Сущность франчайзинговой концепции ведения бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование франчайзинговой структуры как наиболее оптимальной формы ведения бизнеса. Для достижения поставленной мною цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга для франчайзера и франчайзи;
Изучить механизм работы франчайзинга и экономический механизм формирования взаимоотношений в нем;
Изучить законодательно-правовую базу франчайзинга в РФ (я предполагаю, что в других странах основные аспекты и понятия совпадают)

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Сущность франчайзинга 5
1.1. Понятие франчайзинга 5
1.2. Основные моменты договора франчайзинга 7
1.3.Преимущества ведения бизнеса в структуре франчайзинга 10
1.3.1. Преимущества франчайзера и франчайзи 10
1.3.2 Франчайзинг как выгодное ведение бизнеса в условиях кризиса 13
Глава II. Сфера применения франчайзинговых структур и особенности применения франчайзинга в России 14
2.1. Становление франчайзинга 14
2.2. Законодательно-правовая база франчайзинга в РФ 17
2.3. Франчайзинг в России 21
Глава III. Современные франчайзинговые структуры в России и Зарубежье на примере корпорации Макдоналдс 23
3.1. Место франчайзинга в классификации хозяйственных объединений 23
3.2 McDonald’s Corporation как пример успешной франчайзинговой сети 26
Заключение 31
Список использованной литературы и источников 32
Приложение 1

Файлы: 1 файл

Курсоваая_МЭО.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

Совместное  предприятие (Joint Venture, Joint Enterprise) – форма  организации компании, объединяющей капиталы партнеров из двух и более  стран при осуществлении совместного  управления, совместного распределения  прибыли и рисков17.

В следующей  таблице приводится сравнительный анализ трех форм хозяйственного объединения по наиболее важным критериям (свод данных из различных источников): 
Таблица 1. Сравнительный анализ форм кооперативного объединения

Критерий

Франчайзинг

Стратегический  альянс

Совместное  предприятие

Хозяйственная самостоятельность

Да

Да

Ограничена

Юридическая самостоятельность

Да

Да

Нет

Форма контроля

Договор

Договор

Перекрестное  владение акциями

Интеграция

Низкая

Средняя

Высокая

Иерархия

Прямая

Инверсная

Инверсная

Объединение капиталов

Нет

Да

Да

Затраты капитала

Низкие

Высокие

Высокие

Передача технологий и опыта

Да

Да

Да

Совместное  стратегическое планирование

Нет

Да

Да

Продолжительность отношений

Долгосрочные

Неопределенные

Долгосрочные

Общие цели

Да

Нет

Нет

Одинаковые  функции

Нет

Нет

Да

Возможность участия  конкурентов

Нет

Да

Нет

Наличие стороны, задающей условия

Да

Нет

Возможно


Очевидной отличительной  особенностью совместного предприятия  является создание нового юридического лица. За счет этого действует другая форма контроля, основанная на перекрестном владении акциями. В целом создание этой системы сложнее, чем основанной на договоре, однако такое единство обеспечивает высокую интеграцию и в целом большую стабильность. Совместное предприятие является лучшим решением для партнеров, которые желают создать общее производство и объединить капиталы и риски, а также каналы поставок и распространения и т.п.

Преимущество  стратегического альянса в самой  широкой сфере его применения, а также разнообразии способов достижения цели. Однако существуют и недостатки: во-первых, есть риск потери конкурентных преимуществ за счет предоставления информации партнерам; во-вторых, участники альянса могут преследовать совершенно разные цели, что, в свою очередь, может повлиять на результат совместной деятельности. Исходя из этого, стратегические альянсы создаются для выполнения отдельных проектов, после чего прекращаются.

Наконец, преимущества франчайзинга – в хозяйственной  свободе франчайзера и франчайзи, а также в заинтересованности обеих сторон в долгосрочных партнерских отношениях для достижения общих целей. Хоть одна сторона отношений (франчайзер) и является задающей условия, это не вредит работе системы в целом, так как франчайзер и франчайзи делают различные части общей работы. Кроме того, франчайзинг не требует больших капиталовложений, и потому является лучшим способом «тиражирования успеха», быстрого расширения зарекомендовавшего себя бизнеса.

С точки зрения малого бизнеса, предприниматель может  использовать совместное предприятие  с целью заимствования капитала и технологий, однако для тех, кто желает самостоятельно управлять предприятием, лучшим выборам будет франчайзинг.

 

 

 

 

3.2 McDonald’s Corporation как пример успешной франчайзинговой сети

О компании:

Название: Макдоналдс (McDonald’s Corporation) 
Отрасль: общественное питание

Число точек: более 32000

Выручка: $24,07 млрд. (2010)

Чистая прибыль: $4,94 млрд. (2010)18 
Объем инвестиций: от $500 000 (включая стоимость франшизы) 
Офис франчайзера: Иллинойс, США

В каком бы уголке мира вы не оказались, вы всегда сможете  найти МакДоналдс с неизменными  гамбургерами внутри. Все началось с того, что братья МакДоналды приехали в Калифорнию в начале Великой депрессии в поисках работы в Голливуде. После нескольких попыток открыть свое дело, братья решили присоединиться к ресторанному бизнесу, а именно к системе недорогих закусочных drive-in, где клиентов обслуживали прямо в машинах (1948 г.). Среди их новшеств – буажная посуда и первое применение поточной линии на кухне. В результате их гамбургеры стоили в два раза дешевле, чем у конкурентов, и дела шли хорошо.

В 1954 году их бизнес заметил предприниматель Рэй  Крок, о котором уже шла речь. Оценив выгоды, он предложил братьям сотрудничество и франчайзинговую стратегию. Макдоналды согласились, и скоро их франшизы покупались с такой же охотой, как и их еда. 
В 1955 году, когда официально была основана компания McDonald's, франшиза стоила $950.

Крок постепенно становился единоличным управленцем  компании и вырабатывал собственные  правила бизнеса – в частности, выбрал детей в качестве основной целевой аудитории, ввел строгую униформу для персонала. Первоначально Крок брал на работу только мужчин, но затем был вынужден нанимать и женщин, в связи с чем установил негласное правило – принимать только непривлекательных женщин, чтобы они не отвлекали никого от рабочего процесса. Наконец, в 1958 году у «Макдоналдс» появилась первое «операционное пособие» - указания по приготовлению блюд и обслуживанию посетителей в 75 страниц. Теперь в этой книге страниц ровно в 10 раз больше, и ее называют «CDP - материалы по обучению работников».

Сеть росла  быстро: через 2 года после основания  компании работали уже 40 закусочных; еще через год – 80. В 1961 году Крок выкупил компанию за $2,7 млн. и стал единоличным владельцем. Напомню, что сегодня капитализация компании составляет $64,2 млрд.

В настоящее  время Макдоналдс – вторая в мире франчайзинговая сеть (с незначительным отставанием от Subway). Среди ее несомненных достоинств – всемирная известность, обожание детьми, высокие стандарты производства, а также устойчивость к конкуренции и к кризисам.

Но есть и  недостатки. В первую очередь это  высокая стоимость франшизы и  жесткие требования к франчайзи; кроме этого,популярность компании снижается вследствие постоянных споров о вреде ее продукции для здоровья.

Принципы работы компании, заложенные Кроком, сохранились  и по сей день: их называют ККЧиД, что расшифровывается следующим образом: Качество, Культура обслуживания, Чистота и Доступность. Эти принципы довольно просты; тем не менее, компания, которая опирается на них, получает стабильный приток прибыли на протяжении вот уже 50 лет. Этому существует объяснение.

Во-первых, следует отметить тот немаловажный факт, что корпорация Макдоналдс не ориентирована на только производство. Как мы видим из истории, два брата были заинтересованы в получении прибыли в послевоенной Америке. А этого добиться можно было только путем удовлетворения ожиданий посетителей.

Во-вторых, возвращаясь к началу параграфа, следует подчеркнуть, что все рестораны корпорации работают на основе конвейера. В любом ресторане сети Макдоналдс существует условное разделение площади всего помещения на несколько частей: служебное помещение, где хранится вся сырая продукция и переодеваются работники; происходит приготовление реализуемой продукции; собственно само место, где происходит продажа готовой продукции посетителям и территория, отведенная для посетителей. Каждая из этих частей подразделяется ещё на несколько участков. В данном случае рассмотрим только две части – кухня (где происходит приготовление всей реализуемой продукции) и прилавок. Начиная с кухни, следует отметить, что каждый работник выполняет только свою работу, т.е. чёткое разделение труда и обязанностей каждого члена команды ресторана, включая как менеджеров, так и обычных работников. Так, например, один работник только жарит булочки, другой только «заправляет» их, третий готовит мясо, а четвертый собирает готовые сандвичи и несет их менеджеру на упаковку. Существует так же разделение кухни, как по размеру мясных полуфабрикатов, так и по качественному составу. Например, куриную продукцию и продукцию из рыбных котлет готовят уже другие работники в другой части кухни. Переходя к части «прилавок» нужно указать, что существует разделение на обслуживание посетителей в зале и обслуживание посетителей по концепции МакАвто (это была изначальная концепция работы ресторана – быстрое и качественное обслуживание). Специфика обслуживания посетителей на машинах заключается также в конвейере, а именно в том, что, как и на кухне, каждый выполняет свои обязанности. Так, к примеру, для каждого часа выводится таблица, в которой чётко указано сколько нужно работников на станции для каждого часа в зависимости от товарооборота (в корпорации он носит название «средний GC в час») и какие обязанности они должны выполнять. Система обслуживания посетителей в зале намного проще – все обязанности выполняет один человек (в большинстве случаев).

Подводя итог всему вышесказанному, следует рассмотреть подробно этот принцип ККЧиД. Начиная с последней буквы этого стандарта, нужно обратить внимание на тот не маловажный факт, что братья Макдоналд присоединились к системе дешевых закусочных, а из этого следует, что вся концепция корпорации ориентирована на широкую и разнообразную массу потребителей. Надо было понимать, что такая система подразумевает большой товарооборот. Поэтому как в конвейер на производстве, так и в обслуживание посетителей были введены жёсткие рамки по обслуживанию посетителей и производству продукции. Здесь вступают в действие первые две буквы названного в начале принципа – КК (культура и качество). Пожалуй, еще сам Рей Крок понимал, что это будет одна из наилучших реклам всей сети ресторанов - где бы посетители ни путешествовали, они могут рассчитывать на те качества, как в каждом McDonalds , который они посетили. Например, существует стандарт, согласно которому один посетитель обслуживается у кассира не больше 60 секунд, а общее время обслуживания должно составлять не более 3 мин. 30 секунд. Это позволяет потребителю получить свежую, горячую, безопасную и аппетитную продукцию. И, соответственно, высокие требования к чистоте во всём ресторане, на всех станциях.

Однако корпорация Макдоналдс прославилась по всему миру не только своим сервисом. У Крока были блестящие идеи маркетинга, которые строились на выигрышных стратегиях. Одной из таких идей стал «университет гамбургерологии», открытый в 1961 году в Элк-Гроув, штат Иллинойс, а также дебют "Роналда Макдоналда"-клоуна-волшебника в 1963 году. Программа «Роналд Макдоналд» и по сей день широко используется по всех ресторанах сети. Но это была не последняя маркетинговая программа, принятая в корпорации. На сегодняшний день в каждом ресторане находится координатор (человек, который обучает персонал) и папка с названием – пособие по локальному маркетингу (в компании его называют сокращенно LRM), в котором чётко прописаны все программы LRM, инструкции к их проведению и инструкции по общению с посетителями для недавно обученного персонала. Так, например, на каждый ресторан приходится команда из всего штата работников, которая именуется как hostess, как раз и занимающаяся локальным маркетингом ресторана (при входе в ресторан, по правилам, вас должна встретить девушка или молодой человек в красной рубашке, дружелюбно поприветствовать и любезно предложить помочь найти место). Возвращаясь к одной из основных маркетинговых программ – «Роналд Макдоналд», стоит подчеркнуть, что в меню каждого ресторана  Макдоналдс есть детское меню – Happy meal. И это неслучайно, также можно заметить, что развивающаяся концепция корпорации была ориентирована не только на обслуживание посетителей на машинах, но и в зале. Исходя из этого, можно предположить, что в такие рестораны будут ходить семьи, в которых, в большинстве, есть дети. А это значит, что эта программа была изначально ориентирована на детскую целевую аудиторию для выполнения сразу двух целей – увеличение частоты посещений для повышения товарооборота и исключительного обслуживания.

Суммируя описанный  принцип ККЧиД и маркетинговые  программы корпорации, следует рассказать о таком понятии корпорации как Обещание. Он рассчитывается по формуле:

 ККЧиД + удовлетворение посетителей = Обещание Бренда19

Два основных фактора в каждом ресторане определяют, будут ли работники хорошо выполнять Обещание Бренда:

  • Работники должны чувствовать себя хорошо, работая в Макдоналдс
  • Они должны быть способны предоставлять ККЧиД на превосходном уровне

Научить персонал предоставлять ККЧиД – задача франчайзера. Как было написано в Главе I моей курсовой работы, франчайзинговая схема работы предприятия подразумевает обучение вновь набранного персонала отработанным там технологиям и методам работы. Для этого корпорацией Макдоналдс были разработаны специальные классы по обучению штата. Например, структура ресторана предполагает наличие (от низшего звания к высшему по иерархии):

    1. Работников
    2. Инструктора
    3. Свит-менеджеры (кандидаты в свинг-менеджеры)
    4. Свинг-менеджеры (менеджеры участков)
    5. Менеджер-трейни (обучающийся менеджер, в будущем кандидаты в помощники директора)
    6. 2 ассистент директора
    7. 1 ассистент директора
    8. Директор
    9. Управляющий

Основная роль обучения возлагается на инструкторов. В каждом ресторане находятся  единый для всей корпорации справочный материал – вышеупомянутый CDP.

Пример компании МакДоналдс показывает, как подробное руководство франчайзера, а также осуществление поддержки с его стороны приводит к стабильности в получении прибыли и в деятельности компании вообще. Хоть стоимость франшизы МакДоналдс и является одной из самых высоких, компания все равно остается привлекательной для новых франчайзи за счет своей простой, но в то же время тщательно продуманной бизнес-системы.

 

Заключение

Подвести итог можно следующим образом:

Целью работы являлось исследование франчайзинговой структуры как наиболее оптимальной формы ведения бизнеса. Для этого в ходе исследования было определено понятие и выделены преимущества и недостатки системы франчайзинга для франчайзера и франчайзи, а так же, преимущества использования этой структуры ведения бизнеса в условиях кризиса, был изучен механизм работы франчайзинга и законодательно-правовая база франчайзинга и сделан сравнительный анализ наиболее близких к франчайзингу форм копроративного объединения. Так же в качестве практической части, был приведен пример успешной франзчайзинговой сети -  McDonald’s Corporation.

Информация о работе Сущность франчайзинговой концепции ведения бизнеса