Свободные экономические зоны: опыт функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3

Глава 1 Свободные экономические зоны: сущность, значение
в современной экономике……………………………………………5

Глава 2 Опыт функционирования СЭЗ:
2.1. на примере Российской Федерации…..………………………..13
2.2. на примере Китая………………………………………………..25

Глава 3 Свободные экономические зоны в Республике Беларусь:
перспективы и проблемы развития.....................................................29

Заключение…………………………………………………………...41

Список использованных источников………………………………43

Файлы: 1 файл

курсач, оконч.doc

— 772.00 Кб (Скачать файл)

Срок деятельности предприятия может не ограничиваться. Государство дает предприятиям гарантию от национализации. Главный орган  совместного предприятия - правление - решает все основные вопросы его деятельности. Состав правления назначается сторонами на 3 - 5 лет. Председателем может быть как гражданин КНР, так и иностранец.

Предприятия –  резиденты особых экономических  зон в Китае в течение первых двух лет освобождаются от налога на прибыль, в течение следующих 3 лет налог на прибыль уплачивается по  льготной 50 – процентной ставке (16,5 процентов от прибыли). В некоторых областях освобождение от налога на прибыль действует в течение 8 лет. Налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, составляют не более 5 процентов. Размер подоходного налога в границах зон устанавливается на уровне 15%. Дополнительные  льготы планируются для крупных предприятий (с суммой инвестиций 5 или более млн. долл.), предприятий, привлекающих передовую технологию, или имеющих длительный период оборота капитала; различные средства производства и сырье, ввозимые для использования на предприятиях “особых зон”, освобождаются от импортных пошлин, предусматривается также сокращение или отмена налогообложения в отношении импортируемых потребительских товаров. Что касается реинвестиции доходов, полученных в особых экономических зонах, то за вкладчиками признается право ходатайствовать о полном освобождении этого вида капиталовложений от подоходного налога в случае реинвестиции на срок более пяти лет.

Специфика СЭЗ  выражается также в том, что на их территории предусматривается создание специальных банков, ведающих валютными  операциями инвесторов, страховых компаний, компаний, обеспечивающих предприятия  рабочей силой.

На сегодняшний день в силу объективных как внутренних так и внешних причин СЭЗ в Китае перешли на новый этап развития, характеризующийся:

- переходом  при  предоставлении льгот иностранным  инвесторам с территориального  на отраслевой принцип;

- планирующимся объединением СЭЗ  в рамках региональных проектов;

- постепенным переходом  почти всех СЭЗ на самофинансирование.

Основные проблемы СЭЗ:

  1. Подавляющее большинство вкладов (около 80% иностранных инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского происхождения, прежде всего из Гонконга. Инвестиции транснациональных корпораций, способных на создание крупномасштабных, технически современных предприятий пока направляются главным образом в другие районы Китая. С этим связан меньший в сравнении со средним по Китаю размер инвестиций в одно предприятие. 
  2. Невысокий уровень внедряемой зарубежной технологии, низкая квалификация китайской рабочей силы и недостаток специалистов.
  3. Рост издержек на аренду земли и рабочей силы, что влияет на темпы привлечения иностранного капитала. (Создание и содержание СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем во внутренних районах КНР.) 
  4. Бюрократические препоны при создании и функционировании СП. 
  5. Дефицит сырья и энергии. 
  6. Отсутствие единого закона по СЭЗ. 
  7. Злоупотребления со стороны инвесторов: китайские организации занижают стоимость госимущества, передаваемого вновь создаваемым СП, иностранные предприниматели до 90% средств вкладывают в виде оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по завышенным ценам; процветает сверхэксплуатация работников СП; более 60% предприятий уклоняются от уплаты налогов. 
  8. В последние два года наметился отток капиталов из СЭЗ в другие районы КНР. Власти СЭЗ надеются остановить этот процесс, создавая более благоприятную инвестиционную среду путем расширения рамок рыночного регулирования, развития инфраструктуры и т. п.

Перспективы развития СЭЗ:

  1. Специфический статус СЭЗ КНР позволил им добиться значительных успехов на фоне внутренних районов Китая. В зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растет занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Зоны явились уникальной по масштабам школой современного управления экономикой.
  2. В 80-е годы СЭЗ позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и реформу экономической системы. В настоящее время, по мнению части хозяйственных руководителей и ученых-экономистов КНР, они в значительной мере утратили свою авангардную роль, а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении.
  3. В последнее время китайское руководство ставит вопрос о переходе при предоставлении льгот иностранным инвесторам с территориального на отраслевой принцип. Ряд здешних экспертов критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а частично и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая его как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего рынка. Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя для себя сравнимых с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для центра.

Опыт Китая  свидетельствует  том, что  модель привлечения иностранных  инвестиций на основе создания СЭЗ  вполне реалистична, позволяет  достичь  устойчивых темпов экономического роста, внести ощутимый вклад в реформирование экономической системы страны, способствовать решению социально-экономических проблем, стать эффективной формой экономических связей национальной экономики с мировым хозяйством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3   Свободные  экономические  зоны  в  Республике  Беларусь: перспективы и проблемы развития

 

 

В Беларуси первая СЭЗ  появилась в пригороде Бреста в 1996 году. Сегодня их в республике шесть (СЭЗ «Брест» создана в 1996 г., СЭЗ «Минск» (1998г.), СЭЗ «Гомель-Ратон» (1998г.), СЭЗ «Витебск» (1999г.), СЭЗ «Могилев» (2002г.) и СЭЗ «Гродноинвест» (2002 г). Всего в качестве резидентов СЭЗ зарегистрировано 281 организаций, 273 из них являются действующими[11].

Создание  свободных  экономических  зон рассматривается  в нашей

республике как важное звено в реализации принципов открытой  экономики государства.   Их функционирование связывается  с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности.

Несмотря на широкий  спектр СЭЗ в мире (свободной торговли, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные, комплексные), в Республике Беларусь основное распространение получили так называемые комплексные. Их создание связано с вполне определенными целями, среди которых можно выделить: увеличение притока инвестиций в страну; развитие промышленности; инициировать деловую и  финансовую

активность, в первую очередь, внешних  инвесторов,  стать  источником  новых рабочих мест для  местного  населения, содействие способствовать международной интеграци


Информация о работе Свободные экономические зоны: опыт функционирования