Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода свободных экономических зон. По оценкам специалистов, к 2000 году через различные СЭЗ будет проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль.

Содержание работы

Сущность свободных экономических зон………………………………………3
Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4
А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4
Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5
В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………5
Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5
Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..6
Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..7
Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8
А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8
Б)Административные льготы………………………………………………………..8
В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8
Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8
Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11
Рекомендуема литература……………………………………………………...…16

Файлы: 1 файл

Свобод зоны.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1

 

Сравнительные характеристики СЭЗ "Находка" и ОЭЗ в Калининградской области

Основные характеристики

 

СЭЗ "Находка"  

ОЭЗ в Калининградской области 

 

Этапы созда-  

Решение о создании - 14.07.90 г. (постановление  ВС РСФСР)

 

ния и разви-  

Положение о СЭЗ - 23.11.90 г.  

Положение о СЭЗ "Янтарь" - 25.09.91 г.

 

тия (по норма-тивным доку-  

Фактическая отмена налоговых льгот  для совместных предприятий в  СЭЗ - Закон РФ "Об основах налоговой системы", 1.01.92 г.

 

ментам)  

Дополнительные финансовые льготы зонам и гарантии иностранным  инвесторам - указ Президента РФ от 4.06.92 г.

  

Новая редакция Положения о СЭЗ - постановление Правительства от 26.02.92 г.  

Кредитные льготы - постановление Правительства, август 92 г.

    

Подтверждение таможенных льгот - указ Президента от 23.12.92г.

  

Упразднение таможенных льгот - Закон  РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.93 г. Фактическая отмена налоговых  льгот - письмо ГНС 

  

Дополнительные финансовые льготы (кредиты), поручение о создании свободных  таможенных зон и передача местного аэродрома для совместного использования  в военных и гражданских целях - постановление Правительства РФ от 8.09.94 г.  

Восстановление и расширение налоговых льгот - указ Президента РФ от 7.12.93 г.

 

Дополнительные финансовые льготы (кредиты, субвенции) - постановление  Правительства РФ от 25.05.94 г.

  

Отмена налоговых льгот - Закон  РФ "О финансировании государственных  расходов..." от 1.02.95 г.

  

Отмена всех льгот, ранее предоставленных  участникам внешнеэкономической деятельности - Закон РФ от 24.02.95 г.

    

Отмена таможенных льгот - указ Президента РФ от 6.03.95 г.

    

Льготы для компенсации потерь участникам ВЭД - постановление Правительства РФ от 10.05.95 г.

  

Создание специализированной зоны экспортного производства на территории СЭЗ "Находка" - указ Президента РФ "О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в СЭЗ "Находка" от 11.03.96 г.

 

   

Восстановление таможенных, финансовых и, в перспективе, налоговых льгот - Закон РФ "Об особой экономической зоне в Калининградской области", подписан Президентом РФ 22.01.96 г.

 

Территория  

г. Находка и Партизанский район  Приморского края, площадь ок. 4600 кв. Км

  

Калининградская область, площадь ок. 15000 кв. км

 

Специализация  

Добыча и глубокая переработка  местных ресурсов (биоресурсов океана, леса, лекарственных трав, стройматериалов), судоремонт, машиностроение, электронная  промышленность, международный туризм, отрасли агропромышленного комплекса, в перспективе - легкая промышленность.

Радиоэлектроника и электронная  промышленность, судостроение, производство оборудования для пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности, глубокая пере работка  рыбы и других морепродуктов, производство товаров народного потребления, международный туризм.

 

 

Преимущества региона для создания свободной экономической зоны 

1. Выгодное экономико-географическое  положение: близость от крупнейших  центров АТР, фактически сложившаяся  "монополия" Находки на внешнюю торговлю России со странами региона.

2. Развитая транспортная инфраструктура - крупные незамерзающие порты,  оконечный пункт Транссибирской  магистрали.

3. Наличие некоторого промышленного  потенциала города.

4. Хорошие климатические условия для сельского хозяйства.

5. Опыт внешнеторговой деятельности.

 

1. Выгодное экономико-географическое  положение на пересечении торговых  путей между Евразией и Европой.

2. Наличие незамерзающего морского  порта.

3. Уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов).

4. Высококвалифицированная рабочая  сила, высокая концентрация учебных  заведений.

5. Наличие машиностроительных производств  высоких технологий (в составе  ВПК).

6. Наличие предпосылок для создания курортно-туристического комплекса международного значения (район Куршской косы).

7. Наличие некоторого опыта внешнеэкономической  деятельности (в качестве СЭЗ  "Янтарь").

 

 

Недостатки региона для создания свободной экономической зоны 

1. Недостаточная степень развития  транспортно-дорожной инфраструктуры (необходимость реконструкции портов  и железной дороги от Хабаровска  до Находки).

2. Удаленность от центральных  районов России, высокие транспортные  издержки на доставку экспортных и импортных грузов.

3. Неразвитость АПК и легкой  промышленности.

4. Наличие в регионе уже действующих  СЭЗ (Китай, Тайвань, Юж.Корея,  Гонконг, Сингапур), привлекательных  для потенциальных инвесторов.

5. В перспективе возможна конкуренция  местным портам со стороны модернизируемого порта Зарубино, предоставляющего выход к морю, в том числе, севеверо-восточным провинциям Китая.  

1. Использование для военных  нужд большей части территории, высокая степень милитаризованности  промышленности.

3. Узкая специализация на рыбной промышленности (40% объема производства), большая доля ресурсоемких производств (переработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность), неразвитость АПК и легкой промышленности.

4. Изношенный и технологически  устаревший парк промышленного оборудования, повышенная энергоемкость хозяйства.

5. Повышенная транспортоемкость  хозяйства из-за зависимости области  от удаленных регионов России  и стран СНГ по снабжению  сырьем и комплектующими (до 90% ввоза)  и по сбыту продукции (более 70% вывоза).

6. Неразвитость транспортно-дорожной, жилищной инфраструктуры.

7. Дефицит электроэнергии, зависимость  от Литвы в сфере энерго- (80%) и газоснабжения (100%).

8. Наличие сильных конкурентов  местному порту (страны Балтии, в перспективе - новый российский  порт в Финском заливе) для обслуживания экспортно-импортных потоков грузов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Проведенное рассмотрение дает основания  полагать, что ответ на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических  зон в России - может быть положительным. Однако несомненно и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы; разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ; организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны; взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон; возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе; создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета; предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

 

Как видно, здесь нет принципиально  невыполнимых условий. Мне кажется, чтопроблемы свободных экономических  зон могут быть решены при согласованных  действиях всех заинтересованных сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободные экономические  зоны

 

Введение.

 

Развитие международного разделения труда характеризуется ныне глубокими  структурными сдвигами, вызванными современным  этапом научно-технического прогресса  и ускоренными им интернационализацией производства и обмена,  ростом всеобщей взаимозависимости и глобализацией важнейших проблем человечества. Вместе с тем усиливается регионализация внутренних и международных экономических отношений,  которая выражает стремление отдельных стран и групп стран, их внутренних регионов приспособиться к новым условиям, преодолеть отставание от лидеров, создавая особый, льготный режим внешнеэкономической и хозяйственной деятельности с учетом всей национальной и региональной специфики, природных и геополитических данных, наделенности производственными факторами и других возможностей. Тем самым такие регионы создают предпосылки для активного привлечения сторонних, в том числе иностранных, инвестиций и новой технологии, современного управленческого и другого опыта, которые, будучи оптимально соединенными с местными преимуществами и возможностями, позволяют интенсифицировать и диверсифицировать экономическое развитие с ориентиром на внешние и внутренние потребности, изменить место данного региона и его роль в международном разделении труда. Используемые в этих целях Свободные ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ в последние десятилетия получили  широкое распространение как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах, а вслед за ними с известным опозданием стали использоваться и бывшими социалистическими странами.

 

В СССР же долгое время бытовало представление, что участие иностранного капитала в общественном производстве страны представляет угрозу национальному  развитию, а поэтому принципиально  неприемлемо. С началом перестройки, признав взаимозависимость мира и необходимость интеграции в мировое хозяйство, страна приступила к проведению реформ внешнеэкономической деятельности, призванных децентрализовать ее, разрушить стену, отделявшую от внешнего рынка непосредственных производителей, заинтересовать их в расширении экспорта и совершенствовании его структуры. При всей непоследовательности этих реформ, неподкрепленности их рыночными преобразованиями народного хозяйства страны, они, особенно после принятия законов, разрешающих и регулирующих функционирование совместных с иностранным участием предприятий, логически подвели к необходимости практического использования свободных экономических зон, чему содействовали положительные результаты китайских начинаний[1] . Одни решительно высказывались за создание в стране свободных экономических зон как средства привлечения иностранных инвестиций и технологий, опыта современного рыночного хозяйствования, расширения и совершенствования экспортной базы, подъема экономически отставших регионов. другие, ссылаясь на тот же зарубежный опыт, высказали сомнение в необходимости создания у нас свободных экономических зон, в частности потому, что ( в противоположность Китаю) у России нет национального капитала за границей, равно как и обилия дешевой рабочей силы, а также потому, что сам китайский опыт далеко не однозначен. Главный же довод противников свободных экономических зон сводился к тому, что их создание нарушит единство внутреннего рынка, что затруднит переход всей страны к нормальным рыночным отношениям, поскольку возникнут регионы особого режима, что для привлечения иностранного капитала нужны не привилегии и льготы, а единый для страны благоприятный режим, подкрепленный единым экономическим пространством, охватывающим, по возможности, группу "родственных"  стран. Резонность этих доводов не вызывает сомнений, особенно теперь, когда на территории прежнего СССР образовалась группа стран, вошедших в СНГ.

 

И,  тем не менее, актуальность создания эффективных зон в России не вызывает сомнений, по ряду причин она даже возрастает. "Рыночные реформы идут, но сам этот чрезвычайно важный процесс развивается  неравномерно, вызывая противодействие как в центре, так и в регионах, и не столько в силу отрицания их как таковых, сколько из-за отсутствия в этом деле четкой стратегии, этапности и последовательности, из-за специфики применяемых практики и методов, их разрушительного характера и неясности перспектив. Поэтому отработка элементов реформ  на небольших полигонах, роль которых могут выполнять свободные экономические зоны, представляется и сегодня актуальной. Внешнеэкономические отношения России продолжают переживать как общий, так и особенно структурный кризис, выход из которого пока не просматривается"[2] . В связи с этим возникают новые аргументы в пользу свободных экономических зон в связи с возрастанием  значения содействия с их стороны его преодолению. Наконец, центр тяжести проводимых реформ перемещается из центра в регионы, что требует и проведения действенной региональной политики, от чего, в свою очередь, зависит не только судьба реформ, но и целостность страны. При умелом использовании свободные экономические зоны выступают как важный элемент региональной политики как во внешнеэкономической, так и в более широких масштабах. Но вместе с тем они являются обоюдоострым орудием, что надлежит должным образом учитывать.

 

Глава I. Проблемы создания и функционирования свободных экономических зон  в России.

 

Приступив к учреждению свободных  экономических зон на своей территории, Россия, похоже, следовала наполеоновскому  принципу "сначала ввязаться, а затем уж осмотреться"[3] . Однако это "затем" затянулось так надолго, что лишило сам процесс и законодательной основы, и четкой стратегии. По существу, дело свелось к типичной "кампанейщине", когда "не строгий отбор, а пресловутый "вал" знаменовал успех мероприятия" (А. Быков). В результате целые области и края, превосходящие по площади целые государства, получили статус свободных экономических зон без учета предпосылок и возможностей эффективного выхода на внешний рынок. Что же касается тех территорий, которые действительно заслуживают этого статуса (Находка, Выборг, Калининград и некоторые другие), то и центр, и местные власти оказались на месте неподготовленными к созданию там свободных экономических зон. Отсутствие же общероссийского закона о свободных экономических зонах[4]   вносит неопределенность в правовой статус зон, в распределение правомочий и ответственности в отношении организаций и управления ими между центром и местной администрацией, серьезно ограничивает инициативу последней. явно вредит становлению свободных экономических зон, как и вообще привлечению иностранных инвестиций в страну, нестабильность законодательства  в отношении налогов и пошлин, валютного  режима и других условий, которые меняются в разные стороны неоднократно в течение года. Особенно негативным было аннулирование с начала 1992 года ряда объявленных льгот для свободных экономических зон, последствия чего едва ли нейтрализуются их частичным восстановлением. да и сам уровень этих льгот уступает существующему в ряде зарубежных стран, включая некоторых членов СНГ.

Информация о работе Свободные экономические зоны