Сущность и значение планирования на предприятии в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования курсовой работы является содержание планирования на предприятии.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и значение планирования на предприятии в современной экономике;
2. Изучить методы и принципы планирования на предприятии;
3. Рассмотреть структуру и классификацию планов;
4. Познакомиться с особенностями и структурой бизнес-планирования.
5. Рассмотреть особенности осуществления планирования на примере ОАО «Савушкин продукт»;

Файлы: 1 файл

1Моя курсовая.docx

— 97.90 Кб (Скачать файл)

Нормативный метод представляет собой способ, при применении которого на предприятии в процессе планирования используется целая система нормативов и норм. Это нормы расхода сырья и материалов, выработки и обслуживания, численности, трудоемкости, нормативы использования машин и оборудования, длительность производственного цикла, запасы сырья, нормативы организации производственного процесса, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.

Для осуществления планирования реализации готовой продукции, производственных издержек, программы производства и других плановых разделов используется технико-экономический метод планирования.

Существуют определенные факторы, которые необходимо учитывать при данном методе планирования: технические (внедрение новейшей техники и технологий, материалов); реконструкция и техническое перевооружение предприятия и т. п.; усовершенствование организации производства и труда; сдвиг объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции; рыночные (инфляция) и особые факторы, связанные со спецификой предприятия, производства, региона.

Технико-экономическое методы планирования служат для осуществления организации производственно-хозяйственных направлений для определения развития в целом и результатов производства.

Любая теория и наука строится на определенных принципах, в связи с чем процесс планирования также основан на ряде научных принципов, которые и определяют направление и содержание плановой работы.

Еще А.Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р.Акофф гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип планирования – принцип участия.

1. Принцип единства, комплексности и координации предполагает комплексный, системный характер процесса планирования. Предприятие представляет собой систему, процесс планирования также носит системный характер, так как все составляющие элементы здесь взаимосвязаны и преследуют одну и ту же цель. Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. Все планы, разрабатываемые в организации, – не просто набор документов, а их взаимосвязанная система (схема 1).

2. Принцип непрерывности имеет такое название в связи с тем, что процесс планирования это не единовременное действие, это непрерывный, постоянный процесс. Непрерывный характер планирования связан с существованием различных причин и факторов, влияющих на финансово-хозяйственное состояние, т.е. необходимостью предвидения будущего для защиты компании, необходимостью постоянных логических корректировок как в постановке целей, так и в формировании схемы действий по достижению этих целей. Выделяются следующие способы реализации этого принципа: постоянное пошаговое планирование в рамках фиксированного периода; планирование на весь фиксированный период с обязательной корректировкой относительно внешних и внутренних условий, и соответственно постоянное уточнение и исправление планов; планирование на фиксированный период при непрерывной последовательности планов; возвратное планирование (от долгосрочного плана к краткосрочным).

3. Принцип гибкости основан на переменчивости и стихийности экономической ситуации, что необходимо учитывать при управлении компанией. Планирование призвано как раз подстраиваться под эти изменения и процессы, какую бы амплитуду они не имели. Любой план может быть изменен в зависимости от внешней и внутренней ситуации. Необходимо учитывать все факторы, которые могут в той или иной степени повлиять на процесс деятельности и финансовый результат предприятия. Это принцип тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия.

4. Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним её окружением. Всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов.

5. Суть принципа участия напрямую зависит от принципа единства планирования. Этот принцип означает, что каждая структурная единица, каждый субъект этой единицы должен участвовать в процессе планирования независимо от участка работы, за который он отвечает. Так как процесс планирования затрагивает непосредственно всех работников предприятия, то и вносить свой вклад должны все. Иначе полнота отражения информации, а следовательно, качество планирования могут быть недостаточно эффективными. Принцип участия оказывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя − не важно, насколько плохо, чем быть планируемым другими − не важно, насколько хорошо. Смысл этого: увеличивать свои желания и способности удовлетворять потребности как собственные, так и чужие.

Изложенные принципы в известной мере являются универсальными, пригодными для всех уровней управления. В теории управления рассматриваются и другие принципы планирования. Например, Р.А. Фатхутдинов в своей работе «Организация производства» изложил такие принципы как:

- преемственность стратегического  и тактического планов (здесь  подразумевается, что текущие планы  подразделений должны конкретизировать  основные разделы стратегии организации);

- социальная ориентация  плана (то есть не только решение  технических и финансовых проблем, но и следование социальным  нормам общества, учет социальных  показателей развития коллектива);

- ранжирование объектов  планирования по их важности (данный  принцип используется для рационального  распределения ресурсов организации  в текущий момент);

- адекватность плановых  показателей действительности (может  обеспечиваться большим количеством  учтенных факторов окружающей  среды при прогнозировании, а  также повышением точности прогнозов);

- согласованность плана  с параметрами внешней среды (устанавливается  за счет анализа динамики факторов  внешней среды и исследования  влияния этих факторов на плановые  показатели);

- вариантность плана (подразумевается  наличие трех и более альтернативных  планов развития организации, и  выбор из них оптимального  варианта, обеспечивающего достижение  целей с наименьшими затратами);

- сбалансированность плана (по затратам на введение новых  технологий и доходам от них, получаемым и распределенным  ниже по иерархической лестнице  ресурсам);

- экономическая обоснованность  плана (осуществляется во взаимодействии  с принципом вариантности –  окончательный выбор варианта  осуществляется только после  экономического обоснования всех  альтернатив);

- автоматизация системы  планирования (принцип, требующий применения  современных информационных технологий  и компьютерной техники, обеспечивающих  систематизацию информации об  этапах развития объекта планирования, обработку, хранение и передачу  данных);

 

- обеспечение обратной  связи системы планирования (воздействие  результатов функционирования системы  на характер этого функционирования). [        ]

Надо отметить, что применение всех принципов планирования на практике под силу только крупным организациям, имеющим квалифицированные кадры, доступ к современным информационным технологиям и необходимые ресурсы.

То есть число применяемых принципов планирования будет зависеть от положения и устойчивости организации, объема выпускаемой продукции и количества оказываемых услуг, наукоёмкости применяемых технологий.

Таким образом, сущность процесса планирования заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения. 
Планирование является основной функцией менеджмента, системой управления производством, обеспечивающей его динамичное и пропорциональное развитие, а также выявление и эффективное использование резервов производства. Принципы планирования определяют требования к характеру и содержанию плановой деятельности в организации. Следование принципам планирования создает предпосылки для действенной работы фирмы и снижает вероятность отрицательных результатов планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура и классификация планов на предприятиях

 

Структура планов зависит от таких факторов, как функция предприятия, а также его внутренняя административно-хозяйственная структура. Каждое структурное подразделение разрабатывает собственный план, который в итоге сводится в общий план предприятия. Необходима отлаженная система сбора информации с каждой службы для более точного планирования. Это сложный процесс, но его отладка приводит к прогнозированию с наименьшим процентом отклонений в дальнейшем от фактических данных, что сокращает риск возникновения негативных факторов, влияющих на снижение финансового результата в целом. Как правило, ситуация иногда складывается таким образом, что одна служба предприятия не осведомлена о том, что входит в обязанности другой. Эти структурные подразделения работают по одному заданию, указанному в плане, что и связывает их. Наиболее эффективным направлением планирования является такое, которое учитывает все необходимые правила, а именно: обоснование всех элементов и этапов плана; контроль четкого исполнения плана его участниками; постоянный учет и контроль, а также внесение корректировок в план и его исполнение.

План предприятия состоит из следующих разделов:

  1. Производство и реализация продукции. В данном разделе определяется: ассортимент и объём вырабатываемой продукции в натуральном и стоимостном выражении; технико-экономические показатели (ТЭП) работы оборудования; производственная мощность предприятия; коэффициент использования производственной мощности; напряжённость плановых заданий.
  2. Техническое развитие и организация производства. В данном разделе определяется: перечень мероприятий в направлениях развития техники и технологии; усовершенствование организации труда и производства предприятия; обновление ассортимента и повышение качества продукции.
  3. Показатели повышения эффективности производства — система показателей оценки эффективности плана технического развития.
  4. Нормы и нормативы (нормативная база планирования) — нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, труда, использования оборудования в расчёте на единицу продукции или единицу работ.
  5. Капитальное строительство: суммы капитальных вложений на расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и показатели эффективности капитальных вложений.
  6. Материально-техническое обеспечение: планирование расхода сырья и других материальных ресурсов; планирование использования отходов производства; разработка мероприятий по снижению норм расхода сырья.
  7. Трудовой потенциал (труд и кадры). В данном разделе определяется: численность работающих на предприятии по категориям; фонды оплаты труда; ТЭП по труду и зарплате. Составляется план повышения квалификации работающих и подготовки кадров.
  8. Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности: планирование затрат на производство продукции (в целом по предприятию и по отдельным видам продукции); планирование рентабельности производства и рентабельности отдельных видов продукции.

     6.   Финансовый план: доходы и расходы в целом по предприятию; кредитные взаимоотношения; взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами; порядок распределения прибыли.

     7.   Планирование социального развития: перечень мероприятий по улучшению социально-культурных и жилищно-бытовых условий работы на предприятиях.

     8.   Охрана природы и рационального использования природных ресурсов: перечень мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов, источников вод, их очистки.

Существуют три принципиальные схемы организации планирования на предприятии: 
1) планирование «снизу вверх» (децентрализованное) осуществляется в направлении от подразделений предприятия к его высшему руководству. В этом случае плановый отдел, как правило, невелик, информация накапливается главным образом оперативными подразделениями. Цели, стратегии и производственные планы отделений инициируют сами оперативные подразделения. В обязанности планового отдела входит только установление форм плановых документов и координация плановой деятельности оперативных подразделений. Такая схема планирования позволяет наиболее полно использовать ресурсы предприятия, которые могут быть не известны его высшему руководству. Однако при этой схеме сложно согласовать планы отдельных подразделений в рамках единого (сводного) плана.  
2) планирование «сверху вниз» (централизованное) осуществляется в направлении от руководства предприятия и централизованной плановой службы к подразделениям предприятия. При этой схеме базовая информация, задачи каждого подразделения и ключевые стратегии формируются на уровне предприятия в целом. В этом случае плановый отдел мощнее и его роль не ограничивается техническими функциями. В свою очередь, оперативные подразделения составляют на основе сформулированных задач так называемые тактические планы. Эта схема обеспечивает решение наиболее важных задач предприятия, а также согласованную работу всех подразделений в рамках единой стратегии. В отличие от предыдущей, данная схема не всегда в полном объеме задействует ресурсы отдельных подразделений предприятия.  
3) планирование по принципу «встречных потоков» (интерактивное планирование или планирование во взаимодействии): идеи формулируется в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановым отделом и оперативными подразделениями. В этом случае отделу планирования отводится значительная роль: координация рыночных целей с ресурсами структурных подразделений, сбор информации о внешнем окружении и постановка вопросов перед высшим руководством, которое устанавливает цели и направления деятельности.

Планы на предприятиях можно сгруппировать следующим образом:

Информация о работе Сущность и значение планирования на предприятии в современной экономике