Сущность и значение планирования на предприятии в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования курсовой работы является содержание планирования на предприятии.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и значение планирования на предприятии в современной экономике;
2. Изучить методы и принципы планирования на предприятии;
3. Рассмотреть структуру и классификацию планов;
4. Познакомиться с особенностями и структурой бизнес-планирования.
5. Рассмотреть особенности осуществления планирования на примере ОАО «Савушкин продукт»;

Файлы: 1 файл

1Моя курсовая.docx

— 97.90 Кб (Скачать файл)
  • по длительности планового периода: долгосрочные (плановый период более 5 лет), среднесрочные (плановый период от года до 5 лет), краткосрочные (охватывающие плановый период от одного года).
  • по назначению: производственные (производство готовой продукции), коммерческие (рынки сбыта продукции и обеспечение предприятия материально-техническими ресурсами), планы инвестиций и планы, направляющие на техническое развитие, планы по труду, заработной плате, социальному обеспечению персонала.
  • по уровням организационного планирования: организации в целом, самостоятельных подразделений  организации, функциональных подсистем (отделов, цехов, участков и т.п.).
  • по видам продукции, работ, услуг: освоенного производства, осваиваемого производства, планируемого к освоению в будущем.
  • по содержанию: стратегические (определяющие курс развития организации на длительный период времени), тактические (содержащие планы действий и методы реализации стратегии на среднесрочный период времени), оперативные (связанные с повседневным выполнением задач и оптимизацией использования привлекаемых организацией ресурсов).

Рассмотрим их поподробнее.

Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Важнейшая задача – обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. В основе стратегического планирования лежит понятие стратегии. В ней отражены основные цели компании, такие как расширение доли рынка, рост прибыли, проведение передовых научно-технических исследований, обеспечивающих высокую конкурентоспособность и т. д. По формулировке    А. Чандлера, стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения этих целей.

Стратегическое планирование представляет процесс моделирования будущего, включая определение целей и формулировку концепции долговременного развития. Его можно также рассматривать как элемент управленческого процесса, направленного на создание и поддержание стратегического равновесия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и вероятными перспективами развития. Стратегический план обладает гибкостью и допускает: регулярные корректировки плановых заданий или пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности фирмы.

Стратегический план должен предусматривать обеспечение следующими видами ресурсов: финансовыми, которые необходимы для формирования капитальных и текущих активов; предприятия используют такие источники, как акционерный капитал, банковские кредиты, реализация облигаций; человеческими ресурсами; материальными ресурсами – земля, здания, производственные помещения, оборудование, материальные запасы и т. д.; интеллектуальными ресурсами.

Рассмотрим этапы разработки стратегического плана: 
1. Определение миссии предприятия – устанавливается смысл существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике. Миссия характеризует направление в бизнесе, на которое предприятие ориентируется исходя из рыночных потребностей, характеров потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ и барьеров. 
2. Формулирование целей и задач функционирования предприятия, отражающие уровень, на который необходимо вывести деятельность предприятия по обслуживанию потребителей. Направления в выборе целей могут быть следующие: доходы предприятия; эффективность (рентабельность, производительность, материалоемкость); положение на рынке;  ресурсы предприятия (структура, величина, кредиторская, дебиторская задолженность); производственная мощность предприятия; продукция;  организационные изменения;  качество работы с покупателями;  социальная деятельность предприятия. 
3. Анализ и оценка внешней среды. Здесь выделяют 2 уровня: народно-хозяйственный и отраслевой уровень (спрос и предложение, конкуренты).  
4. Анализ внутренней среды позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.  
5. Разработка и анализ стратегических альтернатив. Принимаются решения о том, как предприятие будет достигать своих целей и реализовывать корпоративную миссию, формируется система целей  
функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Важнейшая задача – обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия.

Можно отметить следующие особенности стратегического планирования:

• должно дополняться текущим планированием;

• стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы ежегодно;

• годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно с разработкой годового финансового плана (бюджета);

• большинство западных компаний считает, что механизм стратегического планирования должен быть усовершенствован.

Основное преимущество стратегического планирования состоит в управленческой обоснованности плановых показателей, рассчитанных на перспективу. Ценность методов стратегического планирования является особенно высокой при: сложной внутренней структуре и многообразии видов деятельности предприятия и значительной неопределенности и интенсивной динамике внешней среды.

Стратегическое планирование позволяет осуществлять более целенаправленное и взаимоувязанное управление ресурсами, снижающее материальные и финансовые потери при достижении целей.

Существуют и определенные недостатки стратегического планирования:

 1. Стратегическое планирование не дает и не может дать в силу своей сущности детального описания картины будущего.

2. Не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана. Его описательная теория сводится к определенной философии или идеологии ведения бизнеса.

3. Процесс стратегического планирования для своего осуществления требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным планированием.

4. Негативные последствия ошибок стратегического планирования, как правило, гораздо серьезнее, чем в традиционном, перспективном.

5. Стратегическое планирование должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана, т.е. эффект может дать не планирование, а стратегическое управление. 
Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Важнейшая задача – обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия.

В условиях рыночной экономики стратегическое планирование должно осуществляться с учетом воздействия внешней среды, для которой свойственны различного рода быстрые изменения: конъюнктуры, уровня насыщения рынков сбыта, появление новых товаров (услуг). Эти колебания создают высокую степень неопределенности для предприятия при принятии решений. Таким образом увеличиваются хозяйственные риски. Только при наличии стратегического плана можно избежать таких негативных явлений, как ситуация, в которой каждое структурное подразделение компании начинает искать свои пути решения задач, не согласованные с общей деятельностью предприятия. Например, при отсутствии единого стратегического плана может возникнуть рассогласованность целей разных структурных подразделений.

Таким образом, сущность стратегического планирования раскрывается в его функциональных характеристиках. Стратегический план является:

  • средством достижения конечного результата деятельности;
  • инструментом, обеспечивающим объединение в единое целое всех частей организации и основных аспектов деятельности фирмы;
  • документом, определяющим позицию предприятия в окружающей среде;
  • итогом анализа сильных и слабых сторон предприятия и оценки возможностей и препятствий развития предприятия в будущем;
  • упреждающим проектом реакции фирмы на изменения внешней среды.

Стратегический план обладает следующими особенностями:

  • является комплексным, охватывающим многообразие видов плановой деятельности фирмы;
  • носит инновационный характер;
  • служит основой для разработки оперативных планов, бизнес-планов;
  • интегрирует в единое целое разные направления управления фирмой;
  • основывается на системном подходе к оценке сильных и слабых сторон деятельности фирмы;
  • устанавливает поэтапные контрольные параметры для последующего мониторинга;
  • предусматривает механизмы обратной связи в процессе реализации плана.

Тактическое планирование содержит сведения о распределении ресурсов для достижения стратегических целей. Является средством реализации стратегических планов. Если основная цель стратегического плана заключается в том, чтобы определить, чего хочет добиться предприятие в перспективе, то тактическое планирование должно ответить на вопрос, как предприятие может достичь такого состояния. Этот вид планирования  охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. В результате его составляется план экономического и социального развития предприятия, представляющий программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия на соответствующий период. [          ].     

Суть  хорошо поставленного тактического планирования в том, чтобы провести долгосрочные стратегические решения  в количественные показатели тактического плана, обеспечивающие постоянную координацию производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому тактический план, как бы тщательно он ни был разработан, без стратегического плана эффекта не даст. Тактическое планирование выступает как средство реализации стратегического плана предприятия. В рамках тактического планирования, исходя из имеющегося ресурсного потенциала предприятия, с учетом реализуемой стратегии развития определяются и утверждаются ведущие к достижению генеральных целей в среднесрочном и краткосрочном периодах:

  • продуктовая программа;
  • планы (задачи и мероприятия) по функциональным сферам деятельности;
  • проекты или целевые программы.

 

     Тактический план представляет собой развернутую  программу всей производственной, хозяйственной  и социальной деятельности предприятия, направленную на достижение генеральных целей стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов.      

Особое  внимание в тактическом плане  должно уделяться показателям эффективности  деятельности предприятия: повышению конкурентоспособности продукции, обеспечению желаемого уровня рентабельности, росту производительности труда, соблюдению договорных обязательств и др.     

В условиях перехода к рынку существенно  меняется природа тактического, как правило, годового плана. Из инструмента балансовой увязки ресурсов он должен превратиться в эффективную плановую систему принятия управленческих решений на предприятии. Любые просчеты в оценке потребностей рынка и собственных возможностей предприятия грозят убытками или даже банкротством.     

Отличительная особенность тактического плана  заключается в том, что он заставляет руководителей и специалистов всех уровней предприятия  направлять свои усилия на поиск путей реализации целей и задач стратегического плана [         ].     

Управленческие  решения, принимаемые при тактическом планировании, базируются на более объективной и полной информации, чем при стратегическом планировании. Эти решения более детальны и конкретны, связаны с меньшим риском, так как разрабатываются на меньший временной период. Кроме того, текущие плановые решения легче количественно оценивать, ранжировать по критериям и выбирать наиболее оптимальный вариант.      

Тактический план выполняет функции координации  и контроля. Функция координации действий предполагает, что план устанавливает определенные пропорции между ресурсами и  видами деятельности предприятия. Координация требует интеграции всех разделов текущего плана. Поэтому на крупных предприятиях процесс планирования носит повторяющийся характер и требует создания сложной плановой системы. На протяжении всего процесса планирования должна осуществляться проверка согласованности планов с учетом реализуемости и эффективности предлагаемых управленческих решений. Кроме того, необходимо применение в тактическом планировании различных оптимизационных методов.      

Информация о работе Сущность и значение планирования на предприятии в современной экономике