Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода свободных экономических зон. По оценкам специалистов, к 2000 году через различные СЭЗ будет проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль.

Содержание работы

Сущность свободных экономических зон………………………………………3
Разновидности свободных экономических зон и их основные черты………4
А) Cвободные таможенные зоны……………………………………………………4
Б) Зоны свободной торговли ………………………………………………………..5
В) Промышленно-производственные зоны…………………………………………5
Г) Технико-внедренческие зоны …………………………………………………….5
Д) Сервисные зоны …………………………………………………………………..6
Е) Комплексные зоны ………………………………………………………………..7
Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон… 8
А)Внешнеторговые льготы…………………………………………………………..8
Б)Административные льготы………………………………………………………..8
В)Налоговые льготы………………………………………………………………….8
Г)Финансовые льготы………………………………………………………………..8
Свободные экономические зоны в России…………………………………… ..11
Рекомендуема литература……………………………………………………...…16

Файлы: 1 файл

Свобод зоны.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

Свободная экономическая зона "Находка" находится пока на начальном этапе  своего развития. Однако уже сейчас можно говорить о первых ее позитивных результатах: сравнительно высоких темпах экономического роста в СЭЗ, создании многих рабочих мест, что заметно контрастирует со всеми, другими регионами России. При благоприятном функционировании СЭЗ, которое зависит не только от нее, зона способна дать мощный импульс развитию международных экономических связей Дальнего Востока и Сибири.

 

Отмечая факты .успешной работы некоторых  свободных экономических зон

России, необходимо указать и на негативный опыт их функционирования. Так, практика свободной экономической зоны "Алтай" свидетельствует о том, что многие совместные предприятия, зарегистрированные в зоне, фактически бездействовали. Вместо привлечения иностранного капитала шел процесс ввоза и перепродажи ширпотреба. При проверке внешнеэкономической деятельности этой зоны было выявлено много нарушений при выдаче квот и лицензий на вывоз сырьевых и стратегических ресурсов, экспорт которых ограничен законом.

Коммерческая деятельность учредителей  зоны принесла многочисленные убытки при осуществлении торговых сделок. В итоге, просуществовав около трех лет,

СЭЗ "Алтай" была ликвидирована[3]. Следует также отметить, что налоговые  льготы и инфраструктурные условия  функционирования свободных экономических  зон в России гораздо менее  привлекательны по сравнению с зарубежными аналогами. Местные российские власти стремятся не столько создать привлекательные условия для иностранных инвесторов, сколько использовать инвестируемые средства для решения социальных проблем региона. Кроме того,

СЭЗ рассматриваются как возможность получения большей автономии от центра.

Рассматривая свободные экономические  зоны как важную составную часть  современной рыночной экономики, не следует преувеличивать их роль и  значимость. Опыт функционирования СЭЗ  во многих странах мира свидетельствует  об их ограниченном влиянии на развитие национальной экономики и использовании их в достаточно жестко запрограммированном направлении. Как отмечалось выше, в промышленно развитых странах свободные экономические зоны представляют собой инструменты урегулирования некоторых проблем региональной политики (подъем депрессивных отраслей, выравнивание межрегиональных различий и др.), а так же стимулирования внешнеторговых связей. В ряде развивающихся стран Азии и Дальнего Востока зональная практика используется гораздо шире и стала важным элементом промышленной внешнеэкономической и научнотехнической политики. Именно здесь свободные экономические зоны имеют явно анклавный характер, представляя "полюса экономического роста".

 

В развивающихся  странах Латинской Америки политика свободных зон охватывает региональные и внешнеэкономические приоритеты.

 

При "блочном" поэтапном строительстве рыночной экономики, СЭЗ, как свидетельствует  мировая практика например, опыт Китая, сравнительно длительное время остаются "вещью в себе", а отнюдь не "полюсами роста распространяющими своё влияние на остальное экономическое пространство. В условиях "широкозахватного" метода строительства рыночной экономики свободные экономические зоны не могут не привлекать, помимо позитивного предпринимательства, многочисленный криминогенный элемент, оставаясь также достаточно длительный период образованьями анклавного характера.

 

Критически оценивая мировой опыт создания и функционирования свободных зон, можно предположить, что для России, обладающей многообразными отраслевыми, транспортно-региональными и другими особенностями, механизм свободных экономических зон может стать важной составной частью национальной стратегии развития.

 

Характеризуя  нынешнюю ситуацию с организацией и  функционированием свободных экономических зон в России, можно констатировать, что они находятся в стадии становления, определения своей тактики, выбора приоритетов и ориентации. Без существенной поддержки государства этот период может сильно затянуться, оставив многие проекты нереализованными.

Ожидания эффективных  результатов от СЭЗ могут смениться  разочарованиями, отказом от самой  идеи.

 

Свободные экономические  зоны в России при использовании  их государством как механизм селективной  либерализации инвестиционного  климата должны выполнить свою роль, концентрируя экспортно-ориентированное и импортозамещающее производство, представлять собой "ловушки" для иностранных инвестиций, стимулируя внешнеэкономические связи. Они также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования.

 

Организация свободных  экономических зон в России должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство  как средство интенсификации ее международных  экономических связей.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Авдокушин Е.Ф.  Международные экономические отношения.  М.:Маркетинг,

2001.

 

2. Авдокушин Е.  Ф. Свободные (специальные) экономические  зоны. М., 1993.

 

3. Игнатов В.  Свободные экономические зоны. М.: Ось-89 1997.

 

4. Данько Т.  П., Окрут 3. М.. Свободные экономические  зоны. М.: Инфра-М,

1998.

 

5. Смородинская Н., Белова Г., Богачева  О. и др. Свободные экономические  зоны: уроки мировой практики. М.: Находка, 1993.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободные экономические  зоны в РФ: проблемы функционирования

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

Введение 

 

I. Анализ истории создания и  функционирования свободных экономических зон в

 

Российской Федерации 

 

1.1. Сущность, объективная необходимость  создания, основные черты и классификация  СЭЗ

 

1.2. Требования по размещению  СЭЗ

 

1.3. История организации СЭЗ в  России 

 

1.4 Мировой опыт и возможности его использования в России

 

II. Современное состояние и проблемы  развития отечественных СЭЗ

 

2.1 Типы СЭЗ, организуемых в  России 

 

2.2. Свободные экономические зоны  в России: современное состояние 

 

2.3. Проблемы функционирования СЭЗ  в РФ

 

III. Сравнительная характеристика "старейших" СЭЗ России

 

3.1. Приморская "Находка"

 

3.2 Балтийский "Янтарь"

 

Заключение 

 

Список литературы

 

Приложения 1, 2

ВВЕДЕНИЕ 

 

Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную  практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено в [29], к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

 

Более того, несмотря на неоднократные  попытки создания реально функционирующих  СЭЗ в России, они остаются в  отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10-ти лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых практических результатов деятельности российских СЭЗ, до сих пор нельзя считать вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в наших переходных условиях? В какой мере эти зоны смогут получить развитие в России, как именно должна при этом сказаться ее специфика? Не являются ли зоны свободного предпринимательства своеобразной "естественной монополией" лишь отдельных приграничных районов Российской Федерации? Насколько обширными могут быть их границы? На каком уровне должны приниматься решения об образовании таких зон, какие процедуры при этом целесообразно применять?

 

Для ответа на подобного рода вопросы  требуется ознакомиться с существующей мировой и отечественной практикой, попытаться проанализировать накопленный (в том числе - и отрицательный) опыт. Это позволит объективно оценить  возможности и перспективы создания и развития свободных зкономических зон в российской экономике.

I. АНАЛИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

1.1. Сущность, объективная необходимость  создания, основные черты и классификация  СЭЗ 

 

В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, СЭЗ - это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.

 

В современных теоретических  работах, посвященных проблемам свободных зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Эта формулировка понятия "свободная зона" охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это "не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях" [21, с.126].

 

Отмечу следующие характерные  черты СЭЗ:

 

а) применение различных видов льгот  и стимулов, в том числе:

внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций); фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения; финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п. административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

 

В результате применения льгот норма  прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные  компании получают в азиатских СЭЗ  в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).

 

б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

 

в) всесторонняя поддержка со стороны  центральной государственной власти.

 

Создание СЭЗ - действенное направление  развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как  правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При зтом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. (Впрочем, как отмечено в [28], согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития.)

 

В мировой практике существует множество разновидностей СЭЗ. Вместе с тем, общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует. Их возможная классификация приведена в приложении 1, а типовые размеры, состав льгот и регионы распространения - в приложении 2.

1.2. Требования по размещению СЭЗ

 

Исходя из задач, поставленных при  формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие  требования и к ее размещению. К  наиболее общим из них относятся:

благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций; развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры; существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

 

Поэтому территории, наиболее благоприятные  для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению  к зарубежным странам, (а в России, в том числе, - и к бывшим союзным республикам), а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

Информация о работе Свободные экономические зоны