Сущность и особенности Рыночной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Конкурентоспособность — это комплексная категория, ее преимущества окончательно реализуются в торговле, но базис конкурентных преимуществ создается во всех звеньях общественного производства, в том числе в значительной мере за счет структурной перестройки и действенной промышленной политики.
Традиционно конкурентоспособность трактуется как обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами стойкое положение страны или ее продуцента на внутреннем и внешнем рынках. В условиях открытой экономики конкурентоспособность также может быть определена как способность страны (предприятия) противостоять международной конкуренции на собственном рынке и рынках «третьих стран».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и особенности Рыночной конкуренции
Понятие Конкуренции
Сущность конкуренции
Виды конкуренции
Глава 2. Ценовая и неценовая конкуренция
2.1 Ценовая конкуренция
2.2 Неценовая конкуренция
Глава 3. Конкурентоспособность России в мировой Экономике
3.1 Конкурентоспособность России на мировом рынке
3.2 Ценовая конкуренция России на мировом рынке
3.3 Конкурентные преимущества и недостатки России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

При неценовой конкуренции  продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях своей продукции. Это позволяет фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой.

Риск при этом связан с тем, что потребители могут  не рассматривать предложения продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим. Фирма, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.

Р


Р1

Р2

Q1 Q2 Q

Рисунок 2 Неценовая  конкуренция

Через неценовую конкуренцию  фирма переводит потребительский  спрос вправо, успешно выделяя  сваю продукцию (услуги среди конкурирующих). Это позволяет фирме:

а)увеличить спрос  с Q1 до Q2 при цене P1;

б) увеличить цену с P1 до P2 при сохранении спроса на уровне Q1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Конкурентоспособность России в мировой экономике

3.1 Конкурентоспособность  Росси на мировом рынке

 

С завершением бескомпромиссного  противостояния двух общественно-экономических систем эпицентр соревнования Российской Федерации с передовыми странами Запада из области идеологии переместился в сферу экономики, вылившись в жесткую конкурентную борьбу, которая имеет тенденцию к усилению как на внутреннем рынке страны – между отечественными производителями и иностранными конкурентами, так и на внешнем – между отдельными предприятиями и фирмами, особенно теми, которые представляют наиболее продвинутые в экономическом и технологическом отношениях отрасли. Речь идет о глобальной экономической конкуренции за право каждой страны занять достойное место в системе мирового хозяйства.

Следует с сожалением констатировать, что при ранжировании страновых значений индекса конкурентоспособности, ежегодно озвучиваемых в докладах Всемирного экономического форума, Россия среди охваченных исследованием стран неизменно оказывается в конце списка (Таблица 1).

Мы полагаем, что столь  удручающее положение России стало  результатом специфических трудностей переходного периода, кризисных  потрясений валютного и финансового рынков за последние два десятилетия, а также явных просчетов государственной власти в области макроэкономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индекс глобальной конкурентоспособности за 2006-2011 гг.

 по данным  Всемирного экономического форума

 

 

Страны

      2010-2011

2009-2010

2007-2008

2006-2007

Ранг

Значение

Ранг

Ранг

Ранг

Швейцария

1

5.63

1

2

4

Шведция

2

5.56

4

4

9

Сингапур

3

5.48

3

7

8

США

4

5.43

2

1

1

Германия 

5

5.39

7

5

7

Япония

6

5.37

8

8

5

Финляндия

7

5.37

6

6

6

Нидерланды

8

5.33

10

10

11

Дания

9

5.32

5

3

3

Канада

10

5.3

9

13

12

Китай

27

4.84

29

34

35

Турция

61

4.25

61

53

58

Российская 

Федерация

63

4.24

63

58

59

Казахстан

72

4.12

67

61

50

Украина

89

3.9

82

79

69

   Чад

139

2.73

131

131

121


 

 

Переход российской экономики на преимущественно рыночные механизмы регулирования обуславливает становление совокупности конкурентных отношений, оказывающих существенное влияние на экономическое развитие субъектов хозяйствования Российской Федерации. Практика рыночных реформ показывает, что большинство хозяйствующих субъектов отечественной экономики оказались не готовыми к цивилизованным формам и методам конкурентной борьбы. Положение усугубляется тем обстоятельством, что зарубежные экономические партнеры, с которыми соперничают российские предприниматели, уже имеют накопленный богатый опыт конкурентной деятельности.

Следует признать, что  теоретические и практические задачи мониторинга, удержания и повышения  конкурентоспособности отечественных  производителей на современном этапе  глобализации и интернационализации хозяйственных связей, а также необходимость устойчивого развития мировой экономической системы остаются чрезвычайно актуальными для трансформационного периода. Впервые в России на общегосударственном уровне признана актуальность повышения конкурентоспособности национальной экономики в ежегодном Послании Президента РФ 2003 года: «Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной рыночной экономикой. Страной, где права собственности надежно защищены, а экономические свободы позволяют людям честно работать, зарабатывать».

Изучение конкурентоспособности  представляет собой одну из важнейших  составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки  стратегии и тактики деятельности субъекта на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качества. Между тем постепенная интеграция страны в мировое экономическое сообщество и развитие конкурентной среды в отечественной экономике делает проблему повышения конкурентоспособности российской продукции весьма актуальной.

В самом широком смысле применительно к экономической  сфере конкурентоспособность означает обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования, причем эти свойства могут относиться к различным субъектам конкурентной борьбы – видам продукции, предприятиям (товаропроизводителям), отраслям, и, наконец, странам. Конкурентоспособность рассматривается как в факторной, так и в результирующей плоскостях. В данной статье рассматривается результаты подхода, используемого известной международной организацией «World Economic Forum»

Факторы, определяющие конкурентоспособность  страны, достаточно многообразны. Согласно ежегодному Докладу Всемирного экономического форума, проводимого в г. Давос (Швейцарии), рассматриваются двенадцать групп факторов (Рис.1), на основе которых строится сводный индекс глобальной конкурентоспособности.

 

 

Рис. 3. Эннеаграмма факторов индекса глобальной конкурентоспособности по данным Всемирного экономического форума за 2010-2011 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Конкурентные преимущества и недостатки России

 

Экономика нынешней России, приобретя некоторые черты рыночной, сохранила и черты старой системы. В итоге круг тех, кто может  успешно вести бизнес, сужается, что и делает монополистичной  целиком всю экономику.

Поэтому не случайно, что  все более распространенным становится мнение, что деньги можно зарабатывать, только имея «особые отношения» с  властью (например, муниципальной), которая  рассматривает любой бизнес на своей  территории как свою вотчину и, ограждая «свои» фирмы от конкуренции, получает экономическую ренту.

Одним из факторов низкой конкурентоспособности России на мировом  рынке является коррупция в высших эшелонах власти и несознательность большинства наших граждан.  В  “карманах и кошельках” высоких чиновников незаконным образом накоплены большие средства, и эти средства “работают” лично на них, в то время как должны быть включены в оборотный капитал какого либо промышленного предприятия и работать на государство.

Необходимо также обозначить еще одну большую проблему — ограничения, наложенные на конкуренцию на рынке рабочей силы. В первую очередь это ограничения, сдерживающие ее мобильность. На сегодняшний день в России рабочая сила прикована к индустриальным городам системой регистрации и связанной с ней системой социальных благ. Семья безработного, живущая в экономически неблагоприятном районе, имеет пособие по безработице и экономические субсидии, все члены семьи лечатся бесплатно, а дети получают бесплатное среднее образование и бесплатно пользуются услугами детских садов. Переезд, как правило, означает утрату всех этих льгот. И в первую очередь самой главной — права на жилье. Внеэкономические формы прикрепления людей к земле (крепостное право, изъятие паспортов у крестьян и проч.) просто уступили место экономическим ограничениям в виде социальных благ. Но сути это не меняет: феодальная экономика всегда менее эффективна, чем капиталистическая .

К тому же в Москве, являющейся экономическим центром и крупнейшим работодателем, фирма  не имеет права без разрешения властей принять на работу гражданина РФ, не имеющего регистрации в Москве (получение которой зависит от воли ряда других людей).

Также нужно отметить, что макроэкономическая структура  в России не соответствует требованиям  эффективного развития экономики. Резко сократился экспорт наукоемкой продукции и услуг, близок к «нулевой» отметке уровень производства конкурентоспособных услуг и нематериальных продуктов.

Решение указанной проблемы в России возможно на основе разработки и реализации национальной доктрины, ядром которой должна стать стратегия рационального использования имеющихся ресурсов, основанная на активизации интеллектуальной деятельности, повышении роли образования, здравоохранения, фундаментальных и обществоведческих наук, (развитие которых на сегодняшний день приобретает масштаб национальных проектов государства) существенном расширении производства нематериальных благ и услуг. Особое значение приобретает стимулирование результативной интеллектуальной деятельности, являющейся качественным определителем состояния трудовых ресурсов, технико-технологических условий и факторов производства.

Россия располагает  наибольшими возможностями для  своего социально-экономического развития по сравнению с другими странами мира. По уровню абсолютной величины национального богатства на душу населения Россия опережает многие страны.

К сожалению, по показателю валового национального продукта на душу населения Россия отстает от США в 5 раз, Японии - в 4 раза, Германии и ряда других западноевропейских стран - в 3,5 раза и т.д. Кроме того, сегодня 40% мирового рынка высоких технологий концентрируется в США, в России - менее 0,5% .

В условиях укрепления рыночного  механизма становится актуальным установление сбалансированности уровня национальной и региональной конкурентоспособности. А это, в свою очередь, возможно на основе исследования закономерностей формирования и развития процесса конкурентоспособности всех уровней, структур, внешних и внутренних связей региональной экономики, анализа и оценки экономического потенциала. Понятие «конкурентоспособность регионов» является наиболее общей категорией, объединяющей конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей экономики, характеризующей положение региона на внутреннем рынке и обеспечивающей предпосылки для укрепления позиций страны на мировом рынке. По данным конъюнктурных исследований, в настоящее время только 8 регионов России обладают ярко выраженными конкурентными преимуществами на внешнем рынке. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская, Самарская, Челябинская и Ростовская области. Еще у 5-ти эти преимущества сравнительные, у 14-ти - ограниченные, а у оставшихся 62-х регионов они по существу отсутствуют вовсе .

Выбирая варианты стратегического  развития страны и интеграции в мировое хозяйство, необходимо принимать во внимание уровень конкурентоспособности России, учитывать все плюсы и минусы нашей экономики. Если говорить о плюсах, то их не так уж мало.

Конкурентные преимущества российской экономики:

1. дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации;

2. низкая капиталоемкость  сектора НИОКР при относительно  развитой инфраструктуре;

3. значительные масштабы  накопленных основных производственных  фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования в промышленности, позволяющие снизить капиталоемкость технологической модернизации отрасли вообще и конкретных проектов  в частности, и, кроме того, облегчающие адаптацию западных технологий среднего уровня;

4. наличие уникальных передовых технологий в ряде секторов промышленности, опирающихся на достижения российской фундаментальной и прикладной науки, традицию российской научно-технической мысли, воплощенных в изделиях, по многим параметрам не уступающих мировым аналогам.

Информация о работе Сущность и особенности Рыночной конкуренции