Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:16, курсовая работа
Конкурентоспособность — это комплексная категория, ее преимущества окончательно реализуются в торговле, но базис конкурентных преимуществ создается во всех звеньях общественного производства, в том числе в значительной мере за счет структурной перестройки и действенной промышленной политики.
Традиционно конкурентоспособность трактуется как обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами стойкое положение страны или ее продуцента на внутреннем и внешнем рынках. В условиях открытой экономики конкурентоспособность также может быть определена как способность страны (предприятия) противостоять международной конкуренции на собственном рынке и рынках «третьих стран».
Введение
Глава 1. Сущность и особенности Рыночной конкуренции
Понятие Конкуренции
Сущность конкуренции
Виды конкуренции
Глава 2. Ценовая и неценовая конкуренция
2.1 Ценовая конкуренция
2.2 Неценовая конкуренция
Глава 3. Конкурентоспособность России в мировой Экономике
3.1 Конкурентоспособность России на мировом рынке
3.2 Ценовая конкуренция России на мировом рынке
3.3 Конкурентные преимущества и недостатки России
Заключение
Список литературы
К сожалению, реализация этих преимуществ на практике блокируется целым рядом стратегических слабостей. В российской экономике практически отсутствует финансовая, организационная и информационная инфраструктура поддержки конкурентоспособности российского конкурентоспособного экспорта и рационализации структуры импорта. Внутренний же рынок не в состоянии обеспечить конкурентную среду для «обкатки» товаров и технологий, предшествующую их продвижению на мировой рынок.
Одной из причин низкой конкурентоспособности является то, что в России отсутствуют законодательная, нормативно-методическая и ресурсная база, соответствующие государственные и общественные структуры, занимающиеся системным обеспечением конкурентоспособности различных объектов. А ведь правительства многих стран разрабатывают и реализуют специальные программы обеспечения конкурентоспособности, берут на себя непосредственную заботу о развитии и удешевлении необходимой для этого инфраструктуры - науки, средств связи, сбора информации, перестраивают налоговые системы в целях поощрения конкурентоспособных отраслей. Например, в США действует Национальный совет по конкурентоспособности при Президенте США.
В рамках существующих ограничителей
государство располагает
Анализ конкурентоспособности России дает весьма нерадостный прогноз. Относительно обнадеживает лишь то, что задача повышения конкурентоспособности страны теперь поставлена на самый высокий уровень.
Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики.
Однако использование
этих преимуществ сдерживается рядом
причин. Это неразвитость финансовой
и организационной инфраструкту
Заключение
Конкуренция - соперничество между субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товаров. Стремление обойти конкурента, не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. В рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы.
Конкуренция – экономический
процесс взаимодействия, взаимосвязи
и борьбы между выступающими на рынке
предприятиями в целях
Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие структуры рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости). Основные формы неценовой конкуренции: использование рекламы, дифференциация продукции, разработка новых продуктов, совершенствование упаковки товара и прочее.
Дифференциация продукции
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям – «победа» одних и «поражение» других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и другое.
Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.
В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
Информация о работе Сущность и особенности Рыночной конкуренции