
Да |
Нет |
Наличие стороны, задающей условия |
Да |
Нет |
Возможно |
Очевидной отличительной особенностью совместного предприятия является создание нового юридического лица. За счет этого действует другая форма контроля, основанная на перекрестном владении акциями. В целом создание этой системы сложнее, чем основанной на договоре, однако такое единство обеспечивает высокую интеграцию и в целом большую стабильность. Совместное предприятие является лучшим решением для партнеров, которые желают создать общее производство и объединить капиталы и риски, а также каналы поставок и распространения и т.п.
Преимущество
стратегического альянса в
Наконец, преимущества
франчайзинга – в хозяйственной
свободе франчайзера и
С точки зрения малого бизнеса, предприниматель может использовать совместное предприятие с целью заимствования капитала и технологий, однако для тех, кто желает самостоятельно управлять предприятием, лучшим выборам будет франчайзинг.
О компании:
Название: Макдоналдс (McDonald’s Corporation)
Отрасль: общественное питание
Число точек: более 32000
Выручка: $24,07 млрд. (2010)
Чистая прибыль:
$4,94 млрд. (2010)18
Объем инвестиций: от $500 000 (включая стоимость
франшизы)
Офис франчайзера: Иллинойс, США
В каком бы уголке мира вы не оказались, вы всегда сможете найти МакДоналдс с неизменными гамбургерами внутри. Все началось с того, что братья МакДоналды приехали в Калифорнию в начале Великой депрессии в поисках работы в Голливуде. После нескольких попыток открыть свое дело, братья решили присоединиться к ресторанному бизнесу, а именно к системе недорогих закусочных drive-in, где клиентов обслуживали прямо в машинах (1948 г.). Среди их новшеств – буажная посуда и первое применение поточной линии на кухне. В результате их гамбургеры стоили в два раза дешевле, чем у конкурентов, и дела шли хорошо.
В 1954 году их бизнес
заметил предприниматель Рэй
Крок, о котором уже шла речь. Оценив выгоды, он предложил
братьям сотрудничество и франчайзинговую
стратегию. Макдоналды согласились, и
скоро их франшизы покупались с такой
же охотой, как и их еда.
В 1955 году, когда официально была основана
компания McDonald's, франшиза стоила $950.
Крок постепенно становился единоличным управленцем компании и вырабатывал собственные правила бизнеса – в частности, выбрал детей в качестве основной целевой аудитории, ввел строгую униформу для персонала. Первоначально Крок брал на работу только мужчин, но затем был вынужден нанимать и женщин, в связи с чем установил негласное правило – принимать только непривлекательных женщин, чтобы они не отвлекали никого от рабочего процесса. Наконец, в 1958 году у «Макдоналдс» появилась первое «операционное пособие» - указания по приготовлению блюд и обслуживанию посетителей в 75 страниц. Теперь в этой книге страниц ровно в 10 раз больше, и ее называют «CDP - материалы по обучению работников».
Сеть росла быстро: через 2 года после основания компании работали уже 40 закусочных; еще через год – 80. В 1961 году Крок выкупил компанию за $2,7 млн. и стал единоличным владельцем. Напомню, что сегодня капитализация компании составляет $64,2 млрд.
В настоящее время Макдоналдс – вторая в мире франчайзинговая сеть (с незначительным отставанием от Subway). Среди ее несомненных достоинств – всемирная известность, обожание детьми, высокие стандарты производства, а также устойчивость к конкуренции и к кризисам.
Но есть и недостатки. В первую очередь это высокая стоимость франшизы и жесткие требования к франчайзи; кроме этого,популярность компании снижается вследствие постоянных споров о вреде ее продукции для здоровья.
Принципы работы компании, заложенные Кроком, сохранились и по сей день: их называют ККЧиД, что расшифровывается следующим образом: Качество, Культура обслуживания, Чистота и Доступность. Эти принципы довольно просты; тем не менее, компания, которая опирается на них, получает стабильный приток прибыли на протяжении вот уже 50 лет. Этому существует объяснение.
Во-первых, следует отметить тот немаловажный факт, что корпорация Макдоналдс не ориентирована на только производство. Как мы видим из истории, два брата были заинтересованы в получении прибыли в послевоенной Америке. А этого добиться можно было только путем удовлетворения ожиданий посетителей.
Во-вторых, возвращаясь к началу параграфа, следует подчеркнуть, что все рестораны корпорации работают на основе конвейера. В любом ресторане сети Макдоналдс существует условное разделение площади всего помещения на несколько частей: служебное помещение, где хранится вся сырая продукция и переодеваются работники; происходит приготовление реализуемой продукции; собственно само место, где происходит продажа готовой продукции посетителям и территория, отведенная для посетителей. Каждая из этих частей подразделяется ещё на несколько участков. В данном случае рассмотрим только две части – кухня (где происходит приготовление всей реализуемой продукции) и прилавок. Начиная с кухни, следует отметить, что каждый работник выполняет только свою работу, т.е. чёткое разделение труда и обязанностей каждого члена команды ресторана, включая как менеджеров, так и обычных работников. Так, например, один работник только жарит булочки, другой только «заправляет» их, третий готовит мясо, а четвертый собирает готовые сандвичи и несет их менеджеру на упаковку. Существует так же разделение кухни, как по размеру мясных полуфабрикатов, так и по качественному составу. Например, куриную продукцию и продукцию из рыбных котлет готовят уже другие работники в другой части кухни. Переходя к части «прилавок» нужно указать, что существует разделение на обслуживание посетителей в зале и обслуживание посетителей по концепции МакАвто (это была изначальная концепция работы ресторана – быстрое и качественное обслуживание). Специфика обслуживания посетителей на машинах заключается также в конвейере, а именно в том, что, как и на кухне, каждый выполняет свои обязанности. Так, к примеру, для каждого часа выводится таблица, в которой чётко указано сколько нужно работников на станции для каждого часа в зависимости от товарооборота (в корпорации он носит название «средний GC в час») и какие обязанности они должны выполнять. Система обслуживания посетителей в зале намного проще – все обязанности выполняет один человек (в большинстве случаев).
Подводя итог всему вышесказанному, следует рассмотреть подробно этот принцип ККЧиД. Начиная с последней буквы этого стандарта, нужно обратить внимание на тот не маловажный факт, что братья Макдоналд присоединились к системе дешевых закусочных, а из этого следует, что вся концепция корпорации ориентирована на широкую и разнообразную массу потребителей. Надо было понимать, что такая система подразумевает большой товарооборот. Поэтому как в конвейер на производстве, так и в обслуживание посетителей были введены жёсткие рамки по обслуживанию посетителей и производству продукции. Здесь вступают в действие первые две буквы названного в начале принципа – КК (культура и качество). Пожалуй, еще сам Рей Крок понимал, что это будет одна из наилучших реклам всей сети ресторанов - где бы посетители ни путешествовали, они могут рассчитывать на те качества, как в каждом McDonalds , который они посетили. Например, существует стандарт, согласно которому один посетитель обслуживается у кассира не больше 60 секунд, а общее время обслуживания должно составлять не более 3 мин. 30 секунд. Это позволяет потребителю получить свежую, горячую, безопасную и аппетитную продукцию. И, соответственно, высокие требования к чистоте во всём ресторане, на всех станциях.
Однако корпорация Макдоналдс прославилась по всему миру не только своим сервисом. У Крока были блестящие идеи маркетинга, которые строились на выигрышных стратегиях. Одной из таких идей стал «университет гамбургерологии», открытый в 1961 году в Элк-Гроув, штат Иллинойс, а также дебют "Роналда Макдоналда"-клоуна-волшебника в 1963 году. Программа «Роналд Макдоналд» и по сей день широко используется по всех ресторанах сети. Но это была не последняя маркетинговая программа, принятая в корпорации. На сегодняшний день в каждом ресторане находится координатор (человек, который обучает персонал) и папка с названием – пособие по локальному маркетингу (в компании его называют сокращенно LRM), в котором чётко прописаны все программы LRM, инструкции к их проведению и инструкции по общению с посетителями для недавно обученного персонала. Так, например, на каждый ресторан приходится команда из всего штата работников, которая именуется как hostess, как раз и занимающаяся локальным маркетингом ресторана (при входе в ресторан, по правилам, вас должна встретить девушка или молодой человек в красной рубашке, дружелюбно поприветствовать и любезно предложить помочь найти место). Возвращаясь к одной из основных маркетинговых программ – «Роналд Макдоналд», стоит подчеркнуть, что в меню каждого ресторана Макдоналдс есть детское меню – Happy meal. И это неслучайно, также можно заметить, что развивающаяся концепция корпорации была ориентирована не только на обслуживание посетителей на машинах, но и в зале. Исходя из этого, можно предположить, что в такие рестораны будут ходить семьи, в которых, в большинстве, есть дети. А это значит, что эта программа была изначально ориентирована на детскую целевую аудиторию для выполнения сразу двух целей – увеличение частоты посещений для повышения товарооборота и исключительного обслуживания.
Суммируя описанный принцип ККЧиД и маркетинговые программы корпорации, следует рассказать о таком понятии корпорации как Обещание. Он рассчитывается по формуле:
ККЧиД + удовлетворение посетителей = Обещание Бренда19
Два основных фактора в каждом ресторане определяют, будут ли работники хорошо выполнять Обещание Бренда:
Научить персонал предоставлять ККЧиД – задача франчайзера. Как было написано в Главе I моей курсовой работы, франчайзинговая схема работы предприятия подразумевает обучение вновь набранного персонала отработанным там технологиям и методам работы. Для этого корпорацией Макдоналдс были разработаны специальные классы по обучению штата. Например, структура ресторана предполагает наличие (от низшего звания к высшему по иерархии):
Основная роль обучения возлагается на инструкторов. В каждом ресторане находятся единый для всей корпорации справочный материал – вышеупомянутый CDP.
Пример компании МакДоналдс показывает, как подробное руководство франчайзера, а также осуществление поддержки с его стороны приводит к стабильности в получении прибыли и в деятельности компании вообще. Хоть стоимость франшизы МакДоналдс и является одной из самых высоких, компания все равно остается привлекательной для новых франчайзи за счет своей простой, но в то же время тщательно продуманной бизнес-системы.
Подвести итог можно следующим образом:
Целью работы являлось исследование франчайзинговой структуры как наиболее оптимальной формы ведения бизнеса. Для этого в ходе исследования было определено понятие и выделены преимущества и недостатки системы франчайзинга для франчайзера и франчайзи, а так же, преимущества использования этой структуры ведения бизнеса в условиях кризиса, был изучен механизм работы франчайзинга и законодательно-правовая база франчайзинга и сделан сравнительный анализ наиболее близких к франчайзингу форм копроративного объединения. Так же в качестве практической части, был приведен пример успешной франзчайзинговой сети - McDonald’s Corporation.
Информация о работе Сущность франчайзинговой концепции ведения бизнеса