Тенденции развития предпринимательства в системе экономических интересов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в значительной степени повлиял на принципы социально-экономической жизни общества, способствовал проявлению предпринимательской инициативы, становлению и развитию частной собственности. Фактически начала формироваться новая социальная среда – социальный слой представителей малого и среднего бизнеса.
Малое предпринимательство – это важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Способствует формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности

Файлы: 1 файл

курсовая 1 курс.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

 

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  «МИТСО»

 

Кафедра мировой экономики  и финансов

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Тенденции развития предпринимательства в системе    экономических интересов

 

 

 

 

Студент факультета МЭО  и М,

 

_______________

 

Ивашин С.А

1 курс.группа 1221 з.с

(подпись, дата)

 
     
     
     

Руководитель

__________________________

 

_______________

И.В.Задружная

______________

 

(подпись, дата)

 

 

 

МИНСК   2013

Содержание

 

 

Введение

Переход к рыночным отношениям в значительной степени повлиял  на принципы социально-экономической  жизни общества, способствовал проявлению предпринимательской инициативы, становлению и развитию частной собственности. Фактически начала формироваться новая социальная среда – социальный слой представителей малого и среднего бизнеса.

Малое предпринимательство  – это важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Способствует формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности. И в этом случае,  одним из важнейших направлений государственной социальной и экономической политики является: создание правовых условий для развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

В странах рыночной экономики  предпринимательство получило широкое  распространение и составляет подавляющую  часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Создание условий для  развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных  изменений переходной экономики. В  этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей  развития предпринимательства имеет  чрезвычайно важное значение.

Цель исследования: определение основных направлений совершенствования предпринимательской деятельности в условиях социально-рыночных преобразований.

Объект исследования – предпринимательство и предпринимательская среда в Республике Беларусь.

Предмет исследования – общественно - экономические условия, факторы, механизмы становления и развития отечественного предпринимательства.

Задачи исследования:

    1. определить основополагающие принципы формирования предпринимательской среды и системообразующие факторы функционирования предпринимательства;
    2. раскрыть сущность государственного регулирования и поддержки предпринимательства;
    3. выявить доминирующие мотивы включения в предпринимательскую деятельность.

Методология и методы  данной работы базируются на классических и современных трудах отечественных и современных ученых и специалистов, конкретных исследований различных проблем малого и среднего предпринимательства.

 

 

ГлАВА 1. Предпринимательство, как экономическая категория

 

1.1 Предпринимательство: сущность, функции, задачи

 

В соответствии с Законом  «О предпринимательстве в Республике Беларусь» и статьей 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретённых указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребителя [7, с. 40].

Субъектами предпринимательства могут быть как физические, так и юридические лица. Под физическими лицами понимаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и  лица без гражданства, а так же лица с двойным гражданством. Причём иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории РБ, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью только при получении специального разрешения, выданного органами внутренних дел в установленном порядке [9, с. 5] .

Следует различать такие понятия, как малые предприятия и индивидуальных предпринимателей.

К малым относятся  предприятия со среднесписочной  численностью работников:

    1. в промышленности и на транспорте –  до 100 человек;
    2. в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек;
    3. в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
    4. в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговли – до 30 человек;
    5. в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек [11, с. 42].

В соответствии с действующим  законодательством граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Физическое лицо может получить статус индивидуального предпринимателя при наличии следующих условий:

    • физическое лицо должно обладать полной дееспособностью;
    • обязательна государственная регистрация (считается зарегистрированным с момента внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) [14, с. 11].

Вся история человеческого  общества, так или иначе, связана  с предпринимательством. История  развития народного хозяйства начинается с ведения домашнего хозяйства, и с  появления излишек продукции  возникает потребность в их обмене. Осуществляют его различные торговцы и купцы, которые и являются первыми предпринимателями, производящими не только процесс купли-продажи, но и получающие от этого прибыль. Рядом с ними шли владельцы собственности, служащие государству и церкви. Они также занимались предпринимательством.

Следующий этап связан с появлением индустрии  и техники, что позволено  количественно увеличить выпуск продукции, а вместе с тем изменить промышленность, сельское хозяйство, строительство, а также структуру экономики  и общества в целом.

На современном этапе происходит не только количественное изменение  за счёт изменения новых технологий (космических, био-, микро-, наноэлектроники и др.), а также внедрения результатов научных исследований. Вместе с этим меняются предприниматель и предпринимательство.

Цели и задачи предпринимательства  могут в каждом конкретном случае в значительной степени различаться. Это зависит от этапа функционирования  организации, баланса интересов  субъектов предпринимательской  деятельности (собственно предпринимателей, потребителей, наёмных работников, государственных и муниципальных органов), а также условий внешней среды.

В обобщающем виде главная цель предпринимательской деятельности состоит в получении (извлечении) прибыли, представляющей разницу между ценой, которую покупатель платит за соответствующие товары (услуги), и затратами на удовлетворение предъявляемого спроса, то есть превышение выручки от реализации товаров (услуг) над расходами на их производство, поставку на рынок и продажу. Максимизация прибыли повышает вероятность успешной работы организации в условиях конкуренции, обеспечивает дополнительный доход её участникам (акционерам, вкладчикам и т.д.) и источник финансирования воспроизводства или увеличения активов хозяйствующего субъекта, является важным фактором роста привлекательности для потенциальных инвесторов. В итоге создаются предпосылки для дальнейшего совершенствования производства и повышения эффективности использования ресурсов.

Вместе с тем, поскольку  предприниматель, стремясь извлечь  наибольшую выгоду, должен предъявлять рынку такой товар (услугу), который пользуется спросом, то цель предпринимательской деятельности двуединая – получить наибольшую прибыль в результате максимального удовлетворения определённых общественных потребностей [4, с. 10].

Цели предпринимательской  деятельности реализуются путём  последовательного или одновременного решения различных задач.

Основными задачами, решаемыми  в начале предпринимательской деятельности, являются:

  • выбор сферы деятельности и её масштабов;
  • выбор местоположения предприятия и фирмы;
  • финансирование и инвестирование;
  • организационные вопросы (выбор правовой формы, названия, учреждения и регистрация фирмы).

После выполнения вышеперечисленных  задач, главной и  постоянной задачей  предпринимателя является – изучение рыночной ситуации, включающее исследование спроса, а также оценку возможностей действующих и потенциальных конкурентов.

Предпринимательство выполняет следующие функции:

  1. Общеэкономическая, здесь предпринимательская деятельность направлена на производство товаров и доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики, что является объективной основой проявления общеэкономической функции.
  2. Творческо-поисковая, инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и фактов для достижения поставленных целей.
  3. Ресурсная, предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании, но в тоже время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. В этом случае важное значение приобретает регулирующая роль государства, которое устанавливает формы ответственности за неправильное использование ресурсной функции.
  4. Социальную, которая проявляется в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.
  5. Организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении деятельности предпринимательской фирмы [10, с. 30].

Предпринимательская прибыль – особый вид дохода, вознаграждение за предприимчивость, специфическую творческую активность в сфере частного бизнеса, которая проявляется в реализации новых идей, технических и организационных нововведений, приносящих коммерческий успех.

Желание получить прибыль  заставляет предпринимателей рисковать своим капиталом, нанимать работников и закупать всё необходимое для производства товаров и оказания услуг. Прибыль также является стимулом для того. Чтобы улучшать качество и повышать количество производимой продукции и услуг, снижать их себестоимость, а также продавать больше конкурентов.

Предпринимательство как  социально-экономическое явление  имеет многовековую историю. Оно  стало неотъемлемой частью не только экономического, но и всего социального  порядка, то есть утвердившейся в  обществе системе норм, правил и процедур взаимоотношений между людьми и социальными группами, обеспечивающей существование и развитие общества. Сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависит от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства [3, с. 32].

    1.   Формы и  виды предпринимательства

 

Различают следующие формы предпринимательской  деятельности:

частную, осуществляемую физическим или юридическим лицом на основе собственного имущества и различных форм привлечения собственности других физических и юридических лиц;

коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;

контрактную, осуществляемую руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделён правами и обязанностями и несёт ответственность, установленную для предпринимателя [12, с. 17].

В соответствии с Гражданским  кодексом Республики Беларусь в нашей  стране могут действовать предприятия, основанные на двух формах собственности  – государственной и частной.

В соответствии с тем, на какой стадии оборота капитала (производство – товар - деньги) выполняет  свои основные функции предприниматель, различают производственную, коммерческую и финансовую предпринимательскую  деятельность. Каждый вид предпринимательской деятельности имеет особые характеристики и относительно самостоятелен. В то же время все его виды тесно связаны и дополняют друг друга.

Информация о работе Тенденции развития предпринимательства в системе экономических интересов