Сущность и значение планирования на предприятии в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования курсовой работы является содержание планирования на предприятии.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и значение планирования на предприятии в современной экономике;
2. Изучить методы и принципы планирования на предприятии;
3. Рассмотреть структуру и классификацию планов;
4. Познакомиться с особенностями и структурой бизнес-планирования.
5. Рассмотреть особенности осуществления планирования на примере ОАО «Савушкин продукт»;

Файлы: 1 файл

1Моя курсовая.docx

— 97.90 Кб (Скачать файл)

Важнейшей функцией тактического планирования является обеспечение эффективного контроля. Точность реализации целевых установок плана, зависит от того, как налажен контроль за его выполнением. Система отчетности о выполнении плана, методы оценки и измерения результатов деятельности всех структурных подразделений предприятия должны позволить организовать управление по отклонениям. Это дает возможность высшему управленческому персоналу уделять внимание только исключительным событиям или ситуациям, вызывающим отклонения от нормального хода производства. Тем самым сберегается время для решения первоочередных стратегических вопросов.     

Основными задачами тактического планирования являются:

  • формирование оптимальной или обеспечивающей достижение требуемого уровня финансового результата продуктовой программы;
  • разработка комплекса соответствующих функциональных и проектных мероприятий.

 

     При тактическом планировании руководствуются  блоком показателей выручки и  издержек (себестоимости) продукции, рассчитанных на базе текущих цен, т.е. с учетом ценовой динамики и инфляции.     

В зависимости от вида и объема, применяемых на предприятии расчетных моделей (моделей планирования продуктовых программ, финансовых моделей) возникают различные степени свободы и проблемы при тактическом планировании в подразделениях. Так, показатели объемов снабжения, производства и сбыта всех подразделений должны быть согласованны для достижения желаемого объема продаж и создания необходимых запасов, чтобы поддерживать экономически выгодные объемы производства.     

Составление, координация и утверждение тактических планов в подразделениях осуществляется в ходе многоступенчатого, итеративного (часто повторяемого) процесса планирования с учетом взаимовлияния всех подразделений и уровней управления предприятия [         ].     

Вид и число подразделений определяют на каждом предприятии исходя из его организационной структуры. С ростом размеров предприятия, расширением продуктовой программы и усложнением производственных процессов увеличивается число подразделений (объектов планирования) и отдельных планов. На промышленных предприятиях с функциональной организационной структурой самостоятельными объектами тактического планирования являются сбытовые, производственные, снабженческие, складские подразделения, отделы НИОКР и все отделы с комплексными, сквозными функциями, обеспечивающие работу других подразделений и служб, например, отделы обслуживания и ремонта оборудования (ОГМ), персонала (труда и заработной платы), финансов. 
Требования, предъявляемые к тактическому планированию:

• гибкость плана (легкое изменение);

• полнота планирования (учет всех факторов, влияющих на эффективность и результативность плана);

• поддержка со стороны высшего руководства;

• комплексность планирования (связь со стратегическими и оперативно-календарными планами);

• ответственность за разработку и выполнение планов;

• приоритет текущих решений над планом;

• точность, ясность, лаконичность плана;

• участие исполнителей в разработке плана.

Тактический план представляет собой развернутую программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия, направленную на выполнение заданий стратегического плана при наиболее полном рациональном использовании ресурсов. Состав разделов тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, методов управления, традиций, состояния экономики и т.д.  
Разделы тактического плана: 1) экономическая эффективность производства; 2) нормы и нормативы; 3) производство и реализация продукции; 4) материально-техническое обеспечение производства; 5) персонал и оплата труда; 6) издержки производства; 7) инновации; 8) инвестиции; 9) экология; 10) социальное развитие; 11) фонды специального назначения; 12) финансовый план.

Основу тактического плана составляют стратегический план и портфель заказов предприятия, сформированный на планируемый период.

Оперативное планирование. Группа оперативных планов ориентирована на краткосрочный период времени (до одного года), преследует достижение оперативных целей, решение текущих задач предприятия и его структурных подразделений, предполагает оптимизацию используемых ресурсов. В оперативном планировании учитывается реальное состояние внешней и внутренней среды организации в планируемом периоде.

В содержании этапов оперативного и стратегического планирования существуют отличия. Этап установления целей включает:

  • определение оперативных целей;
  • уточнение средств их достижения.

Этап разработки планов посвящен формированию оперативных планов предприятия и его структурных подразделений.

Этап контроля и оценки предполагает:

  • контроль хода выполнения планов;
  • оценку достигнутых результатов;
  • регулирование процесса реализации планов и их корректировку в случае необходимости.

Координирующей основой оперативного планирования является годовой план – оперативный документ, отражающий ключевые направления деятельности предприятия и планируемый по ним объем работ. Так, примерную структуру годового плана составляют следующие разделы:  производство и реализация продукции, техническое и организационное развитие, повышение эффективности производства, нормирование работ и материалов, капитальные вложения, материально-техническое обеспечение, трудовой потенциал (труд и кадры), себестоимость, прибыль и рентабельность, системы материального стимулирования, финансовый план, планирование социального развития,  охрана природы и рационального использования природных ресурсов.

На основе годового плана предприятия формируются его квартальные и месячные планы, а также планы его структурных подразделений.

Оперативное планирование работы структурных подразделений (конкретных действий на конкретный период времени с детализацией содержания) осуществляет менеджмент нижнего уровня управления. В планах содержится разработка рычагов и инструментов воздействия на производственный процесс и другие сферы деятельности предприятия, обеспечивающих достижение производственных и социальных целей и решение задач предприятия.

 

 

 

3. Бизнес-план

 

Бизнес-план представляет собой документ, в котором описаны основные аспекты будущего коммерческого мероприятия (предприятия), анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также определяющий способы решения этих проблем. Бизнес-план помогает лучше изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта, оценить затраты по изготовлению продукции и соизмерить их с возможными ценами реализации, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела. Это план осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Задачами бизнес- плана является:

- сформулировать долговременные  и краткосрочные цели предприятия, стратегию и тактику их достижения;

- определить конкретные  направления деятельности, целевые  рынки и место предприятия на этих рынках;

- выбрать ассортимент  и определить показатели товаров  и услуг, которые будут предложены  потребителям;

- оценить производственные  и непроизводственные издержки;

- определить состав маркетинговых  мероприятий по изучению рынка, стимулированию продаж, ценообразованию  и т.п.;

- оценить финансовое положение  и соответствие имеющихся финансовых  и материальных ресурсов возможностям  достижения поставленных целей  и т.д.

Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

- инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых  действий, проектов и сделок;

- прогнозирование – предвидение  и обоснование желаемого состояния  фирмы в процессе анализа и  учета совокупности факторов;

- оптимизация – обеспечение  выбора допустимого и наилучшего  варианта развития предприятия  в конкретной социально-экономической  среде;

- координация и интеграция  – учет взаимосвязи и взаимозависимости  всех структурных подразделений  компании с ориентацией их  на единый общий результат;

- безопасность управления (упреждающие меры по уменьшению  или предотвращению отрицательных  последствий);

- упорядочение – создание  единого общего порядка для  успешной работы и ответственности;

- контроль – возможность  оперативного отслеживания выполнения  плана, выявления ошибок и возможной  его корректировки;

- воспитание и обучение;

- документирование (может  быть доказательством успешных  или ошибочных действий менеджеров  фирмы).

Бизнес-планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес – линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему). Бизнес – план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление. Также может планироваться деятельность всего предприятия или его отдельного подразделения.

Таким образом, бизнес- план позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. определить стратегию функционирования фирмы.

Без бизнес-плана не возможна нормальная работа любой организации. Это своего рода гарантия, необходимая для привлечения инвесторов (кредиторов), не считая имущественной гарантии. Это является не модной тенденцией и не пустым желанием инвестора, а это документ, который покажет ему (инвестору), что Вы ответственный предприниматель и представляете, с чем имеете дело, и что Вы в состояние вернуть вложенные средства и можете привести фирму к процветанию.

Сама структура бизнес-плана не должна быть жесткой. Нет необходимости и слепого копирования его содержания из зарубежного опыта. Общая структура бизнес-плана должна придерживаться следующих параметров:

 
1. Резюме 
2. Идея (сущность) предлагаемого проекта 
- Общие исходные данные и условия. 
- Описание образца нового товара. 
- Оценка опыта предпринимательской деятельности. 
3. Оценка рынка сбыта 
- Описание потребителей нового товара. 
- Оценка конкурентов. 
- Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов. 
4. План маркетинга 
- Цели маркетинга. 
- Стратегия маркетинга. 
- Финансовое обеспечение плана маркетинга. 
5. План производства 
- Изготовитель нового товара. 
- Наличие и требуемые мощности производства. 
- Материальные факторы производства. 
- Описание производственного процесса. 
6. Организационный план 
- Организационно-правовая форма собственности фирмы. 
- Организационная структура фирмы. 
- Распределение обязанностей. 
- Сведения о партнерах. 
- Описание внешней среды бизнеса. 
- Трудовые ресурсы фирмы. 
- Сведения о членах руководящего состава. 
7. Финансовый план. 
- План доходов и расходов . 
- План денежных поступлений и выплат. 
- Сводный баланс активов и пассивов фирмы. 
- График достижения безубыточности. 
- Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование). 
- Оценка риска и страхование. 
8. Приложение

Заказчиком бизнес-плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес – плане. Разработчиками бизнес–плана выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.  
При разработке бизнес-плана подлежат взаимному учету интересы всех участвующих сторон:  
- заказчика (клиента) бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором и использующего привлеченный капитал посредством акционирования, займ, выпуска облигаций и т.п.;  
- муниципальных органов, определяющих потребности и приоритеты в строительстве объектов в соответствии с общей концепцией развития, формирующих проектное задание, рассматривающих заявки и оформляющих соответствующие документы (например, землеотводные), планирующих налоговые поступления в бюджет, участвующих в надзоре за реализацией;  
- подрядных фирм, детализирующих концепцию бизнес-плана, осуществляющих технические изыскания, проектирование, составление сметной документации, авторский надзор за строительством, монтажом оборудования, запуском теологического процесса и т.п., сдачу объекта заказчику;  
- потребителя, использующего продукцию или услуги.

Информация о работе Сущность и значение планирования на предприятии в современной экономике