Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода свободных экономических зон. По оценкам специалистов, к 2000 году через различные СЭЗ будет проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль.

Содержание работы

Сущность свободных экономических зон………………………………………3
Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4
А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4
Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5
В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………5
Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5
Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..6
Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..7
Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8
А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8
Б)Административные льготы………………………………………………………..8
В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8
Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8
Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11
Рекомендуема литература……………………………………………………...…16

Файлы: 1 файл

Свобод зоны.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

 

Главное требование от компании, зарегистрированной оффшорной зоне и претендующей на получение налоговых и иных льгот, — не быть резидентом страны, где  находится оффшорный центр и  не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (в НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности. В настоящее время г. мире насчитывается более 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней — около 70.

 

К числу стран, где уже давно  функционируют оффшорные компании, относятся:

Лихтенштейн, Панама, Нормандские  острова, остров Мэн (Британия), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее  десятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, Западном Самоа, в

Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.

 

Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании в 03 либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим  паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который может и не взиматься при определенных условиях. Льготный режим в оффшорных зонах определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала; отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в этой зоне, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.

 

Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом, деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой

(доверительной) деятельности, во  всех видах экспортно-импортных  операций, в консалтинге. По некоторым  оценкам, капитал, задействованный  в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых, компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности.

 

Деятельность оффшорных зон  оценивается специалистами весьма неоднозначно.

Признавая их важную роль в международном  движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва "грязных  денег" и разного рода банковских афер

 

Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.

 

Комплексные свободные экономические  зоны появились сравнительно недавно, в начале 80-х годов. Некоторые  из них были созданы с нуля, а большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей! промышленностью и представляют собой новую, более высокую ступень развития. Отличие комплексных свободных экономических зон от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли экспортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.

 

К комплексным СЭЗ можно отнести  пять специальных экономических  зон Китая,

"открытые районы" КНР, а  также бразильскую зону "Манаус", территорию

"Огненная Земля" в Аргентине,  зоны свободного предпринимательства,  создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

 

В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных свободных  экономических зон. Так, подготовлен  проект создания специальной экономической  зоны Туманган (Туманцзян). Эта СЭЗ  должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР (см. рис. 1). Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость на первом этапе — 90-— 110 млрд. долл. Создание этой зоны предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В свободной экономической зоне будет построен крупный порт, многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сырье и материалы для переработки. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться рядом льгот. Предусматривается, что зона будет иметь гибкие границы, к участию в совместном освоении смогут подключиться также и сопредельные районы.

 

[pic]

 

Рис. 1. Зона международного сотрудничества Туманган (обозначена пунктиром)

 

Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так  называемых "еврорегионов" как  формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение  пограничных областей различных государства прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны, осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной области полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия.

Венгрия, а, также Украина и Беларусь. К середине 90-х годов созданы  еврорегионы "Карпаты", "Буг", "Померания"

 

В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговой приграничной зоны в районе китайского города Суйфэнхэ. Совместное образование или использование приграничных свободных экономических зон с сопредельными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с

Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской  области, может способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных  совместных проектов на основе использования  сырьевых ресурсов и производственных мощностей обеих сторон, прежде всего российской.

 

3. Особенности инвестиционного  климата свободных экономических  зон

 

Общей характерной чертой различных  видов свободных экономических  зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего  в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.

Конкретные льготы и стимулы  имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот:

 

1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают  введение особого таможенно-тарифного  режима (снижение или отмену экспортно-импортных  пошлин) и упрощенного порядка  осуществления внешнеторговых операций.

 

2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.

 

3. Финансовые льготы включают  различные формы субсидий. Они  предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.

 

4. Административные льготы предоставляются  администрацией зоны с целью  упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

 

Названные льготы применяются в  самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые свободным экономическим  зонам, не всегда являются главным  стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др.

Вместе с тем при таких  равных условиях на первый план выступают  предоставляемые зоной льготы.

 

Мировой опыт функционирования СЭЗ  позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития.

Функционирование свободных экономических зон в промышленно развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, ас другой — гибкость управления зонами. Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (научно-техническая революция, конкуренция между международными корпорациями, изменения в курсах валют, в системе международного обмена и др.), влияет на развитие свободных экономических зон и соответственно требует адекватного реагирования на эти изменения.

 

Социально-экономические выгоды от создания зон (внешнеторговых в США,

"Шеннон" в Ирландии и др.) достаточно весомы. Эти зоны создали  значительное число рабочих мест, оживили международный торговый  обмен, повысили, внешнеторговую  результативность, научно-производственный потенциал этих стран и др. Важным аспектом деятельности СЭЗ в промышленно развитых странах является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.

 

Свободные экономические зоны, функционирующие  в развивающихся странах, имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в этих странах получили, во-первых, экспортно-производственнье зоны. Как было сказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется рядом экономических причин и прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации.

 

Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭ3 развивающихся стран становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей.

Это связано c усилением международной  конкуренции между зонами и Соответственно попытками продемонстрировать ее сравнительные  преимущества перед другими подобными свободными экономическими зонами.

 

В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон  происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная научно-техническая  революция на первый план выдвигает такие экономические зоны, в которых сосредоточиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработками новой и высокой технологий.

 

Среди развивающихся стран весьма заметное развитие и резонанс получили свободные экономические зоны Китая. Начав с небольших территорий, объединенных специальными зонами в начале 80-х годов, китайское руководство к середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных километров. Помимо наиболее известных в стране и за рубежом свободных экономических зон —"Шэнь-чжень", "Чжухай", "Сямэнь", "Щаньтоу", имеющих многолетнюю историю, а также зоны "Хайнань", существующей с 1988 г., в стране заметное развитие получили зоны технико-экономического развития

(более двух десятков) и зоны  развития новой и высокой  технологий — технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического развития

"Пудун". Значение проекта,  рассчитанного на несколько десятилетий,  определяется не только тем,  что зона "Пудун" должна стать  в перспективе крупным центром  промышленного производства Китая, но, и призвана способствовать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр

Азиатско-Тихоокеанского региона.

Создание специальных экономических  зон (СЭЗ) стало важной составной  частью проведения открытой внешнеэкономической политики, провозглашенной китайским руководством в конце 70-х годов. При выборе модели развития СЭЗ китайское руководство исходило из текущих потребностей страны и опыта функционирования таких зон в других странах. Наиболее детально изучался опыт Сингапура, Тайваня, США. В ходе подготовки организации специальных экономических зон было предложено несколько вариантов режима их функционирования и в результате был избран путь создания в их рамках структуры хозяйства, ориентированного на экспорт, всемерное привлечение иностранного капитала, а также существенное улучшение технологии производства. Специальные экономичен кие зоны стали играть связующую

 

(буферную) роль с другими районами  страны, реализуя политику "открытых  дверей".

 

С начала 90-х годов в портовых городах, специальных экономических зонах

КНР начинают возникать свободные  таможенные территории — зоны свободной

(беспошлинной) торговли (ЗСТ). Зоны  свободной торговли, как утверждают  китайские специалисты, будут  развиваться по моделям, сходным  с теми, которые существуют в других странах. По свидетельству китайского руководства развитие зон свободной торговли явится одним из магистральных направлений реализации открытой внешнеэкономической политики вплоть до 2000 года.

 

Практика функционирования китайских  свободных экономических зон и других районов со льготным инвестиционным климатом продемонстрировала несомненные успехи. К числу достижений СЭЗ как китайские, так и зарубежные специалисты относят прежде всего высокие, устойчивые темпы экономического роста, большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное повышение производительности труда и, наконец, существенный рост уровня жизни населения.

 

Свободные экономические зоны в  КНР (помимо общих с другими странами целей специальных зон) в целом являются экспериментом по использованию рыночных отношений в условиях преобладания государственной собственности.

Переход "все разом" к рыночному  хозяйству признан в Китае  неприемлемым, чреватым серьезными потрясениями для народа и экономики в целом. Специфика китайского опыта регулирования свободных экономических зон заключается в том, что они для современного Китая — нечто большее, чем специальные районы по стимулированию иностранного и отечественного предпринимательства, привлечению инвестиций, ускоренному развитию тех или иных отраслей и др. В свободных экономических зонах Китая происходит становление и обкатка, как указывают китайские экономисты, экономической модели, по которой в XXI веке будет жить практически весь Китай.

Информация о работе Свободные экономические зоны