Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 15:48, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что на данный момент в России очень велик процент теневых доходов, который составляет более 25% ВВП, а эти деньги могли бы пойти на становление и развитие малого бизнеса, снижение социальной напряженности, повышение эффективности государственных финансов за счет увеличения реальной базы налогообложения предпринимательского сектора.
Передача «неучтенных» наличных денег клиенту
Рисунок 3 - Общая схема перевода ресурсов в теневой оборот с использованием фиктивных сделок [10, ел. ресурс]
Такой договор служит основанием для перевода денег со счета фирмы налогоплательщика на счет подставной фирмы – однодневки, которая потом за вычетом своей комиссии возвращает их уже как неучтенные. Такие деньги обычно используются для выплат неучтенной заработной платы работникам, формирования личных доходов менеджеров и собственников предприятий – налогоплательщиков и т.д. В общем операции по обналичиванию денежных средств, ведут к изменению реальной структуры издержек за счет замещения зарплаты и прибыли, которые облагаются НДС, подоходным налогом и социальными выплатами, налогом на прибыль и оборотными налогами, фиктивными материальными затратами, которые на практике облагаются лишь оборотными налогами.
Критериями выявления схем ухода от налогов с использованием фиктивных сделок могут быть наличие слишком низкого уровня официально начисленной заработной платы, плохие (по сравнению с другими подобными предприятиями) формальные показатели финансовой отчетности.
Еще одной разновидностью способов скрытия или занижения результатов официальной деятельности с переводом ресурсов в теневой оборот является неэквивалентный обмен. В таком случае заранее и целенаправленно изменяются стоимостные пропорции, используются системы взаимозачетов и занижения отпускных цен, обмениваются акции разной степени ликвидности, выдаются кредиты под заранее завышенные проценты. Помимо этого, в составе этой группы способов следует отметить неоприходование наличной выручки, у которой главная цель – скрыть поступление денежных средств по законно осуществляемой операции. Это приводит к неуплате налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на пользователей автодорог и т.д.
3. Освобождение от платежей
- неправомерное использование
льготных режимов налогообложен
- искусственные платежи или задержки платежей.
Неправомерное использование льготных режимов налогообложения
обрисовывается тем, что изменение налоговой отчетности не происходит, т.е.
не возникает нарушения бухгалтерского учета. При таком способе широко применяется введение специальных налоговых режимов и льготное налогообложение отдельных категорий налогоплательщиков. До недавнего времени, например, активно использовался труд инвалидов, так как законодательством были установлены значительные льготы для такой категории граждан. К еще одному примеру неправомерного использования льготных режимов можно отнести тот факт, что длительное время льготный режим
налогообложения применялся
предприятиями, которые зарегистрированы
в свободных экономических
Вторая группа способов освобождения от платежей – искусственные платежи или задержки платежей. Например, не потеряла актуальности проблема неплатежей в бюджеты различных уровней. При этом схемы уклонения от таких платежей могут быть самыми различными и напрямую зависят от действующего и меняющегося законодательства.
Более распространенным способом осуществления теневой деятельности у физических лиц является уклонение (отказ) от подачи декларации о доходах или изменение сведений, представленных в ней, что ведет к уклонению от уплаты налога на доходы физических лиц.
2.2 Признаки и причины коррупции
В настоящее время проблема распространения коррупции затрагивается как одна из наиболее актуальных угроз экономической безопасности России. Процветание того или иного негативного явления, включая такое явление, как коррупция, невозможно без его мощной подпитки материальными или другими ресурсами, т.е. без экономической базы. Большинство специалистов видят такую базу в теневой экономике. Вдобавок, понятие «теневая экономика» и «коррупция» вообще нельзя рассматривать отдельно друг от друга, потому что в большинстве случаев использование субъектами экономической деятельности теневых операций определено «коррупционным сговором» бизнеса и органов власти. С другой стороны, материальные ресурсы, которые вовлечены в теневой оборот, являются основным источником доходов коррумпированных лиц. Можно даже сказать что предприниматель и коррумпированный чиновник нужны друг другу; так как первый, если окажется в теневой среде, не сможет находится без оплачиваемого покровительства второго.
В широком смысле коррупция – это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения, а также продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В узком смысле, коррупция – это ситуация, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду, какая – либо другая сторона (например, фирма, которая получает государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.
Криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности (нефть, газ, редкие металлы), по оценкам российских правоохранительных органов, тратят до 50% прибыли на подкуп должностных лиц. Согласно самым скромным подсчетам, суммарные потери от коррупции в нашей стране составляют не менее 20 млрд. долл. в год (существуют версии, согласно которым потери от коррупции составляют около 70 млрд. в год).
Характерные признаки коррупции:
• принимается такое решение, которое нарушает закон или неписанные общественные нормы;
• партнеры действуют по обоюдному согласию;
• обе стороны получают нелегальные преимущества и выгоды;
•все участники сделки стараются скрыть свои действия.
В условиях высокой распространенности коррупции государство не может избежать отсутствия произвола со стороны собственных чиновников в рамках официальных, легальных действий, которые связаны с регулированием рынка. В итоге предприятия вынуждены улаживать свои проблемы с помощью взяток, для которых им необходимы неучтенные наличные. Тем самым, создается простор для дальнейшего развития теневой экономики, так как сделки, в которых принимают участие коррумпированные чиновники, почти невозможно оспорить в суде, и они редко облагаются налогами. В результате коррупция способствует уклонению от налогов, слабому налоговому управлению и неправомерному освобождению от уплаты налогов.
Бизнесмены, которые участвуют в коррупции, работают в теневой экономике и не платят налоги в полном объеме. Вследствие чего, государство не может обеспечивать экономический рост. Очень частыми являются случаи, когда взятки предлагаются государственным чиновникам, чтобы компенсировать низкое качество товаров или услуг, которые в ходе честной конкуренции, скорее всего не были востребованы.
Главными причинами высокой распространенности коррупции, ее роста в России в последние годы и проникновение почти во все сферы жизнедеятельности разными экспертами называются следующие:
●усиление государства. Как считает часть экспертов, произошло изменение политического строя: система олигархического управления, которая построена на коррупции, сменилась на систему бюрократического управления, которая в свою очередь также построена на коррупции;
●несовершенство законодательства. Главным образом это связно с тем, что в России мало законов прямого действия. Помимо этого, законодательство построено таким образом, что трудно сделать что-либо, не нарушая закон;
●низкая заработная плата государственных служащих и неразвитая система их социальной защиты;
●отсутствие общественного контроля за властью. Так же к этой причине можно отнести отсутствие независимых СМИ, являющиеся одним из элементов системы гражданского контроля;
●факторы социально- психологического и нравственного характера, к ним можно отнести психологический стресс, который испытывает население, после проведения реформ, после замены традиционных нравственных норм культом денег, богатства и роскоши, которые приводят к массовой готовности разбогатеть любой ценой, и т.д.;
●несовершенство управленческих механизмов, в том числе и на уровне социальных навыков. По мнению экспертов, граждане готовы пожертвовать своими правами и своей свободой в обмен на защиту и блага, которые им предоставят властный субъект.
С точки зрения экономического развития можно выделить следующие главные негативные последствия распространения коррупции:
1) коррупция опасна для
2) коррупция снижает
3) коррупция исковеркивает
4) коррупция переназначает такие расходы, которые идут на самые обычные текущие издержки (например: здравоохранение, образование)
5) коррупция увеличивает
6) коррупция увеличивает цены
на потребительском рынке, тем
самым она наносит
Самым главным отрицательным фактором, который связан как с теневой экономикой, так и с коррупцией, является повышение риска для инвесторов. Общеизвестно, что инвестиционная, крепкая база обеспечивает устойчивый экономический рост. В настоящее время привлечение инвестиций из всех различных очагов, в том числе и прямых иностранных инвестиций, является главнейшей общенациональной задачей, и от ее решения, возможно, зависит будущее российской экономики. Инвестиционный подъем означал бы рост нового физического капитала на современной технологической основе. Ориентирование на государственные инвестиции практически не оправдывает себя, следовательно, инвестирование в крупных масштабах необходимо проводить с помощью притягивания частного капитала, как иностранного, так и отечественного.
Возможно сконструировать после всего вышесказанного следующие принципы взаимосвязи теневой экономики и коррупции:
• главные источники коррупции это неучтенные материальные ценности, а также способы их производства, обмена и потребления, распределения;
• коррупция сама по себе может воспроизводить теневую экономику, как неучтенные материальные средства, а так же способы их производства, обмена и потребления, распределения;
• при взаимосвязи теневой экономики и коррупции, в условиях системной коррупции, ведущей составной частью является коррупция;
• общество, которое поражено системной коррупцией; в нем коррупция является основным фактором сохранения и роста теневого сектора экономики.
Придерживаясь этих принципов, можно сказать, что деятельность коррумпированных чиновников, это одна из составляющих теневой экономики, так как их доходы, являются полностью незаконными, и нигде не учитываются. Теневая экономика для коррупции является питающей средой, которая в свою очередь способствует развитию теневой экономики, так как предприниматели теневого сектора, просто вынуждены использовать нелегальные услуги чиновников, как на уровне исполнительной власти, так и на уровне законодательной, оплачивая их «работу». Поэтому теневая экономика «подкармливает» чиновников – коррупционеров, создавая спрос на их незаконные услуги, а это в свою очередь, приводит к сдвигу кривой спроса и равновесной цены на данный вид услуг. Вследствие чего повышается заманчивость данного вида деятельности и увеличивается число коррумпированных лиц. Хотя с другой стороны, недобросовестные чиновники увеличивают издержки для предприятий законного производства, например, ставя их в такие условия, когда они вынуждены давать взятки. Таким образом, создается обратная связь между теневой экономикой и коррупцией. Эта обратная связь затрудняет борьбу, как с коррупцией, так и с теневым сектором.
Статистика коррупционной преступности
По данным следственного комитета генпрокуратуры, количество зарегистрированных взяток увеличилось с 6700 в 2010 г. до 8000 в 2011 г. По данным МВД, в январе — августе 2012 г. зарегистрирован 10 581 случай взяточничества — на 4 % больше, чем год назад. При этом количество зарегистрированных взяток в крупном размере (свыше 150 000 руб.) увеличилось на 13,5 % до 219. По данным Генерального прокурора РФ Юрия Чайки, в 2012 году за дачу взяток было осуждено свыше 3,5 тыс. человек, за получение взятки — 2 тыс.
В 1995 году было зарегистрировано 4,7 тыс. случаев взяточничества, в 2000 году — 7,0 тыс., в 2005 году — 9,8 тыс. В 2009—2012 годах происходило ежегодное увеличение числа зарегистрированных случаев взяток, к 2010 году оно достигло пика в 13,1 тыс. Затем началось его снижение. В 2012 году число зарегистрированных взяток опустилось до 12,0 тыс., в 2011 году — до 11,0 тыс.