Тенденции развития филильной сети ТНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование стратегии размещения ТНК и филиальной сети
Результаты исследования: сформулировано понятие ТНК, изучена история ТНК и факторы размещения, была изучена стратегия концерна BMW, размещение филиалов в мире, стратегия их размещения

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. Понятие и сущность транснациональной компании
1.1 Понятие ТНК ……………………………...…………………………………5
1.2 История развития ТНК………………………………………………………9
ГЛАВА 2. ТНК и стратегия размещения филиальной сети ……………13
ГЛАВА 3. Стратегия размещения филиальной сети на примере концерна «БМВ»…………………………………………………………………………..24
3.1 Стратегия компании и основные отрасли деятельности…………………24
3.2 Размещение головного офиса и филиалов BMW Group…………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………36

Файлы: 1 файл

курсовая 5 семестр.docx

— 72.83 Кб (Скачать файл)
    1. История развития ТНК
 

     Историческое развитие ТНК прошло ряд этапов. С периода зарождения первых ТНК (конец XIX в.) они претерпели весьма существенную трансформацию. Деятельность ТНК первого поколения в значительной мере была связана с разработкой сырьевых ресурсов бывших колоний, что дает основание определить их как «национально-сырьевые ТНК». По своей организационно-экономической форме и механизмам функционирования это были картели, синдикаты и первые тресты. Затем на мировой арене появляются ТНК трестового типа, связанные с производством военно-технической продукции. Начав свою деятельность в период между двумя мировыми войнами, некоторые из этих ТНК второго поколения сохранили свои позиции в мировой экономике и после второй мировой войны. Производили вооружение, боеприпасы, амуниции.

     В 60-е годы все более заметную роль начали играть ТНК третьего поколения, которые широко использовали достижения научно-технической революции. Это технико-потребительские компании. Они выступали в организационно-экономической форме концернов и конгломератов.

           В 60-е также годов постепенно появились и утвердились глобальные ТНК четвертого поколения. Их отличительными чертами являются:

     - планетарное видение рынков и  осуществление конкуренции в  мировом масштабе,

     - раздел мировых рынков с немногими  такими же глобальными ТНК, 

     - координация действий своих филиалов  на основе новых информационных  технологий,

     - гибкая организация каждого отдельного  производственного узла,

     адаптивность  структуры корпорации, единообразная  организация 

     бухгалтерского  учета и аудита,

     - объединение своих филиалов, заводов  и совместных предприятий в 

     единую  международную сеть управления, которая, в свою очередь,

     интегрирована с другими сетями ТНК,

     - осуществление экономического и  политического влияния на 

     государства, в которых действуют ТНК.

     В 60 – 80-е годы в деятельности ТНК  органично соединялись элементы национального и зарубежного  производства: реализации товаров, управления и организации работы персонала, научно-исследовательских работ маркетинга и послепродажного обслуживания. Основные элементы воспроизводственного процесса переводились на общие для соответствующих стран стандарты и принципы. ТНК третьего поколения способствовали распространению достижений НТР в периферийные зоны мирового хозяйства и, самое главное, закладывали экономические предпосылки для появления международного производства с единым рыночным и информационным пространством, международным рынком капитала и рабочей силы, научно-технических услуг. Их целями являлось завоевание рынков сбыта, источников сырья, сфер приложения капиталов.

     Таким образом, стратегия их характеризуется  инновационной агрессивностью и  динамизмом, отходом от одноотраслевой структуры, постоянным совершенствованием внутрикорпоративной структуры, нацеленностью на завоевание уже не отдельных сегментов рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции. К настоящему времени уже в основном сложилась такая система мироустройства, при которых ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, а также примерно 415 патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% рынка меди и бокситов, 80% - чая и олова, 75% - бананов, натурального каучука и сырой нефти.

     Половина  экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК. В Великобритании их доля достигает 80%, а в Сингапуре – 90%. Большая часть платежей, связанных с трансфертом новых технологий, осуществляется внутри ТНК: в США их доля составляет 80%, а в Великобритании – 90%. Что касается использования в экономической литературе термина «глобальные корпорации», т.е. ведущие свою деятельность в масштабах всего мира. Однако на практике не существует таких корпораций, которые имели бы филиалы во всех странах мира, и, в большей или меньшей степени, такими являются «Эксон» (имеет филиалы в 100 странах мира), «Кока-Кола» (филиалы в 190 странах).

     Волна слияний в 80-х годах. В ходе данного  исторического отрезка слияния  компаний сопровождалось разрушением  ранее созданных конгломератов. Заметной тенденцией стали враждебные поглощения. Учитывая смягчение антимонопольной  политики, в этот период наиболее распространены горизонтальные слияния.

       Слияния во второй половине 90-х  годов. Для этого периода характерно  объединение транснациональных  корпораций, что приводит к появлению  гигантских компаний с интересами  практически в каждой стране  Мира. Кроме того, происходит большое число слияний и поглощений\приобретений (далее СиПр) в среде финансовых компаний.

     Последняя волна, продолжающаяся и сейчас, получила свое развитие, прежде всего, в силу снижения стоимости телекоммуникационных услуг, а также достижений в области  информационных технологий. Снижение оперативности обмена информацией  и управляемости при достижении определенного размера тормозило  дальнейший рост мировых корпораций. Но с появлением и развитием мобильной телефонии, а тем более глобальной сети интернет границы роста компаний практически стерлись. Благодаря развитию информационных технологий, отдельно взятая корпорация может управлять сотнями своих производств, разбросанных в разных странах из одной единственной штаб-квартиры.

     Примером  сегодняшних суперсделок в сфере СиПР могут служить поглощения: крупнейшей металлургической группой Мира – «Mittal Steel» крупнейшего производителя стали в Европе и Латинской Америке – «Arcelor», «Allianz AG» «Dresdner Bank», «Евраз групп» американской

     компании  «Oregon Steel Mills» «Газпромом» «Сибнефти» и слияния: автомобильных гигантов BMW и «Rolls-Royce» и «Daimler-Benz» и  «Chrysler», «РусАл», СУАЛ и «Glencore» и  многие другие сделки широко освещавшиеся в СМИ.

     Таким образом, сегодня, основными игроками на рынке СиПр являются крупные транснациональные корпорации. Объединяясь между собой и поглощая более мелкие компании, ТНК концентрируют своих руках экономическую власть и становятся способными оказывать влияние не только на отдельные рынки, но и на экономическую и политическую деятельность, целых государств. [8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. ТНК и стратегия  размещения  филиальной сети

     Для современного этапа развития мирового хозяйства характерно нарастание активности крупных зарубежных компаний, деятельность которых обусловливает увеличение масштабов глобализации и активизацию  интеграционных процессов. Устойчивость подобных компаний к воздействию  нестабильной в условиях глобализации макросреды является источником их конкурентного  преимущества. Поэтому изучение стратегий  их развития крайне важно. 

     Стоит рассмотреть деятельность компаний, которые по своей организационной структуре и другим признакам являются транснациональными (ТНК). Именно зарубежная деятельность ТНК ведущих промышленно развитых стран определяет характер их внешнеэкономических связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнить функцию международного регулятора производства и распределения продукции и, как считают эксперты ООН, содействовать экономической интеграции в мире.

     Стратегии развития ТНК основаны на концентрации ресурсов (маркетинг, разработка услуг, повышающих лояльность потребителя  и стоимость продукта, НИОКР) в  сфере собственных стратегических преимуществ. Такая концентрация обеспечивается в значительной степени за счет прямых иностранных инвестиций (далее ПИИ), осуществляемых с целью приобретения стратегических, в первую очередь  нематериальных, активов. [12] 
По данным ЮНКТАД, крупнейшие ТНК оптимистически оценивают кратко- и среднесрочные перспективы (2006-2007 гг. и 2008-2009 гг. соответственно) ПИИ. В обзоре ЮНКТАД за 2008 г. были отмечены следующие тенденции в стратегиях ТНК: 

  • Выбор места для ПИИ. Наиболее привлекательной для вложения капитала страной считается Китай, за ним следуют Бразилия, Польша и Южная Африка.
  • Перемещение корпоративных функций. Наиболее вероятно перемещение за границу производства как главной функции корпорации. Вслед за производством туда же перемещаются распределение и продажи, услуги поддержки и материально-техническое обеспечение. 
  • Способы инвестирования. В глобальном плане ТНК будут одинаково интенсивно использовать три способа вложения капитала - слияние компаний и их приобретение (СиПр), так называемые greenfield-инвестиции (т.е. создание предприятия "с нуля") и другие способы (как лицензирования или заключения стратегических союзов). Стратегии TНК будут варьироваться в зависимости от региона. 

     Азия  и Tихоокеанский регион. ТНК особенно оптимистично настроены относительно перспектив этого региона. Китай рассматривается как страна, наиболее притягательная для ПИИ (в этом отношении он значительно опережает остальные страны). Индия занимает в рейтинге второе место, хотя ей предстоит стать главным получателем ПИИ в регионе, за ней следует Таиланд. Что касается прихода на рынок, то здесь компании, планирующие начать работу в Азии, склонны использовать выгоды, которые дают им greenfield-инвестиции. 

     Латинская Америка и Карибский бассейн. Бразилия, Мексика, Аргентина и Чили, традиционно привлекательные для иностранного капитала, останутся такими и далее. На пятом месте в рейтинге стоит Венесуэла. В этом регионе ТНК предпочитают использовать greenfield-инвестиции. 

     Африка. Ожидается, что потоки ПИИ в странах континента останутся устойчивыми, поскольку Африка пока не входит в стратегические планы большинства крупнейших мировых ТНК. Иностранные компании работают здесь на условиях неравного партнерства, тем самым уменьшая риски для себя. Из государств, расположенных на юг от Сахары, только Южная Африка и Нигерия вошли в пятерку стран, наиболее популярных в инвестиционном отношении. Еще три страны находятся на Севере Африки. 

     Центральная и Восточная Европа. Первое место по инвестиционной привлекательности занимает Польша. Частично это, а также высокие рейтинги Венгрии и Чехии, объясняется вступлением упомянутых стран в ЕС. СиПР и greenfield-инвестиции, как ожидается, будут одинаково часто использоваться для капиталовложений. 

     Развитые  страны. США считаются наиболее привлекательными для инвестирования. За ними следуют Великобритания, Канада, Германия и Япония. Предполагается, что трансграничные СиПр останутся преобладающей формой международной экспансии в экономиках развитых странах.  
Эффективному функционированию международных компаний способствует ряд характерных особенностей их стратегии. К последним относится в первую очередь гибкость инвестиционной политики, при которой наиболее важные решения в ТНК принимаются не в жестких рамках какой-то заранее спланированной региональной стратегии, а под воздействием складывающихся обстоятельств: политики правительств, конкурентной борьбы, доступа к передовым технологиям и маркетинговым сетям. [11]

     В то же время сегодня имеет место  известная тенденция: фактором, определяющим географию размещения зарубежных филиалов международных корпораций, становится не дешевое сырье или недорогая  квалифицированная рабочая сила, а близость рынков сбыта. Это объясняется  распространением трудосберегающего системного производства, экономичного с точки зрения потребления энергии и сырья, и протекционизма на мировых товарных рынках. 
К мероприятиям по повышению эффективности производства на зарубежных предприятиях ТНК относятся:

  • постоянная модернизация оборудования и технологических процессов на основании непрерывного сопоставления показателей собственной деятельности с состоянием производства у конкурентов;
  • применение информационных систем для анализа функционирования всех звеньев производственного процесса;
  • создание временных многофункциональных групп экспертов из разных стран для "расшивки узких мест" в технологическом цикле;
  • периодическая перестановка руководителей всех рангов, привлечение в высшие эшелоны управления национальных специалистов принимающих стран.

     Производственная  и коммерческая стратегия ТНК, имеющая  целью сохранение уровня конкурентоспособности, обычно включает: 

  • мероприятия по обеспечению лидерства на избранных рынках; 
  • стандартизацию продукции и унификацию компонентов; 
  • концентрацию производственных мощностей и НИОКР в странах - основных потребителях продукции; 
  • стремление к удовлетворению спроса в принимающих государствах с учетом его специфики; 
  • координацию действий всех зарубежных филиалов ТНК, нацеленных на сохранение уровня конкурентоспособности на мировом рынке. [10]

     Стремление  к лидерству на избранных рынках заставляет ТНК непрерывно совершенствовать качество продукции и технологии удовлетворения возрастающих потребностей покупателей. С целью сохранения лидерства на мировом рынке и  поддержания продукции и услуг  на конкурентоспособном уровне крупнейшие ТНК концентрируют усилия на выпуске  высококачественных изделий ограниченного  ассортимента. 

     В стратегии ТНК большое значение придается поддержанию определенного  уровня экспортных поступлений. Если предприятия  в стране базирования головной компании по каким-либо причинам снижают объем  экспорта своих изделий, то незамедлительно  принимаются меры по расширению экспорта изделий из зарубежных филиалов, что  способствует вывозу продукции из принимающих  стран. Такие меры обеспечивают постоянное присутствие и сохранение долей  ТНК на мировом рынке.

Информация о работе Тенденции развития филильной сети ТНК