Связь между бюджетным и внешним секторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 22:42, реферат

Описание работы

Внешний сектор также напрямую связан с государственным бюджетом любой страны. По определению, сумма всех видов бюджетных доходов должна быть равна сумме всех видов бюджетных расходов:
REV+F=EXP> (2Л2)
где REV — доходы бюджета (revenues), EXP — расходы бюджета (expenditures),
F — финансирование (financing).
В доходы бюджета обычно включаются текущие доходы от налогов, доходы от вложения капитала и государственные дотации, а в расходы — текущие государственные расходы, капиталовложения и чистое кредитование. Существуют и другие определения композиции бюджета. Например, субсидии могут рассматриваться как статья финансирования, особенно если остальные виды финансирования значительно субсидируются и не слишком отличаются от дотаций как таковых. Чистые кредиты могут также считаться финансированием, что стирает различия между финансированием, являющимся целью государственной политики, и финансированием, осуществляемым в целях управления государственной ликвидностью.

Файлы: 1 файл

Связь между бюджетным и внешним секторами.docx

— 86.12 Кб (Скачать файл)

Связь между бюджетным  и внешним секторами

Внешний сектор также напрямую связан с государственным бюджетом любой страны. По определению, сумма  всех видов бюджетных доходов  должна быть равна сумме всех видов  бюджетных расходов:

REV+F=EXP> (2Л2)

где REV — доходы бюджета (revenues), EXP — расходы бюджета (expenditures),

F — финансирование (financing).

В доходы бюджета обычно включаются текущие доходы от налогов, доходы от вложения капитала и государственные  дотации, а в расходы — текущие  государственные расходы, капиталовложения и чистое кредитование. Существуют и другие определения композиции бюджета. Например, субсидии могут рассматриваться  как статья финансирования, особенно если остальные виды финансирования значительно субсидируются и  не слишком отличаются от дотаций  как таковых. Чистые кредиты могут  также считаться финансированием, что стирает различия между финансированием, являющимся целью государственной  политики, и финансированием, осуществляемым в целях управления государственной  ликвидностью.

Налоги и другие сборы, идущие в доход бюджета, сокращают  совокупный спрос в экономике  за счет снижения покупательной способности  частного (негосударственного) сектора. Государственные расходы, осуществляемые за счет бюджета, увеличивают совокупный спрос и являются наряду с потреблением предприятий и домашних хозяйств важнейшей частью валового потребления (С) в экономике. Государственное потребление состоит из расходов правительства на товары и услуги, включая доходы государственных рабочих и служащих.

@ Сальдо бюджета  (fiscal balance) — разность между суммой  поступлений в бюджет и общей  суммой его расходов.

Сальдо может  быть положительным или отрицательным. Во втором случае оно называется дефицитом  бюджета или бюджетным дефицитом. Сальдо является показателем уровня сбережений в государственном секторе. Положительное сальдо, означающее высокий  уровень сбережений государственного сектора, может рассматриваться  и как фактор экономического развития, поскольку за счет них могут финансироваться  значительные капиталовложения, и как  политика сдерживания совокупного  спроса. Отрицательное сальдо, означающее потерю сбережений в

государственном секторе, может свидетельствовать о проведении правительством политики стимулирования производства за счет расширения совокупного  спроса путем роста государственных  расходов.

Для обеспечения  сбалансированности бюджета и его  текущей ликвидности отрицательное  сальдо должно быть профинансировано (F). Финансирование бюджета нельзя путать с бюджетным финансированием тех или иных приоритетных направлений или программ. Финансирование бюджета подразделяется на финансирование за счет внутренних или за счет внешних источников:

F=Fd+Fe.(2.13)

•Внешнее финансирование (external financing — Fe) — предоставленные данной стране другими странами новые займы за вычетом сумм погашения основной задолженности. Оплата процентов по внешним займам не рассматривается как отрицательное финансирование (отток капитала) и включается в текущие расходы бюджета. Операции государства по привлечению внешних займов для финансирования бюджета отражаются и в бюджете в национальной валюте как внешнее финансирование, и во внешнем секторе на счете движения капитала платежного баланса как привлечение долгосрочного или среднесрочного капитала. В данном случае классификация зависит от срока и вида используемого финансового инструмента. Внешнее финансирование бюджета является основным связующим звеном между бюджетным и внешним секторами.

•Внутреннее финансирование (domestic financing — Fd) обычно осуществляется путем предоставления банковских займов и небанковских займов. Общая сумма банковских займов бюджету содержится в обзоре состояния денежной сферы. Она равна величине изменения в объеме кредита банковской системы, предоставленного

государству, за вычетом  изменения депозитов правительства  в банках. Небанковские займы представляют собой идущую в государственный  бюджет выручку от продажи государственных  долговых обязательств (облигаций, казначейских векселей и т.п.).

Итак, существует прямая взаимосвязь между внешним сектором, с одной стороны, и реальным, денежным и бюджетным секторами — с  другой. В счетах каждого из секторов существует международный элемент, который отражается во внешнем секторе  на счете платежного баланса. Взаимосвязь  реального и внешнего секторов состоит  в том, что баланс внутренних доходов  и расходов, сбережений и инвестиций отражается на состоянии текущего платежного баланса. Если совокупный доход резидентов больше их совокупных расходов или  сбережения превышают внутренние инвестиции, сальдо платежного баланса по текущим  операциям положительное; если же совокупный доход

резидентов меньше их совокупных расходов или внутренние инвестиции превышают сбережения, сальдо текущего платежного баланса отрицательное, существует дефицит. Взаимосвязь денежного  и внешнего секторов заключается  в том, что, поскольку источниками  международного финансирования дефицита текущего платежного баланса являются приток капитала изза рубежа и/или использование  международных государственных  резервов, каждая операция банковской системы с заграничными активами отражается в платежном балансе  страны — в счете движения капитала или в общем балансе. Взаимосвязь  бюджетного и внешнего секторов выражается в привлечении внешних источников финансирования бюджетного дефицита в  виде кредитов правительству со стороны  правительств других стран и международных  финансовых организаций, которое отражается на счете операций с капиталом  платежного баланса.

Функциональные взаимосвязи  в международной экономике 

От статистики но скроешься никуда* Она имеет точные сведения не только о количестве зубных врачей, колбасных шприцев, дворников, кинорежиссеров, проституток, соломенных крыш, вдов извозчиков и колоколов, но знает даже, сколько в стране статистиков. 
И.Ильф, Е.Петров. «Двенадцать стульев»

Ключевые понятия

  • Валовой внутренний продукт 
  • Валовой национальный доход
  • Валовой национальный продукт
  • Запасы/Потоки
  • Институциональные единицы домашние хозяйства неприбыльные институты нефинансовые корпорации правительственные институты финансовые корпорации
  • Макроэкономические операции внутренние международные нефинансовые финансовые
  • Нерезидент
  • Платежный баланс
  • Потоки движения денежных средств
  • Резидент
  • Руководящие денежные органы
  • Сальдо бюджета
  • Секторы экономической деятельности
  • бюджетный
  • внешний
  • денежный
  • реальный
  • Система национальных счетов
  • Страны индустриальные
  • с переходной экономикой
  • развивающиеся
  • Текущие операции платежного баланса
  • Факторный доход
  • Финансирование бюджета
  • внешнее
  • внутреннее
  • Чистый внутренний продукт
  • Чистый факторный доход

1. Структура экономики 

Существует множество  возможных подходов к определению  внутренней структуры макроэкономики и места в ней международной  экономики. Один из них связан с определением ключе вых секторов экономической  деятельности и взаимосвязей между  ними че рез признанную во всем мире систему национальных счетов, то есть через функциональные и статистические взаимосвязи. А статистика, по меткому  за мечанию Ильфа и Петрова, знает  все.

Секторы экономической деятельности

Международная экономика  является неотъемлемой составной частью эконо мики в целом. В целях  анализа причинно-следственных связей в макроэкономике она обычно разделяется  на четыре сектора:

  • Реальный сектор ( real sector ), который также может называться частным нефинансовым сектором и включает домашние хозяйства и негосударственные нефинансовые предприятия. Этот сектор обеспечивает производство и предложение товаров страны на ее внутренний и мировой рынок. Он же предъявляет спрос на товары в целях как личного, так и производственного потребления.
  • Бюджетный сектор ( fiscal sector ), называемый также правительственным государственным или фискальным сектором, суженно представленный государственным бюджетом, служит прежде всего для перераспределения доходов. Расходы государственного бюджета являются составной частью агрегированного спроса.
  • Денежный сектор ( monetary sec tor ), который может также называться финансовым или банковским сектором, представленный денежными потоками, проходящими через центральный и коммерческие банки.
  • Внешний сектор ( external sector ), который включает операции с зарубежными странами каждого из вышеназванных секторов и отражается в платежном балансе.

Сделки между  секторами экономической деятельности в большинстве случаев состоят  из сделок по передаче права собственности  на материальные активы и соответствующих  им финансовых сделок по оплате этих активов. Поскольку реальная сделка и финансовая сделка по сути являются двумя сторонами  одной и той же медали, баланс этих сделок в рамках каждого сектора  по определению должен быть равен  нулю.

Если доходы сектора  больше его расходов, то получаемый положительный баланс можно считать  сбережениями, если же доходы сектора  меньше его расходов, то получаемый отрицательный баланс можно считать  потерей сбережений (отрицательными сбережениями). В любом случае баланс расходов и доходов должен равняться, с противоположным знаком, финансовому  балансу. Значит, любые расходы каждого  из секторов, которые превышают его  доходы, должны финансироваться за счет сбережений, получаемых в других секторах. Например, дефицит государственного бюджета может финансироваться  за счет кредитов центрального банка, а потребность инвестиций в промышленность — за счет расходов государственного бюджета. Если же расходы всех секторов национальной экономики превышают  получаемые в них доходы, то поддержание  равновесия становится возможным только при условии, если эти отрицательные  сбережения будут финансироваться  за счет сбережений в других странах, то есть притока капитала извне.

В результате внешний  сектор можно считать концентрированным  отражением всех макроэкономических балансов, существующих в экономике любой  страны, и их взаимодействия с такими же балансами других стран мира. Хорошее состояние внешнего сектора, отражающее нормальное течение международных  расчетов, реально свидетельствует  о благополучном состоянии экономики  страны. Напротив, напряжение во внешнем  секторе, отсутствие достаточных средств  для покрытия международных обязательств всегда являются ярким свидетельством наличия серьезных внутренних дисбалансов. Поэтому даже если страна не публикует  полные данные о своей экономике  и не составляет по международно принятой методологии платежный баланс, по состоянию ее расчетов с внешним  миром можно приблизительно оценить  стоящие перед ней проблемы.

Система национальных счетов

Причинно-следственные связи между важнейшими секторами  экономической деятельности принято  выражать через разработанную международными орга низациями систему национальных сче тов (СНС) 1 .

@ Система национальных счетов ( system of national accounts ) — это со вокупность международно признан ных правил учета экономической деятельности, отражающих все основные макроэкономические связи, включая взаимодействие национальной и между народной экономики.

СНС является ориентиром для подав ляющего большинства  стран мира при составлении макроэкономической от четности, анализе текущей экономичес кой ситуации и разработке прогнозов  экономического развития. Она имеет  следующие характеристики: СНС при  менима для любой страны современного мира независимо от уровня ее соци ально-экономического развития; СНС связывает различные  типы экономи ческой деятельности за определенный промежуток времени; СНС  использует ся на различных уровнях  агрегирова ния: на уровне институциональной  еди ницы (экономических агентов), группы институциональных единиц (отраслей) или экономики в целом; СНС  обеспе чивает международную сопоставимость экономической информации, посколь  ку основана на международно согласо  ванных определениях, классификациях и правилах отчетности; СНС приме  няется для текущего экономического анализа и принятия стратегических ре шений в области экономической  поли тики.

Основой учета в  СНС является ин ституциональная  единица, которая вы ступает экономическим  агентом при со вершении экономических  операций.

@ Институциональная единица ( in stitutional unit ) — это экономический агент, который может владеть товарами и активами, иметь экономические обязательства и от своего лица осуществлять сделки с другими агентами.

  • 1 См . System of National Accounts. — 1993, CEC, IMF, OECD, UN, WB.

Информация о работе Связь между бюджетным и внешним секторами