Сущность и особенности Рыночной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Конкурентоспособность — это комплексная категория, ее преимущества окончательно реализуются в торговле, но базис конкурентных преимуществ создается во всех звеньях общественного производства, в том числе в значительной мере за счет структурной перестройки и действенной промышленной политики.
Традиционно конкурентоспособность трактуется как обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами стойкое положение страны или ее продуцента на внутреннем и внешнем рынках. В условиях открытой экономики конкурентоспособность также может быть определена как способность страны (предприятия) противостоять международной конкуренции на собственном рынке и рынках «третьих стран».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и особенности Рыночной конкуренции
Понятие Конкуренции
Сущность конкуренции
Виды конкуренции
Глава 2. Ценовая и неценовая конкуренция
2.1 Ценовая конкуренция
2.2 Неценовая конкуренция
Глава 3. Конкурентоспособность России в мировой Экономике
3.1 Конкурентоспособность России на мировом рынке
3.2 Ценовая конкуренция России на мировом рынке
3.3 Конкурентные преимущества и недостатки России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность и особенности Рыночной конкуренции

    1. Понятие Конкуренции
    2. Сущность конкуренции
    3. Виды конкуренции

Глава 2. Ценовая и неценовая конкуренция

2.1 Ценовая конкуренция

2.2 Неценовая конкуренция

Глава 3. Конкурентоспособность России в мировой Экономике

3.1 Конкурентоспособность России на мировом рынке

3.2 Ценовая конкуренция  России на мировом рынке

3.3 Конкурентные преимущества  и недостатки России

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Свобода ценообразования  создает условия для конкуренции между производителями. Рынки выполняют регулирующую функцию лишь при условии существования экономической конкуренции. Необходимая для формирования политических взглядов конкуренция политических групп (партий) и разворачивающаяся на рынках конкуренция между предприятиями, не могут существовать друг бух друга.

Конкуренция — это  соперничество между участниками  рыночного хозяйства. Рыночная борьба за выживание и экономическое  процветание — экономический  закон товарного хозяйства.

Конкуренция воплощает в себе стихийно-регулирующее начало. силы конкуренции действуют в сторону усиления воздействия всех факторов экономической эффективности, ведущих в обеспечению динамического равновесия спроса и предложения при общем повышении эффективности всего воспроизводственного процесса.

Разумеется, в силу своего стихийного характера, конкуренция, особенно при условии ее полного господства на рынке, может вызвать побочные отрицательные экономические и  социальные последствия. Однако в целом  можно утверждать, что конкуренция с ее безжалостными законами — главный двигатель современного прогресса.

Конкурентоспособность — это комплексная категория, ее преимущества окончательно реализуются  в торговле, но базис конкурентных преимуществ создается во всех звеньях общественного производства, в том числе в значительной мере за счет структурной перестройки и действенной промышленной политики.

Традиционно конкурентоспособность  трактуется как обусловленное экономическими, социальными и политическими  факторами стойкое положение страны или ее продуцента на внутреннем и внешнем рынках. В условиях открытой экономики конкурентоспособность также может быть определена как способность страны (предприятия) противостоять международной конкуренции на собственном рынке и рынках «третьих стран».

 

 

Глава 1. Сущность и особенности Рыночной конкуренции

 

        1. Понятие конкуренции

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых  экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический  процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентноспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.

 Но понятие конкуренции  настолько многозначно, что оно  не охватывается каким-либо универсальным  определением. Это и способ хзяйствования,  и такой способ существования  капитала, когда один капитал  соперничает с другим капиталом.  В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

         Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности.

         Конкуренция относится к неконтролируемым  факторам, которые воздействуют  на деятельность организации  и которые не могут управляться  организацией.

 Конкуренция –  соперничество между участниками  рыночного хозяйства за лучшие  условия производства, купли и  продажи товаров. Такое столкновение  неизбежно и порождается объективными  условиями: полной хозяйственной  обособленностью каждого субъекта  рынка, его полной

зависимостью от хозяйственной  конъюнктуры и противоборством  с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание  и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

 Количество фирм (хозяйственных,  промышленных, торговых предприятий,  имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

         Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

 Дифференциация товаров  (придание определённому виду  товара одного и того же  назначения разных индивидуальных  особенностей - по фабричной марке,  качеству, цвету и др.);

Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность конкуренции

   Конкуренция выполняет  функцию стимулирования хозяйственной  деятельности и научно-технического  прогресса. Соперничество за большую  прибыль, деньги покупателя создаёт такую ситуацию, когда экономика производит то, что требуют потребители, заказчики путём применения самой эффективной технологии. Это побуждает предпринимателей следовать в ногу с темпами научно-технического прогресса, совершенствовать и развивать производство, проявлять инновационную активность. На этой основе возможен выигрыш того предпринимателя, который снижает затраты на производство благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, освоению новой продукции с высоким качеством. Важнейшей функцией конкуренции является саморегулирование хозяйственной деятельности. В рыночной экономике сопряжение интересов конкурирующих продавцов и покупателей определяет цены на ресурсы и готовую продукцию в любой данный период времени. Производится только то, что приносит прибыль. Продукцию, изготовление которой не приносит прибыли, производить не станут. Конкурирующая рыночная система в состоянии доводить до сведения поставщиков ресурсов и предпринимателей изменения в потребительских вкусах и тем самым способствовать осуществлению надлежащих коррекций в перераспределении ресурсов экономики, переливу средств, рабочей силы от менее прибыльных к более прибыльным производителям. Конкуренция выявляет и мобилизирует резервы экономического роста и нет смысла их скрывать. Конкурентный режим хозяйствования - это антипод бесхозяйственности, расточительности. Конкуренция способна ’’санировать’’ производство, выталкивая из него нерентабельные, отсталые в техническом отношении предприятия.

   Конкуренция выполняет функцию дифференциации доходов товаропроизводителей на основе обеспечения разной эффективности производства. Выигрывает в конкуренции тот, кто минимизирует затраты на выпуск аналогичной продукции, оперативнее учитывает изменения в потребительских вкусах и предпочтениях покупателей и способен перестраиваться ’’на ходу’’, обеспечивает дифференциацию продуктов по потребительским свойствам, ценам, реагирует на изменяющийся спрос и в известном смысле формирует его для разных групп потребителей, возрастов, различных территорий, городского и сельского населения, покупателей с разным уровнем доходов.                 

    Исторически  конкуренция возникла в условиях  простого товарного производства. Каждый мелкий производитель  в процессе конкуренции стремился  создать для себя наиболее выгодные условия производства, и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей  от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Виды конкуренции

Классификация видов  конкурентной борьбы зависит от количества производителей и их доли влияния, объема продаж или покупок на рынке, соответственно различают совершенную (свободную, чистую) и несовершенную (монополистическую) конкуренцию. Совершенная конкуренция предшествовала несовершенной, поэтому дадим ее краткую характеристику.

 Совершенная конкуренция  характеризует такое состояние  ситуации на рынке, когда влияние  каждого участника экономического процесса чрезвычайно мало. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:

- наличие большого  количества продавцов и покупателей,  абсолютно свободный доступ на  рынок и выход из него;

- товар однороден у всех производителей. Отсутствуют торговые марки и другие индивидуальные характеристики качества товара;

- покупатель вправе выбрать  любого продавца, исключены все  формы дискриминации потребителей;

- отсутствие возможности у покупателей  и продавцов влиять на цены, потому как их количество велико, а доля влияния каждого в отдельности на спрос и предложение ничтожна;

- абсолютная мобильность производственных  ресурсов. Каждый участник конкуренции  вкладывает свои средства с  целью получения дохода и может  на это рассчитывать только в том случае, если при перемещении его капитала происходит расширение производства и продаж. Для этого привлекаются дополнительные ресурсы, осваиваются передовые технологии и т. д.;

- полное знание предпринимателями  состояния рынка о предложении  и спросе, ценах, норме прибыли и т. д. Роль маркетинговых исследований, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна.

 Рынок несовершенной  конкуренции предполагает функционирование  одной или нескольких крупных  предпринимательских структур, занимающих доминирующее положение и контролирующих рынок какого-либо товара. Определяющим признаком при этом являются не размеры предприятия, а его доля в общем объеме рынка. Возникла из совершенной конкуренции как его антипод. Различают несколько моделей несовершенной (монополистической) конкуренции.

 Чистая (абсолютная) монополия.  Монополия - это исключительное  право на осуществление какой-либо  деятельности. В таком понимании  монополия как экономическое  явление была известна давно,  и существовала еще в древнем мире. И была, скорее, явлением исключительным. Появление же предприятий-монополистов явилось результатом концентрации производства (укрупнения производства, за счет дополнительно привлекаемого капитала) и его централизации (слияния мелких и средних предприятий в одно крупное) как фактор усиления конкурентной борьбы.С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и немонополиями (аутсайдерами), а также внутри монополий.

 Чистую монополию  характеризуют следующие признаки:

- единственный продавец  продукта или услуги - монополист;

- реализуемый продукт  уникален, нет его хороших или  близких заменителей.

 Поэтому покупатель  вынужден платить установленную  цену или отказаться от покупки.  Ситуация характерна для некоторых  сырьевых отраслей, принципиально новых продуктов или эксклюзивной продукции;

- полный контроль  монополиста над ценой товара  и объемом продаж. Иначе можно  сказать, что монополист обладает  реальной рыночной властью; 

- монополистом устанавливаются  трудно преодолимые барьеры для потенциальных конкурентов как естественного, так и искусственного происхождения.

 В первом случае  речь идет об естественных  монополиях. Это предприятия, имеющие  в своем распоряжении редкие  и свободно не воспроизводимые  элементы производства (редкие металлы, например), а также предприятия общественного пользования (электро- и водоснабжения, линии связи и пр.). Естественной государственной монополией традиционно являются, например, организация и регулирование денег в стране, закупка продукции военного назначения и другие изделия и услуги стратегического назначения.

 К искусственным  барьерам относятся юридические  ограничения в форме: 

- Лицензии. Это право  фирмы на исключительное осуществление  определенного вида деятельности, на ввоз и вывоз товаров, разрешение на пользование патентами.

Информация о работе Сущность и особенности Рыночной конкуренции