Сущность и особенности Рыночной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Конкурентоспособность — это комплексная категория, ее преимущества окончательно реализуются в торговле, но базис конкурентных преимуществ создается во всех звеньях общественного производства, в том числе в значительной мере за счет структурной перестройки и действенной промышленной политики.
Традиционно конкурентоспособность трактуется как обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами стойкое положение страны или ее продуцента на внутреннем и внешнем рынках. В условиях открытой экономики конкурентоспособность также может быть определена как способность страны (предприятия) противостоять международной конкуренции на собственном рынке и рынках «третьих стран».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и особенности Рыночной конкуренции
Понятие Конкуренции
Сущность конкуренции
Виды конкуренции
Глава 2. Ценовая и неценовая конкуренция
2.1 Ценовая конкуренция
2.2 Неценовая конкуренция
Глава 3. Конкурентоспособность России в мировой Экономике
3.1 Конкурентоспособность России на мировом рынке
3.2 Ценовая конкуренция России на мировом рынке
3.3 Конкурентные преимущества и недостатки России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

К сожалению, реализация этих преимуществ на практике блокируется целым рядом стратегических слабостей. В российской экономике практически отсутствует финансовая, организационная и информационная инфраструктура поддержки конкурентоспособности российского конкурентоспособного экспорта и рационализации структуры импорта. Внутренний же рынок не в состоянии обеспечить конкурентную среду для «обкатки» товаров и технологий, предшествующую их продвижению на мировой рынок.

Одной из причин низкой конкурентоспособности является то, что в России отсутствуют законодательная, нормативно-методическая и ресурсная база, соответствующие государственные и общественные структуры, занимающиеся системным обеспечением конкурентоспособности различных объектов. А ведь правительства многих стран разрабатывают и реализуют специальные программы обеспечения конкурентоспособности, берут на себя непосредственную заботу о развитии и удешевлении необходимой для этого инфраструктуры - науки, средств связи, сбора информации, перестраивают налоговые системы в целях поощрения конкурентоспособных отраслей. Например, в США действует Национальный совет по конкурентоспособности при Президенте США.

В рамках существующих ограничителей  государство располагает несколькими  вариантами стратегий реализации конкурентных преимуществ. Один из вариантов связан с реализацией динамических конкурентных преимуществ, воплощенных в уникальных высоких технологиях.

Анализ конкурентоспособности  России дает весьма нерадостный прогноз. Относительно обнадеживает лишь то, что задача повышения конкурентоспособности страны теперь поставлена на самый высокий уровень.

Перспективы развития внешней  торговли России в значительной степени  зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики.

Однако использование  этих преимуществ сдерживается рядом  причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктуры внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Конкуренция - соперничество  между субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товаров. Стремление обойти конкурента, не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. В рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы.

Конкуренция – экономический  процесс взаимодействия, взаимосвязи  и борьбы между выступающими на рынке  предприятиями в целях обеспечения  лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие структуры  рынка: чистая конкуренция, монополистическая  конкуренция, олигополия, чистая монополия.

В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости). Основные формы неценовой конкуренции: использование рекламы, дифференциация продукции, разработка новых продуктов, совершенствование упаковки товара и прочее.

Дифференциация продукции означает, что в любой момент времени  потребителю будет предложен  широкий ряд типов, стилей и марок  и степеней качества любого данного  продукта. В этом для потребителя существуют ощутимые преимущества по сравнению с совершенной конкуренцией, поскольку диапазон свободного выбора расширяется, а потребности потребителей удовлетворяются производителями более полно. Разработка новых продуктов представляет собой процесс изменения или смены продукции и таким образом достигается её дифференциация, то есть выделение продуктов из общей массы. Цель разработок обычно заключается в выпуске более полезного или иным образом усовершенствованного продукта.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям – «победа» одних и «поражение» других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и другое.

Говоря о негативных методах  ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

В целом же, конкуренция несет  меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее  зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

 

 


Информация о работе Сущность и особенности Рыночной конкуренции