Тенденции развития предпринимательства в системе экономических интересов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в значительной степени повлиял на принципы социально-экономической жизни общества, способствовал проявлению предпринимательской инициативы, становлению и развитию частной собственности. Фактически начала формироваться новая социальная среда – социальный слой представителей малого и среднего бизнеса.
Малое предпринимательство – это важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Способствует формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности

Файлы: 1 файл

курсовая 1 курс.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

В 2012 году в центры республики по различным  вопросам организации и осуществления  предпринимательской деятельности обратились 102645 человек (в 2011 году – 82974 человек). По актуальной для предпринимателей тематике проведены 4985 курсов, семинаров (в 2011 году – 2696), в которых приняли участие 52501 человек (47647 человек).

Структура обратившихся в центры за услугами клиентов представлена на Диаграмме 1.

 

 

 

Диаграмма 1

 

Наиболее актуальными  для субъектов предпринимательства  темами в 2012 году были организация предпринимательской деятельности в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях, в том числе с учетом применение норм Декретом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 ”О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности“.

В Витебской области 25% клиентов центров  осуществляют деятельность в сельских населенных пунктах и малых городских  поселениях.

В Гомельской (ЗАО ”Гомельское  региональное агентство экономического развития“, ООО ”Светлогорский деловой партнер“), Минской (ОДО ”Дисконтгрупп“) и Могилевской (УКП ”Могилевский городской центр развития малого предпринимательства“) областях центрами совместно с райгорисполкомами проводились выездные семинары по вопросам применения льгот и преференций, предусмотренных указанным Декретом, а также оказывалось содействие субъектам предпринимательства в подготовке документов для их получения, разработаны и изданы информационные материалы о применении норм указанных декретов Президента Республики Беларусь.

Еще одним актуальным направлением деятельности центров  является развитие производственной кооперации (субконтрактации). В рамках реализации этого направления РУП ”Центр научно-технической и деловой информации“ (г.Гомель) проведена Международная научно-практическая конференция ”Кооперационное и субконтрактационное взаимодействие как механизм развития инновационного предпринимательства“, участие в которой приняли 64 представителя государственных органов управления, общественных объединений предпринимателей, научных, образовательных и других организаций из Республики Беларусь, Российской Федерации и Великобритании. В Могилевской области РУП ”ЦНТИ“ проведена межрегиональная конференция ”Субконтрактация и импортозамещение“ (81 участник), по результатам которой было достигнуто около 15 договоренностей о сотрудничестве, а также заключены между крупными предприятиями и субъектами малого предпринимательства (в том числе индивидуальными предпринимателями) соответствующие договоры на изготовление запасных частей к оборудованию на сумму более 400 млн.рублей, внедрение способа очистки сточных вод предприятий молочной, мясной, лесной, нефтехимической отрасли и хозяйственно-бытовых сточных вод, внедрение инновационных композитных решений для дорожного, гражданского и промышленного строительства, поставку пружин и т.д.

С целью вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность центрами областей (г. Минска) проводились семинары, ”круглые столы“, а также конкурсы бизнес - проектов.

В сотрудничестве с ООО  ”Стартап технологии“ (г. Минск) Гродненским областным учреждением финансовой поддержки предпринимателей проведены два конкурса инвестиционных бизнес - проектов ”Гродненский ИнвестУикенд“, УКП ”Могилевский городской центр развития малого предпринимательства“ областной конкурс бизнес - проектов ”Второй Могилевский Invest Weekend“. Аналогичные мероприятия проведены на базе  ОДО ”Витебский бизнес-центр“.

ООО ”Чейнз Актив Групп“ (Минская область, Узденский район, д.Дещенка) в рамках изучения темы ”Знакомство с основами предпринимательства“ для школьников организованы и проведены экскурсии на производственные предприятия.

УКП ”Могилевский городской  центр развития малого предпринимательства“ для студентов ВУЗов Могилевской области проведен ряд мероприятий (семинаров и ”круглых столов“) на темы ”Молодежное предпринимательство. Инвестиционный имидж Могилева“, ”Развитие молодежного предпринимательства в Могилевской области“, организовано участие студенческих команд области в деловой республиканской игре ”Железный предприниматель“ в онлайн - режиме, организован конкурс студенческих научно-практических работ ”Имидж Могилева как инструмент привлечения инвестиций“.

Центр ЧТИУП ”Бизнес - Агентство Могилев“ (г.Могилев) осуществляет деятельность по формированию инвестиционного имиджа Могилевской области, привлечению инвестиций посредством предоставления инвестиционных консалтинговых услуг инвесторам, желающим инвестировать в экономику региона. Интересен опыт реализации центром ООО ”Центр деловых услуг“ (г. Могилев) совместно с Могилевскими облисполкомом и горисполкомом инициативы ”Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства Могилевской области в экспортной деятельности путем создания постоянно действующей ”Школы экспортера“ при данном центре (проведены 5 семинаров с участием 80 человек).

Для реализации задач, предусмотренных  законодательством,  действующие  в республике центры имеют кадровый потенциал и помещения, необходимое  компьютерное и офисное оборудование.

Количество штатных сотрудников центров на 1 января 2013 г. составило 683 человека (на 1 января 2012 г. - 676 человек). Большинство сотрудников центров имеют высшее экономическое, юридическое, а также педагогическое и техническое образование.

Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Субъектам малого предпринимательства предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрению в производство современных технологий [6, с. 41].

Инкубаторы действуют  во всех областях республики, за исключением  Брестской области, и г. Минске.

Всего по состоянию на 1 января 2013 г. в республике действовало 16 инкубаторов (Витебской, Гомельской, Гродненской областях по 1 инкубатору, Могилевской – 2, Минской – 3, г. Минске – 7).

Специалисты инкубаторов  обеспечивают возможность предоставления арендаторам коллективного пользования оргтехникой, проводят обучающие семинары по вопросам предпринимательской деятельности, оказывают консалтинговые, информационные услуги, содействуют в поиске партнеров и др. Численность работников инкубаторов в 2012 году составила 125 человека (в 2011 году – 124 человека).

Субъекты малого предпринимательства  размещаются в инкубаторе в соответствии с утвержденными положениями  на конкурсной основе, согласно которых  приоритетное право на размещение в  инкубаторе имеют субъекты малого предпринимательства, осуществляющие свою деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг) внедрения новых технологий.

Общая площадь помещений  инкубаторов в 2012 году составила  38522 кв.м (в 2011 году - 27266 кв.м), в том  числе площади республиканской  формы собственности – 11004 кв.м (12318 кв.м), коммунальной – 18496 кв.м (9566 кв.м), частной – 9022 кв.м (5382 кв.м).

Площади помещений, сдаваемых аренду в 2012 году инкубаторами субъектам малого предпринимательства составили 22931 кв.м (в 2011 году - 21037 тыс. кв.м).

Количество арендаторов  в инкубаторах на 1 января 2012 г. составило 292 субъекта малого предпринимательства, на конец года – 415 субъектов малого предпринимательства.

Численность работников арендаторов на начало года составила - 2122 человека, на конец года – 2588 человек.

Таким образом, при содействии инкубаторов в течение года создано 466 новых рабочих мест (в 2011 году – 313 новых рабочих мест).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные проблемы развития предпринимательства в Беларуси

 

На основании статистических и аналитических данных можно  выделить ряд основных проблем, с  которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего предпринимательства.

Недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки.

Как известно, финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль как при создании предприятий, так и на этапе их развития.

Так исключительно вклады учредителей явились источником стартового капитала 86% малых предприятий; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства.

По мнению руководителей  малых и средних предприятий, получение банковского кредита, прежде всего, затрудняют очень высокие проценты, нереальные требования по поводу залога и гарантий возврата кредита, ограниченность сроков кредитования, длительность процедуры принятия решений, трудности, связанные с оформлением соответствующих документов, необходимость личных связей в банке.

Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых и средних предприятий существенно снижают предпринимательскую активность населения, не дают стимула к развитию производств.

Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры. Но в настоящее время банковский капитал не работает на рынке малого предпринимательства. На старте своей деятельности субъекты малого предпринимательства не имеют ликвидного обеспечения вообще, или это обеспечение не достаточно для банковского кредита. В свою очередь это создает дополнительные проблемы для банков в части необходимости резервирования, увеличивает издержки банка.

Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным. Негативное влияние на развитие предпринимательства оказывает отсутствие дифференциации размеров штрафов в отношении крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних (удельный вес издержек от штрафных санкций для малых предприятий несоизмеримо выше, чем для крупных) [15, с. 56].

Несовершенство налоговой  системы усугубляется чрезмерной бюрократизацией и излишним администрированием развития малого и среднего предпринимательства со стороны государства.

Препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных подзаконными актами, существенно затрудняют предпринимательскую деятельность. Все нормативные документы, регламентирующие деятельность малых и средних предприятий, готовились теми или иными властными структурами, и каждый из этих нормативных актов, рассматриваемых в отдельности, содержит логичные требования, однако в совокупности они создают труднопреодолимые барьеры на пути осуществления предпринимательской деятельности.

Отсутствие или противоречивость законодательных актов, возможность  их неоднозначного толкования и применения, бюрократическая запутанность процедур регистрации бизнеса, лицензирования деятельности, сертификации продукции, оформления прав собственности и т.д., а также связанные с этим значительные финансовые издержки остаются главными проблемами в деятельности малого предприятия.

Излишне усложненная  процедура добровольной ликвидации юридических лиц. В результате этого имеется значительное количество неработающих фирм, которые существуют лишь формально.

Административные  барьеры. Основными препятствиями для совершенствования процедуры регистрации являются:

  1. Разрешительный принцип регистрации, действующий в Беларуси. Регистрирующие органы по-прежнему осуществляют контроль над содержанием учредительных документов.

2.   Большой перечень оснований для отказа в регистрации. Наличие обширного перечня оснований для отказа в регистрации порождает субъективизм и коррупцию в государственных органах.

3. Наличие требования нотариального заверения учредительных документов (и их копий) и высокие ставки государственных нотариальных пошлин. Поскольку стоимость услуг нотариата достаточно высокая, а количество заверяемых документов большое, общая стоимость процедуры регистрации остается значительной. Нотариальные расходы составляют существенную долю общих затрат на регистрацию.

4. Большое количество требуемых для регистрации документов. Количество документов, представляемых лишь в государственный регистрирующий орган, все еще остается большим. Даже при наличии принципа «одного окна» это ведет к необходимости обмена данными между различными органами, что усложняет их работу.

5. Принятие решения о регистрации коллегиально - заседанием исполнительного комитета [18, с. 22].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Направления развития  предпринимательства  в  Беларуси

 

3.1 Преодоление  административных барьеров

 

Барьеры на пути развития субъектов хозяйствования появляются в экономической среде как  следствие несовершенства государственного административного регулирования  их деятельности путем принятия законодательных  и иных нормативных актов. В связи  с этим Правительство, как исполнительный орган власти, обязано прилагать значительные усилия для того, чтобы ослабить в разумных пределах административное воздействие на развитие малых  и средних предприятий и инициировать такие реформы в конкретных направлениях и областях, которые будут способствовать реализации экономического потенциала нового сектора экономика.

   В число основных  административных барьеров входят: статистическая, оперативная, специальная  отчетность; получение лицензий, сертификатов, регистрационных удостоверений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; открытие (закрытие) банковских счетов.

Информация о работе Тенденции развития предпринимательства в системе экономических интересов