Тенденции развития предпринимательства в системе экономических интересов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в значительной степени повлиял на принципы социально-экономической жизни общества, способствовал проявлению предпринимательской инициативы, становлению и развитию частной собственности. Фактически начала формироваться новая социальная среда – социальный слой представителей малого и среднего бизнеса.
Малое предпринимательство – это важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Способствует формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности

Файлы: 1 файл

курсовая 1 курс.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Производственное  предпринимательство как форма самостоятельной и инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли, предполагает осуществление непосредственных производственных функций, то есть производство продукции, выполнение работ или оказание услуг, которые в качестве товара подлежат последующей реализации конечным потребителем или посредником.

Содержание коммерческого предпринимательства – деятельность на товарной стадии оборота капитала, которая охватывает обмен, распределение и потребление произведенной продукции (услуг). Главную роль здесь играют товарно-денежные и торгово-обменные операции и сделки по купле-продаже товаров (услуг).

Финансовое  предпринимательство – это деятельность предпринимателей на денежной стадии оборота капитала, когда объектом сделок выступают специфические виды товара – наличные и безналичные деньги, валюта и ценные бумаги. Относится к сфере оказания услуг, без которых практически не осуществима любая производственная и закупочно-торговая активность.

Консультационное  предпринимательство заключается в том, что определенные лица – консультанты, являющиеся квалифицированными специалистами в какой-либо области, дают на платной основе советы и рекомендации другим предпринимателям или гражданам по вопросам своей компетенции. В зарубежной практике коммерческие консультации носят название консалтинг [8, с. 21].

     Основными  факторами, обуславливающими развитие предпринимательства в нашей стране, являются:

  1. Повышение материального и культурного уровня трудящихся, расширяющие круг их интересов и запросов, порождающее потребность не только в товарах и услугах массового спроса, но и индивидуального характера.
  2. Развитие предпринимательства как одна из реальных форм связи производителя с собственностью на средства производства.
  3. Необходимость создания конкуренции производства в условиях действия антимонопольного законодательства. Она возможна только в том случае, если товар производится на нескольких предприятиях.
  4. Необходимость коренным образом соединить интересы науки и производства.
  5. Желание западных партнёров, капитал которых мы стремимся привлечь в страну, в большей мере иметь дело с предприятиями негосударственных форм собственности, т.е. с предпринимательскими структурами.

Если говорить о мотивах  предпринимательской деятельности, то основными из них можно выделить:

  • Возможность самовыражения личности, позволяющая работнику в максимальной мере проявить своё искусство, способности и трудовые навыки для общего блага.
  • Возможность включения в производство части финансовых средств населения и дополнительные трудовые ресурсы, к которым относятся пенсионеры, лица с ограниченной трудоспособностью, домохозяйки, студенты, а также те, которые за пределами основного рабочего дня в государственных, кооперативных, других общественных предприятиях, организациях могут заниматься предпринимательской деятельностью.
  • Желание граждан законным путём повышать свои доходы,  и тем самым обеспечить достойные, соответствующие сложившимся в обществе потребительским стандартам, условия жизни себе и своей семье. [5, с. 23].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 3 Государственное регулирование предпринимательской деятельности

 

Государство осуществляет следующие функции по регулированию  предпринимательской деятельности:

  1. Создаёт правовое поле для развития предпринимательства: разрабатывает необходимые законы и нормативные акты, определяет права собственности, а также обеспечивает контроль качества предпринимательской продукции.
  2. Обеспечивает надлежащий правопорядок в стране и её национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности.
  3. Стабилизирует экономическое развитие посредством проведения соответствующей экономической политики.
  4. Обеспечивает социальную защиту и выдаёт социальные гарантии наёмным работникам путём установления минимальной заработной платы, пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице, оказания помощи малоимущим, индексации доходов населения в связи с инфляцией.
  5. Принимает меры по защите конкуренции и ограничению монополии.
  6. Разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности.
  7. Организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы.

Условия вмешательства  государства в предпринимательскую  деятельность могут быть  негативными  и позитивными.

Негативные – это условия проявления отрицательных тенденций в различных сферах экономики, которые негативно влияют на предпринимательскую деятельность.    Роль государства в этом случае заключается в выявлении негативных тенденций и принятия мер по их установлению.

Позитивные  условия – проявление положительных тенденций. Роль государства здесь видится в их своевременном выявлении и поддержании. [17, с. 67].

Методами государственного воздействия на предпринимательскую  деятельность являются: экономические  и административные методы.

Экономические методы:

    • налогообложение;
    • перераспределение доходов и ресурсов;
    • ценообразование;
    • кредитно-финансовые механизмы;
    • осуществление государственной предпринимательской деятельности.

Административные методы:

  • принятие и корректировка законодательства;
  • контроль за его соблюдением.

Государство проводит экономическую  политику, которая включает:

 Фискальную политику – регулирование государственным бюджетом и налогообложения. Она проводится с помощью следующих средств:

  1. в период спада производства осуществляется финансирование общественных работ, государственных программ по поддержанию отраслей и форм;
  2. в период подъема уменьшаются размеры налогов, взимаемых с населения и предприятий, что ведёт к повышению платежеспособного спроса и возможностей для инвестирования у предприятий, а следовательно, и к оживлению экономики;
  3. разрабатывается гибкая система налогообложения, предусматривающая возможность получения льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики; льгот малых предприятий, а также предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства;

кредитно-денежную политику – целенаправленное управление со стороны государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые в свою очередь воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос.

научно-техническую политику – обеспечение комплексного развития науки и техники, которая предусматривает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники, государственную поддержку их развития путем финансирования, осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики, совершенствование системы оплаты труда научных работников, участие в международном научно-техническом сотрудничестве.

амортизационную политику – определение норм амортизации, порядка ее исчисления и использования;

инвестиционную  политику – регулирование темпов роста производства, ускорения НТП, изменение отраслевой структуры экономики. Основная задача – освобождение государства от функции основного инвестора и создание условий для привлечения частных инвестиций в экономику;

осуществление государственного предпринимательства  – участие государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг;

индикативное  прогнозирование и планирование, регулирование экономическим развитием. Оно основано на результатах анализа развития экономики исходя из имеющихся ресурсов. Результатом его являются такие основные макроэкономические плановые показатели, как темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровни инфляции, безработицы, минимальной заработной платы труда, процентные ставки кредитов и другие, а также определение способов их достижения и регулирования в случае невыполнения плана;

ценовую политику – регулирование цен на важнейшие товары и услуги первой необходимости, на продукцию монополистов с помощью определения предельных и фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности;

внешнеэкономическую и социальную политику – обеспечение условий притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных  предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов [13, с. 62].

Главной целью государственного регулирования предпринимательского сектора в странах, которых находятся в состоянии экономической трансформации, является стимулирование предпринимательской активности населения посредством благоприятной деловой среды.

Использование административного  воздействия в процессе государственного регулирования призвано решать следующие важнейшие задачи:

  1. обеспечение равных условий хозяйствования и развития конкурентной среды;
  2. повышение ответственности субъектов предпринимательства за результаты хозяйственной деятельности;
  3. устранения правовых, административных, экономических и организационных препятствий на пути развития предпринимательства;
  4. защита потребителей от некачественных товаров и услуг.

Можно сделать вывод, что государственное регулирование присуще любой экономической системе. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, а также для предотвращения негативных социальных и экономических процессов.

 

 

 

ГЛАВА 2. развитие  предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

 

2.1 Поддержки  малого и среднего предпринимательства  в Республике Беларусь

 

В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства  в организации и осуществлении  предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности и в ходе ведения хозяйственной деятельности, в республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты инфраструктуры).

Деятельность субъектов  инфраструктуры регламентируется Законом  Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. “О поддержке малого и среднего предпринимательстве”, указами Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 “О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства” и от 29 марта 2012 г. № 150 ”О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом“, а также постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 1911 “О мерах по реализации Закона Республики Беларусь “О поддержке малого и среднего предпринимательства”.

На 1 января 2013 г. в республике действовали 83 центра поддержки предпринимательства (далее – центры) и 15 инкубаторов малого предпринимательства (далее – инкубатор).

По состоянию на 1 января 2012 г. в республике действовали 76 центров  и 15 инкубаторов.

На 1 января 2013 г. доля субъектов  инфраструктуры (31 центр и 1 инкубатор), действующих в малых, средних городских поселениях и сельской местности, возросла по сравнению с 2011 годом (26 центров и 1 инкубатор или 29,6%) и составила 32,6% от общего количества центров.

Из действующих в  республике субъектов инфраструктуры 78,6 % от общего их количества (98 субъектов инфраструктуры) являются организациями частной формы собственности, 15 % – коммунальной, 6 % - республиканской.

Осуществляют деятельность свыше 10 лет – 19 субъектов инфраструктуры или 19,3% от численности действующих субъектов инфраструктуры, свыше 5 лет – 19 субъектов инфраструктуры (19,3%), 3-5 лет – 12 субъектов инфраструктуры (12,2 %), 1-3 лет – 38 субъектов инфраструктуры (38,7%), до 1 года – 10 субъектов инфраструктуры (10,5%).

Центры оказывают субъектам предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.) информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.

Информация о работе Тенденции развития предпринимательства в системе экономических интересов