Свободные экономические зоны: опыт функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3

Глава 1 Свободные экономические зоны: сущность, значение
в современной экономике……………………………………………5

Глава 2 Опыт функционирования СЭЗ:
2.1. на примере Российской Федерации…..………………………..13
2.2. на примере Китая………………………………………………..25

Глава 3 Свободные экономические зоны в Республике Беларусь:
перспективы и проблемы развития.....................................................29

Заключение…………………………………………………………...41

Список использованных источников………………………………43

Файлы: 1 файл

курсач, оконч.doc

— 772.00 Кб (Скачать файл)

          По системам льгот различают следующие виды зон:

Налоговые — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п.

Таможенные (импорт) — частичное  или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны.

Таможенные (экспорт) — частичное  или полное освобождение от экспортных пошлин на продукцию, изготовленную внутри зоны.

Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных  граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

Все цели организации  СЭЗ могут быть реализованы только при целой системе условий, создаваемых, для зарубежных инвесторов принимающей страной. В этом плане назовем наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:

  • политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;
  • наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
  • наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
  • природно-географическая среда;
  • благоприятная экономическая конъюнктура.

 

Что касается этапов создания СЭЗ, то мировой опыт разработки концепций СЭЗ позволяет констатировать, что в наиболее общем виде весь проект создания СЭЗ может быть разделен па четыре основные стадии: предынвестиционный период, инвестиционный, период функционирования зоны: операционный период и период развития.

Предынвестиционный период (продолжительностью до года) состоит из двух этапов. Первый этап представляет собой время проведения предварительных исследовательских, маркетинговых, экономико-географических, экономико-финансовых и прочих работ. Цель этого этапа - выяснение концептуальной возможности СЭЗ в регионе, выбор размера, типа, месторасположения зоны. Именно на основании собранной на этом этапе информации  будет приниматься общее решение по конкретной СЭЗ.

Второй этап предынвестиционного периода предполагает уточнение данных первого этапа с упором на экономические и финансовые расчеты. Особое внимание уделяется расчетам эффективности капиталовложений, определению общего размера инвестиций с распределением их в инфраструктуру, в производственное строительство. При этом важно установить источники этих средств: централизованные государственные капиталовложения, собственные средства территории, предприятий на ней и в СЭЗ расположенных, заемные средства банков, средства от продажи местных ценных бумаг. Для этого этапа необходима, опережающая переговорный процесс, кропотливая работа по территориальному географо-экономическому анализу, определению условий рациональной организации хозяйства.

Инвестиционный период (продолжительностью до года) может осуществляться параллельно с предыдущим этапом и также может быть разделен на два этапа, относительно самостоятельных. Первый этап можно условно назвать «переговорным». В это время требуется достичь договоренности с местными властями и центром о профиле, месте расположения, режиме зоны, степени участия властей в реализации проекта. Параллельно должен разрабатываться технический проект создания инфраструктуры в зоне.

Второй этап инвестиционного периода  предполагает уже создание конкретных инфраструктурных объектов: энерго- и теплоснабжения, аэропорта, сетей коммуникаций, зданий различного типа (склады, офисы, производственные помещения, готовые к использованию). Эти объекты и здания могут как строиться заново, так и реконструироваться. Параллельно со строительными работами на этом этане должны осуществляться рекламная и маркетинговая компании по привлечению потенциальных инвесторов. Они должны проводиться таким образом, чтобы к началу операционного периода уже имелся ряд потенциальных инвесторов, готовых начать свою производственно-хозяйственную деятельность и зоне.

Операционный период - наиболее трудный для планирования период, который  зависит от внутренней динамики зоны как саморазвивающейся системы, от политической стабильности в стране и регионе зоны. В то же время, необходимо широко использовать результаты маркетинговых исследований возможностей развития зоны. В этом периоде можно также выделить два этапа: стартовый этап и этап саморазвития зоны. На обоих этапах физический потенциал зоны используется не полностью. В случае достижения 100-процентного его использования такая зона должна либо разрастаться в больший промышленный район, либо переключиться на новые отрасли и производства, либо изменить свой институциональный статус. В любом случае, это будет означать начало четвертого периода жизненного цикла зоны - периода развития.

Стартовый этап операционного  периода отличается от этапа саморазвития тем, что изменяет систему мотивации  со стороны инвесторов. На первом этапе  инвесторы приходят в зону из-за прямых преимуществ и услуг, которые они могут здесь получить (включая стоимость рабочей силы, сырья, доступ на рынок основной территории страны, готовые помещения и т.д.). На данном этапе очень важно определить, что вопросы использования земли, других природных ресурсов решаются с учетом их качества, принадлежности и порядка отчуждения, принятого действующим законодательством страны. На втором этапе инвесторов уже привлекает производственно-хозяйственная деятельность, которая осуществляется в зоне и около нее. Здесь срабатывает эффект развития, основанный на принципе взаимодействия и дополнения.

Для наиболее эффективного функционирования СЭЗ необходимо четко определить те цели, которые должны быть достигнуты посредствам деятельности СЭЗ и задачи, которые должны быть решены в процессе их функционирования. Причем сделать это необходимо еще на начальном, предынвестционном этапе. Не менее важным является и реализация основных принципов деятельности СЭЗ, так как их наличие и соблюдение, в некоторой степени, свидетельствует о стабильности и перспективности функционирования СЭЗ.

В современной экономике  СЭЗ играют важную роль, так как  в системе мировых хозяйственных  связей свободные экономические  зоной предстают в основном как  фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов. В настоящее время в мире функционируют около 5 тыс. СЭЗ различного типа и через них проходят до 30% мирового товарооборота[2, С.19].

Международные корпорации в поисках  льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические  зоны как благоприятные образования, где можно получить сверхприбыль, и считают организацию собственного производства в свободной экономической зоне важнейшим направлением своей деятельности.

В силу общепризнанной эффективности  свободных экономических зон, а  также их способности содействовать  привлечению иностранных и стимулированию национальных инвестиций, положительно влиять на развитие предпринимательской активности, обеспечивать занятость, увеличивать в соответствии с этим бюджетные поступления, улучшать торговый и платежный балансы.

В  странах  с  развитой  рыночной  экономикой  СЭЗ  создаются,  как  правило,  в  застойных  районах, страдающих  безработицей,  имеющих  недоразвитую инфраструктуру.  Для их  создания  и  развития  используется

преимущественно  национальный  частный  капитал и  работают  они  в большинстве  своем  на  внутренний  рынок. В промышленно развитых  странах (США,  Великобритания)  СЭЗ создавались для реализации  региональной политики,  направленной  на  оживление мелкого и среднего  бизнеса в депрессивных  районах.    СЭЗ в промышленно развитых странах, как правило, широко включены в международное разделение труда, что обусловлено характером и уровнем развития их экономики, которая глубоко интернационализирована. Свободные экономические зоны в этих странах представлены всеми типами, однако наибольшее развитие здесь получили зоны свободной торговли и научно-технические свободные зоны.

В  развивающихся  странах  в  основном ориентированы  они  на  внешний  рынок,  поскольку, только  наращивая экспорт,  эти  страны  могут  решать  задачи  оздоровления  национальной экономики.  Отсюда  вытекает  и  особенность  СЭЗ – более  преференциальный инвестиционный  климат  государство  устанавливает  для  иностранных инвесторов. С помощью создания свободных экономических зон того или иного типа различные

государства "третьего мира" пытаются решать разнообразные по своей природе задачи: росту доходов страны в свободно конвертируемой валюте, расширению экспорта готовой продукции, рационализации импорта,  росту притока иностранного производительного капитала, стимулированию технического развития, изменению структуры производства, ускорению инновационных и внедренческих процессов,   сокращению безработицы,  подготовке квалифицированных специалистов.

К настоящему времени  в республике созданы 6 свободных экономических зоны: "Брест", "Гомель-Ратон", "Минск", "Витебск", "Могилев" и "Гродноинвест". В экономике РБ в качестве стратегических целей и задач, поставленных перед действующими свободными экономическими зонами, определенное место отводится привлечению отечественных и иностранных инвестиций для развития производств, основанных на новых и высоких технологиях, расширения экспорта, создания благоприятных условий для экономического роста регионов. Свободные экономические зоны рассматриваются также как элементы инвестиционной политики республики. Они были созданы для ускоренного социально-экономического развития страны и ее регионов, комплексного использования и освоения природных ресурсов, увеличения экспортных возможностей, расширения производства высококачественной и импортозаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2   Опыт функционирования СЭЗ:

2.1. на примере Российской Федерации

 

 

Свободной экономической  зоной России является территория, на которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан[3].

Порядок осуществления  хозяйственной деятельности иностранных инвесторов, предприятий, с иностранными инвестициями и условия льготного экспортно-импортно-таможенного, налогового, валютного, банковского, визового, трудового и других видов регулирования в зоне устанавливаются законодательством Российской Федерации, а также решением соответствующих местных органов власти.

СЭЗ создаются для  ускорения социально-экономического развития России и ее регионов, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, расширения производства высококачественной и импортзаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

Создание свободных  экономических зон способствует решению ряда задач:

  • привлечение в экономику Российской Федерации иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда;
  • формирование рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей (в том числе валютно-кредитных, страховых, транспортных, информационных), позволяющих использовать зоны как посредника между мировой экономикой и мировым рынком и отечественным хозяйством;
  • развитие экспортной базы и рост валютных поступлений;
  • ускорение внедрения научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок, ноу-хау и передачи их для широкого использования на внешний рынок и в Российскую Федерацию;
  • практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса.

Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению.

К требованиям общего порядка по размещению свободных  экономических зон относятся:

  • благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города);
  • - развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

-   наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, в том числе и бывшим союзным республикам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

Информация о работе Свободные экономические зоны: опыт функционирования