Свободные экономические зоны: опыт функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3

Глава 1 Свободные экономические зоны: сущность, значение
в современной экономике……………………………………………5

Глава 2 Опыт функционирования СЭЗ:
2.1. на примере Российской Федерации…..………………………..13
2.2. на примере Китая………………………………………………..25

Глава 3 Свободные экономические зоны в Республике Беларусь:
перспективы и проблемы развития.....................................................29

Заключение…………………………………………………………...41

Список использованных источников………………………………43

Файлы: 1 файл

курсач, оконч.doc

— 772.00 Кб (Скачать файл)

В отдельных случаях  создание СЭЗ целесообразно и  в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих развитой промышленностью, производственной и  социальной инфраструктурой. СЭЗ призвана также решать долгосрочные крупные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

На территории РФ существует 19 действующих СЭЗ, ОАО «Особые экономические зоны» — управляющая компания, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые свободные экономические зоны России. С 2006 года по 2011 год в особые экономические зоны России пришло 272 инвестора (по состоянию на 01 октября 2011 года) из 18 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool, Novartis, Plastic Logic и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций – более 308 миллиардов российских рублей или порядка $ 9,9 миллиардов[3].

В ФЗ «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько  условий создания ОЭЗ на территории России:

на территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:

-   инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);

-   промышленно-производственные (площадью не более 20 км²);

-   туристско-рекреационные;

-   портовые.

Ни одна СЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;

На территории ОЭЗ  не допускается:

-   добыча и переработка полезных ископаемых;

-   производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов.

Все СЭЗ, кроме туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности. Решение о создании СЭЗ принимается Правительством РФ[3].

Таким образом, из 19 действующих СЭЗ 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 8 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.

Технико-внедренческие СЭЗ (г. Москва, «Зеленоград»; Московская область, «Дубна»; г. Санкт-Петербург,  Томская область, «Томск»). Эти СЭЗ расположены в крупных российских научных центрах с высоким научно-техническим потенциалом.

 Преимущества для  инвесторов технико-внедренческих СЭЗ- это доступ к быстро развивающемуся российскому рынку информационных технологий и НИОКР, высококвалифицированные специалисты, высокий потенциал сотрудничества с научными и исследовательскими центрами, а также бизнес-инкубаторы для стартап-проектов.

Промышленно-производственные СЭЗ (Липецкая область, «Липецк»; Республика Татарстан, «Алабуга»;  Самарская область, «Тольятти»;  Свердловская область, «Титановая долина»). Они расположены в наиболее развитых с экономической точки зрения регионах России. Для них характерно преобладание промышленных предприятий, а также наличие разветвленной транспортной инфраструктуры, богатых природных ресурсов и квалифицированной рабочей силы.

Туристско-рекреационные  зоны (Республика Алтай, «Алтайская долина»;  Республика Бурятия, «Байкальская гавань»;  Алтайский край, «Бирюзовая Катунь»;  Ставропольский край, «Гранд Спа Юца»;  Иркутская область, «Ворота Байкала»;  Калининградская область, «Куршская коса»;  Приморский край, «Остров Русский»;  Северный Кавказ, Северо-Кавказский туристический кластер). Расположены в наиболее живописных регионах с возможностями для развития пляжного, оздоровительного, приключенческого отдыха, экотуризма, экстремальных видов спорта.

Портовые особые экономические  зоны расположены в непосредственной близости к глобальным морским торговым путям и воздушным коридорам. (Ульяновская область, «Ульяновск-Восточный»;  Хабаровский край, «Советская Гавань»;  Мурманская область).

Правовой статус инвестора  в свободных экономических зонах  в России обусловливается тем,  что если он планирует начать предпринимательскую деятельность в особой экономической зоне и пользоваться предоставляемыми государством преференциями, должен получить статус резидента. Процедура получение такого статуса проста, прозрачна и зафиксирована законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»)[3].

Получить статус резидента  может как российская компания, так  и иностранный инвестор. Для этого  необходимо зарегистрировать российское юридическое лицо, которое будет вести коммерческую деятельность на территории зоны и получать предоставляемые преференции. Доля иностранного капитала в уставном фонде компании не ограничена. Процесс получения статуса резидента занимает около 30 дней.

Претендент на получение статуса резидента подает заявку на заключение Соглашения о ведении типовой деятельности и бизнес-план по утвержденной форме в Минэкономразвития России. На получение статуса резидента технико-внедренческой и туристско-рекреационной особой экономической зоны могут претендовать индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и планирующие осуществлять в особой экономической зоне соответственно технико-внедренческую и туристско-рекреационную деятельность[4, с.38-39].

Таможенная процедура  свободной таможенной зоны (СТЗ), применяемая  на территориях зон промышленно-производственного  и технико-внедренческого типа, а также в портовых зон, позволяет выгодно размещать высокотехнологичные предприятия, для создания которых зачастую требуется ввозить на территорию России дорогостоящее оборудование и компоненты из-за рубежа. Ввозимые на территорию свободных экономических зон иностранные товары (оборудование, сырье, комплектующие, строительные материалы) размещаются и используются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования. Товары Таможенного союза помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны без уплаты вывозной таможенной пошлины, а также без применения запретов и ограничений. При завершении таможенной процедуры СТЗ товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, а также продукты переработки, изготовленные из таких товаров, помещаются под иные таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, в зависимости от статуса товаров.

До 1 января 2017 года предоставлена  возможность выпуска на внутренний рынок Таможенного союза продуктов  переработки, изготовленных резидентами  особых экономических зон зарегистрированными  до 1 января 2012 года, с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, в случае если товары подверглись достаточной переработке[5, с.34-44].

Резиденты при этом вправе выбрать критерии достаточной переработки  товаров, которые могут выражаться в:

- изменении классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза на уровне любого из первых четырех знаков;

- выполнении необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания товара, изготовленного с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром Таможенного союза;

-  изменении стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

В случае поставки товаров  на таможенную территорию таможенного  союза, произведенных на территории особых экономических зон из импортных  комплектующих или сырья, инвестор имеет право выбрать ставку таможенной пошлины, которая при этом будет применяться, — т. е. ставку на сырье либо на готовую продукцию.

Существуют общие для  всех типов особых экономических  зон налоговые льготы:

  • для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет при выполнении следующих условий:
    • имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны;
    • указанное имущество находится на территории зоны;
    • имущество фактически используется на территории зоны.
  • преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента регистрации транспортного средства[3].

В зависимости от типа зон инвесторам предоставляются дополнительные льготы:

1.Инвесторы промышленно-производственных и туристско-рекреационных зон вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам.

2.В соответствии с  Федеральным законом от 16.10.2010 №  272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 08.10.2010) предусматривается установление пониженных тарифов страховых взносов на переходный период 2011-2019 годов для организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой свободной экономической зоны[3].

Таблица 1- Тарифы страховых  взносов на период 2011-2019 гг. для резидентов технико-внедренческих СЭЗ

Наименование

2011 год

2012-2017 годы

2018 год

2019 год

Пенсионный фонд

 

Российской Федерации

8,0 %

8,0 %

13,0 %

20,0 %

Фонд социального страхования  Российской Федерации

2,0 %

2,0 %

2,9 %

2,9 %

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования

2,0 %

4,0 %

5,1 %

5,1 %

Территориальные фонды 

2,0 %

0,0 %

0,0 %

0,0 %


 

3.Для резидентов портовых  зон предусмотрены преференции  по НДС: проведение работ (оказание  услуг) резидентами портовой ОЭЗ  в портовой ОЭЗ относится к  операциям, не подлежащим  налогообложению НДС[6].

В целях создания благоприятного климата для развития бизнеса, упрощения процедур взаимодействия с органами государственной власти и сокращения временных издержек инвесторов при реализации проектов в особых экономических зонах действует система «одного окна».

Система «одного окна»  предусматривает:

  • получение комплекса государственных услуг в одном месте;
  • возможность приема и выдачи документов, а также их предварительное согласование в электронном виде;
  • обеспечение непрерывного доступа инвесторов к информации о состоянии обработки сданных документов и принятых по ним управленческих решений.

Система «одного окна»  является единым центром приема документов, необходимых для решения вопросов аренды недвижимости, выкупа земельных  участков, учета недвижимого имущества  и регистрация прав на него, выдачи разрешений на строительство, получении технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

На основании проводимых опросов среди компаний - инвесторов определяется перечень государственных  услуг, необходимых для эффективного ведения бизнеса, в результате чего принимается решение о привлечении к участию в работе системы «одного окна» ряда государственных ведомств (ФНС России, ФТС России, ФМС России и др.). Ведомства оказывают услуги, связанные с приемом и выдачей необходимых документов.

Рассмотрим механизм функционирования СЭЗ в РФ на примере СЭЗ «Дубна» в Московской области. Площадь зоны − 187,7 га.

Развиваемые направления  деятельности в СЭЗ «Дубна:

·    информационные технологии;

·    ядерно-физические и нанотехнологии;

·   био- и медицинские технологии;

·    композиционные материалы;

·    проектирование сложных технических систем.

Запланированные государственные  инвестиции в инфраструктуру составляют более 17 млрд. рублей, из них реализованные государственные инвестиции в инфраструктуру − более 7 млрд. рублей.

Резидент Зоны вправе вести на территории особой экономической  зоны только технико-внедренческую  деятельность. Под технико-внедренческой  деятельностью понимается  создание,   производство   и      реализация научно-технической  продукции,  создание  и  реализация      программ для электронных  вычислительных  машин  (программ  для  ЭВМ),  баз    данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание   услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов, программ, баз, топологий   и систем, производство   научно-технической   продукции.

Информация о работе Свободные экономические зоны: опыт функционирования