Тенденции развития предпринимательства в системе экономических интересов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в значительной степени повлиял на принципы социально-экономической жизни общества, способствовал проявлению предпринимательской инициативы, становлению и развитию частной собственности. Фактически начала формироваться новая социальная среда – социальный слой представителей малого и среднего бизнеса.
Малое предпринимательство – это важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Способствует формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности

Файлы: 1 файл

курсовая 1 курс.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

   «Барьерный» характер  государственного регулирования  сферы предпринимательства имеет  ряд существенных негативных  последствий и для экономики  в целом.

Во-первых, он ведет к  серьезным экономическим потерям  общества – как прямым, выражающимся в росте цен, так и косвенным, связанным с недопроизводством  ВВП, потерями государственного бюджета  из-за неэффективного использования  ресурсов.

Во-вторых, барьеры не решают проблем, ради решения которых они, собственно, и создаются, при этом затрудняя использование иных, более эффективных методов государственного регулирования.

В-третьих, «барьерный»  характер экономики благоприятствуют развитию коррупции в среде государственных чиновников. [1, с. 52].

   При осуществлении  мер, направленных на сокращение  неэффективных бюрократических  процедур, повышение за этот счет  уровня экономической свободы  для всех участников хозяйственной  деятельности с сохранением эффективных рычагов государственного регулирования экономических отношений, должны соблюдаться следующие основополагающие принципы:

  • прозрачность, последовательность и предсказуемость принятия решений органами государственного управления по внесению изменений в нормативные правовые акты, регулирующие сферу малого предпринимательства;
  • введение новых нормативных правовых актов исключительно после проведения всестороннего анализа целесообразности их принятия и изучения последствий их влияния на развитие сектора малого предпринимательства и экономики страны в целом;
  • периодический мониторинг экономической эффективности действующих нормативных правовых актов в последующей инициацией внесения изменений в акты, ухудшающие условия хозяйствования;
  • координированность деятельности государственных органов в вопросах создания благоприятных условий для развития предпринимательства;
  • установление механизма ответственности государственных органов и их должностных лиц за невыполнение либо ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, повлекшее ухудшение правовых и экономических условий хозяйствования в Республике Беларусь [16, с. 83].

Принципиальные подходы к решению  задачи создания благоприятного предпринимательского климата сформулированного в Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 – 2015 годы. Целями настоящей Программы является создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, стимулирование ее развития по приоритетным направлениям в регионах, оказание содействия вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства.

Для достижения поставленных целей  должны быть решены следующие основные задачи:

вхождение в число передовых  стран по ведущим международным  рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, деловую среду, уровень инновационного развития, эффективность государственного управления страны, для улучшения международного имиджа Республики Беларусь и роста доверия у национальных и иностранных инвесторов к проводимой экономической политике;

развитие конструктивного диалога  государства с представителями  бизнеса, общественными организациями  предпринимателей;

увеличение доли малого и среднего предпринимательства в валовом  внутреннем продукте до 30 процентов  и обеспечение численности занятых в этом секторе не менее 1,8 млн. человек к концу 2015 года;

совершенствование государственного регулирования условий ведения  бизнеса;

содействие развитию субъектов  инфраструктуры поддержки малого и  среднего предпринимательства (финансовая поддержка, оказание консультационных услуг, обеспечение доступа к материальным ресурсам, участие в государственных закупках товаров, работ и услуг, помощь в решении вопросов взаимодействия с государственными органами и другое);

содействие и оказание государственной поддержки кластерным инициативам и проектам;

модернизация инфраструктурных и  социальных секторов экономики страны путем реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства.

Кроме того, в настоящей Программе  предусматривается решение следующих задач:

развитие основных видов государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства  в Республике Беларусь;

совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов  малого и среднего предпринимательства, формирование и развитие механизмов государственно-частного партнерства;

стимулирование деловой активности отдельных групп населения, участия  субъектов предпринимательства  в реализации важнейших направлений  социально-экономического развития республики;

организация предпринимательской деятельности безработных граждан, широкое вовлечение в предпринимательскую деятельность социально незащищенных групп населения;

совершенствование работы инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

международное сотрудничество и развитие внешнеторговой деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства;

совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов  малого и среднего предпринимательства.

Реализация мероприятий Программы  государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 – 2015 годы будет способствовать созданию благоприятных условий ведения бизнеса для субъектов хозяйствования всех форм собственности и дальнейшему развитию добросовестной конкуренции между ними, поощрению предпринимательской инициативы, созданию крупных интегрированных производственных структур (холдингов, кластеров), способных обеспечить стабильность и устойчивое развитие национальной экономики, высокую конкурентоспособность на внешних рынках, снижение импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции, вовлечению в хозяйственный оборот государственного имущества и его эффективному использованию субъектами хозяйствования. Также будут созданы дополнительные стимулы для роста деловой активности и предпринимательской деятельности в производственной и инновационной сферах. [2, с. 11].

В результате проводимой политики будут созданы необходимые условия для реализации частной инициативы, повышения предпринимательской активности граждан, интенсивного развития малого и среднего бизнеса, вклад которого в валовой внутренний продукт в 2015 году составит не менее 30 процентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2  Сотрудничество Республики Беларусь с зарубежными странами в области предпринимательства

 

По итогам 2 полугодия 2012 года объем экспорта товаров субъектами малого предпринимательства составил 720,1 млн. долларов США, что составило 89,3 процента к уровню аналогичного периода 2011 года.

На протяжении нескольких последних лет первую позицию среди экспортных партнеров республики занимает Российская Федерация. За 2 полугодие 2012 года доля экспорта в Россию составила 45,1% в общем объеме экспорта субъектов малого предпринимательства (за аналогичный период 2011 года - 48,1%). За 2 полугодие 2012 года объем экспорта в эту страну снизился на 36,3 процента и составил 238,6 млн. долларов США.

Вторую позицию занимает Латвия (26,7 процента от общего объема экспорта), третью - Нидерланды (11,5 процента). Следует  отметить, что экспорт в Нидерланды вырос за 2 полугодие 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 94,3 процента.

 При сохранении  незначительного удельного веса  в общем объеме экспорта субъектов  малого предпринимательства (от 0,2 до 1 процента) значительно увеличился объем экспорта в Венесуэлу (в 11 раз), в Китай (в 4,9 раза), в Турцию (в 3,6 раза).

Из общего объема экспорта основных видов товаров субъектами малого бизнеса наибольший удельный вес во 2 полугодии 2012 года приходился на:

- растворители и разбавители, сложные органические - 27,6 процента, при этом их экспорт в физическом выражении увеличился в 4,5 раза, а в стоимостном - на 65,2 процента;

- нефтепродукты и  сжиженный газ - 18,1 процента;

- изделия из древесины  (мебель, изделия столярные строительные, тара, прочие изделия) - 4,8 процента.

Во 2 полугодии 2012 года при сохранении незначительного удельного веса (1-2 процента) в 7,8 раз (в количественном выражении) вырос объем экспорта молока, сливок сгущенных и сухих, масла сливочного - в 7,8 раза, сыров и творога - в 2,5 раза. Анализ структуры экспорта указывает на наличие большой доли товаров с низкой долей добавленной стоимости и преимущественно сырьевой ориентацией.

Импорт товаров субъектами малого предпринимательства за 2 полугодие 2012 года составил 2499,1 млн. долларов США, что к уровню 2011 года за аналогичный период составило 69,1 процента.

В общем объеме импорта  на долю Российской Федерации приходится 38,1 процента (952,3 млн. долларов США), к уровню аналогичного периода 2011 года импорт из Российской Федерации уменьшился на 32,7 процента. Вторую позицию занимает Германия – 9,5 процента от общего объема импорта (снижение на 22,8 процента), третью - Китай (8,9 процентов и снижение на 20,7 процента).

Основу импорта субъектов  малого бизнеса составляют: нефть и нефтепродукты (8,3 процента от общего объема импорта, при этом объем импорта нефтепродуктов увеличился в 3,9 раза), трубы и трубки из черных металлов, специальные профили из нелегированной стали (4,7 процента), автомобили легковые и грузовые, запчасти к ним и тракторам (2,6 процента), лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи (2,2 процента).

Необходимо отметить, что во 2 полугодии 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года снизился импорт дорожной и строительной техники (в физическом выражении - на 50,7 процента), холодильников, морозильников и холодильного оборудования (в физическом выражении - на 47,3 процента), телевизоров, мониторов, проекторов (в физическом выражении - на 41,1 процента). Увеличился импорт масла подсолнечного (в физическом выражении - в 1,6 раза), цитрусовых плодов (в физическом выражении - в 1,2 раза), шин (в физическом выражении – на 16,4 процента).

Доля экспорта и импорта  субъектов малого предпринимательства  в общем объеме экспорта-импорта значительно отличается по областям республики. При этом по объему внешнеторговых операций субъектов малого предпринимательства по республике лидирующие позиции занимает город Минск, его доля в общем объеме экспорта составила 67,7 процента, импорта - 71,9 процента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Предпринимательство как  социально-экономическое явление  имеет многовековую историю. Оно  стало неотъемлемой частью не только экономического, но и всего социального  порядка, то есть утвердившейся в  обществе системе норм, правил и процедур взаимоотношений между людьми и социальными группами, обеспечивающей существование и развитие общества. Каждый вид предпринимательской деятельности имеет особые характеристики и относительно самостоятелен. В то же время все его виды тесно связаны и дополняют друг друга.

Сущность предпринимательства  наиболее комплексно проявляется в  сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны  цивилизованному предпринимательству, но во многом зависит от самих субъектов  предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

 Государственное регулирование присуще любой экономической системе. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, а также для предотвращения негативных социальных и экономических процессов. Главной задачей государственного регулирования является стимулирование предпринимательской активности населения посредством благоприятной деловой среды. Но в тоже время, государство создает высокие административные барьеры, которые сдерживают развитие субъектов хозяйствования, и в первую очередь субъектов малого предпринимательства, что не может не сказаться негативно на состоянии экономики в целом, поскольку малый бизнес производит значительную часть ВВП, формирует государственный и местные бюджеты, создает рабочие места.

Предпринимательство в  Республике Беларусь играет важную роль в социально-экономическом развитии, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности. Анализ инновационной деятельности хозяйствующих субъектов позволяют проследить чрезвычайно важный процесс зарождения научно-технического прогресса на уровне предприятия – главного субъекта инновационной деятельности в рыночной экономике.

  Отраслевая структура  малого предпринимательства неоднородна. По итогам 2012 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле и общественном питании – 61,2%. В промышленности сосредоточено – 33,6%, в строительстве – 21,3%, в транспорте – 8,5% от общего количества малых предприятий. Анализ показателей последних лет свидетельствует о постепенных изменениях в отраслевой структуре предпринимательского сектора в сторону увеличения.

Информация о работе Тенденции развития предпринимательства в системе экономических интересов