Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:48, курсовая работа
Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.
Введение………………………………………………………………3
Глава 1 Свободные экономические зоны: сущность, значение
в современной экономике……………………………………………5
Глава 2 Опыт функционирования СЭЗ:
2.1. на примере Российской Федерации…..………………………..13
2.2. на примере Китая………………………………………………..25
Глава 3 Свободные экономические зоны в Республике Беларусь:
перспективы и проблемы развития.....................................................29
Заключение…………………………………………………………...41
Список использованных источников………………………………43
Резиденты СЭЗ «Дубна» обладают определенными налоговыми (граф.2) и таможенными преференциями (рис.3), они предполагают снижение ставок налога на прибыль до 15,5%, налога на имущество организаций резидентов СЭЗ, а также освобождение от земельного и транспортного налогов на срок до 5 лет.
График 2 – Действующие налоговые преференции для резидентов СЭЗ «Дубна»
Рисунок 3 – Действующие таможенные преференции для резидентов СЭЗ «Дубна»
Социально-экономические показатели деятельности предприятий - резидентов СЭЗ (табл. 4), показали, что около половины предприятий (48, 94%) начали работу в СЭЗ в 2009 году. Среди резидентов ОЭЗ «Дубна» преобладают средние и малые предприятия с численностью работников до 100 человек (74,47%), зарегистрированные в форме общества с ограниченной ответственностью (89,36 %). Общее количество рабочих мест, созданных в СЭЗ, составляет 450 единиц, вне территории СЭЗ 207 единиц[7].
Что касается финансирования инновационной деятельности СЭЗ, то преобладающим финансовым источником развития инновационной деятельности у подавляющего числа предприятий (74,47 % резидентов) выступают собственные средства. Кредитные средства банков в качестве основного источника финансирования назвали только 10,64% предприятий. Следует также отметить, что среди источников финансирования инновационной деятельности небольшая часть предприятий – резидентов СЭЗ (8,51%) выделили и бюджетное финансирование, результаты отражают одну из ключевых проблем развития инновационной деятельности в технико-внедренческих СЭЗ – недостаточное обеспечение длинными «дешевыми» деньгами процесса разработки и реализации инновационных проектов.
Таблица 4 - Социально-экономические показатели функционирования резидентов свободной экономической зоны «Дубна»
Количество | |
Количество созданных рабочих мест в ОЭЗ, ед. |
450 |
Количество созданных рабочих мест вне территории ОЭЗ, ед. |
207 |
Площадь ОЭЗ, выделенная резидентам, га |
21,8011 |
Площадь ОЭЗ, выделенная резидентам, % от общей площади ОЭЗ |
12 |
Количество участков, переданных резидентам, ед. |
13 |
Объем инвестиций, осуществленных резидентами в ОЭЗ, млн. руб. |
414,39 |
Объем инвестиций, осуществленных резидентами вне ОЭЗ, млн. руб. |
11.00 |
Реализовано продукции от технико-внедренческой деятельности за отчетный период, млн. руб., в том числе:
|
282,32 655,43 |
Число заявок на выдачу патентов, ед. |
34 |
Число выданных патентов, ед. |
14 |
Число действующих патентов ед. |
14 |
Число выданных лицензий, ед. |
- |
Число созданных передовых |
43 |
Что касается финансирования инновационной деятельности СЭЗ, то преобладающим финансовым источником развития инновационной деятельности у подавляющего числа предприятий (74,47 % резидентов) выступают собственные средства. Кредитные средства банков в качестве основного источника финансирования назвали только 10,64% предприятий. Следует также отметить, что среди источников финансирования инновационной деятельности небольшая часть предприятий – резидентов СЭЗ (8,51%) выделили и бюджетное финансирование, результаты отражают одну из ключевых проблем развития инновационной деятельности в технико-внедренческих СЭЗ – недостаточное обеспечение длинными «дешевыми» деньгами процесса разработки и реализации инновационных проектов[7].
Таким образом, повышение инновационной активности предприятий СЭЗ требует развития институтов и механизмов финансового рынка для решения следующих основных задач:
Финансовые услуги (кредитование, управление активами, страхование, лизинг и т.д.) должны стать доступным для инновационных предприятий, в первую очередь для средних и малых, как показывает мировая практика, именно они составляют наиболее значительную и активную долю предприятий, осуществляющих технологические инновации. В настоящее время российская банковская система финансирует в основном крупный бизнес и в гораздо меньше степени малые и средние предприятия. Крупным банкам они не интересны с точки зрения объема привлекаемых средств, а небольшие банки не имеют необходимого залогового обеспечения.
В настоящее время СЭЗ «Дубна» как свободная таможенная зона не функционирует. Из 47 резидентов 42 предприятия (89,36%) не пользуются предусмотренным режимом свободной таможенной зоны, соответственно 41 предприятие (87,23%) не пользуются льготой по отмене экспортной пошлины. Таким образом, можно сделать вывод, что подавляющая часть резидентов не пользуется всей совокупностью льготных условий, предоставляемой свободной экономической зоной. Как можно видеть, одного льготного режима оказывается недостаточно для развития и повышения инновационной и инвестиционной активности в СЭЗ.
В СЭЗ «Дубна» существует ряд институциональных проблем в развитии: предусмотренная законодательством система преференций и налоговых льгот полностью не используется, система оформления и «получения» налоговых льгот для предприятий – резидентов сложна, нет понятных, четко прописанных процедур и постоянной разъяснительной работы со стороны органов управления СЭЗ. В настоящее время технико-внедренческая свободная экономическая зона «Дубна» характеризуется крайне низким объемом частных инвестиций (1,43 % процента от планируемого объема). Привлечение частного бизнеса в СЭЗ возможно только при условии роста платежеспособного спроса предприятий и населения на инновационную продукцию. Низкий спрос на инновационную продукцию приводит к тому, что из-за рубежа ввозится устаревшая техника, так как зарубежные компании не заинтересованы в трансферте своих знаний и новой высокотехнологичной продукции в страну[8, с.16-20].
Таким образом в настоящее время потенциальные зарубежные инвесторы проявляют все больший интерес к возможностям вкладывать ресурсы в создающиеся в России СЭЗ. Новые законодательные инициативы Правительства РФ привлекают внимание к процессам, происходящим сейчас в области создания СЭЗ в России, со стороны представителей зарубежных деловых кругов, промышленников и предпринимателей, а также крупных компаний - потенциальных резидентов российских СЭЗ. Минэкономразвития России совместно с РосОЭЗ уже заключило соглашения о взаимодействии с рядом зарубежных государств - Сингапуром, Чехией, Китаем, Кореей.
В 2008 году была создана Ассоциации резидентов CЭЗ, сейчас она активно работает и дает возможность получить объективную информацию о том, как идет реализация проектов создания ОЭЗ на местах. Кроме того, совместно с ассоциацией РосОЭЗ пытается решить наиболее проблемные вопросы[8, с.16-20].
Созданные с учетом положительного международного опыта, свободные экономические зоны в Российской Федерации за очень короткий срок показали возможность диверсификации сырьевой экономики страны и перевода ее на инновационный путь развития.
Существует так же ряд проблем препятствующих развитию СЭЗ в РФ, существенной проблемой процесса функционирования российских СЭЗ в настоящее время является отсутствие в отношении их единой, системной государственной политики. Неудачи первого опыта их деятельности объясняются не только неблагоприятным инвестиционным климатом, но и такими причинами, как непродуманность организационной структуры управления и отсутствие жесткого контроля над исполнением бюджетных субсидий и деятельностью хозяйствующих субъектов СЭЗ.
Еще одной проблемой является отсутствие четко сформулированных целей создания зон, не противоречащих как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов.
Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. Система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов развития. Более того, при нынешних широких масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала. Существеннее в этом отношении могут оказаться сегодня такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур. Там же высказано мнение, что первые российские зоны могут привлечь иностранных инвесторов "не широтой фискальных льгот и даже не дешевизной рабочей силы, но, скорее, перспективой освоения обширного отечественного рынка[9, с.13].
Все претенденты на создание СЭЗ в РФ стремятся взять под свою юрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, для нормального обустройства 1 квадратного километра экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40-45 млн. долларов США [10, с.2]. В результате, в настоящее время из 19 формально учрежденных в России СЭЗ можно, можно назвать "работающими" лишь две зоны - в Калининградской области и Находке. Да и то не как экспортопроизводящие, ради чего, собственно, они и создавались, а, в основном, как экспортовывозящие, т.е. используемые российским и иностранным капиталом для вывоза из России стратегических товаров и сырья.
Отсутствие механизма защиты рынка для отечественного инноватора перед его зарубежными конкурентами. Речь идет о государственных заказах на высокотехнологичную продукцию, которые зачастую выполняются зарубежными компаниями. В настоящее время они не заинтересованы в трансфере своих знаний и технологий в руки российских компаний, поэтому продают уже готовый продукт. Защитив свой внутренний рынок от прямых продаж зарубежных инновационных продуктов, можно сформировать условия для создания совместных предприятий, объектов инновационной инфраструктуры вместе с зарубежными партнерами, что приведет к генерации добавленной стоимости от инновационных разработок внутри России. В такой модели, фактически, отечественные инноваторы будут диктовать условия зарубежным компаниям по освоению российского рынка[6].
2.2. на примере Китая
Опыт создания и функционирования СЭЗ в Китае получил особый резонанс как наиболее успешный среди развивающихся стран.
Сейчас в Китае действуют 5 специальных экономических зон (СЭЗ). Три из них: Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу созданы в провинции Гуандун решением Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей (ПК ВСНП) в августе 1980 г. Чуть позже, в октябре того же года, в результате подобного решения появилась зона Сямэнь в провинции Фуцзянь. Пятая зона - провинция Хайнань - возникла по решению 1 сессии ВСНП 7-го созыва в апреле 1988 года.
СЭЗ в Китае занимают
площадь 35тыс.кв.км., что составляет
0,4% от площади страны. Вклад СЭЗ
в ВВП Китая составляет 20%.
Инвестируемые в СЭЗ иностранны
Основные отличительные
особенности действующих в
- предоставление им статуса юридических лиц;
- характер производства
продукции и
- предприятия
образуются совместным
- активное взаимодействие с остальной территорией страны.
Основные цели китайских СЭЗ:
эффективное
использование природных
На развитие
СЭЗ Китая оказали
Главными особенностями китайских СЭЗ являются:
1. Самостоятельное
экономическое развитие на
2. Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а также китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%, внутренние кредиты - 22%, иностранные капиталовложения - 24%.
3. Главный
современный отраслевой
4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение импортного сырья.
Условия создания СЭЗ состоят в том, что удельный вес инвестиций иностранного участника согласно законам должен составлять не менее 25% уставного капитала. Верхний предел участия не устанавливается. Разрешено создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу.
Информация о работе Свободные экономические зоны: опыт функционирования