Тенденции развития филильной сети ТНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование стратегии размещения ТНК и филиальной сети
Результаты исследования: сформулировано понятие ТНК, изучена история ТНК и факторы размещения, была изучена стратегия концерна BMW, размещение филиалов в мире, стратегия их размещения

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. Понятие и сущность транснациональной компании
1.1 Понятие ТНК ……………………………...…………………………………5
1.2 История развития ТНК………………………………………………………9
ГЛАВА 2. ТНК и стратегия размещения филиальной сети ……………13
ГЛАВА 3. Стратегия размещения филиальной сети на примере концерна «БМВ»…………………………………………………………………………..24
3.1 Стратегия компании и основные отрасли деятельности…………………24
3.2 Размещение головного офиса и филиалов BMW Group…………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………36

Файлы: 1 файл

курсовая 5 семестр.docx

— 72.83 Кб (Скачать файл)
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 1.  Понятие и сущность транснациональной компании

    1. Понятие ТНК ……………………………...…………………………………5

1.2 История развития ТНК………………………………………………………9

ГЛАВА 2. ТНК и стратегия размещения  филиальной сети ……………13

ГЛАВА 3. Стратегия размещения филиальной сети на примере концерна «БМВ»…………………………………………………………………………..24

3.1 Стратегия  компании и основные отрасли  деятельности…………………24

3.2 Размещение  головного офиса и филиалов  BMW Group…………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     13 источников, 36 страниц

     ТНК, СТРАТЕГИЯ, ПИИ, GREENFIELD-, BROWNFIELD-ИНВЕСТИЦИИ, НИОКР, АУТСОРСИНГ, БРЕНДИНГ. 

     Предмет исследования: транснациональные корпорации (далее ТНК) и филиальная сеть. 

     Объект  исследования: концерн BMW Group и его филиальная сеть 

     Цель  работы:  исследование стратегии размещения ТНК и филиальной сети

     В процессе работы дано определение ТНК, изучена история возникновения, выявлены основные направления развития филиальной сети.

   В работе выделяется три главы. Первая глава – теоретическая. В данной главе рассматриваются основные понятия ТНК, различные их трактовки. Далее изучается история возникновения  ТНК.

   Следующая глава раскрывает факторы, влияющие на формирование филиальной сети ТНК, основные способы создания филиалов. Третья глава практическая и посвящена  анализу стратегии размещения филиальной сети на примере концерна “BMW”. В этой главе речь идет об основных географических направлениях развития филиальной сети и о факторах на них влиящих.  В заключении подводятся итоги и аккумулируются общие выводы.

     Результаты  исследования: сформулировано понятие ТНК, изучена история ТНК и факторы размещения, была изучена стратегия концерна BMW, размещение филиалов в мире, стратегия их размещения 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Транснациональные корпорации последней четверти XX века являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции, углубление международного разделения труда.

     Транснациональные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных  связей, как движущие силы мировой  экономики.

     Транснациональные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся  международных экономических отношений, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на международные  экономические отношения, транснациональные (международные) корпорации (ТНК) формируют  новые отношения, видоизменяют сложившиеся  их формы.

     Международные монополии появились еще в  начале XX века в форме картелей, деливших между компаниями участвовавших стран рынки сбыта. В международный оборот вовлекались преимущественно денежная и товарная части капитала. Перед первой мировой войной существовало несколько десятков международных картелей, часто распадавшихся и вновь возникавших. В современных условиях, при высоком уровне концентрации производства и огромных размерах вывоза капитала, характер международных монополий резко изменился. Ведущее место заняли транснациональные корпорации (ТНК). Их основу составляет национальный капитал главных капиталистических держав, и они осуществляют широкое производственное внедрение в народно-хозяйственные комплексы всех стран. ТНК создают свои филиалы, в виде промышленных, маркетинговых и торговых фирм, скупают акции национальных компаний, устанавливая контроль над целыми отраслями промышленности стран, в которых они действуют.

     ТНК играют ведущую роль в интернационализации  производства, получающей все большее  распространение в процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран. Развитие современной системы экономических  отношений проходит под воздействием ускоряющейся глобализации. Главной  силой этого процесса выступают  ТНК. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1.  Понятие и  сущность транснациональной  компании

    1. Понятие ТНК
 

     В научной экономической литературе единого понятия или четкого  определения транснациональной  корпорации не существует. Корпорации называют многонациональными, транснациональными, планетарными, глобальными, мировыми, межнациональными, интернациональными, супернациональными, наднациональными, международными и т.д. Такое количество терминов отчасти объясняется тем, что при анализе деятельности корпораций для их характеристики используются различные критерии как количественного, так и качественного порядка. Каждый автор выделяет отдельный  признак или признаки, которые  он считает наиболее характерными и  важными. Для определения ТНК  предлагаются классификации, учитывающие  количество стран, в которых корпорации имеют свои филиалы, величину оборота  филиалов в общем объеме продаж корпорации в целом, национальную принадлежность капитала и др.

     Высказываются и другие точки зрения. Так, по определению  Р. Вернона, “институт такой сложности  и разносторонности, как многонациональная  корпорация, не может быть охарактеризован  как имеющие четкие, ясно очерченные намерения. Подобное предприятие представляет коалицию интересов, члены которой  сотрудничают в ряде случаев в  достижении общих целей, а в других конфликтуют по поводу различных  приоритетов”. При таком подходе, если понимать его буквально, видимо, вообще невозможно в принципе установить, принадлежит ли корпорация к категории  ТНК или нет.

     Как видно из выше произведенных рассуждений  дать четкое и однозначное определение  ТНК трудная задача. Ввиду отсутствия единой  методологии ученые продолжают предлагать все новые и новые  формулировки. Наиболее точной можно считать нижепредставленную.

     Транснациональная компания (корпорация) (ТНК) – хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент (экспорт и зарубежное производство составляют 25% оборота). Они имеют такую систему принятия решений, которая позволяет осуществлять согласованную политику и общую стратегию из одного или нескольких центров, оказывать соответствующее воздействие на других участников общей хозяйственной структуры. 

     Обычно  эти компании представляют собой  разросшиеся в международном  масштабе производственные комплексы, внутренние связи между составными частями которых носят не рыночный, а производственный характер.

     Отсутствие  общепринятого определения ТНК  весьма выгодно для корпораций в  практическом плане. Эти корпорации не только “многонациональны”, но и  “многолики”. Многообразие их специфики  громадно. Используя различия в национальных законодательствах, совершая обходные маневры там, где они не могут  добиться своих целей в открытую, маскируя филиалы под многонациональные  предприятия, уходя от ответственности, ТНК чувствуют себя весьма уверенно. В немалой степени создавшееся  положение объясняется тем, что  при отсутствии формального определения  и согласованных критериев отбора с правовой точки зрения возникает  много спорных вопросов о том, какие фирмы относить к категории  транснациональных, поскольку этот титул не регистрируется и в законодательном  порядке не защищается. Поэтому проблема научного определения ТНК имеет  не только академический аспект, но и большое практическое значение.

     Выделяют следующие основные качественные признаки ТНК:

     – особенности реализации: фирма реализует  значительную часть своей продукции  за рубежом, оказывая тем самым заметное влияние на мировой рынок;

     – особенности размещения производства: в зарубежных странах находятся  некоторые ее дочерние предприятия  и филиалы;

     – особенности прав собственности: собственники этой фирмы являются резидентами (гражданами) различных стран.

           Фирме достаточно иметь  хотя бы один из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию  транснациональных корпораций. Некоторые  крупные компании обладают всеми  этими тремя признаками одновременно.

           Наиболее важным считается первый признак. Абсолютным лидером по этому критерию является сейчас швейцарская фирма «Нестле» («Nestle»), которая экспортирует более 98% своей продукции. Что касается интернационализации производства и собственности, то эти два признака могут и отсутствовать.

           В современном мире грань между транснациональными и обычными корпорациями довольно условна, поскольку по мере развития глобализации экономики происходит интернационализация  и рынков сбыта, и производства, и  собственности. Из-за того, что исследователи  пользуются разными количественными  критериями выделения ТНК, в научной  литературе называют сильно различающиеся  данные о количестве ТНК (на начало 2010 – от 60 тыс. до 85 тыс.) и масштабов их деятельности.  Организация Объединенных Наций первоначально, с 1960-х, относила к числу ТНК фирмы с годовым оборотом более 100 млн. долл. и с филиалами не менее чем в шести странах. Позже стали применяться менее жесткие критерии. Сейчас ООН считает транснациональными те корпорации, которые обладают следующими формальными признаками:

     – они имеют производственные ячейки не менее чем в двух странах;

     – они проводят согласованную экономическую  политику под централизованным руководством;

     – ее производственные ячейки активно  взаимодействуют друг с другом –  обмениваются ресурсами и ответственностью.

     Среди российских экономистов принято  делить все ТНК по критерию национальной принадлежности на две подгруппы:

     1) собственно транснациональные корпорации  – национальные фирмы, чья  деятельность «выплескивается»  за границы той страны, где  находится их штаб-квартира;

     2) многонациональные фирмы – объединения  национальных бизнес-организаций  разных государств.

     Подавляющее большинство современных ТНК  имеют четкое национальное «ядро», т.е. относятся к первому типу. Многонациональных фирм довольно мало, обычно в качестве

     примера приводят две англо-голландские  фирмы – нефтеперерабатывающий  концерн «Роял-Датч Шелл» («Royal Dutch Shell») и химический концерн «Юнилевер» («Unilever»).

     По  масштабам деятельности все ТНК  делят на крупные и малые. Условным критерием является величина годового оборота: так, в 1980-е к крупным  ТНК относили лишь те, которые имели  годовой оборот более 1 млрд. долл. Если малые ТНК имеют в среднем  по 3–4 зарубежных филиала, то у крупных  ТНК их число измеряется десятками  и даже сотнями. Еще одной классификацией ТНК является ниже представленная, в которой все компании делятся на 3 больших группы:

  1. горизонтально интегрированные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары.
  2. вертикально интегрированные ТНК — управляют подразделениями в определённой стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах.
  3. раздельные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые вертикально или горизонтально не объединены.

     Как особую разновидность ТНК выделяют транснациональные банки (ТНБ), занимающиеся кредитованием бизнеса и организацией денежных расчетов в международном масштабе. [4]

     Для того, чтобы более детально рассмотреть понятие ТНК стоит рассмотреть исторический аспект их появления и становления. Который будет представлен ниже. 

Информация о работе Тенденции развития филильной сети ТНК