Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 09:44, курсовая работа
Учет затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость учета затрат на производство растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влияние на финансовые результаты, а также на величину затрат.
выручка от реализации
-
переменные производственные затраты
(распределены по носителям затрат)
-
переменные управленческие и сбытовые затраты
(распределены по носителям затрат)
=
маржинальный доход по
-
постоянные затраты
=
нетто-результат за отчетный период (прибыль).
Блок постоянных расходов может подразделяться на ряд сегментов: место возникновения затрат; общее количество произведенной продукции конкретного вида; группа изделий; центр ответственности; предприятие в целом.
Многоступенчатый учет маржинального дохода дает необходимую информацию для принятия решений при формировании и выборе ассортимента продукции, целесообразности принятия новых заказов, снятии с производства устаревшей и подготовке производств новой продукции.
Важным достоинством системы директ-костинг является возможность детального и качественного изучения зависимости между объемом производства, затратами, маржинальным доходом и прибылью. Наглядно это можно представить с помощью графика.
Рис. 1.12
Затраты
Доход,
Тыс.руб.
20
10
10 20 30 40 50 К Объем продукции тыс. штук
N – объем производства в стоимостном выражении;
Z – полная себестоимость продукции;
Z v – переменные затраты;
Z e – постоянные затраты;
MD – маржинальный доход;
К – точка критического объема производства.
Точка критического объема производства (точка безубыточности) показывает тот объем производства, при котором величина выручки от реализации продукции равна ее полной себестоимости. Данная зависимость и возможность ее изучения позволяют выявить изделие с большей рентабельностью, обеспечивают получение информации, позволяющей быстро переориентировать производство в ответ на изменение условий рынка.
Если выручку представить как произведение цены продаж единицы изделия (P) и количества проданных единиц (Q), а затраты пересчитать на единицу изделия, то получим уравнение.
P * q = Z c + Z v * q + П;
П – прибыль
При условии, что выручка равна полной себестоимости, уравнение примет вид:
P * q = Z c + Z v *q;
Это уравнение является основным для получения необходимых оценок.
q = Z c = Z c
p - Z v MD
Критический объем производства можно изобразить еще двумя способами5 ( рис. 1.13 и 1.14)
Критический объем
Затраты,
Доход Убыток Прибыль
Объем производства
Маржинальный доход является функцией Y1 проданных изделий: Y1 = MD – q
Критический объем производства
Результат
(прибыль и убытки)
Результат представляет функцию Y2
Y2 = MD * q – Z c
N = Zc = Zc
1-Zv MD
p p
Для расчета критического объема реализации при условии снижения цены на изделие и сохранения прежней величины маржинального дохода используется следующее соотношение:
MD0 * Q0 = MD1 * Q1; Q1 = MD0 * Q0
0 – показатели предшествующего периода;
1 – показатели отчетного периода.
3. Расчет критического уровня постоянных затрат:
Z c = N – Z vaz = p * q – Z v *q = q * ( p – Z v ) = q * MD
Z vaz = Общие переменные затраты;
Эта формула позволяет определить величину постоянных расходов, если задан уровень маржинального дохода в процентах к цене изделия, или в процентах к объему реализации.
Z c = q * MD * B % kN
100
P = Z c + Z v
q
MD b% kN = Z c *100
N
6. Расчет планового объема для заданной суммы ожидаемой прибыли:
qпл. = Z c + Rпл. , где
P – Z v
Rпл. – плановый объем прибыли.
В условиях рыночной экономики директ-костинг дает информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга- продажи товаров по заведомо заниженным ценам, что связано с установлением нижнего предела цены.
Этот прием применяется в периоды временного сокращения спроса на продукцию для завоевания рынков сбыта.
Таким образом, благодаря "директ-костингу"
расширяются аналитические
Организация производственного учета по системе "директ-костинг" связана с рядом проблем, которые вытекают из особенностей, присущих этой системе.
Для решения первой проблемы можно использовать, например, метод корреляции или метод наименьших квадратов.
При использовании метода корреляции берутся данные о выпуске продукции и о затратах за исследуемый период. Все точки наносятся на график, заполняется корреляционное поле. Затем визуально проводится линия совокупных затрат, которая, пересекается с осью ординат, показывает величину постоянных расходов в общей сумме затрат (рис 1.15.).
Метод корреляции.
Затраты
100
2 4 6 8 10 12
Метод наименьших квадратов позволяет наиболее точно определить состав общих затрат и содержание в них постоянной и переменной составляющих.
Рассчитывают коэффициенты а и а0 в управлении прямой
y = а0 + а * x; таким образом, что квадрат расстояний от всех точек совокупности до теоретической линии регрессии минимальный.
а0 – показывает величину постоянных затрат, а коэффициент а – долго переменных затрат в расчете на единицу продукции.
Вторая проблема также может быть решена путем периодического расчета полной себестоимости внесистемно (в зависимости от целей управления).
Таким образом, данная система
позволяет анализировать
1 Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. Учебное пособие.-М.. «ИНФРА-М» 1999. стр 257-258.
2 Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.-М.,"Финансы и статистика" 1999 стр.271-274.
3 Люблинский Я.Г. Анализ затрат на создание, производства и эксплуотацию изделия. М.: «Финансы и статистика» 1991.
4 Карпова Т.П. Основы управленческого учета. –М.:1998г.
5 Савицкая Г.В Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 7-е изд. - Мн.: ИП "Экоперспектива", "Новое знание", 2002
Информация о работе Сущность и экономическая характеристика себестоимости продукции