Связь между бюджетным и внешним секторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 22:42, реферат

Описание работы

Внешний сектор также напрямую связан с государственным бюджетом любой страны. По определению, сумма всех видов бюджетных доходов должна быть равна сумме всех видов бюджетных расходов:
REV+F=EXP> (2Л2)
где REV — доходы бюджета (revenues), EXP — расходы бюджета (expenditures),
F — финансирование (financing).
В доходы бюджета обычно включаются текущие доходы от налогов, доходы от вложения капитала и государственные дотации, а в расходы — текущие государственные расходы, капиталовложения и чистое кредитование. Существуют и другие определения композиции бюджета. Например, субсидии могут рассматриваться как статья финансирования, особенно если остальные виды финансирования значительно субсидируются и не слишком отличаются от дотаций как таковых. Чистые кредиты могут также считаться финансированием, что стирает различия между финансированием, являющимся целью государственной политики, и финансированием, осуществляемым в целях управления государственной ликвидностью.

Файлы: 1 файл

Связь между бюджетным и внешним секторами.docx

— 86.12 Кб (Скачать файл)

Существует также  опосредствованная взаимосвязь  денежного и внешнего секторов через  счета реального сектора. Изменения  в объемах внутреннего производства и расходов повлияют на счет текущих  операций платежного баланса, что, в  свою очередь, приведет к изменению  в чистых зарубежных активах. Взаимосвязи  денежного и реального секторов не поддаются формализации через  алгебраические тождества. Их взаимосвязи  отражают динамические связи — реакцию  ключевых показателей реального  сектора (инвестиций, потребления) на изменения  в денежном секторе (изменения денежной массы, внутреннего кредита).

Связь между бюджетным и внешним секторами

Внешний сектор также  напрямую связан с государственным  бюджетом любой страны. По определению, сумма всех видов бюджетных доходов  должна быть равна сумме всех видов  бюджетных расходов:

iSiS - ii ^ iii - iiiiii :

где REV — доходы бюджета ( revenues ), EXP — расходы бюджета ( expendi tures ), F — финансирование ( financing ).

В доходы бюджета  обычно включаются текущие доходы от налогов, доходы от вложения капитала и государственные дотации, а  в расходы — текущие государственные  расходы, капиталовложения и чистое кредитование. Существуют и другие определения композиции бюджета. Например, субсидии могут рассматриваться как статья финансирования, особенно если остальные виды финансирования значительно субсидируются и не слишком отличаются от дотаций как таковых. Чистые кредиты могут также считаться финансированием, что стирает различия между финансированием, являющимся целью государственной политики, и финансированием, осуществляемым в целях управления государственной ликвидностью.

Налоги и другие сборы, идущие в доход бюджета, сокращают  совокупный спрос в экономике  за счет снижения покупательной способности  частного (негосударственного) сектора. Государственные расходы, осуществляемые за счет бюджета, увеличивают совокупный спрос и являются наряду с потреблением предприятий и домашних хозяйств важнейшей частью валового потребления (С) в экономике. Государственное потребление состоит из расходов правительства на товары и услуги, включая доходы государственных рабочих и служащих.

@ Сальдо бюджета ( fiscal balance ) — разность между суммой поступлений в бюджет и общей суммой его расходов.

Сальдо может  быть положительным или отрицательным. Во втором случае оно называется дефицитом  бюджета или бюджетным дефицитом. Сальдо является показателем уровня сбережений в государственном секторе. Положительное сальдо, означающее высокий  уровень сбережений государственного сектора, может рассматриваться  и как фактор экономического развития, поскольку за счет них могут финансироваться  значительные капиталовложения, и как  политика сдерживания совокупного  спроса. Отрицательное сальдо, означающее потерю сбережений в государственном  секторе, может свидетельствовать  о проведении правительством политики стимулирования производства за счет расширения совокупного спроса путем  роста государственных расходов.

Для обеспечения  сбалансированности бюджета и его  текущей ликвидности отрицательное  сальдо должно быть профинансировано ( F ). Финансирование бюджета нельзя путать с бюджетным финансированием тех или иных приоритетных направлений или программ. Финансирование бюджета подразделяется на финансирование за счет внутренних или за счет внешних источников:

F=Fd+Fe. (2.13)

  • Внешнее финансирование ( exter nal financing — Fe ) — предоставленные данной стране другими странами новые займы за вычетом сумм погашения основной задолженности. Оплата процентов по внешним займам не рассматривается как отрицательное финансирование (отток капитала) и включается в текущие расходы бюджета. Операции государства по привлечению внешних займов для финансирования бюджета отражаются и в бюджете в национальной валюте как внешнее финансирование, и во внешнем секторе на счете движения капитала платежного баланса как привлечение долгосрочного или среднесрочного капитала. В данном случае классификация зависит от срока и вида используемого финансового инструмента. Внешнее финансирование бюджета является основным связующим звеном между бюджетным и внешним секторами.
  • Внутреннее финансирование ( do mestic financing — Fd ) обычно осуществляется путем предоставления банковских займов и небанковских займов. Общая сумма банковских займов бюджету содержится в обзоре состояния денежной сферы. Она равна величине изменения в объеме кредита банковской системы, предоставленного государству, за вычетом изменения де позитов правительства в банках. Небанковские займы представляют собой идущую в государственный бюджет вы ручку от продажи государственных дол говых обязательств (облигаций, казна чейских векселей и т.п.).

Итак, существует прямая взаимосвязь между внешним сектором, с одной сто роны, и реальным, денежным и бюджет ным секторами  — с другой. В счетах каждого  из секторов существует между народный элемент, который отражается во внешнем  секторе на счете платеж ного баланса. Взаимосвязь реального и внешнего секторов состоит в том, что баланс внутренних доходов и расходов, сбережений и инвестиций отражается на состоянии  текущего платежного ба ланса. Если совокупный доход резиден тов больше их совокупных расходов или сбережения превышают  внутрен ние инвестиции, сальдо платежного баланса по текущим операциям  положи тельное; если же совокупный доход  резидентов меньше их совокупных расходов или внутренние инвести ции превышают  сбережения, сальдо текущего платежного баланса отрицательное, существует дефицит. Взаимо связь денежного  и внешнего секторов заключается  в том, что, поскольку источниками  международного финансирования дефицита текущего платежно го баланса являются приток капитала из-за рубежа и/или  использование меж дународных государственных  резервов, каждая операция банковской системы с заграничными активами отражается в платежном балансе  страны — в счете движения капитала или в общем балансе. Взаимосвязь  бюджетного и внешне го секторов выражается в привлечении внешних источников финансирования бюджетного дефицита в  виде кредитов правительству со стороны  правительств других стран и международных  финан совых организаций, которое  отражает ся на счете операций с  капиталом пла тежного баланса.

4. Потоки движения  денежных средств 

Взаимосвязи всех секторов экономи ческой деятельности с внешним секто ром и их взаимосвязи между собой мо гут  быть сведены воедино с помощью  так называемой матрицы потоков  де нежных средств.

Развернутая форма взаимосвязи секторов

В предыдущих параграфах было ус тановлено, что уровень сбережений любой страны по определению равен  разности между ВНД, используемым на накопление и потребление, и объемом  потребления, то есть это та часть  ВНД, которая не была потреблена. Разность между уровнем сбережений и объемом  капиталовложений называют балансом нефинансовых операций с зарубежны ми странами или балансом по внешним текущим  операциям (уравнение 2.7).

Этот баланс финансируется  за счет со ответствующего притока  капитала или изменения уровня резервов в платежном балансе (уравнение 2.10).

Рассмотренные взаимосвязи  между внешним и остальными секторами  замы каются на определенных макроэкономи ческих показателях, которые находят  отражение на счетах как внутренних, так и внешнего секторов (табл. 2.3).

Если учесть, что  как сбережения, так и инвестиции могут осуществляться раз личными  институциональными единицами —  домашними хозяйствами, предпри  ятиями и правительством, уравнение 2.7 принимает более развернутый  вид:

CAB=(Shr-Ih)+(Se-Ie)+(Sg-Ig), (2.14)

где Sh — сбережения домашних хозяйств ( h — households ), Ih — инвестиции домашних хо зяйств, сбережения предприятий (е — enterprises ), инвестиции предприятий, сбережения правительства ( g — government ), инвестиции правительства.

Таблица 2.3  
Международные элементы секторов экономической деятельности  

  

  

  

 

 

 

Внешний сектор

1

2

Нетто (1-2)

 

Реальный  сектор

экспорт (X)

импорт (IM)

сальдо (X-IM)

получение факторного дохода резидентами 

выплата факторного дохода нерезидентам

чистый  доход (N1) |

 

получение денег из-за рубежа

пересылка денег за рубеж 

чистые  трансферты (NT)

 

1 Денежный сектор 

валовые государствен ные валютные резервы 

текущие внешние обязательства денежных властей 

чистые  государственные резервы (R)

приток  капитала из-за рубежа

отток капитала за рубеж 

чистый  приток капитала (FI)

 

Бюджетный сектор

новые межгосударственные кредиты 

выплата основной части внешнего долга 

чистое  внешнее финансирование бюджета ( F )


 

Данные национальных счетов о балансе текущих операций платежного баланса могут не совпадать  с данными о таких операциях, полученными непосредственно из платежного баланса. Точно так же данные о государствен ных расходах национальных счетов мо гут отличаться от данных этих расхо дов, полученных непосредственно из бюджета. Основных причин различий две: разная база расчетов и различия в классификации отдельных  статей. На пример, платежный баланс обычно рассчитывается денежными властями на основе наличности ( cash basis ), то есть на момент совершения платежа за то вар или услугу, тогда как в  СНС он рассчитывается на основе начислений ( accruel basis ), то есть на момент возни кновения обязательства. Некоторые внешние  операции могут классифици роваться как внутренние. Все зависит от особенностей статистической систе  мы каждой отдельной страны. Для  целей макроэкономического анализа  разработаны таблицы перехода от статис тики платежного баланса, бюджета, де нег и пр. к статистике СНС.

Потоки денежных средств

В принципе сальдо каждого сектора по нефинансовым операциям, которое представляет собой разность между его сбережениями и инвестициями, эквива лентно его секторальному балансу по текущим операциям и, следовательно, должно быть равно изменению в его финансовых активах и пассивах по отношению к другим секторам внутренней экономики, которые оказываются внешними по отношению к данному сектору и к остальной части мира. Пос кольку операции, осуществляемые меж ду внутренними секторами, взаимно уравновешиваются и поэтому исклю чаются из рассмотрения, то в принци пе сумма секторальных балансов по текущим операциям должна равняться сальдо платежного баланса по текущим операциям в целом (уравне ние 2.14). Далее, если изменения фи нансовых активов и пассивов сектора определены так же, как и движение капитала в платежном балансе, тогда об щее сальдо финансовых операций всех секторов должно в принципе быть рав ным международному движению капи тала по всем секторам. Конечно, пол ная тождественность может оказаться невозможной из-за ошибок и пропус ков, а также других статистических проблем.

@ Потоки движения денежных средств ( flow of funds ) — схема функциональной и статистической взаимозависимости основных секторов экономики и источников их финанси рования.

В таблице 2.4 представлена схема потоков денежных средств. Из нее вид ны связи между четырьмя внутренними секторами — реальным сектором (до машние хозяйства и  предприятия), бюд жетным сектором и  денежным секто ром, а также между  этими секторами и внешним  сектором (остальной частью мира). В  домашние хозяйства включа ется баланс расходов и доходов семей; в сектор предприятий входят государ ственные предприятия и кооперативы, небанковские финансовые учреждения и небольшие  частные предприятия; бюджетный  сектор экономики пред ставлен балансом бюджетных операций правительства; денежный сектор вклю чает балансы  центрального и коммер ческих банков.

Матрица потоков  денежных средств составляется по следующим  правилам. В строке 1 представлены балансы  по нефинансовым операциям секторов, которые должны быть профинансирова ны. В строках 2-5 показаны источники  финансирования. Для простоты сальдо по нефинансовым операциям денежно  го сектора принимается равным нулю, то есть осуществленные банковским сектором операции с товарами и услу гами относятся к другим секторам. Для  каждого конкретного сектора  увеличе ние актива указывается  со знаком «ми нус», а увеличение пассива — со зна ком «плюс» и наоборот. Например, увеличение принадлежащей  домашним хозяйствам денежной массы, которая  для банковского сектора является пас сивом, а для домашних хозяйств — ак тивом, будет дважды отражено в стро ке 5,а. Оно будет указано  со знаком «минус» в столбце 1 и  со знаком «плюс» в столбце 4. В каждой строке должны обязательно содержаться  две одинаковые цифры, но с противопо  ложными знаками. Сумма значений по всем строкам и столбцам должна рав няться нулю. Знак (х) означает наличие  взаимосвязи между секторами, прочер ки (-) в столбце 5 свидетельствуют  о том, что отражаемые в соответствую щих горизонтальных строках операции между внутренними секторами  не ока зывают непосредственного  влияния на внешний сектор.

Как видно из строк 2, а-г, сальдо не финансовых операций текущего пла тежного баланса всех внутренних секто ров может финансироваться  только за счет притока капитала из-за рубежа. Ос тальные варианты финансирования не покрывают все секторы экономической  деятельности. Так, за счет внутреннего  банковского кредита денежного  сектора могут финансироваться  реальный сек тор (домашние хозяйства  и предпри ятия) и бюджетный  сектор (бюджет). За счет бюджетного сектора, то есть предоставления займов правительством из государственного бюджета, — только реальный сектор. За счет роста денежной массы — также только реальный сектор. Универсальность внешнего сек  тора в качестве источника финансиро  вания любых дисбалансов всех секторов экономической деятельности свидетель ствует, что он является концентрирован ным отражением всех существующих проблем экономического развития лю бой страны. Таким образом, междуна родная экономика, изучающая  внешний сектор с учетом его взаимосвязей с остальными секторами экономики, явля ется ключевым элементом в структуре  макроэкономики, на котором основаны все остальные секторы.

Однако на практике при построении схем движения денежных средств да леко не всегда удается  собрать необходимую исходную информацию. Это происходит в силу различий в  национальных статистических системах в отдельных странах, неполноты  сбора статистических данных, а также  — и это характерно для стран  с переходной экономикой — из-за резких изменений в экономической  политике, ведущих к существенному  пересмотру основных макроэкономических показателей и оценок.

Информация о работе Связь между бюджетным и внешним секторами