Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:59, курсовая работа
Переход к рыночным отношениям в значительной степени повлиял на принципы социально-экономической жизни общества, способствовал проявлению предпринимательской инициативы, становлению и развитию частной собственности. Фактически начала формироваться новая социальная среда – социальный слой представителей малого и среднего бизнеса.
Малое предпринимательство – это важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Способствует формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности
В 2012 году в центры республики по различным
вопросам организации и осуществления
предпринимательской
Структура обратившихся в центры за услугами клиентов представлена на Диаграмме 1.
Диаграмма 1
Наиболее актуальными
для субъектов
В Витебской области 25% клиентов центров осуществляют деятельность в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях.
В Гомельской (ЗАО ”Гомельское региональное агентство экономического развития“, ООО ”Светлогорский деловой партнер“), Минской (ОДО ”Дисконтгрупп“) и Могилевской (УКП ”Могилевский городской центр развития малого предпринимательства“) областях центрами совместно с райгорисполкомами проводились выездные семинары по вопросам применения льгот и преференций, предусмотренных указанным Декретом, а также оказывалось содействие субъектам предпринимательства в подготовке документов для их получения, разработаны и изданы информационные материалы о применении норм указанных декретов Президента Республики Беларусь.
Еще одним актуальным направлением деятельности центров является развитие производственной кооперации (субконтрактации). В рамках реализации этого направления РУП ”Центр научно-технической и деловой информации“ (г.Гомель) проведена Международная научно-практическая конференция ”Кооперационное и субконтрактационное взаимодействие как механизм развития инновационного предпринимательства“, участие в которой приняли 64 представителя государственных органов управления, общественных объединений предпринимателей, научных, образовательных и других организаций из Республики Беларусь, Российской Федерации и Великобритании. В Могилевской области РУП ”ЦНТИ“ проведена межрегиональная конференция ”Субконтрактация и импортозамещение“ (81 участник), по результатам которой было достигнуто около 15 договоренностей о сотрудничестве, а также заключены между крупными предприятиями и субъектами малого предпринимательства (в том числе индивидуальными предпринимателями) соответствующие договоры на изготовление запасных частей к оборудованию на сумму более 400 млн.рублей, внедрение способа очистки сточных вод предприятий молочной, мясной, лесной, нефтехимической отрасли и хозяйственно-бытовых сточных вод, внедрение инновационных композитных решений для дорожного, гражданского и промышленного строительства, поставку пружин и т.д.
С целью вовлечения молодежи
в предпринимательскую
В сотрудничестве с ООО ”Стартап технологии“ (г. Минск) Гродненским областным учреждением финансовой поддержки предпринимателей проведены два конкурса инвестиционных бизнес - проектов ”Гродненский ИнвестУикенд“, УКП ”Могилевский городской центр развития малого предпринимательства“ областной конкурс бизнес - проектов ”Второй Могилевский Invest Weekend“. Аналогичные мероприятия проведены на базе ОДО ”Витебский бизнес-центр“.
ООО ”Чейнз Актив Групп“ (Минская область, Узденский район, д.Дещенка) в рамках изучения темы ”Знакомство с основами предпринимательства“ для школьников организованы и проведены экскурсии на производственные предприятия.
УКП ”Могилевский городской
центр развития малого предпринимательства“
для студентов ВУЗов Могилевско
Центр ЧТИУП ”Бизнес - Агентство Могилев“ (г.Могилев) осуществляет деятельность по формированию инвестиционного имиджа Могилевской области, привлечению инвестиций посредством предоставления инвестиционных консалтинговых услуг инвесторам, желающим инвестировать в экономику региона. Интересен опыт реализации центром ООО ”Центр деловых услуг“ (г. Могилев) совместно с Могилевскими облисполкомом и горисполкомом инициативы ”Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства Могилевской области в экспортной деятельности путем создания постоянно действующей ”Школы экспортера“ при данном центре (проведены 5 семинаров с участием 80 человек).
Для реализации задач, предусмотренных законодательством, действующие в республике центры имеют кадровый потенциал и помещения, необходимое компьютерное и офисное оборудование.
Количество штатных сотрудников центров на 1 января 2013 г. составило 683 человека (на 1 января 2012 г. - 676 человек). Большинство сотрудников центров имеют высшее экономическое, юридическое, а также педагогическое и техническое образование.
Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Субъектам малого предпринимательства предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрению в производство современных технологий [6, с. 41].
Инкубаторы действуют во всех областях республики, за исключением Брестской области, и г. Минске.
Всего по состоянию на 1 января 2013 г. в республике действовало 16 инкубаторов (Витебской, Гомельской, Гродненской областях по 1 инкубатору, Могилевской – 2, Минской – 3, г. Минске – 7).
Специалисты инкубаторов обеспечивают возможность предоставления арендаторам коллективного пользования оргтехникой, проводят обучающие семинары по вопросам предпринимательской деятельности, оказывают консалтинговые, информационные услуги, содействуют в поиске партнеров и др. Численность работников инкубаторов в 2012 году составила 125 человека (в 2011 году – 124 человека).
Субъекты малого предпринимательства размещаются в инкубаторе в соответствии с утвержденными положениями на конкурсной основе, согласно которых приоритетное право на размещение в инкубаторе имеют субъекты малого предпринимательства, осуществляющие свою деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг) внедрения новых технологий.
Общая площадь помещений инкубаторов в 2012 году составила 38522 кв.м (в 2011 году - 27266 кв.м), в том числе площади республиканской формы собственности – 11004 кв.м (12318 кв.м), коммунальной – 18496 кв.м (9566 кв.м), частной – 9022 кв.м (5382 кв.м).
Площади помещений, сдаваемых аренду в 2012 году инкубаторами субъектам малого предпринимательства составили 22931 кв.м (в 2011 году - 21037 тыс. кв.м).
Количество арендаторов в инкубаторах на 1 января 2012 г. составило 292 субъекта малого предпринимательства, на конец года – 415 субъектов малого предпринимательства.
Численность работников арендаторов на начало года составила - 2122 человека, на конец года – 2588 человек.
Таким образом, при содействии инкубаторов в течение года создано 466 новых рабочих мест (в 2011 году – 313 новых рабочих мест).
2.2 Основные проблемы развития предпринимательства в Беларуси
На основании статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего предпринимательства.
Недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки.
Как известно, финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль как при создании предприятий, так и на этапе их развития.
Так исключительно вклады учредителей явились источником стартового капитала 86% малых предприятий; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства.
По мнению руководителей малых и средних предприятий, получение банковского кредита, прежде всего, затрудняют очень высокие проценты, нереальные требования по поводу залога и гарантий возврата кредита, ограниченность сроков кредитования, длительность процедуры принятия решений, трудности, связанные с оформлением соответствующих документов, необходимость личных связей в банке.
Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых и средних предприятий существенно снижают предпринимательскую активность населения, не дают стимула к развитию производств.
Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры. Но в настоящее время банковский капитал не работает на рынке малого предпринимательства. На старте своей деятельности субъекты малого предпринимательства не имеют ликвидного обеспечения вообще, или это обеспечение не достаточно для банковского кредита. В свою очередь это создает дополнительные проблемы для банков в части необходимости резервирования, увеличивает издержки банка.
Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным. Негативное влияние на развитие предпринимательства оказывает отсутствие дифференциации размеров штрафов в отношении крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних (удельный вес издержек от штрафных санкций для малых предприятий несоизмеримо выше, чем для крупных) [15, с. 56].
Несовершенство налоговой системы усугубляется чрезмерной бюрократизацией и излишним администрированием развития малого и среднего предпринимательства со стороны государства.
Препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных подзаконными актами, существенно затрудняют предпринимательскую деятельность. Все нормативные документы, регламентирующие деятельность малых и средних предприятий, готовились теми или иными властными структурами, и каждый из этих нормативных актов, рассматриваемых в отдельности, содержит логичные требования, однако в совокупности они создают труднопреодолимые барьеры на пути осуществления предпринимательской деятельности.
Отсутствие или
Излишне усложненная процедура добровольной ликвидации юридических лиц. В результате этого имеется значительное количество неработающих фирм, которые существуют лишь формально.
Административные барьеры. Основными препятствиями для совершенствования процедуры регистрации являются:
2. Большой перечень оснований для отказа в регистрации. Наличие обширного перечня оснований для отказа в регистрации порождает субъективизм и коррупцию в государственных органах.
3. Наличие требования нотариального заверения учредительных документов (и их копий) и высокие ставки государственных нотариальных пошлин. Поскольку стоимость услуг нотариата достаточно высокая, а количество заверяемых документов большое, общая стоимость процедуры регистрации остается значительной. Нотариальные расходы составляют существенную долю общих затрат на регистрацию.
4. Большое количество требуемых для регистрации документов. Количество документов, представляемых лишь в государственный регистрирующий орган, все еще остается большим. Даже при наличии принципа «одного окна» это ведет к необходимости обмена данными между различными органами, что усложняет их работу.
5. Принятие решения о регистрации коллегиально - заседанием исполнительного комитета [18, с. 22].
ГЛАВА 3. Направления развития предпринимательства в Беларуси
3.1 Преодоление административных барьеров
Барьеры на пути развития
субъектов хозяйствования появляются
в экономической среде как
следствие несовершенства государственного
административного
В число основных
административных барьеров
Информация о работе Тенденции развития предпринимательства в системе экономических интересов