Сущность и значение планирования на предприятии в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования курсовой работы является содержание планирования на предприятии.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и значение планирования на предприятии в современной экономике;
2. Изучить методы и принципы планирования на предприятии;
3. Рассмотреть структуру и классификацию планов;
4. Познакомиться с особенностями и структурой бизнес-планирования.
5. Рассмотреть особенности осуществления планирования на примере ОАО «Савушкин продукт»;

Файлы: 1 файл

1Моя курсовая.docx

— 97.90 Кб (Скачать файл)

Самим разработчикам бизнес-план помогает продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, маркетинга, организацией управления и контроля, поиском партнеров и источников финансирования и т.п. Управленческому персоналу фирмы бизнес-план помогает определить стратегические направления деятельности и перспективы достижения намеченных целей. Сотрудникам фирмы бизнес-план необходим для получения ясного представления о стратегических направлениях развития, о тактике руководства фирмы. Информация об этом позволяет персоналу предприятия определить свой диапазон рабочих обязанностей в решении общих проблем предприятия.

Любому хозяйствующему субъекту, которому для его деятельности необходимы внешние источники финансирования, важно уметь на основе тщательного анализа рыночных и своих возможностей выбирать перспективные и реально осуществимые задачи, привлекательные для потенциального инвестора. Бизнес-план может быть использован и для внесения изменений в руководство фирмой.  
Объективно говоря, составление бизнес-плана не только мобилизует руководителей фирм на более тщательное изучение своей деятельности, в том числе в процессе воплощения планов, но и делает управление более эффективным.

Бизнес-планирование опирается на: 
- конкретный проект производства определенного товара (услуг) - создание нового типа изделий или оказание новых услуг;  
- всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;  
- изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям.  
Таким образом, бизнес - план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:  
- обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы, целевые рынки, состав и показатели товаров и услуг, а также место, которое фирма может занять на этих рынках;  
- разработка взаимосвязанных производственных, маркетинговых организационных программ, обеспечивающих достижение сформулированных целей;  
- анализ наличия производственных ресурсов, резервов, которые могут быть задействованы, определить необходимые объемы финансирования;  
- предусмотреть трудности и проблемы, с которыми придется столкнуться руководству и коллективу фирмы в процессе осуществления планируемого проекта;  
- выявить обеспеченность фирмы квалифицированными кадрами и распределять обязанности со всей полнотой несения ответственности за исполнение;  
- оценить финансовое положение в соответствии с намеченными планами, реальность достижения целей с помощью собственных средств и возможность получения кредита со стороны;  
- определить состав маркетинговых исследований по изучению рынка, разработке каналов сбыта, мероприятий по рекламе и пр.;  
- организовать систему контроля за ходом реализации проекта;  
- подготовить развернутое обоснование, необходимое для привлечения инвесторов к финансированию проекта.

Рассмотрев бизнес-план как форму экономического управления, можно сделать вывод что, в конечном счете, бизнес-план может использоваться, во-первых, для управления коммерческим проектом и управления деятельностью самой фирмы. Такой план помогает обосновать экономическую целесообразность выбора направлений развития предприятия, определить источники финансирования реализации выбранной стратегии, профессиональный и численный состав персонала. Составление бизнес-плана заставляет осуществлять кропотливый и объективный анализ собственной деятельности, как бы взглянуть на себя со стороны глазами въедливого эксперта, предвидеть проблемы и вероятность столкновения с ними и, в соответствии с этим, предельно мобилизоваться. Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию развиваться, расширять и укреплять свои позиции на рынке, составлять перспективные планы своего развития. Во-вторых, бизнес-план используется для привлечения инвесторов и кредиторов. С этой точки зрения, он призван продемонстрировать выгодность для них реализации предлагаемого проекта. Весьма часто предприятия сталкиваются с необходимостью привлечения средств инвесторов, использования кредитов и займов, поскольку собственных финансовых ресурсов для прибыльной предпринимательской деятельности обычно не хватает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Особенности осуществления планирования на примере         бизнес-плана ОАО «Савушкин продукт»

1.Раздел «Резюме».

Резюме отражает основную идею проекта - более полное удовлетворение потребностей и пожеланий потребителей в высококачественной молочной продукции  и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его задача заключается в том, чтобы в сжатой и доступной форме изложить суть бизнес-плана. Стратегия предприятия ориентирована на:

  • повышение качества выпускаемой продукции;
  • закрепление на внешних рынках;
  • расширение ассортимента и доли новых видов продукции в общем объеме производства
  • обновление оборудования вспомогательного производства с использованием ресурсосберегающих технологий, направленных на сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов.

Основная цель деятельности предприятия в области качества – создание конкурентоспособной продукции, насыщение потребительского рынка качественными и безопасными молочными и молокосодержащими продуктами, безалкогольными напитками и соками; создание условий, способствующих повышению экспортных возможностей предприятия, оздоровление окружающей природной среды, экономия материальных ресурсов, освоение новых видов продукции и повышения культуры производства с целью обеспечения безопасности продукции.

2.Раздел «Характеристика  предприятия и стратегия его развития».

В данном разделе дается описание отрасли, место и роль в ней коммерческой организации.

При описании предприятия отражены следующие вопросы:

  • история создания;
  • паспорт предприятия;
  • размещение предприятия;
  • стратегия развития предприятия;
  • инженерное обеспечение;
  • охрана труда, мероприятия по технике безопасности;
  • экологическая оценка предприятия. 

При описании стратегии развития предприятия раскрыты следующие вопросы: главные цели и задачи перспективного стратегического развития (выпуск новой продукции, повышение качества выпускаемой, увеличение объемов производства, улучшение условий труда, экономия ресурсов, замена основных производственных фондов, внедрение новых и высоких технологий, импортозамещение и т.д.); стадии проработки основных этапов проекта (проведение НИОКР, разработка рабочей документации, внедрение международной системы качества, сертификация продукции, наличие инвесторов, контрактных и предконтрактных документов на поставку оборудования и т.д.); конкретные мероприятия по достижению заданных целей;

обоснование собственных источников финансирования проекта (амортизация, чистая прибыль, продажа основных фондов, акций и т.д.), которые могут быть использованы на начальном этапе его реализации.

3.Раздел «Описание продукции (услуги)».

В данном разделе представлена информация о продукции, которую будет производить предприятие. В ассортиментной линейке ОАО «Савушкин продукт» насчитывается более 200 ассортиментных позиций молочной и соковой продукции. В перечень основных ассортиментных групп включаются: ЦМП (молоко, кефир, сливки, ряженка, сметана, творог, густые десерты, десертные напитки);  твердые сыры; плавленые сыры; масло; сухие молочные продукты; нежирная молочная продукция; напитки из сыворотки; напитки безалкогольные; соки. Вся продукция ОАО «Савушкин продукт» реализуется под общим брендом «Савушкин продукт». Зонтичными брендами являются: «Наслаждение», «Монтик», «Актив-стиль», «На хлебушек», «На100ящий», «Брест-Литовский». Общая характеристика брендов представлена в таблице 1.

Все торговые марки продуктов, выпускаемые на предприятии, проходят процесс регистрации, по результатам которого выдается патент, обеспечивающий исключительные права собственности. На текущий момент, основные бренды ОАО «Савушкин продукт» имеют патенты в ряде стран. Информация о процессе регистрации товарных знаков «Савушкин продукт» в странах СНГ приведена в таблице 2.

Имеет место описание наличия сертификатов, намечены основные мероприятия, которые будут реализованы на ОАО «Савушкин продукт» в следующем году (таблица 3), составлен план мероприятий по обеспечению и улучшению качества выпускаемой продукции на 2009 год (таблица 4).

4.Раздел «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга».

В данном разделе излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга.

Анализ рынков состоит из:

  • общей характеристики рынков, на которых планируется сбыт товаров (услуг) предприятия, оценки их размера;
  • доли предприятия на разных рынках;
  • динамики развития рынка и прогноз тенденций изменения его в будущем;
  • основных факторов, влияющих на изменение рынка;
  • основных требований потребителей к продукции (услуге);
  • оценки возможностей конкурентов и основных данных о выпускаемой ими продукции – технический уровень, цена, уровень качества;
  • технологическое и финансовое состояние конкурирующих предприятий и степень их влияния на рынок данной продукции (услуги);
  • преимущества предприятия перед конкурентами.

Для продукции, которую планируется реализовывать на внешних рынках, при прогнозировании цены учитываются льготы, предоставляемые законодательством, а также ограничения и требования, выдвигаемые страной-импортером.

В отдельной таблице приведен перечень имеющихся контрактных и предконтрактных документов о приобретении продукции с указанием сроков их действия, объемов и названий фирм-потребителей, а также излагаются основные требования заказчиков, предъявляемые к качеству товара.

Обоснование стратегии маркетинга приводится в отдельном подразделе, в котором отражается:

  • стратегия сбыта (нацеленная на увеличение доли рынка, расширение существующего, продвижение на новые рынки и т.д.);
  • расчет и обоснование цены с учетом соответствующего законодательства и политики регулирования цен на государственном уровне, а также сегмента рынка;
  • обоснование правильности выбора стратегии ценообразования (сравнение с ценой конкурентов, а также свойств продукции – новизны, качества и т.д.);
  • тактика по реализации продукции на конкретном сегменте рынка (собственная торговая сеть, торговые представительства, посредники, дистрибьюторы и т.д.);
  • политика по послепродажному обслуживанию (предприятием на месте, ремонтными мастерскими, сервисными центрами и т.д.) с указанием затрат на организацию обслуживания и доходов (убытков) от такого вида деятельности;
  • оценка изменения объемов реализации продукции в перспективе;
  • обоснование затрат на маркетинг и рекламу;
  • план мероприятий по продвижению продукции на рынки, включая основные этапы реализации (таблица 6);
  • прогнозируемые цены на продукцию.

5.Раздел «Производственный план».

Данный раздел состоит из следующих подразделов:

  • производственный потенциал;
  • сырьевая зона;
  • материально-техническое обеспечение;
  • производственная программа.

Программа производства и реализации продукции составляется на основе оценки потребительского спроса и стратегии предприятия по присутствию в регионах.

В целях осуществления мероприятий по импортозамещению отдел снабжения планирует постоянно:

  • отслеживать появление на отечественном рынке новых производителей требуемых материалов и тары путем использования средств коммуникации, печати, Интернета;
  • доводить до  производителей потребности ОАО «Савушкин продукт» в разрезе всего ассортимента закупаемых  материалов посредством проведения переговоров как с имеющимися поставщиками, так и с потенциальными,  проведением конкурсов на закупку, направлением запросов в соответствующие инстанции;
  • проводить аудит поставщиков с целью отслеживания качества продукции и соответственно повышения конкурентоспособности  отечественных предприятий;
  • выявлять новых производителей требуемых материалов и тары на зарубежных рынках с аналогичным качеством, но меньшей ценой, вести переговоры с зарубежными поставщиками по уменьшению цены,  что приведет к сопоставимому снижению  объема импорта;
  • стимулировать отечественных производителей путем предоставления гарантий по закупке значительных объемов материалов и тары;
  • отдавать предпочтение отечественным производителям при прочих равных условиях  с иностранными поставщиками;
  • поддерживать политику партнерства с отечественными поставщиками с целью сохранения заинтересованности в стабильности качества и его повышения;
  • осуществлять совместную работу с поставщиками по разработке новых видов продукции взамен импортных.

6.Раздел «Организационный план».

В данном разделе в соответствии с основными этапами реализации проекта дано комплексное обоснование организационных мер и мероприятий. Центральное место отводится обоснованию организационно-штатной структуры предприятия и выбору рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом. При этом указываются возможности инициаторов проекта по подбору и подготовке персонала, способности команды менеджеров реализовать данный проект, определяется необходимая квалификация и численность специалистов.

Информация о работе Сущность и значение планирования на предприятии в современной экономике