Сущность и особенности Рыночной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Конкурентоспособность — это комплексная категория, ее преимущества окончательно реализуются в торговле, но базис конкурентных преимуществ создается во всех звеньях общественного производства, в том числе в значительной мере за счет структурной перестройки и действенной промышленной политики.
Традиционно конкурентоспособность трактуется как обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами стойкое положение страны или ее продуцента на внутреннем и внешнем рынках. В условиях открытой экономики конкурентоспособность также может быть определена как способность страны (предприятия) противостоять международной конкуренции на собственном рынке и рынках «третьих стран».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и особенности Рыночной конкуренции
Понятие Конкуренции
Сущность конкуренции
Виды конкуренции
Глава 2. Ценовая и неценовая конкуренция
2.1 Ценовая конкуренция
2.2 Неценовая конкуренция
Глава 3. Конкурентоспособность России в мировой Экономике
3.1 Конкурентоспособность России на мировом рынке
3.2 Ценовая конкуренция России на мировом рынке
3.3 Конкурентные преимущества и недостатки России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

- Авторского права.  Оно законодательно контролирует  продажу и распространение оригинального  произведения в интересах его  автора (книги, научные публикации, музыкальные произведения, компьютерные  программы и т. д.). Действительно при жизни автора и еще 50 лет после по смерти в интересах его наследников.

- Товарных знаков. Это  специальные символы, позволяющие  узнавать (“идентифицировать”) товар,  услугу или фирму. Конкурентам  запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, бренды и логотипы, подделывать их или применять похожие, вводящие потребителя в заблуждение.

- Патентов. Патент - свидетельство,  удостоверяющие исключительные  права автора на распоряжение  созданным им благом, технологией,  конструкцией и т. п. Владелец патента вправе его продать или уступить.

 Отметим также,  что в настоящее время монополия  в чистом виде - явление крайне  редкое. Как и совершенная конкуренция,  она представляет скорее экономическую  абстракцию, поскольку всегда на рынке присутствует скрытая конкуренция заменителей. Она дополняется потенциальной конкуренцией со стороны других отечественных или иностранных производителей, которые не оставляют без внимания прибыльную нишу рынка или производства (уникального, редкого) товара или услуги, имеющего временный характер. Монополия такого рода исчезает по мере распространения и коммерческого освоения, например, результатов научных исследований и технологических разработок.

 Монополистическая  конкуренция представляет такую  рыночную ситуацию, при которой относительно большое количество производителей предлагает похожую, но не идентичную с точки зрения потребителей продукцию. Если в условиях чистой конкуренции фирмы производят однородную или стандартизированную продукцию, то при монополистической - дифференцированную. Каждая фирма продает особый тип товара, отличающийся качеством, дизайном, удобством обслуживания, сроком службы. Следовательно, фирмы вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько через всемерную дифференциацию продукции и услуг. Еще одна важная характеристика этой модели - относительная легкость вступления в рынок. Производители, работающие на таком рынке, обычно являются не крупными предпринимателями. Поэтому им требуется для становления сравнительно небольшой первоначальный капитал.

 Олигополия. Главная  особенность этой модели несовершенной  конкуренции - небольшое количество  ее участников (до десяти). Эти  фирмы контролируют большой сегмент  (около 20-40%) определенного рынка  товаров или услуг. Проникновение новых фирм на этот рынок весьма затруднено. Олигополии могут производить как однородную, так и дифференцированную продукцию. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов (энергоносителей, сталь, цемент), дифференциация - на рынках потребительских товаров (аудио- и видеотехника, автомобили, бытовая техника и т. д.).

 Немногочисленность  крупных фирм способствует монополистическим  соглашениям между собой. Они  договариваются (гласно и негласно) о разделе рынка, по установлению  цен или по другим способам ограничения конкуренции между собой. На олигополистическом рынке цены меняются не столь часто. Распространено так называемое лидерство в ценах - когда одна из ведущих фирм устанавливает цену, а остальные олигополисты ориентируются на нее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Ценовая  и неценовая конкуренция

 

2.1 Ценовая  конкуренция

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы есть манипулирование  ценами - так называемая "война цен". Она осуществляется многими: уценкой, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по существующей цене, удлинением сроков потребительского кредита и тому подобное. По большей части ценовая конкуренция применяется для выталкивания из рынка более слабых соперников или проникновения на уже усвоенный рынок.

Ценовая конкуренция  восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным  ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим  ключевые позиции, производители стремятся возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен» - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства и соответствующего повышения массы прибыли.

Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют  точно также: позиции фирм на рынке  не претерпевают изменений, однако норма  прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства.

Вот почему в наши дни  нередко наблюдается не снижение цен по мере развития НТП (научно-технический  прогресс), а их повышение: прирост  цен зачастую не адекватен улучшению  потребительских свойств товаров, которое невозможно отрицать.

Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары.

При скрытой ценовой  конкуренции фирмы вводят новый  товар с существенно улучшенными  потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Основное условие ведения  успешной конкурентной борьбы с помощью  цен – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства.

Механизм ценовой конкуренции  действует следующим образом. Фирма-производитель  устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет фирму из трудного положения, переживет “войну цен” и дождется нового повышения цен на продукцию. Так что на выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет действительно сильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то “ценовая война” не просто расточительна, но и бессмысленна.

При ценовой конкуренции  продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену (см рисунок 1). Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентами легче всего дублировать именно эту, что может привести к стратегии копирования или даже ценовой войне. Более того, правительство следит за ценовыми стратегиями.

 

Рисунок 2.1 Ценовая  конкуренция

 

Компания, действующая  при значениях P1 Q1, может увеличить сбыт, снизив свою цену до P2. Это увеличит спрос до Q2. Фирма, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.

 

 

2.2 Неценовая  конкуренция

 

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое- совершенствование технических характеристик товара; второе - улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя. Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренции по продукту.

Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого  рынка путем выпуска новых  товаров, которые либо принципиально  отличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество»- это субъективная оценка, которая открывает возможности фальсификации качества путем рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция путем совершенствования  сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя.

Сюда  входит воздействие на потребителя  через рекламу, совершенствования  торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, то есть в процессе его эксплуатации.

При неценовой конкуренции  на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара. Основная цель неценовой конкуренции – постоянное совершенствование продукции, поиски путей повышения ее качества, технической надежности, улучшения внешнего вида, упаковки. Таким образом, неценовая конкуренция, в отличие от ценовой конкуренции, имеет не разрушительную, а созидательную направленность.

Неценовая конкуренция ведется  за счет снижения издержек, повышения  качества продукции и услуг, надежности, улучшения условий оплаты, гарантийного и послегарантийного обслуживания, совершенствования методов сбыта.

Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары и услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов. Чем уникальнее предложение продукции, с точки зрения потребителей, тем больше у маркетологов свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров.

Каждая из фирм, выступающих на рынке, стремится по крайней мере сохранить ту долю рынка, которую она занимает. Основные методы, необходимые для этой конкурентной борьбы - цена, технический уровень и другие качественные показатели товара, сроки поставок, условия платежа, объем и сроки гарантий, объем и качество сервиса, реклама и другие мероприятия.

В настоящее время  многие компании предпочитают улучшать потребительские свойства своего товара при сохранении или даже некотором повышении реализационных цен.

При соответствующей  рекламе такая «скрытая» скидка с цены товара вызывает, как правило, положительную реакцию у современного потребителя, который так часто связывает низкую цену с неудовлетворительным качеством товара.

Захват рынка с помощью  проникновения на него на основе разработке нового фирменного товара или вытеснения конкурентов, предлагающих аналогичные товары, также происходит при неценовой конкуренции. В мире успех неценовой конкуренции определяется (особенно в Европе, Северной Америке, Юго-Восточной Азии) техническим уровнем, качеством и надежностью товара, подтвержденным сертификацией в общепринятых центрах, уровнем сервиса и послепродажного обслуживания, а не низкими ценами.

Одной из сложных проблем современной теории и практики организации конкурентной деятельности участников рыночного процесса является установление причин возникновения и диагностирования качественных и количественных условий перехода ценовой конкуренции в конкуренцию неценовую.

Неценовая конкуренция  порождает целый спектр важнейших  проблем рынка. Среди них межотраслевой  механизм прибылей в форме проблемы входа- выхода, избыточных мощностей, влияния на объем сбыта неценовых факторов, предпочтения и выбора, конкурентоспособности, издержек потребления.

Неценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое  превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами.

Существенную  роль в неценовой конкуренции  играют: оформление, упаковка, последующее  техническое обслуживание, реклама.

Неценовая конкуренция  минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов.

Например, фирма старается  привлечь потенциальных покупателей  более красивой упаковкой или  же предложить потребителю более выгодные, по сравнению с конкурентом условия. Важнейшим элементом неценовой конкуренции является реклама. Реклама может помочь фирме увеличить долю рынка, привлечь потребителей.

Информация о работе Сущность и особенности Рыночной конкуренции