Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 22:42, реферат
Внешний сектор также напрямую связан с государственным бюджетом любой страны. По определению, сумма всех видов бюджетных доходов должна быть равна сумме всех видов бюджетных расходов:
REV+F=EXP> (2Л2)
где REV — доходы бюджета (revenues), EXP — расходы бюджета (expenditures),
F — финансирование (financing).
В доходы бюджета обычно включаются текущие доходы от налогов, доходы от вложения капитала и государственные дотации, а в расходы — текущие государственные расходы, капиталовложения и чистое кредитование. Существуют и другие определения композиции бюджета. Например, субсидии могут рассматриваться как статья финансирования, особенно если остальные виды финансирования значительно субсидируются и не слишком отличаются от дотаций как таковых. Чистые кредиты могут также считаться финансированием, что стирает различия между финансированием, являющимся целью государственной политики, и финансированием, осуществляемым в целях управления государственной ликвидностью.
Существует также
опосредствованная взаимосвязь
денежного и внешнего секторов через
счета реального сектора. Изменения
в объемах внутреннего
Связь между бюджетным и внешним секторами
Внешний сектор также напрямую связан с государственным бюджетом любой страны. По определению, сумма всех видов бюджетных доходов должна быть равна сумме всех видов бюджетных расходов:
iSiS - ii ^ iii - iiiiii :
где REV — доходы бюджета ( revenues ), EXP — расходы бюджета ( expendi tures ), F — финансирование ( financing ).
В доходы бюджета
обычно включаются текущие доходы от
налогов, доходы от вложения капитала
и государственные дотации, а
в расходы — текущие
Налоги и другие сборы, идущие в доход бюджета, сокращают совокупный спрос в экономике за счет снижения покупательной способности частного (негосударственного) сектора. Государственные расходы, осуществляемые за счет бюджета, увеличивают совокупный спрос и являются наряду с потреблением предприятий и домашних хозяйств важнейшей частью валового потребления (С) в экономике. Государственное потребление состоит из расходов правительства на товары и услуги, включая доходы государственных рабочих и служащих.
@ Сальдо бюджета ( fiscal balance ) — разность между суммой поступлений в бюджет и общей суммой его расходов.
Сальдо может
быть положительным или
Для обеспечения
сбалансированности бюджета и его
текущей ликвидности
F=Fd+Fe. (2.13)
Итак, существует прямая
взаимосвязь между внешним
Взаимосвязи всех секторов экономи ческой деятельности с внешним секто ром и их взаимосвязи между собой мо гут быть сведены воедино с помощью так называемой матрицы потоков де нежных средств.
Развернутая форма взаимосвязи секторов
В предыдущих параграфах было ус тановлено, что уровень сбережений любой страны по определению равен разности между ВНД, используемым на накопление и потребление, и объемом потребления, то есть это та часть ВНД, которая не была потреблена. Разность между уровнем сбережений и объемом капиталовложений называют балансом нефинансовых операций с зарубежны ми странами или балансом по внешним текущим операциям (уравнение 2.7).
Этот баланс финансируется за счет со ответствующего притока капитала или изменения уровня резервов в платежном балансе (уравнение 2.10).
Рассмотренные взаимосвязи между внешним и остальными секторами замы каются на определенных макроэкономи ческих показателях, которые находят отражение на счетах как внутренних, так и внешнего секторов (табл. 2.3).
Если учесть, что как сбережения, так и инвестиции могут осуществляться раз личными институциональными единицами — домашними хозяйствами, предпри ятиями и правительством, уравнение 2.7 принимает более развернутый вид:
CAB=(Shr-Ih)+(Se-Ie)+(Sg-Ig), (2.14)
где Sh — сбережения домашних хозяйств ( h — households ), Ih — инвестиции домашних хо зяйств, сбережения предприятий (е — enterprises ), инвестиции предприятий, сбережения правительства ( g — government ), инвестиции правительства.
Таблица
2.3
Международные элементы секторов экономической
деятельности
|
Внешний сектор | ||
1 |
2 |
Нетто (1-2) |
|
Реальный сектор |
экспорт (X) |
импорт (IM) |
сальдо (X-IM) |
получение факторного дохода резидентами |
выплата факторного дохода нерезидентам |
чистый доход (N1) | |
|
получение денег из-за рубежа |
пересылка денег за рубеж |
чистые трансферты (NT) |
|
1 Денежный сектор |
валовые государствен ные валютные резервы |
текущие внешние обязательства денежных властей |
чистые государственные резервы (R) |
приток капитала из-за рубежа |
отток капитала за рубеж |
чистый приток капитала (FI) |
|
Бюджетный сектор |
новые межгосударственные кредиты |
выплата основной части внешнего долга |
чистое внешнее финансирование бюджета ( F ) |
Данные национальных
счетов о балансе текущих операций
платежного баланса могут не совпадать
с данными о таких операциях,
полученными непосредственно из
платежного баланса. Точно так же
данные о государствен ных расходах
национальных счетов мо гут отличаться
от данных этих расхо дов, полученных
непосредственно из бюджета. Основных
причин различий две: разная база расчетов
и различия в классификации отдельных
статей. На пример, платежный баланс
обычно рассчитывается денежными властями
на основе наличности ( cash basis ), то есть
на момент совершения платежа за то
вар или услугу, тогда как в
СНС он рассчитывается на основе начислений
( accruel basis ), то есть на момент возни кновения
обязательства. Некоторые внешние
операции могут классифици роваться
как внутренние. Все зависит от
особенностей статистической систе
мы каждой отдельной страны. Для
целей макроэкономического
Потоки денежных средств
В принципе сальдо каждого сектора по нефинансовым операциям, которое представляет собой разность между его сбережениями и инвестициями, эквива лентно его секторальному балансу по текущим операциям и, следовательно, должно быть равно изменению в его финансовых активах и пассивах по отношению к другим секторам внутренней экономики, которые оказываются внешними по отношению к данному сектору и к остальной части мира. Пос кольку операции, осуществляемые меж ду внутренними секторами, взаимно уравновешиваются и поэтому исклю чаются из рассмотрения, то в принци пе сумма секторальных балансов по текущим операциям должна равняться сальдо платежного баланса по текущим операциям в целом (уравне ние 2.14). Далее, если изменения фи нансовых активов и пассивов сектора определены так же, как и движение капитала в платежном балансе, тогда об щее сальдо финансовых операций всех секторов должно в принципе быть рав ным международному движению капи тала по всем секторам. Конечно, пол ная тождественность может оказаться невозможной из-за ошибок и пропус ков, а также других статистических проблем.
@ Потоки движения денежных средств ( flow of funds ) — схема функциональной и статистической взаимозависимости основных секторов экономики и источников их финанси рования.
В таблице 2.4 представлена
схема потоков денежных средств.
Из нее вид ны связи между четырьмя
внутренними секторами —
Матрица потоков
денежных средств составляется по следующим
правилам. В строке 1 представлены балансы
по нефинансовым операциям секторов,
которые должны быть профинансирова
ны. В строках 2-5 показаны источники
финансирования. Для простоты сальдо
по нефинансовым операциям денежно
го сектора принимается равным нулю,
то есть осуществленные банковским сектором
операции с товарами и услу гами
относятся к другим секторам. Для
каждого конкретного сектора
увеличе ние актива указывается
со знаком «ми нус», а увеличение
пассива — со зна ком «плюс»
и наоборот. Например, увеличение принадлежащей
домашним хозяйствам денежной массы, которая
для банковского сектора
Как видно из строк
2, а-г, сальдо не финансовых операций текущего
пла тежного баланса всех внутренних
секто ров может
Однако на практике при построении схем движения денежных средств да леко не всегда удается собрать необходимую исходную информацию. Это происходит в силу различий в национальных статистических системах в отдельных странах, неполноты сбора статистических данных, а также — и это характерно для стран с переходной экономикой — из-за резких изменений в экономической политике, ведущих к существенному пересмотру основных макроэкономических показателей и оценок.
Информация о работе Связь между бюджетным и внешним секторами