Сущность франчайзинговой концепции ведения бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование франчайзинговой структуры как наиболее оптимальной формы ведения бизнеса. Для достижения поставленной мною цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие и выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга для франчайзера и франчайзи;
Изучить механизм работы франчайзинга и экономический механизм формирования взаимоотношений в нем;
Изучить законодательно-правовую базу франчайзинга в РФ (я предполагаю, что в других странах основные аспекты и понятия совпадают)

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Сущность франчайзинга 5
1.1. Понятие франчайзинга 5
1.2. Основные моменты договора франчайзинга 7
1.3.Преимущества ведения бизнеса в структуре франчайзинга 10
1.3.1. Преимущества франчайзера и франчайзи 10
1.3.2 Франчайзинг как выгодное ведение бизнеса в условиях кризиса 13
Глава II. Сфера применения франчайзинговых структур и особенности применения франчайзинга в России 14
2.1. Становление франчайзинга 14
2.2. Законодательно-правовая база франчайзинга в РФ 17
2.3. Франчайзинг в России 21
Глава III. Современные франчайзинговые структуры в России и Зарубежье на примере корпорации Макдоналдс 23
3.1. Место франчайзинга в классификации хозяйственных объединений 23
3.2 McDonald’s Corporation как пример успешной франчайзинговой сети 26
Заключение 31
Список использованной литературы и источников 32
Приложение 1

Файлы: 1 файл

Курсоваая_МЭО.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

 Наконец, франчайзинг в его современном виде, или франчайзинг бизнес-формата был впервые применен в 1955 году основателем McDonald`s Рэем Кроком (Ray Kroc). Компания подробно рассматривается далее, в Главе III.

1960 - 70ые годы - время расцвета франчайзингового бизнеса, однако в это же время разразились и скандалы. Причиной стало появление огромного числа франчайзинговых компаний, которые попросту брали деньги и пропадали. Так же причиной являлось наличие фирм с недостаточной капитализацией, которые достаточно быстро разорялись, обрекая франчайзи на такую же судьбу. Для обеспечения справедливых франчайзинговых взаимоотношений были созданы Международная Ассоциация Франчайзинга и Европейская Ассоциация Франчайзинга.

В 1997 году в США доля франчайзинговых компаний превысила 40% общего объема торговли американского рынка.

Как можно проследить по истории эволюции франчайзинга, он всегда применялся в новых, неизвестных ранее ситуациях, и являлся наилучшим решением проблемы. Опыт франчайзинга XX века широко применяется сегодня, при этом остаются также большие возможности для его развития. Кроме того, франчайзинг в наши дни особенно актуален в связи с усилившейся транснационализацией производства и сбыта.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Законодательно-правовая база франчайзинга в РФ

Если взглянуть  во стороны, франчайзинг в некоторой степени основан на подмене субъекта: компания-франчайзи действует на рынке, используя чужое имя, брэнд франчайзера. Узнать, принадлежит ли предприятие другой крупной компании, или действует на основах франчайзинга, можно только из его учредительных документов.

В Гражданском кодексе РФ франчайзинговые отношения регулируются в основном Главой 54, которая называется «Коммерческая концессия». Целый ряд положений Гражданского кодекса вполне отвечает международным критериям, на основании которых выделяются отношения франчайзинга (в ГК стороны именуются как «правообладатель» и «пользователь», однако я далее буду обозначать стороны общепринятыми в мировой практике терминами):

· Одна из сторон, франчайзер, предоставляет другой стороне, франчайзи, комплекс исключительных прав, в т.ч. фирменное наименование и / или коммерческую информацию (ст. 1027, п. 1 ГК РФ).

· Франчайзи использует деловую  репутацию и коммерческий опыт франчайзера  в определенном объеме, на определенной территории (по договоренности), в определенной сфере: продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг (ст. 1027, п. 2 ГК РФ).

· Франчайзи  выплачивает франчайзеру вознаграждение в форме фиксированных разовых  или периодических платежей, отчислений от выручки или наценки на оптовую цену товаров (ст. 1030 ГК РФ).

Защита прав и интересов  потребителей с помощью положения о государственной регистрации договора коммерческой концессии или договора франчайзинга (ст. 1028, п. 2 ГК РФ). Закон также вменяет франчайзи сообщать потребителю о наличии посреднических отношений и обеспечивать надлежащее качество предлагаемых товаров, работ, услуг (ст. 1032 ГК РФ) и ответственность франчайзера по требованиям, предъявляемым к франчайзи (ст. 1034 ГК РФ).

Существуют особые положения Гражданского кодекса, которые введены в интересах франчайзи. Они уточняют нормы существующего антимонопольного законодательства применительно к договору франчайзинга (например, ст. 1033, п. 2 ГК РФ) и должны рассматриваться с ними совместно.

Франчайзинговая система  обеспечивает правовую защищенность франчайзи  тем, что дает ему возможность  функционировать, используя широко известную торговую марку, и перекладывает на франчайзера заботу о ее документальном оформлении и поддержании правового статуса.

«Право на интеллектуальную собственность и понятие конфиденциальности коммерческой информации, предложенные законом, наряду с принятым ранее Законом о товарных знаках, составили основу для создания правовой базы франчайзинга, а окончательно правовое оформление его отношений как договора коммерческой концессии в сфере предпринимательской деятельности предложено во второй части Гражданского кодекса.» 12

Договор считается  заключенным, если стороны достигли соглашения по всем его существенным условиям, при том, что форма договора соответствует подлежащему случаю (ст.432 п.1 ГК РФ). Порядок заключения договора предусматривает направление предложения заключить договор (оферты) одной из сторон и ее принятия (акцепта) - другой (ст. 432 п.2 ГК РФ). Предложение должно содержать все существенные условия договора, о которых говорилось выше, и четко выражать намерение того, кто сделал предложение, например, франчайзи (ст.435 ГК РФ). (Недопустимы для франчайзинговой структуры предприятий – устная и публичная оферты (ст. 1028 ГК РФ)). Закон считает существенными три категории условий:

1. Условия о  предмете договора (к примеру, комплекс исключительных прав, закрепленных за франчайзером для договора франчайзинга);

2. Условия, существенные  или необходимые для договоров  данного вида в соответствии  с законом или иными правовыми  актами (например, предоставление по  договору франчайзинга комплекса исключительных прав за вознаграждение);

3. Условия, по  которым должно быть достигнуто  соглашение (пример: одна из сторон настаивает на нотариальном удостоверении договора; в этом случае договор считается законным именно с момента заверения нотариусом, даже если закону этого не требуется).

Договор франчайзинга заключается между франчайзером и несколькими франчайзи на продолжительный срок. Он будет востребован часто и в течении многих лет, поэтому такой договор должен быть тщательно подготовлен. Важное свойство договора франчайзинга – он одинаков для всех франчайзи. Как правило, договор содержит определение «интеллектуальной собственности» франчайзера. Также в договор должен присутствовать механизм, используя который франчайзер будет контролировать стандарты среди франчайзи. Случай, когда такой контроль невозможен, отрицательно влияет на эффективность всей системы. И, наоборот, ситуация, когда франчайзер управляет системой, является лучшей защитой интересов франчайзи.

Согласно одному из стандартных условий договора франчайзинга, вся схема работы бизнеса должна быть раскрыта перед франчайзи. В обязанности франчайзера также входит обучение франчайзи данному виду бизнеса. Кроме этого, договор обязывает франчайзи следовать всем стандартам производства. Помимо договора франчайзинга существует и операционное пособие (пособие по функционированию предприятия). Оно может быть изменено и расширено. Франчайзинговая система так же может быть в какой-то момент времени изменена. Но это не означает, что франчайзер имеет право пренебречь операционным пособием. В договоре франчайзинга также должен быть указан срок его действия. Франчайзи, не допустивший грубых нарушений на протяжении действия договора, имеет преимущественное право на заключение нового договора на аналогичных условиях. Необходимо координировать срок действия договора со сроком действия аренды помещений, иначе франчайзи может оказаться в ситуации, в которой он несет расходы по обслуживанию основных средств, но не имеет права вести бизнес с их использованием.

В соответствии с договором франчайзер предоставляет франчайзи право использования комплекса исключительных прав за вознаграждение (ст.1027 ГК РФ). Порядок выплаты вознаграждения, изложенный в Гражданском кодексе, следует рассматривать как рекомендацию. Закон предлагает фиксированные разовые или периодические платежи, отчисления от выручки или наценку на оптовую цену товаров, которыми франчайзер снабжает франшизное предприятие (ст.1030 ГК РФ). Эти виды дохода уже были подробно рассмотрены в Главе 1.

Договор франчайзинга может включать положение о субфранчайзинге. Согласно этой схеме, франчайзи имеет право перепродавать франшизу субфранчайзи (в пределах определенной территории), по отношению к которым он будет действовать как франчайзер.

Помимо основной части договора, подробно описывающей права и обязанности франчайзера и франчайзи, в него могут быть включены дополнительные положения. Далее приведены примеры таких положений:

 

Прекращение действия договора.13 Франчайзинговый договор должен содержать детальное описание прекращения взаимоотношений между франчайзером и франчайзи, которое может возникнуть в результате продажи предприятия, прекращения договора из-за серьезного нарушения обязанностей одной из сторон или из-за смерти франчайзера или франчайзи. Любое из этих событий влечет за собой серьезные последствия, и поэтому они должны быть детально оговорены в договоре. Обычно франчайзи должен прекратить использование интеллектуальной собственности франчайзера. Франчайзинговый договор также часто ограничивает бывшего франчайзи в ведении подобного бизнеса на данной территории в течении определенного времени. Это ограничение, правда, необходимо тщательно проработать, чтобы им возможно было воспользоваться.

Итак, в основном законы, регулирующие франчайзинговые  отношения, направлены на защиту франчайзи. Однако он не защищен от собственных ошибок – при заключении договора, при осуществлении деятельности и т.д. Стоит добавить, что закон может обязать франчайзера делиться всей необходимой информацией с потенциальным партнером, но не может гарантировать правильность передаваемой информации. Таким образом, расчеты эффективности инвестиций и решение о покупке франшизы полностью лежат на франчайзи.

В заключение главы  можно сказать, что за время своего существования франчайзинг из относительно несложного договора лицензирования перешел в сложную систему экономических и юридических отношений. Этот способ ведения бизнеса подразумевает комплексный подход как со стороны франчайзера, так и со стороны франчайзи.

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Франчайзинг в России

В то время как  в Америке и Европе франчайзинг  бизнес-формата успешно развивался (знаковыми событиями стали создание Международной Ассоциации Франчайзинга в 1960 году и Европейской Ассоциации Франчайзинга в 1972 году), СССР оставался закрытым для подобного рода интеграции. Первые франчайзинговые отношения появились в России только в 1992 году, когда В. Довгань основал франчайзинговую сеть «Дока-пицца», включающую около тысячи пиццерий по стране. Но компания не просуществовала долго из-за недобросовестности франчайзи, которые предоставляли товар гораздо худшего качества, подрывая тем самым имидж брэнда.

Более успешными  на российском рынке были зарубежные компании. Первой, как считается, проданной  франшизой была франшиза «Баскин  Роббинс», за ней последовала «МакДоналдс». Первые успешные российские франчайзинговые компании – сеть обувных магазинов «Эконика», сети точек быстрого питания «Ростикс» и «Теремок». На франчайзинг скоро перешли и нефтеперерабатывающие компании - «ЛУКОЙЛ» и «ТНК». За последующие несколько лет на российском рынке стали действовать уже 22 франчайзинговых компании, а после международной конференции «Франчайзинг в России» в 1999 году их число стало увеличиваться быстрее.

Тем не менее, масштабы распространения франчайзинга в  России пока что не достигают масштабов большинства развитых стран. Но уже существует множество возможностей его применения. В российских условиях франчайзинг является наилучшим решением для территориальной экспансии бизнеса, поскольку он может способствовать созданию сети удаленных предприятий, работающих на местных рынках. Положительный эффект масштаба позволит франчайзеру охватить все регионы России и соседних государств, задействуя при этом минимальный объем капитала.

Что касается зарубежных франчайзеров, существует несколько причин, по которым российский рынок остается непривлекательным для многих компаний14:

• несовершенство законодательства (уже упомянутая Глава 54 ГК РФ, которая не соответствует в полной мере общемировым представлениям о франчайзинге);

• отсутствие в предпринимательских кругах серьезных знаний о франчайзинге;

• практика ухода  от налогов и обыденность применения “теневых” операций;

• практика невыполнения обязательств между партнерами;

• излишняя бюрократическая  регламентация бизнеса и взяточничество.  

Как видно, только первые две  причины являются специфическими для  франчайзинга, остальные же влияют и на инвестиционную привлекательность  России в целом. Возможно, пересмотрение 54 главы ГК РФ позволит снизить непривлекательность  страны для зарубежных франчайзеров, а также вселит в них большую уверенность при действиях на российском рынке. Существует 2 пути законодательных изменений, которые различаются лишь формально: превый способ - доведение понятия «коммерческая концессия» до уровня франчайзинга, а второй – введение в законодательство термина «франчайзинг» и разработка новой главы, которая регулировала бы именно франчайзинговые отношения.

 

 

Глава III. Современные франчайзинговые структуры в России и Зарубежье на примере корпорации Макдоналдс

3.1. Место франчайзинга в классификации хозяйственных объединений

 Франчайзинг является кооперативным объединением предприятий, в котором фирмы-участники сохраняют и хозяйственную, и юридическую самостоятельность15. Рассмотрим франчайзинг в сравнении с наиболее похожими на него формами кооперативных объединений – стратегическим альянсом и совместным предприятием. Эти три формы объединяет то, что такие объединения создаются для усиления входящих в них участников за счет кооперации, интеграции и использования положительного эффекта масштаба.

Стратегический  альянс (Strategic Alliance) – соглашение о  кооперации двух или более независимых  фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний16.

Информация о работе Сущность франчайзинговой концепции ведения бизнеса