Сущность и экономическая характеристика себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Учет затрат – важнейший инструмент управления предприятием. Необходимость учета затрат на производство растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Предприятия, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влияние на финансовые результаты, а также на величину затрат.

Файлы: 1 файл

I глава.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

 выручка от реализации

-

 переменные производственные затраты

(распределены по носителям  затрат)

-

 переменные управленческие и сбытовые затраты

(распределены по носителям  затрат)

=

 маржинальный доход по носителям  затрат

-

 постоянные затраты

=

 нетто-результат за отчетный  период (прибыль).

 

Блок постоянных расходов может подразделяться на ряд сегментов: место возникновения затрат; общее количество произведенной продукции конкретного вида; группа изделий; центр ответственности; предприятие в целом.

Многоступенчатый учет маржинального дохода дает необходимую  информацию для принятия решений  при формировании и выборе ассортимента продукции, целесообразности принятия новых заказов, снятии с производства устаревшей и подготовке производств новой продукции.

Важным достоинством системы директ-костинг  является возможность детального и  качественного изучения зависимости между объемом производства, затратами, маржинальным доходом и прибылью. Наглядно это можно представить с помощью графика.

Рис.   1.12

                                                                                   N


Затраты                                                                                z


Доход,


Тыс.руб.                                                     постоянные          маржинальный

               20                                                    затраты                             доход

                                                        MD=Z c                         z v


               10

                                                                       переменные

                                                                                                                    затраты

           


                       10     20     30     40     50    К Объем продукции тыс. штук

 

N – объем производства в стоимостном выражении;

Z – полная себестоимость продукции;

Z v – переменные затраты;

Z e – постоянные затраты;

MD – маржинальный доход;

К – точка критического объема производства.

 

Точка критического объема производства (точка безубыточности) показывает тот объем производства, при котором величина выручки  от реализации продукции равна ее полной себестоимости. Данная зависимость  и возможность ее изучения позволяют выявить изделие с большей рентабельностью, обеспечивают получение информации, позволяющей быстро переориентировать производство в ответ на изменение условий рынка.

Если выручку представить  как произведение цены продаж единицы  изделия (P) и количества проданных единиц (Q), а затраты пересчитать на единицу изделия, то получим уравнение.

P * q = Z c + Z v * q + П;

П – прибыль

При условии, что выручка  равна полной себестоимости, уравнение  примет вид:

P * q = Z c + Z v *q;

Это уравнение является основным для получения необходимых оценок.

 

    1. Расчет критического объема производства.

q = Z c       =   Z c

    p - Z v      MD

 

Критический объем производства можно  изобразить еще двумя способами5 ( рис. 1.13  и 1.14)

       Критический объем производства.


 

Затраты,


Доход               Убыток          Прибыль

   


 

 

                           Объем производства

Рис. 1.13

 

 Маржинальный доход  является функцией Y1 проданных изделий: Y1 = MD – q

 

 

 

 

 

 

 

 

 Критический объем  производства

 


     Результат


(прибыль и убытки)


 

                                        Убыток                Прибыль

                                                         К         Объем производства

 

Рис. 1.14

Результат представляет функцию Y2

Y2 = MD * q – Z c

 

    1. Расчет критического объема выручки

N =  Zc        = Zc

       1-Zv   MD

           p      p

Для расчета критического объема реализации при условии снижения цены на изделие и сохранения прежней  величины маржинального дохода используется следующее соотношение:

 

MD0 * Q0 = MD1 * Q1;           Q1 = MD0 * Q0

                                                           MD1

0 – показатели предшествующего периода;

1 – показатели отчетного периода.

 

3. Расчет критического  уровня постоянных затрат:

Z c = N – Z vaz = p * q – Z v *q = q * ( p – Z v ) = q * MD

Z vaz = Общие переменные затраты;

Эта формула позволяет  определить величину постоянных расходов, если задан уровень маржинального  дохода в процентах к цене изделия, или в процентах к объему реализации.

 

Z c = q * MD * B % kN

                      100

 

    1. Расчет критической цены реализации

P = Z c + Z v

        q

 

    1. Расчет уровня минимального маржинального дохода (в процентах от выручки):

MD b% kN = Z c *100

                         N

6. Расчет планового  объема для заданной суммы ожидаемой       прибыли:

qпл. = Z c + Rпл.   , где

                 P – Z v

Rпл. – плановый объем прибыли.

 

В условиях рыночной экономики директ-костинг  дает информацию о возможности использования  в конкурентной борьбе демпинга- продажи  товаров по заведомо заниженным ценам, что связано с установлением нижнего предела цены.

Этот прием применяется в  периоды временного сокращения спроса на продукцию для завоевания рынков сбыта.

Таким образом, благодаря "директ-костингу" расширяются аналитические возможности учета, причем наблюдается процесс тесной интеграции учета и анализа.

Организация производственного учета  по системе "директ-костинг" связана  с рядом проблем, которые вытекают из особенностей, присущих этой системе.

  1. Возникают трудности при разделении расходов на постоянные и переменные, поскольку чисто постоянных или чисто переменных расходов не так уж много.
  2. "Директ-костинг" не дает ответа на вопросы, какова полная себестоимость продукта. Поэтому требуется дополнительное распределение условнопостоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции.

Для решения первой проблемы можно использовать, например, метод  корреляции или метод наименьших квадратов.

При использовании метода корреляции берутся данные о выпуске  продукции и о затратах за исследуемый период. Все точки наносятся на график, заполняется корреляционное поле. Затем визуально проводится линия совокупных затрат, которая, пересекается с осью ординат, показывает величину постоянных расходов в общей сумме затрат (рис 1.15.).

Метод корреляции.


Затраты

 

 

 

       100


                                                            Выпуск продукции

                       2      4     6      8    10     12

Рис. 1.15

 

Метод наименьших квадратов  позволяет наиболее точно определить состав общих затрат и содержание в них постоянной и переменной составляющих.

Рассчитывают коэффициенты а и а0 в управлении прямой

y = а0 + а * x; таким образом,  что квадрат расстояний от  всех точек совокупности до  теоретической линии регрессии  минимальный.

а0 – показывает величину постоянных затрат, а коэффициент  а – долго переменных затрат в  расчете на единицу продукции.

Вторая проблема также  может быть решена путем периодического расчета полной себестоимости внесистемно (в зависимости от целей управления).

Таким образом, данная система  позволяет анализировать затраты  и результаты деятельности, дает возможность  управлять величиной прибыли, которая  является важнейшим показателем  деятельности предприятий в условиях рыночной экономики.

1 Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. Учебное пособие.-М.. «ИНФРА-М» 1999. стр 257-258.

2 Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.-М.,"Финансы и статистика" 1999 стр.271-274.

3 Люблинский Я.Г. Анализ затрат на создание, производства и эксплуотацию изделия. М.: «Финансы и статистика» 1991.

4 Карпова Т.П. Основы управленческого учета. –М.:1998г.

5 Савицкая Г.В Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 7-е изд. - Мн.: ИП "Экоперспектива", "Новое знание", 2002




Информация о работе Сущность и экономическая характеристика себестоимости продукции